г. Саратов |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А57-25163/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Котляровой А.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решетовой П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Энгельсское опытно-конструкторское бюро "Сигнал" им. А.И. Глухарева" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 февраля 2023 года по делу N А57-25163/2022,
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Энгельс-Водоканал" Энгельсского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401986654, ИНН 6449939975), г. Энгельс, Саратовская обл.
к акционерному обществу "Энгельсское опытно-конструкторское бюро "Сигнал" им. А.И. Глухарева" (ОГРН 1026401988249, ИНН 6449013609), р.п. Приволжский, Энгельсский район, Саратовская обл.
о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на работу ЦСВ и по плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов,
при участии в судебном заседании:
- представитель МУП "Энгельс - Водоканал Энгельского муниципального района Саратовской области" - Малюкова Оксана Мирославовна, на основании доверенности от 09.01.2023 г. N 2,
- представитель акционерного общества Энгельское опытно-конструкторское бюро "Сигнал" им. А.И. Глухарева - Пешков Андрей Владимирович, на основании доверенности от 09.01.2023 г. N 13,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Энгельс-Водоканал" Энгельсского муниципального района Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Энгельсское опытно-конструкторское бюро "Сигнал" им. А.И. Глухарева" о взыскании задолженности по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения N 1143 от 01 декабря 2014 года в размере 2 348 638 руб. 24 коп., а именно: по плате за негативное воздействие на работу ЦСВ за период с мая 2021 г. по август 2021 г. в размере 689 408 руб. 01 коп.; по плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за период с февраля 2021 г. по август 2021 г. в размере 1 659 230 руб. 23 коп.; законной неустойки за период с 11 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года в размере 467 131 руб. 93 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 февраля 2023 года по делу N А57-25163/2022 исковые требования муниципального унитарного предприятия "Энгельс-водоканал Энгельсского муниципального образования Саратовской области" (ОГРН 1026401986654, ИНН 6449939975), Саратовская область, город Энгельс, удовлетворены частично.
С акционерного общества "Энгельсское опытно-конструкторское бюро "Сигнал" им. А.И. Глухарева" (ОГРН 1026401988249, ИНН 6449013609), Саратовская область, Энгельсский район, рабочий поселок Приволжский, взыскан основной долг по единому договору N 1143 холодного водоснабжения и водоотведения от 01.12.2014 по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с мая 2021 года по август 2021 года в размере 689 408 руб. 01 коп., по плате за сброс загрязняющих веществ с составе сточных вод сверх установленных нормативов сточных вод за период с февраля 2021 года по август 2021 года в размере 1 659 230 руб. 23 коп., неустойку за период с 11.04.2021 по 31.03.2022 в размере 368 788 руб. 36 коп., а всего 2 717 426 руб. 60 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
С акционерного общества "Энгельсское опытно-конструкторское бюро "Сигнал" им. А.И. Глухарева" (ОГРН 1026401988249, ИНН 6449013609), Саратовская область, Энгельсский район, рабочий поселок Приволжский, в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 35 784 руб. 00 коп.
С муниципального унитарного предприятия "Энгельс-водоканал Энгельсского муниципального образования Саратовской области" (ОГРН 1026401986654, ИНН 6449939975), Саратовская область, город Энгельс, в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 295 руб. 00 коп.
Акционерное общество "Энгельсское опытно-конструкторское бюро "Сигнал" им. А.И. Глухарева" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от муниципального унитарного предприятия "Энгельс-Водоканал" Энгельсского муниципального района Саратовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали позицию по делу.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Между МУП "Энгельс-Водоканал" (Организация ВКХ) и акционерным обществом "Энгельсское опытно-конструкторское бюро "Сигнал" им. А.И. Глухарева" (Абонент) 01.12.2014 заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 1143.
Согласно условиям указанного договора, Организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать Абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную (питьевую) воду. Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном договором.
Организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод Абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а Абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством РФ), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Оплата по договору осуществляется Абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).
Пунктом 3.2. договора установлено, что расчетный период равен 1 календарному месяцу. Абонент перечисляет платежи за расчетный период Организации ВКХ в следующие сроки:
с 15 по 20 число текущего месяца - авансовый платеж в размере 50% от фактического объема оказанных услуг за предыдущий расчетный период по действующему в расчетном периоде тарифу;
с 5 по 10 число месяца, следующего за текущим месяцем - окончательный расчет за фактический объем оказанных услуг за расчетный период по действующему в расчетном периоде тарифу.
Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Организации ВКХ.
Договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31 декабря текущего года. Договор считается ежегодно пролонгированным на календарный год, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит в установленном законом порядке о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
В целях осуществления контроля качества сточных вод в присутствии представителя ответчика МУП "Энгельс-Водоканал" произведены отборы проб сточных вод из контрольного канализационного колодца, что зафиксировано актами отбора контрольных проб сточных вод N 20 от 01.02.2021, N 46 от 03.03.2021, N 76 от 13.05.2021, N 138 от 28.07.2021.
Акты отбора проб подписаны представителем абонента без замечаний. Анализ отобранных проб сточных вод, согласно требованиям пункта 9 Правил N 728, был осуществлен аккредитованной лабораторией.
В результате проведенных анализов контрольных проб сточных вод выявлено превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, утвержденных Приложением N 5 Правил N 644, что отражено в протоколах исследования контрольной пробы N 21п/21 от 04.02.2021, N50п/21 от 09.03.2021, N84п/21 от 17.05.2021, N158п/21 от 30.07.2021, протоколах параллельной пробы N10/2523В от 25.05.2021, N10/4243В от 03.08.2021, протоколе резервной пробы N498-В/2021 от 25.08.2021.
По результатам проведенного анализа отобранных проб сточных вод за нарушение требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 Правил N 644, по формуле предусмотренной пунктом 123 Правил N 644, ответчику начислена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с мая по август 2021 года на сумму 689 408 руб. 01 коп., выставлены счета-фактуры.
Счета-фактуры были получены ответчиком, что подтверждается подписями его представителя в реестре выдачи документов абонентским отделом за предоставленные услуги.
Ответчик оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за спорный период не произвел.
Кроме того по результатам указанного выше проведенного анализа отобранных проб сточных вод за превышение установленных нормативов состава сточных вод, по формуле, предусмотренной пунктом 197 Правил N 644, ответчику начислена плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с февраля 2021 года по август 2021 года в размере 1 659 230 руб. 23 коп.
Счета-фактуры были получены ответчиком, что подтверждается подписями его представителя в реестре выдачи документов абонентским отделом за предоставленные услуги.
Истцом ответчику направлена претензия от 08.10.2021 N 3022 с требованием об оплате задолженности.
Неисполнение требования, изложенного в претензии, послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 309, 310, 539, 544, 548, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), пришёл к выводу о наличии у ответчика обязанности оплаты задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ, в связи с чем, удовлетворил исковые требования в полном объёме.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, АО "Энгельсское опытно-конструкторское бюро "Сигнал" им. А.И. Глухарева" в апелляционной жалобе указывает на то, что судом необоснованно отклонен довод ответчика о несоблюдении истцом требования о беспристрастности осуществления лабораторной деятельности, поскольку проведение истцом в отношении ответчика исследований собственными силами и в своих интересах прямо свидетельствует о нарушении истцом обязательства по беспристрастности.
Судом первой инстанции не дана правовая оценка доводу ответчика о некорректности результата измерений массовой концентрации взвешенных веществ по протоколу исследований (испытаний) и измерений N 84п/21 от 17.05.2021. Согласно протоколу массовая концентрация нефтепродуктов составила 7,0+1,8 мг/дм3, при нормативе 2,5 мг/дм3, что означает наличие в пробе значительного количества нефтепродуктов и свидетельствует о некорректных результатах измерений взвешенных веществ.
Проверив в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено названным Законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании пункта 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Законом N416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Тарифы на соответствующие коммунальные ресурсы в спорный период установлены постановлением Комитета Государственного регулирования тарифов Саратовской области от 20.12.2018 года N 56/1 "Об установлении тарифа на питьевую воду, водоотведение и водоотведение (очистку сточных вод) МУП "Энгельс-Водоканал", оказывающему услуги на территории Энгельсского муниципального района".
Истцом в рамках настоящего спора заявлено требование о взыскании с ответчика задолженности по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с мая по август 2021 года в размере 689 408 руб. 01 коп.
