г. Москва |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А41-3119/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Погонцева М.И., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметова Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от Товарищества собственников недвижимости "Красногорье "Делюкс" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации городского округа Красногорск Московской области- представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства жилищной политики Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников недвижимости "Красногорье "Делюкс" на решение Арбитражного суда Московской области от 28.12.2022 по делу N А41-3119/22 по иску Товарищества собственников недвижимости "Красногорье "Делюкс" к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании незаконным решения от 22.12.2021 N 1.2.7/5526, об обязании сформировать единый земельный участок в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0010416:531, 50:11:0010416:532, 50:11:0010416:538, 50:11:0010416:539, 50:11:0010416:540, 50:11:0010416:541 путем их объединения, об обязании обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете;
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство жилищной политики Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области;
УСТАНОВИЛ:
ТСН "Красногорье "Делюкс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Красногорск Московской области с требованиями, исходя из принятых судом уточнений, о признании незаконным решения от 22.12.2021 N 1.2.7/5526 об отказе в образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: Московская область, г. Красногорск, Павшинский бульвар, д. 23, об обязании образовать земельный участок путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0010416:531, 50:11:0010416:532, 50:11:0010416:538, 50:11:0010416:539, 50:11:0010416:540, 50:11:0010416:541, об обязании обратиться в уполномоченный орган с заявлением о государственном кадастровом учете указанных участков с учетом схем объединения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Товарищество собственников недвижимости "Красногорье "Делюкс" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что решение суда первой инстанции принято при недоказанности обстоятельств, которые суд посчитал установленными; выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; судом нарушены нормы материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСН "Красногорье "Делюкс" осуществляет управление трехэтажным жилым домом с кадастровым номером 50:11:0020213:503, в котором расположены жилые помещения с кадастровыми номерами 50:11:0020213:4267, 50:11:0020213:4268, 50:11:0020213:4271, 50:11:0020213:4269, 50:11:0020213:4266, 50:11:0020213:4270.
Указанный жилой дом расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0010416:531, 50:11:0010416:532, 50:11:0010416:538, 50:11:0010416:539, 50:11:0010416:540, 50:11:0010416:541.
Собственники указанных жилых помещений приняли решение, оформленное протоколом внеочередного общего собрания от 15.11.2020 N 1, об объединении земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0010416:531, 50:11:0010416:532, 50:11:0010416:538, 50:11:0010416:539, 50:11:0010416:540, 50:11:0010416:541 и об обращении в Администрацию городского округа Красногорск за формированием земельного участка под многоквартирным жилым домом.
Заявлением от 25.11.2021 N 54 ТСН "Красногорье "Делюкс" обратилось в Администрацию городского округа Красногорск Московской области за утверждением схемы расположения земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0010416:531, 50:11:0010416:532, 50:11:0010416:538, 50:11:0010416:539, 50:11:0010416:540, 50:11:0010416:541, и формированием единого земельного участка под многоквартирным жилым домом.
Письмом от 22.12.2021 N 1.2.7/5526 Администрация городского округа Красногорск Московской области отказала в формировании земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером 50:11:0020213:503 по адресу: Московская область, г. Красногорск, Павшинский бульвар, д. 23, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0010416:531, 50:11:0010416:532, 50:11:0010416:538, 50:11:0010416:539, 50:11:0010416:540, 50:11:0010416:541 входят в границы проекта планировки территории и проекта межевания территории района "Павшинская пойма" и мкр. N 15 Красногорского района Московской области Московской области (4-ой очереди строительства), утвержденного постановлением Администрации городского поселения Красногорск от 29.08.2011 N 730, в связи с чем утверждение схемы объединения земельных участков не представляется возможным.
Из представленной в материалы дела последующей переписки сторон и пояснения сторон следует, что Администрация городского округа Красногорск отказывает в формировании земельного участка под многоквартирным домом ввиду необходимости разработки и утверждения иного проекта планировки территории, предусматривающего формирование единого участка под домом с кадастровым номером 50:11:0020213:503.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ТСН "Красногорье "Делюкс" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, установив, что здание с кадастровым номером 50:11:0020213:503 соответствует критериям жилого дома блокированной застройки, пришел к выводу о том, что нормы жилищного законодательства о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом не распространяются на дома блокированной застройки.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).
Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Из пункта 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 следует, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Согласно пункту 68 указанного Постановления N 10/22 собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
Судом установлено, что основанием отказа Администрации городского округа Красногорск в формировании земельного участка под домом с кадастровым номером 50:11:0020213:503 является отсутствие проекта планировки территории, предусматривающего формирование единого земельного участка путем объединения участков с кадастровыми номерами 50:11:0010416:531, 50:11:0010416:532, 50:11:0010416:538, 50:11:0010416:539, 50:11:0010416:540, 50:11:0010416:541.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12736/12, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2021 N 307-ЭС21-8875, от 14.11.2018 N 5-КГ18-208 сформулирована следующая правовая позиция.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 постановления N 12-П).
Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, уполномоченный публичный орган не вправе был отказать в формировании земельного участка в том числе и по мотиву отсутствия проекта межевания территории квартала, на которой расположен жилой дом.
Поскольку подготовка проекта межевания квартала зависит от воли соответствующих публичных органов, собственники МКД не могут нести негативные последствия, связанные с отсутствием решения уполномоченного органа соответствующего публичного образования об утверждении проекта межевания квартала.
При указанных условиях уполномоченный публичный орган обязан инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в МКД.
Под многоквартирным домом понимается дом, который имеет не менее двух квартир, отвечающих требованиям части 3 статьи 16 Жилищного кодекса, а также принадлежащее собственникам этих квартир на праве общей долевой собственности общее имущество, состав которого определен частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса (в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном участке объекты). Иных условий признания жилого дома многоквартирным Кодекс не содержит.
Таким образом, многоквартирным домом может быть признано здание, состоящее не менее чем из двух квартир, содержащее в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме, и предназначенное для проживания граждан. В соответствии со статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме в том числе и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в Российской Федерации различаются многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, и жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В отношении образования земельных участков, занятых блоками жилого дома блокированной застройки, Министерством экономического развития Российской Федерации в пункте 2 письма от 14.03.2017 N Д23и-1328 указано, что согласно определению, содержащемуся в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.
Согласно выписке из ЕГРН и техническому плану здание с кадастровым номером 50:11:0020213:503 поставлено на кадастровый учет как трехэтажный многоквартирный жилой дом, постановлением Главы городского поселения Красногорск от 17.06.2009 N 552/6 данному объекту присвоен адрес.
Вместе с тем, согласно техническому плану, и как следует из представленных в дело договоров купли-продажи, жилые помещения в здании с кадастровым номером 50:11:0020213:503 являются квартирами, расположенными на первом, втором и мансардном этажах, имеют отдельные выходы.
В материалы дела также представлена копия разрешения от 29.12.2006 N 94 на строительство трехэтажного 6-секционного 6 квартирного жилого дома, выданного на основании проектов на строительство таунхаусов в Павшинской пойме.
Из сведений Публичной кадастровой карты и представленных схем расположения земельных участков усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0010416:531, 50:11:0010416:532, 50:11:0010416:538, 50:11:0010416:539, 50:11:0010416:540, 50:11:0010416:541 сформированы под каждое помещение в доме с кадастровым номером 50:11:0020213:503.
Выписками из ЕГРН подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0010416:531, 50:11:0010416:532, 50:11:0010416:538, 50:11:0010416:539, 50:11:0010416:540, 50:11:0010416:541 имеют вид разрешенного использования - для размещения блок-секции блокированного жилого дома.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что здание с кадастровым номером 50:11:0020213:503 соответствует критериям жилого дома блокированной застройки. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено вопреки определению Арбитражного суда Московской области от 25.10.2022.
Поскольку нормы жилищного законодательства о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом не распространяются на дома блокированной застройки, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 28.12.2022 по делу N А41-3119/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-3119/2022
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "КРАСНОГОРЬЕ "ДЕЛЮКС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