г. Пермь |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А60-54077/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Григорьевой Н.П.,
судей Муталлиевой И.О., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Е.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, индивидуального предпринимателя Краевой Ирины Юрьевны,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 января 2023 года
по делу N А60-54077/2022
по иску индивидуального предпринимателя Краевой Ирины Юрьевны (ОГРНИП 304662610000018, ИНН 662600004358)
к обществу с ограниченной ответственностью "ТБО "Экосервис" (ОГРН 1156684003629, ИНН 6684021751)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
истец, индивидуальный предприниматель Краева Ирина Юрьевна (далее - Краева И.Ю.) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ТБО "Экосервис" (далее - ответчик, ООО "ТБО "Экосервис") о согласовании разногласий при заключении договора N 7094/ЮЛ от 09.03.2022.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.01.2023 судом утверждены пункты 4, 22, 29, 45 договора в редакции регионального оператора.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель жалобы выражает несогласие с предложенным региональным оператором проектом договора N 7094/ЮЛ от 09.03.2022. Указывает, что книжная продукция поставляется в картонной упаковке, которая сдается в качестве вторсырья, не образуя твердых коммунальных отходов, а также используется повторно в качестве упаковки. Таким образом, магазин "Книги" практически не производит твердые коммунальные отходы. Считает, что норматив является необоснованно завышенным, учет твердых коммунальных отходов должен осуществляться в соответствии с подп. "б" п. 5 Правил N 505. Кроме того, до середины 2021 года деятельность истцом не велась, помещения сдавались в аренду, в связи с чем датой начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами следует читать с 09.03.2022. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым разрешить разногласия, возникшие между истцом и ответчиком при заключении договора N 7094/ЮЛ от 09.03.2022, приняв спорные условия в редакции истца, изложенной в протоколе разногласий к договору N 7094/ЮЛ от 09.03.2022.
Апелляционным судом отказано в приобщении к материалам дела отзыва ответчика на апелляционную жалобу, с учетом его представления с нарушением срока, установленного определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2023, а также отсутствия доказательств его направления в адрес истца.
До судебного заседания от истца поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 20.04.2023 в удовлетворении ходатайства заявителя жалобы об отложении судебного разбирательства отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 158 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в соответствии со ст.ст. 156 и 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "ТБО "Экосервис" (региональный оператор) направило в адрес ИП Краевой И.Ю.(потребитель) проект договора N 7094/ЮЛ от 09.03.2022 (далее - договор).
Истец указал, что с проектом договора не согласился, направил ответчику протокол разногласий, в котором выразил несогласие с пунктами 4, 22, 29, 45 договора.
Письмом N 2465 от 02.09.2022 ответчиком в адрес истца направлен протокол урегулирования разногласий к договору, в котором ответчик настаивал на пунктах 4, 22, 29, 45 договора в редакции регионального оператора.
Истец, получив отклонение протокола разногласий по пунктам 4, 22, 29, 45, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Пунктом 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Исходя из пунктов 1, 2 статьи 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу п. 3 ст. 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Ввиду чего, по общему правилу изменение договора влечет изменение соответствующих обязательств сторон лишь на будущее время.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
На основании п. 1 ст. 24.7 Федерального закона N 89 от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 24.6, ч. 4. ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, п.п. 4, 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N1156 от 12.11.2016 (далее - Правила N 1156), исключительно региональный оператор вправе осуществлять обращение ТКО в соответствующей зоне деятельности, в настоящем случае - ответчик в зоне деятельности АПО-2 Свердловской области.
Согласно п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с ТКО), которые регламентируют порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также утверждает форму типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - типовой договор).
Таким образом, истец и ответчик, как стороны правоотношения по обращению с отходами, при заключении договора должны руководствоваться вышеуказанными Правилами обращения с ТКО, формой типового договора, утвержденными Постановлением правительства N 1156 от 12.11.2016, соответствующим положениям Закона N 89-ФЗ, а также положениями ГК РФ.
В соответствии с п. 8(4) Правил обращения с ТКО основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8(12) Правил обращения с ТКО в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
На основании абз. 2 п.8(17) Правил обращения с ТКО региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
В силу абз. 4 п.8(17) Правил обращения с ТКО в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п. 8(18) Правил обращения с ТКО до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае незаключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством, и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Как установлено судом первой инстанции, истец осуществлял предпринимательскую деятельность на период 01.01.2019, что подтверждается материалами дела, выпиской из ЕГРЮЛ, в результате такой деятельности образуются твердые коммунальные отходы, следовательно, предприниматель является собственником ТКО.