Истец обосновывает свои исковые требования тем, что согласно пункту 3.8. договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), организация ВКХ имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 111 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
В соответствии с пунктом 118 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 113 Правил N 644 закреплено, что сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1);
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно Приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил. Контроль за соблюдением абонентом требований к составу и свойствам сточных вод, осуществляется Организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728).
В целях осуществления контроля качества сточных вод в присутствии представителя ответчика МУП "Энгельс-Водоканал" произведены отборы проб сточных вод из контрольного канализационного колодца, что зафиксировано актами отбора контрольных проб сточных вод N 20 от 01.02.2021, N 46 от 03.03.2021, N 76 от 13.05.2021, N 138 от 28.07.2021 (том 1 л.д. 40, 43, 48, 59).
Акты отбора проб подписаны представителем абонента без замечаний. Анализ отобранных проб сточных вод, согласно требованиям пункта 9 Правил N 728, был осуществлен аккредитованной лабораторией.
В результате проведенных анализов контрольных проб сточных вод выявлено превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, утвержденных Приложением N 5 Правил N 644, что отражено в протоколах исследования контрольной пробы N 21п/21 от 04.02.2021, N50п/21 от 09.03.2021, N84п/21 от 17.05.2021, N158п/21 от 30.07.2021, протоколах параллельной пробы N10/2523В от 25.05.2021, N10/4243В от 03.08.2021, протоколе резервной пробы N498-В/2021 от 25.08.2021 (том 1 л.д. 41, 44-45, 49-50, 60-64).
Пунктом 119 Правил N 644 закреплено, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем 8 пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130-130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение.
По результатам проведенного анализа отобранных проб сточных вод за нарушение требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 Правил N 644, по формуле, предусмотренной пунктом 123 Правил N 644, ответчику начислена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с мая по август 2021 года на сумму 689 408 руб. 01 коп., выставлены счета-фактуры.
Счета-фактуры были получены ответчиком, что подтверждается подписями его представителя в реестре выдачи документов абонентским отделом за предоставленные услуги.
Согласно пункту 123 (4) Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (30 куб. метров);
с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = K*T*Qnpl, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qnpl - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Абзацем первым пункта 124 Правил N 644 закреплено, что в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию ВКХ декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию ВКХ.
Среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объектов ответчика согласно справке о водопотреблении и водоотведении за период с 01 июля 2019 года по 30 июня 2020 года составляет более 30 в сутки.
В соответствие с требованиями пункта 123 (4) Правил N 644, МУП "Энгельс-Водоканал" произвело ответчику начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с мая 2021 года по август 2021 года на сумму 689 408 руб. 01 коп.
Для оплаты ответчиком истцом были выставлены счета-фактуры (том 1, л.д. 29-34).
Ответчик не произвел оплату за спорный период, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика задолженности по оплате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов сточных вод за период с февраля 2021 года по август 2021 года в размере 1 659 230 руб. 23 коп.
Согласно пункта 194 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Пункт 167 Правил N 644 определяет, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
При этом согласно указанному пункту нормативы состава сточных вод не устанавливаются:
- на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;
- на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункту 124 Правил N 644 (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).
То есть, согласно пункту 167 Правил N 644 нормативы состава сточных вод распространяются в отношении объектов абонентов:
а) при среднесуточном сбросе с объекта абонента более 30 куб. метров - вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности;
б) при среднесуточном сбросе с объекта абонента менее 30 куб. метров - при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце 4 пункта 167.
Так, согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц ответчик осуществляет деятельность по производству приборов для контроля прочих физических величин.
Соответствующие нормативы состава сточных вод для объектов абонентов МУП "Энгельс-Водоканал", сбрасываемых в систему городской канализации, установлены Постановление Администрации ЭМР Саратовской области N 2890 от 24.08.2020 года "Об установлении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения МУП "Энгельс-Водоканал" Энгельсского муниципального образования Саратовской области.
Согласно пункта 195 Правил N 644 расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130-130(3) и 198 настоящих Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение.
По результатам указанного выше проведенного анализа отобранных проб сточных вод за превышение установленных нормативов состава сточных вод, по формуле предусмотренной пунктом 197 Правил N 644, ответчику начислена плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с февраля 2021 года по август 2021 года в размере 1 659 230 руб. 23 коп.
