г. Пермь |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А50-22888/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Гуляевой Е.И., Лесковец О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мухаметовой Д.Р.,
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Аликина Владимира Ивановича: Мирошин О.В., предъявлен паспорт, доверенность от 10.06.2022;
от ответчиков - Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края: Коньшина М.С., предъявлено удостоверение, доверенность от 25.07.2022; от Правительства Пермского края: Коньшина М.С., предъявлено удостоверение, доверенность от 11.08.2022;
от иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, представители не явились,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Аликина Владимира Ивановича,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 03 февраля 2023 года
по делу N А50-22888/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Аликина Владимира Ивановича (ОГРНИП 304594221000011, ИНН 594200120215)
к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (ОГРН 1055900361835, ИНН 5902293192), Правительству Пермского края в лице Администрации губернатора Пермского края (ОГРН 1055900364156, ИНН 5902293202)
третье лицо: Министерство агропромышленного комплекса Пермского края (ОГРН 1025901364411, ИНН 5906002581)
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114)
о признании приказа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Аликин Владимир Иванович (далее - заявитель, ИП Аликин В.И.) обратился в Арбитражный суд Пермского края к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее - Министерство), Правительству Пермского края в лице Администрации губернатора Пермского края (далее - Правительство) о признании незаконным приказа Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности от 19.07.2022 N 31-02-1-4-1330 "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую" незаконным; обязании Министерство в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект акта о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 59:26:2380104:316, площадью 5658 кв.м, 59:26:2380104:317, площадью 2000 кв.м, расположенных по адресу: Пермский край, Нытвенский г.о., тер. урочище Григорьевский перекресток, земельные участки 1, 2, из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для стоянки для автомобильного транспорта, в форме постановления Правительства Пермского края с приложением пояснительной записки и направить его в Правительство Пермского края; обязании Правительство Пермского края в лице Администрации Губернатора Пермского края в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять постановление о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 59:26:2380104:316, площадью 5658 кв.м, 59:26:2380104:317, площадью 2000 кв.м, расположенных по адресу: Пермский край, Нытвенский г.о., тер. урочище Григорьевский перекресток, земельные участки 1, 2, из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для стоянки для автомобильного транспорта, путем совершения действий по его подписанию, регистрации и опубликованию в установленном порядке, выдаче индивидуальному предпринимателю Аликину Владимиру Ивановичу и направлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости.
На основании статей 51, 200 АПК РФ к участию в деле судом первой инстанции привлечены Министерство агропромышленного комплекса Пермского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 февраля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель приводит доводы о том, что в отношении каждого земельного участка должно быть принято отдельное решение, так как каждый земельный участок расположен на разных видах земель, при этом заявитель полагает, что земельный участок с кадастровым номером 59:26:2380104:317 расположен полностью на землях многолетних лесных насаждений, по мнению заявителя, перечень земель сельскохозяйственного назначения не относит лесные насаждения к сельскохозяйственным угодьям, кроме того, согласно акту натурного обследования от 23.11.2022 сельскохозяйственные угодья на земельных участках с кадастровыми номерами 59:26:2380104:316, 59:26:2380104:317, отсутствуют. Заявитель жалобы полагает, что Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014, применению не подлежит. Указывает, что размещение стоянки на прилегающей территории рядом с придорожным кафе в иных местах невозможно, так как с двух сторон от кафе расположены другие объекты.
Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором данная сторона, ссылаясь на законность принятого судом решения, указывает на отсутствие доказательств, свидетельствующих о необходимости размещения автостоянки исключительно на спорных земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственных угодий, просит оставить решение без изменения и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 18.04.2023, представитель заявителя доводы и требования жалобы поддержал, представитель ответчиков против ее удовлетворения возразил.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Аликин Владимир Иванович является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 59:26:2380104:316, площадью 5658 кв.м и 59:26:2380104:317, площадью 2000 кв.м., расположенных по адресу: Пермский край, Нытвенский г.о., тер. урочище Григорьевский перекресток, земельные участки 1, 2, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство (земельные доли), что подтверждается выписками из ЕГРН от 29.08.2022 N КУВИ-0012022-148606956, от 29.08.2022 N КУВИ-0012022-148618799.
22.06.2022 заявитель обратился в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края с ходатайствами о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 59:26:2380104:316, 59:26:2380104:317 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для использования в качестве стоянки для автомобильного транспорта. Также в ходатайствах содержалось обоснование перевода земельных участков из одной категории в другую. К ходатайствам прилагались планово-картографические материалы.