Таким образом, истец обязан заключить договор с региональным оператором с 01.01.2019.
Довод жалобы относительно того, что до середины 2021 года деятельность истцом не велась, помещения сдавались в аренду, отклоняется, поскольку не подтвержден доказательствами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно указал, что в данном случае именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (в частности образованных в результате предпринимательской деятельности твердых коммунальных отходов), если иное не предусмотрено законом или договором (статья 136, 210, 218 ГК РФ).
Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО от 18.05.2018, началом деятельности регионального оператора является - 01.01.2019 в соответствии с дополнительным соглашением к Соглашению от 18.05.2018.
В соответствии с положениями Соглашения от 18.05.2018, заключенного между ООО "ТБО "Экосервис" и Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области (о начале деятельности регионального оператора с 01 января 2019 года) и пунктом 7 Правил N 1156, в редакции действовавшей в спорный период, вне зависимости от наличия заключенных договоров, ООО "ТБО "Экосервис" оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на вверенной ему территории как региональный оператор всем потребителям с 01.01.2019, в том числе и предпринимателю, в связи с чем пункт 4 договора должен содержать условие о дате начала оказания услуг - 01.01.2019.
Кроме того, ввиду отсутствия у истца собственной зарегистрированной контейнерной площадки, место сбора ТКО для потребителя определено на общей контейнерной площадке.
Таким образом, потребитель с 01.01.2019 имел возможность пользоваться услугой регионального оператора, начиная с 01.01.2019, складируя ТКО в контейнеры на общей контейнерной площадке.
Учитывая изложенное, правовых оснований к исключению п. 4 договора о дате начала оказания услуг с 01.01.2019 у суда первой инстанции не имелось.
Довод жалобы об отсутствии производимых истцом твердых коммунальных отходов, связанных с переработкой, отклоняется на основании следующего.
Из положений ст. 24.10 Закона N 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) следует, что нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов (далее - нормативы) утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, а также с учётом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации. Порядок определения нормативов устанавливается Правительством Российской Федерации.
На территории Свердловской области отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе, с твёрдыми коммунальными отходами, регулирует Закон Свердловской области от 19 декабря 1997 года N 77-03 "Об отходах производства и потребления".
Подп. 2 п. 3 ст. 4 названного закона предусматривает, что нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов устанавливает уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Постановлением Правительства Свердловской области от 27 сентября 2010 года N 1407-ПП в качестве уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области, осуществляющего функции по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на территории Свердловской области, определена РЭК Свердловской области.
Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утверждённым Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года N 1067-УГ, установлено, что РЭК Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по установлению нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Свердловской области. Установление нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов является полномочием РЭК Свердловской области (пункт 12 Положения).
Из содержания пунктов 29-32 Положения следует, что для определения основных направлений деятельности в области регулирования цен и принятия соответствующих решений образуется коллегиальный орган - Правление Комиссии, на заседании которого принимаются решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Решения, принятые на заседании Правления, оформляются постановлениями РЭК Свердловской области.
Постановлением РЭК Свердловской области от 30.08.2017 N 77-ПК (ред. от 15.03.2022) "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования "город Екатеринбург")" определены нормативы накопления ТКО по категориям объектов и их назначению.
В настоящее время указанное Постановление РЭК не оспорено, оснований не применять данный нормативный акт у истца не имеется.
Довод жалобы о том, что учет твердых коммунальных отходов должен осуществляться в соответствии с подп. "б" п. 5 Правил N 505, отклоняется в связи со следующим.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как следует из п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 505 от 03.06.2016 (далее - Правила N 505), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Первые два способа являются расчетными (подп. "а" п. 5 Правил N 505), а использование средств измерения предусматривает только третий способ (подп. "б" п. 5 Правил N 505).
Одновременно с перечнем допустимых способов учета Правила N 505 устанавливают применимость каждого способа к отношениям между различными участниками, осуществляющими накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО.
Так, первые два способа подлежат применению при осуществлении расчетов с собственниками ТКО (пункт 6), третий способ - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО (пункт 9), все три способа - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 7) (пункт 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021).