Для оплаты ответчиком истцом были выставлены счета-фактуры (том 1 л.д. 29-34).
Согласно пункту 119 Правил N 644 оплата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Согласно пункту 195 Правил N 644 оплата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Ответчик не произвел оплату за спорный период, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал, что лаборатория канализационных очистных сооружений МУП "Энгельс-Водоканал" не является отдельным самостоятельным субъектом. Таким образом, полученные результаты проведения исследований не могут служить основанием для начисления соответствующей платы, поскольку проведены самим истцом.
Отклоняя доводы ответчика, суд обоснованно исходил из следующего.
Порядок отбора проб сточных вод и анализа отобранных проб сточных вод регламентирован специальным нормативно-правовым актом, а именно Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728).
Лаборатория КОС "Энгельс-Водоканал" аккредитована в установленном законом порядке и проводит отборы проб, а также их исследование в соответствии с требованиями действующих нормативно правовых актов.
Ответчик 22.11.2022 года обратился в Федеральную службу по аккредитации с заявлением N 26/12883/2022 о признании недействительным документов, выданных аккредитованной испытательной лабораторией и признании недействительными протоколы исследований (испытаний) и измерений лаборатории КОС МУП "Энгельс-Водоканал" и их результатов, являющихся предметом спора настоящего судебного разбирательства, а именно протокола исследования N 21 п/21 от 04.02.2021 года, протокола исследования N 50 п/21 от 09.03.2021 года, протокола исследования N 84 п/21 от 17.05.2021 года, протокола исследования N 158п/21 от 30.07.2021 года.
В ответ на запрос N 28758/05-ВГ от 22.11.2022 года в Федеральную службу по аккредитации 05.12.2022 года МУП "Энгельс-Водоканал" была направлена информация о лаборатории КОС МУП "Энгельс-Водоканал" и документы в отношении указанных протоколов исследование и пакет документов для проведения проверки (том 1 л.д. 113-114).
Так, в Федеральную службу по аккредитации были направлены в том числе программа контроля состава и свойств сточных вод абонентов МУП "Энгельс-Водоканал" на 2021 г, журнал выдачи заданий на отбор проб и проведение исследований (12л), журнал регистрации сточной воды пром.предприятий г. Энгельса (11л), журнал контроля условий проведения измерений (7л.), журнал колориметрических и титриметрических определений (11л), журнал колориметрических и титриметрических определений (7л), журнал весовых определений (7л), журнал флуоресцентных определений (7л), сводный журнал результатов анализа сточных вод пром.предприятий г. Энгельса (10л), письмо ФСА о прохождении ПК. (3л), положение о лаборатории (5л.), документированная процедура Порядок работы с заказчиком (редакция 4-23л), документированная процедура Порядок работы с заказчиком (редакция 3-10л), документированная процедура по оформлению отчетов и протоколов исследований (испытаний) и измерений лаборатории КОС (10л), документированная процедура межлабораторные сравнительные испытания (6л), свидетельство участника МСИ за 2020 и 2021 г. (4л), соглашение о неразглашении информации (конфиденциальности) лаборатории КОС (2л), соглашение о соблюдение беспристрастности персонала лаборатории КОС МУП "Энгельс-Водоканал" (2 л.), руководство по качеству (редакция 6-6л).
В ответе N 265-Ж от 16.12.2022 года Федеральная служба по аккредитации (том 1 л.д. 129-132) сообщила, что на основании анализа информации, содержащейся в обращении ответчика и документов, представленных МУП "Энгельс-Водоканал" и в соответствии с пунктом 4 Правил принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2021 N 934, основания для признания недействительными протоколов испытаний N 21 п/21 от 04.02.2021, N 50 п/21 от 09.03.2021, N 84 п/21 от 17.05.2021, N 158п/21 от 30.07.2021 не имеются.
Документ о том, что Федеральной службой по аккредитации выявлены какие-либо нарушения при проведении отборов проб сточных вод, являющихся предметом рассмотрения настоящего спора, в адрес МУП "Энгельс-Водоканал" не поступил и нарушений не выявлено. Доказательств обратного не представлено.
