Екатеринбург |
|
07 августа 2023 г. |
Дело N А50-22888/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Тороповой М.В., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Аликина Владимира Ивановича (далее - предприниматель Аликин В.И., предприниматель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприниматель Аликин В.И. (заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее - Министерство), Правительству Пермского края в лице Администрации Губернатора Пермского края (далее - Правительство) о признании незаконным приказа Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности от 19.07.2022 N 31-02-1-4-1330 "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую" незаконным; обязании Министерство в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект акта о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 59:26:2380104:316, площадью 5658 кв. м, 59:26:2380104:317, площадью 2000 кв. м, расположенных по адресу: Пермский край, Нытвенский г.о., тер. урочище Григорьевский перекресток, земельные участки 1, 2, из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для стоянки для автомобильного транспорта, в форме Постановления Правительства Пермского края с приложением пояснительной записки и направить его в Правительство Пермского края; обязании Правительство Пермского края в лице Администрации Губернатора Пермского края в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять постановление о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 59:26:2380104:316, площадью 5658 кв. м, 59:26:2380104:317, площадью 2000 кв. м, расположенных по адресу: Пермский край, Нытвенский г.о., тер. урочище Григорьевский перекресток, земельные участки 1, 2, из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для стоянки для автомобильного транспорта, путем совершения действий по его подписанию, регистрации и опубликованию в установленном порядке, выдаче предпринимателю Аликину В.И. и направлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости.
К участию в деле судом привлечены Министерство агропромышленного комплекса Пермского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Аликин В.И. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в отношении каждого земельного участка должно быть принято отдельное решение, так как каждый земельный участок расположен на разных видах земель, при этом заявитель полагает, что земельный участок с кадастровым номером 59:26:2380104:317 расположен полностью на землях многолетних лесных насаждений, по мнению заявителя, перечень земель сельскохозяйственного назначения не относит лесные насаждения к сельскохозяйственным угодьям, кроме того, согласно акту натурного обследования от 23.11.2022 сельскохозяйственные угодья на земельных участках с кадастровыми номерами 59:26:2380104:316, 59:26:2380104:317, отсутствуют. Заявитель жалобы полагает, что Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014, применению не подлежит. Указывает, что размещение стоянки на прилегающей территории рядом с придорожным кафе в иных местах невозможно, так как с двух сторон от кафе расположены другие объекты.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции проверяется судом кассационной инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судами, предприниматель Аликин В.И. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 59:26:2380104:316, площадью 5658 кв. м и 59:26:2380104:317, площадью 2000 кв. м, расположенных по адресу: Пермский край, Нытвенский г.о., тер. урочище Григорьевский перекресток, земельные участки 1, 2, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство (земельные доли), что подтверждается выписками из ЕГРН от 29.08.2022 N КУВИ-0012022-148606956, от 29.08.2022 N КУВИ-0012022-148618799.
22.06.2022 заявитель обратился в Министерство с ходатайствами о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 59:26:2380104:316, 59:26:2380104:317 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для использования в качестве стоянки для автомобильного транспорта. Также в ходатайствах содержалось обоснование перевода земельных участков из одной категории в другую. К ходатайствам прилагались планово-картографические материалы.
Приказом от 19.07.2022 N 31-02-1-4-1330 Министерство отказало в переводе земельных участков из одной категории в другую. Основанием для отказа послужило заключение Министерства агропромышленного комплекса Пермского края от 08.07.2022 N 25-03.1-06-193, из которого следовало, что земельные участки расположены на землях сельскохозяйственных угодий - пашня и землях многолетних лесных насаждений.
Полагая, что данный приказ Министерства является незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель Аликин В.И. обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемого приказа не соответствующим закону.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, подтвердил правильность содержащихся в нем выводов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации содержит императивное требование, согласно которому собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования (статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственными угодьями являются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), имеющие в составе земель сельскохозяйственного назначения приоритет в использовании и подлежащие особой охране.
Согласно пунктам 1, 6 части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 1 июля 2009 N 463-ПК "О полномочиях органов государственной власти Пермского края в сфере земельных отношений" для реализации единой государственной политики в сфере земельных отношений Правительство Пермского края определяет уполномоченные исполнительные органы в сфере земельных отношений; принимает решения об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
Статьей 4 Закона N 172-ФЗ установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, в том числе в случаях: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
При этом согласно части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допустим лишь в исключительных случаях, предусмотренных данным Законом.
Согласно части 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Основанием для отказа ИП Аликину В.И. в переводе земельных участков из одной категории в другую послужило заключение Министерства агропромышленного комплекса Пермского края от 08.07.2022 N 25-03.1-06-193.
Из заключения Министерства агропромышленного комплекса Пермского края от 08.07.2022 N 25-03.1-06-193 следует, что использование земельных участков для указанных целей (стоянка автомобильного транспорта) не относится к исключительным случаям по переводу земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, установленных ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", так как испрашиваемые к переводу из одной категорию в другую земельные участки располагались на землях сельскохозяйственных угодий - пашня, а также на землях многолетних лесных насаждений.
При рассмотрении спора судами установлено, что спорные земельные участки имеют категорию "земли сельскохозяйственного назначения".
Согласно выпискам из ЕГРН от 29.08.2022 земельные участки с кадастровыми номерами 59:26:2380104:316, 59:26:2380104:317 расположены на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства (земельные доли)".
Согласно планово-картографическому материалу с цифровой базовой карты масштаба 1:10000 на территорию Нытвенского района 2008 года, земельные участки с кадастровыми номерами 59:26:2380104:316 и 59:26:2380104:317 расположены частично на пашне и на землях многолетних лесных насаждений.
Вопреки доводам кассационной жалобы заявителя, судами двух инстанций, верно, отмечено, что земли, занятые многолетними насаждениями также относятся к сельскохозяйственным угодьям.
Ссылка на то, что размещение стоянки на прилегающей территории рядом с придорожным кафе в иных местах невозможно, так как с двух сторон от кафе расположены другие объекты правомерно отклонена, поскольку при разрешении вопроса о возможности перевода земельного участка должны быть установлены объективные обстоятельства, свидетельствующие об исключительности конкретного случая, а, учитывая, что судами не были установлены такие объективные обстоятельства, принимая во внимание, что основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования и то, что земли сельскохозяйственных угодий подлежат особой охране, перевод спорных земельных участков из одной категории в другую в данном случае не допустим.
С учётом изложенного, принимая во внимание установление ограничения перевода земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем правомерно отказали в иске.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции обоснованно учтено отсутствие исключительности, при которой допустим перевод земельных участков сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" закреплен основной принцип, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, - сохранение целевого использования земельных участков (подпункт 1 пункта 3 статьи 1).
Федеральным законом от 29 декабря 2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" предусмотрено, что одной из основных целей государственной аграрной политики является сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов (пункт 3 части 2 статьи 5).
В соответствии Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20, продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны (пункт 6).
Согласно Доктрине, одними из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности являются: повышение урожайности сельскохозяйственных культур, сохранение, восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, соблюдение технологий производства сельскохозяйственных культур, вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель (пункт 19).
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Аликина Владимира Ивановича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 29 декабря 2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" предусмотрено, что одной из основных целей государственной аграрной политики является сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов (пункт 3 части 2 статьи 5).
В соответствии Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20, продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны (пункт 6).
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 августа 2023 г. N Ф09-5094/23 по делу N А50-22888/2022