Согласно п. 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
В силу п. 8 Правил N 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС21-54 от 27.04.2021, при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
При этом, расчет платы за вывоз ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, возможен в случае раздельного накопления и сбора ТКО (определение Верховного Суда Российской Федерации N 309-ЭС21-6857 от 07.12.2021).
Как следует из п. 2 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ, накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Раздельное накопление отходов следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения таких отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
При отсутствии организации раздельного накопления способ учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, не мог и не может быть применен.
В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета. Иных ограничений на применение одного из способов коммерческого учета ТКО названные Правила не содержат (определение Верховного Суда РФ N 303-ЭС22-4152 от 23.06.2022).
Из изложенного следует, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Из системного анализа вышеназванных положений норм права следует, что нормативы накопления отходов, установленные региональным законодательством, следует применять при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.
Объем отходов по конкретному объекту потребителя является одним из существенных условий заключаемого договора на оказание услуг по обращению с ТКО и одностороннее изменение собственником ТКО условий договора недопустимо, поскольку противоречит статьям 310 и 450 ГК РФ.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что п. 22 договора следует утвердить в редакции регионального оператора.
Рассмотрев п. 29 договора в редакциях потребителя и регионального оператора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что договор в данной части подлежит утверждению в редакции регионального оператора.
Предлагаемая истцом редакция п. 29 договора соответствует п. 22 типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 об обращении с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 22 типового договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Исходя из буквального толкования положений п. 29 договора в редакции регионального оператора, при расчете неустойки учитывается ключевая ставка ЦБ России, установленная на день предъявления соответствующего требования.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Раздел VII Жилищного кодекса Российской Федерации определяет плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Из положений данного раздела (части 2 статьи 153 во взаимосвязи с пунктом 14 статьи 155) усматривается, что правовая норма, регламентирующая размер пени, уплачиваемой лицом, несвоевременно и (или) не полностью внесшего плату за жилое помещение и коммунальные услуги, распространяется на собственников и нанимателей жилых помещений.
Статья 24.7 Закона N 89-ФЗ предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2).
Ввиду того, что Закон N 89-ФЗ не содержит порядка исчисления размера неустойки в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а положение пункта 14 статьи 155 ЖК РФ распространяется на ограниченную категорию потребителей коммунальной услуги - собственников или нанимателей жилого помещения, для реализации защиты прав региональных операторов Правительство Российской Федерации во исполнение части 1 статьи 3 названного Закона, в рамках предоставленных ему полномочий установило порядок исчисления неустойки в пункте 22 типового договора.
Порядок исчисления размера неустойки не противоречит части 14 статьи 155 ЖК РФ, так как предусматривает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оспариваемый пункт Типового договора устанавливает для регионального оператора право потребовать неустойку с собственника твердых коммунальных отходов, осуществляющего предпринимательскую деятельность в нежилом помещении.
Относительно п. 45 договора, суд апелляционной инстанции также поддерживает вывод суда, что договор в данной части следует утвердить в редакции регионального оператора на основании следующего.
Приложение к договору является его неотъемлемой частью (п. 33 Типового договора).
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что региональный оператор не может исключить п. 45 договора, так как это приведет к несогласованности сторонами пунктов 2, 8, 18а, 20и, к которым потребитель не выразил разногласий.
Согласно п. 25 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются:
а) предмет договора;
б) планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов;
в) периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов;
г) места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;
д) предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов;
е) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;
ж) сроки и порядок оплаты услуг по договору;
з) права и обязанности сторон по договору;
и) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов;
к) ответственность сторон;
л) цена транспортирования одной единицы (куб. м. и (или) тонны) твердых коммунальных отходов.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что при исключении указанного пункта сторонами не будут согласованы существенные условия договора о месте и способе накопления ТКО, месте погрузки, периодичности вывоза ТКО, объеме ТКО, размере платы ТКО, и что исключение пункта 45 договора приведет к нарушению пункта 33 типового договора, утвержденного Постановлением N 1156, является правильным.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно утвердил пункты 4, 22, 29, 45 в редакции регионального оператора.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся лишь к несогласию истца с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение арбитражного суда от 11.01.2023 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 января 2023 года по делу N А60-54077/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.П.Григорьева |
Судьи |
И.О.Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-54077/2022
Истец: ИП Краева Ирина Юрьевна
Ответчик: ООО "ТБО "ЭКОСЕРВИС"