Лаборатория канализационных очистных сооружений (КОС) МУП "Энгельс-Водоканал" аккредитована в Федеральной службе по аккредитации (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц N RU. 00001.21АВ 99 от 13.08.2015 г) и согласно пункта 1 части 1 статьи 13 ФЗ от 28.12.2013 г N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" рассматривает жалобы и обращения в установленные сроки (10 рабочих дней со дня их поступления).
МУП "Энгельс-Водоканал" в своей работе при проведении лабораторного контроля качества сточных вод у абонентов руководствуется Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 г N 728 "Правила контроля состава и свойств сточных вод" гл. IV, где определён порядок параллельного отбора проб, проведение оценок сопоставимости и вскрытии резервных проб.
Периодичность и контроль качества сточных вод ОАО ЭОКБ "Сигнал" им. А.И. Глухарёва производился с учётом действующего законодательства. Также следует учесть, что при вскрытии резервной пробы протокол N 498-В/2021 от 25.08.2021 г. (выданный ФГБУ "ЦЛАТИ ПО ПФО аттестат аккредитации NRA.RU.21AB45 от 06.05.2015 г.) результаты резервной пробы менее отличались от результатов, выданных лабораторией канализационных сооружений. В качестве результата, полученного в ходе исследования, использовались среднеарифметические показатели контрольной и резервной проб. В соответствии с Политикой Росаккредитации в отношении проверки квалификации путём проведения межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаний от 29.01.2021 испытательная лаборатория КОС ежегодно проходит проверку квалификации и показывает удовлетворительный результат. Также в сентябре 2021 лаборатория КОС прошла процедуру подтверждения компетентности, по итогам которой было установлено, что структура лаборатории КОС и организация работ по осуществлению исследований объектов аналитического контроля, закреплённых, за лабораторией областью аккредитации, соответствует требованиям ГОСТ ISO/1EC 17025-2019 и внутренним документам лаборатории.
В правовой основе деятельности лаборатория канализационных очистных сооружений МУП "Энгельс-Водоканал" аккредитована в Федеральной службе по аккредитации, руководствуется ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, который определяет термин "лаборатория" следующим образом:
Лаборатория - орган, который осуществляет один или несколько из следующих видов деятельности: испытания; калибровка; отбор образцов, связанный с последующими испытаниями или калибровкой.
Лаборатория должна действовать на правовой основе. Юридический статус лаборатории должен соответствовать действующему законодательству. Она может быть самостоятельным юридическим лицом или подразделением в его составе. Если лаборатория является самостоятельным юридическим лицом, то Устав является правовой основой ее деятельности. Если лаборатория является подразделением в составе юридического лица, то правовой основой ее деятельности, как правило, является Положение о структурном подразделении (Положение о лаборатории).
В испытательной лаборатории (или лабораторном центре) должна быть определена организационная и управленческая структура, определено руководство, которое несет ответственность за ее деятельность, а также персонал для выполнения работ в области деятельности. Должны быть определены: место в организации и взаимосвязи лаборатории с ее службами.
На производстве важно сохранить независимость лаборатории от подразделений, отвечающих за качество производимой продукции. Для этого руководитель лаборатории может административно подчиняться напрямую руководителю организации или руководителю направления, который не несет ответственность за качество производимой продукции.
Согласно пунктам 2.5., 2.6 Положения о лаборатории КОС МУП "Энгельс-Водоканал" лаборатория действует по принципу, исключающему возможность оказания на персонал лаборатории административного, коммерческого, финансового или иного воздействия, которое может повлиять на объективность проведения количественных химических анализов и измерений в утвержденной области аккредитации. Лаборатория действует по принципу, исключающему какую-либо дискриминацию в отношении физических и юридических лиц, предоставляющих пробы для анализов (заказчиков).
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к правильному выводу, что доводы ответчика об отсутствия беспристрастности при проведении лабораторных исследований являются необоснованными.
Доводы ответчика относительно параллельного отбора на взвешенные вещества и нефтепродукты также обоснованно отклонены судом, поскольку согласно пункту 35 Правил N 728 параллельный отбор проб сточных вод не может быть использован для определения содержания веществ (показателей), которые изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (водородный показатель (рН), растворенные газы), веществ, не смешивающихся с водой (нефтепродукты, жиры, масла), а также взвешенных веществ. Соответственно для расчетов используются результаты исследования контрольной пробы.