Приказом от 19.07.2022 N 31-02-1-4-1330 Министерство отказало в переводе земельных участков из одной категории в другую. Основанием для отказа послужило заключение Министерства агропромышленного комплекса Пермского края от 08.07.2022 N 25-03.1-06-193, из которого следовало, что земельные участки расположены на землях сельскохозяйственных угодий - пашня и землях многолетних лесных насаждений.
Полагая, что данный приказ Министерства является незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Аликин В.И. обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемого приказа не соответствующим закону.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статья 42 ЗК РФ содержит императивное требование, согласно которому собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Исходя из положений пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу пункта 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (пункт 1 статьи 78 ЗК РФ).
Основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования (ст. 78 ЗК РФ).
Статьей 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственными угодьями являются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), имеющие в составе земель сельскохозяйственного назначения приоритет в использовании и подлежащие особой охране.
Согласно пунктам 1, 6 части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 1 июля 2009 N 463-ПК "О полномочиях органов государственной власти Пермского края в сфере земельных отношений" для реализации единой государственной политики в сфере земельных отношений Правительство Пермского края определяет уполномоченные исполнительные органы в сфере земельных отношений; принимает решения об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
Статьей 4 Закона N 172-ФЗ установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, в том числе в случаях: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
При этом согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допустим лишь в исключительных случаях, предусмотренных данным законом.
Согласно ч. 1 ст. 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Основанием для отказа ИП Аликину В.И. в переводе земельных участков из одной категории в другую послужило заключение Министерства агропромышленного комплекса Пермского края от 08.07.2022 N 25-03.1-06-193.
Из заключения Министерства агропромышленного комплекса Пермского края от 08.07.2022 N 25-03.1-06-193 следует, что использование земельных участков для указанных целей (стоянка автомобильного транспорта) не относится к исключительным случаям по переводу земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, установленных ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", так как испрашиваемые к переводу из одной категорию в другую земельные участки располагались на землях сельскохозяйственных угодий - пашня, а также на землях многолетних лесных насаждений.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорные земельные участки имеют категорию "земли сельскохозяйственного назначения".
Согласно выпискам из ЕГРН от 29.08.2022 земельные участки с кадастровыми номерами 59:26:2380104:316, 59:26:2380104:317 расположены на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства (земельные доли)" (л.д. 25-30).
Управлением Росреестра по ПК также представлены сведения о том, что согласно планово-картографическому материалу с цифровой базовой карты масштаба 1:10000 на территорию Нытвенского района 2008 года, земельные участки с кадастровыми номерами 59:26:2380104:316 и 59:26:2380104:317 расположены частично на пашне и на землях многолетних лесных насаждений (л.д.58-60).
Изложенные в жалобе доводы о том, что каждый земельный участок расположен на разных видах земель, при этом земельный участок с кадастровым номером 59:26:2380104:317 расположен полностью на землях многолетних лесных насаждений, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, с учетом того, что исходя из положений ст. 79 ЗК РФ, земли, занятые многолетними насаждениями также относятся к сельскохозяйственным угодьям.
Вопреки позиции заявителя, то обстоятельство, что размещение стоянки на прилегающей территории рядом с придорожным кафе в иных местах невозможно, так как с двух сторон от кафе расположены другие объекты не является безусловным основанием для удовлетворения ходатайства о переводе из одной категорию в другую, так как при разрешении вопроса о возможности перевода земельного участка должны быть установлены объективные обстоятельства, свидетельствующие об исключительности конкретного случая, а, учитывая, что судом не были установлены такие объективные обстоятельства, принимая во внимание, что основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования и то, что земли сельскохозяйственных угодий подлежат особой охране, по мнению суда апелляционной инстанции, перевод спорных земельных участков из одной категории в другую в данном случае не допустим.
В связи с установлением ограничения перевода земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" закреплен основной принцип, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, - сохранение целевого использования земельных участков (подпункт 1 пункта 3 статьи 1).
Федеральным законом от 29 декабря 2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" предусмотрено, что одной из основных целей государственной аграрной политики является сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов (пункт 3 части 2 статьи 5).
В соответствии Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20, продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны (пункт 6).
Согласно Доктрине, одними из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности являются: повышение урожайности сельскохозяйственных культур, сохранение, восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, соблюдение технологий производства сельскохозяйственных культур, вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель (пункт 19).
С учетом изложенного, поскольку земельные участки расположены на землях сельскохозяйственных угодий (к которым могут относиться как пашни, так и земли, занятые многолетними насаждениями), исключительности, при которой допустим перевод земельных участков сельскохозяйственного назначения в другую категорию, суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 февраля 2023 года по делу N А50-22888/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
Е. И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-22888/2022
Истец: Аликин Владимир Иванович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГУБЕРНАТОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ, МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПЕРМСКОГО КРАЯ, Правительство Пермского края, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