город Томск |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А03-19728/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чикашовой О.Н.,
судей: Аюшева Д.Н.,
Назарова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Парфёновой Д.Э., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-2199/2023) Администрации города Белокурихи Алтайского края на решение от 06.02.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-19728/2022 (судья Ланда О.В.) по иску акционерного общества "Водоканал" (659900, Алтайский край, Белокуриха город, Бийская улица, 40, ОГРН 1022200534652, ИНН 2203004501) к Администрации города Белокурихи Алтайского края (659900, Алтайский край, Белокуриха город, Братьев Ждановых улица, 9а, ОГРН 1022200535280, ИНН 2203004607) о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца - Черепанова О.Л. (паспорт, доверенность от 27.12.2022, диплом) (участие путем присоединения к веб-конференции),
от ответчика - без участия (извещен)
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал" (далее - истец, АО "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Администрации города Белокурихи Алтайского края (далее - ответчик, администрация) о взыскании 125 095 руб. 21 коп. убытков за декабрь 2021 года.
Исковые требования со ссылками на статьи 15, 16, 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком принятых на себя обязательств по выплате субсидии на основании соглашения "О предоставлении компенсации организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, часть потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на территории муниципального образования - город Белокуриха Алтайского края" от 25.08.2021.
Решением от 06.02.2023 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что все свои обязательства в рамках заключенного соглашения и в пределах бюджетных ассигнований на 2021 года администрация исполнила в полном объеме. При этом выплата компенсации за 2021 год и 2022 год противоречит бюджетному законодательству.
Истец в порядке статьи 262 АПК РФ представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами и требованиями апеллянта не согласился, просил оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечил. В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчика.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы отзыва на исковое заявление.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя истца, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением Администрации города Белокуриха от 24.02.2021 N 186 утвержден Порядок предоставления компенсации организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании город Белокуриха Алтайского края (далее - Порядок).
В соответствии с протоколом N 3 от 20.08.2021 заседания комиссии по предоставлению компенсации организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, комиссия допустила заявку АО "Водоканал" и АО "Теплоцентраль Белокуриха" к конкурсному отбору.
25.08.2021 между Администрацией (уполномоченный орган) и АО "Водоканал" (организация) заключено соглашение "О предоставлении компенсации организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, часть потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на территории муниципального образования - город Белокуриха Ал тайского края" от 25.08.2021 (далее - соглашение).
Целью предоставление компенсации является возмещение организациям части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на территории муниципального образования город Белокуриха Алтайского края (пункт 1.1 соглашения).
При расчете компенсации Организация производит расчет (перерасчет) платежей за коммунальные услуги, оплачиваемые по показаниям прибора учета, в расчет принимается фактически предоставленный объем услуги за соответствующий период (показания прибора учета, при его отсутствии - размер норматива потребления, установленный в соответствии с действующим законодательством) (пункт 1.3 соглашения).
Уполномоченный орган принимает на себя обязательства по выплате компенсации па оплату гражданами коммунальных услуг - холодную воду организации (пункт 1.4 соглашения).
В соответствии с пунктом 2.2. соглашения организация для получения компенсации обязана предоставить в уполномоченный орган:
- заявку по финансирование компенсации в следующем месяце - до 10-го числа текущего месяца, по форме согласно приложению N 2 Порядка.
- ведомость на выплату компенсации за предыдущий месяц - до 10-го числа текущего месяца, по форме согласно приложению N 3 Порядка.
К заявке прилагаются расчеты объема необходимой компенсации, по форме согласно приложению N 4 Порядка.
Финансирование расходов на выплату компенсации осуществляется уполномоченным органом в соответствии с данными ведомостей, предоставляемых организацией, ежемесячно и в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете на эти цели и не более утвержденного объема потребления населения коммунальной услуги учтенного при тарифном регулировании (пункт 2.3. соглашения).
Согласно пункту 1.2 Постановления администрации города Белокурихи от 24.02.2021 N 186 "Об утверждении порядка предоставления компенсации организациям, предоставляющим гражданам коммунальные, услуги, части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании город Белокуриха Алтайского края" (далее - Постановление N 186) предоставление компенсации организациям, части потерь в доходах, возникающих в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги и муниципальном образовании город Белокуриха Алтайского края производится за счет средств бюджета города Белокуриха Алтайского края.
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 437 от 15.12.2020 на питьевую воду, поставляемую АО "Водоканал" потребителям муниципального образования город Белокуриха на период: с 01.07.2021 по 31.12.2021 установлен тариф на питьевую воду в размере 48 руб. 02 коп., в том числе НДС.