Довод апелляционной жалобы ответчика о некорректности результата измерений массовой концентрации взвешенных веществ по протоколу исследований (испытаний) и измерений N 84п/21 от 17.05.2021 года несостоятелен и не обоснован, поскольку при проведении Федеральной службой по аккредитации вышеуказанной проверки, согласно ответу N265-Ж, в том числе проводилась проверка на предмет установления факта проведения испытательной лабораторией исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ с нарушением применяемых для указанных исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ международных и региональных (межгосударственных) стандартов, национальных стандартов, методик исследований (испытаний) и измерений, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, правил отбора образцов.
Федеральная служба по аккредитации не выявила основания для признания протокола исследований (испытаний) и измерений N 84п/21 от 17.05.2021 года недействительным. Соответственно, требования методики измерений массовой концентрации взвешенных веществ в пробах природных и сточных вод гравиметрическим методом (ПНДФ 14.1:2:3.110-97), в том числе относительно допустимого количества нефтепродуктов в пробе при проведении анализов МУП "Энгельс-Водоканал" соблюдены.
Концентрация нефтепродуктов в размере 7,0+1,8 мг/дм3 является превышением установленных нормативов в размере 2,5 мг/дм3, но визуально не образует поверхностную пленку и не препятствует отбору проб, что подтверждается актом отбора проб N 76 от 13.05.2021, подписанным представителем ответчика без возражений. Надлежащих доказательств обратного ответчиком не представлено.
Таким образом, доводы ответчика о недостатках актов отбора и протоколов анализа проб, о формальном оспаривании процедуры отбора проб и иные возражения, направленные на освобождение от компенсации негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, без надлежащего опровержения результатов анализа, не могут признаваться обоснованными. Данная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2016 N 304-ЭС16-1525.
Доказательств оплаты задолженности, а также контррасчет ответчик не представил.
С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении иска МУП "Энгельс-Водоканал" о взыскании задолженности по единому договору N 1143 холодного водоснабжения и водоотведения от 01.12.2014 по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с мая 2021 года по август 2021 года в размере 689 408 руб. 01 коп., по плате за сброс загрязняющих веществ с составе сточных вод сверх установленных нормативов сточных вод за период с февраля 2021 года по август 2021 года в размере 1 659 230 руб. 23 коп.
Неисполнение ответчиком договорных обязанностей явилось основанием для начисления истцом пени за несвоевременную оплату согласно положениям пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика пени за период с 11.04.2021 по 31.03.2022 в размере 467 131 руб. 93 коп.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 30 Правил N 644 в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация ВКХ вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Руководствуясь соответствующими положениями действующего законодательства, истец начислил неустойку за период с 11.04.2021 по 31.03.2022 в размере 467 131 руб. 93 коп., исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка РФ в размере 9,5% годовых.
Представленный истцом расчет судом проверен и признан не правильным, поскольку расчет подлежащей взысканию на основании судебного решения законной неустойки за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления энергетических ресурсов за период до принятия решения суда производится на основании ставки рефинансирования, действовавшей на день вынесения судебного решения (вопрос 3 раздела 3 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2016), утв. Президиумом ВС РФ 19 октября 2016 г.).
Согласно информации Центрального банка Российской Федерации ключевая ставка Банка России на день вынесения решения судом составляет 7,5% годовых.
Судом произведен перерасчет пени на дату вынесения решения (12.12.2022), в связи с чем с ответчика взыскана неустойка за период с 11.04.2021 по 31.03.2022 в размере 368 788 руб. 36 коп. В остальной части во взыскании неустойки судом отказано.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 февраля 2023 года по делу N А57-25163/2022 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба акционерного общества "Энгельсское опытно-конструкторское бюро "Сигнал" им. А.И. Глухарева" - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на проигравшую сторону - акционерное общество "Энгельсское опытно-конструкторское бюро "Сигнал" им. А.И. Глухарева".
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 февраля 2023 года по делу N А57-25163/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-25163/2022
Истец: МУП Энгельс Водоканал
Ответчик: АО ЭОКБ Сигнал им АИ Глухарева