Предельный/максимальный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, процентов за второе полугодие 2021 года в г. Белокуриха составлял 6,2 (приложение N 1 Указа Губернатора Алтайского края от 08.12.2020 N 208 "О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Алтайского края на 2021 год".
За период декабрь 2022 года АО "Водоканал" исполнило свои обязанности по соглашению.
В январе 2022 года АО "Водоканал" в уполномоченный орган были направлены документы по компенсации за услуги холодного водоснабжения за декабрь 2021 года на сумму 589 895 руб. 21 коп.
Уполномоченным органом обязательства по выплате компенсации полностью не исполнены, задолженность составила 125 095 руб. 21 коп.
В связи с ненадлежащим неисполнением обязательств по соглашению истец направил ответчику претензию с требованием погасить образовавшуюся задолженность по выплате компенсации, после чего обратился с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Тарифы представляют собой регулируемые государством в соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ цены определенных видов ресурсов (товаров, работ, услуг). Цена устанавливается исходя из экономической обоснованности затрат регулируемой организации и доступности ресурсов для потребителей, то есть с соблюдением баланса публичных и частных интересов.
Субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, не вправе игнорировать принятые в отношении них уполномоченными органами государственной власти тарифные решения и исчислять стоимость передаваемых ресурсов иным образом, нежели в соответствии с такими решениями (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пунктом 1 Постановления от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87), со ссылкой на правовую позицию, высказанную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, разъяснил, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
В то же время пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (производителям товаров, работ, услуг) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Исходя из правовой позицией, изложенной в пункте 20 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020), если публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности влечет необходимость возмещения публично-правовым образованием убытков лицу, реализовавшему товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Вместе с тем, из местного бюджета субсидии юридическим лицам (производителям товаров, работ, услуг) предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 15 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статей 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно положениям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) водоснабжение и водоотведение относятся к регулируемым видам деятельности.
Согласно части 26 статьи 32 Закона о водоснабжении льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Истец указывает на возникновение у него убытков в виде недополученных доходов в связи с заключенным соглашением, поскольку истец, руководствуясь его положениями, выставлял потребителям (населению) платежные документы (квитанции) на оплату коммунальных услуг по холодному водоснабжению по наименьшему тарифу, установленному Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 437 от 15.12.2020 на период: с 01.07.2021 по 31.12.2021.
Пунктом 19 статьи 32 Закона о водоснабжении предусмотрено, что в случае изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, которая определена в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления, а также установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, отличных от долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления либо согласованных этими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, что приведет к недополученным доходам, связанным с осуществлением регулируемых видов деятельности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, возмещение таких недополученных доходов указанным организациям, за исключением случаев корректировки тарифов (необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, которая определена в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов) и иных случаев, предусмотренных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом пунктом 24 статьи 32 Закона о водоснабжении закреплена обязательность возмещения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении N 87, возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Главным распорядителем бюджетных средств, осуществляющим предоставление субсидии, является Администрация города Белокуриха Алтайского края (пункт 1.3 Постановления N 186).
Материалами дела подтверждено, что убытки истца в виде выпадающих доходов за период с декабрь 2021 года явились следствием установления Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 437 от 15.12.2020 на питьевую воду льготных (ниже уровня экономически обоснованных) тарифов.
При этом суд указывает, что вина ответчика в причинении истцу убытков заключается в самом неисполнении законной обязанности по компенсации межтарифной разницы, а не в нарушении порядка выплаты субсидии.
Факт применения истцом при расчете с населением установленных льготных тарифов материалами дела подтвержден и спорным не является.
Проверив расчет убытков в размере 125 095 руб. 21 коп., суд апелляционной инстанции признает его верным, ответчиком не оспорен.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, с учетом того, что совокупность условий, необходимых для взыскания убытков (выпадающих доходов) материалами дела подтверждена, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Довод ответчика о невозможности не выплаты субсидии в связи с несвоевременным поступлением денежных средств из бюджета, подлежит отклонению, поскольку недостаточность финансирования не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него обязательств.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе иные доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, не установлены.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как апеллянт в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 06 февраля 2023 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-19728/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Белокурихи Алтайского края (ОГРН 1022200535280, ИНН 2203004607) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
О.Н. Чикашова |
Судьи |
Д.Н.Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-19728/2022
Истец: АО "Водоканал"
Ответчик: Администрация г.Белокуриха