г. Воронеж |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А08-4225/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2023.
Полный текст постановления изготовлен 25.04.2023.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу Администрации Алексеевского городского округа на решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.11.2022 по делу N А08-4225/2022 по заявлению Администрации Алексеевского городского округа (ИНН 3122014856, ОГРН 1183123034490) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (ИНН 3123084662, ОГРН 1023101646831) о признании незаконным решения от 01.02.2022 об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью Проектная фирма "ГОСТ-Стандарт" (ИНН 0276131674, ОГРН 1110280011962),
при участии:
от Белгородского УФАС России: Репей А.О. - представитель по доверенности от 10.03.2023 N 03/23 сроком до 31.12.2023, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования, паспорт РФ;
от Администрации Алексеевского городского округа: Харжан А.В. -представитель по доверенности от 30.12.2022 N 44-01-6/3589 сроком до 31.12.2023, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования, паспорт РФ;
от ООО ПФ "ГОСТ-Стандарт": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Администрация Алексеевского городского округа (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - антимонопольный орган, Управление, Белгородское УФАС России) о признании незаконным решения от 01.02.2022 об отказе во включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью Проектная фирма "ГОСТ-Стандарт" (далее - ООО ПФ "ГОСТ-Стандарт") в реестр недобросовестных поставщиков, об обязании в течение пяти дней с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения путем принятия решения о включении ООО ПФ "Гост-Стандарт" в реестр недобросовестных поставщиков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО ПФ "ГОСТ-Стандарт".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 30.11.2022 по делу N А08-4225/2022 заявленные Администрацией требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на нарушение ООО ПФ "Гост-Стандарт" срока исполнения муниципального контракта от 14.05.2018 N 62-18, вызванного длительным бездействием подрядчика при разработке проектной документации по рекультивации объекта накопленного вреда окружающей среде, что, в свою очередь, лишило заказчика возможности принять участие в региональном проекте по ликвидации свалок и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде в рамках федерального проекта "Чистая страна", входящего в состав национального проекта "Экология".
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Белгородское УФАС России, возражая против доводов апелляционной жалобы, указывает, что обязанность по исполнению муниципального контракта лежит на обеих сторонах контракта. Администрацией в нарушение своих обязательств не были организованы общественные обсуждения по вновь представленной ООО ПФ "Гост-Стандарт" проектной документации, изготовленной согласно плану мероприятия (дорожной карте) заказчика по организации разработки проектно-сметной документации.
Также Управление отмечает, что после истечения срока исполнения контракта стороны продолжали взаимодействовать между собой в части исполнения своих обязательств, из чего следует конклюдентное согласие Администрации на продолжение исполнения ООО ПФ "Гост-Стандарт" условий контракта.
С учетом предпринятых ООО ПФ "Гост-Стандарт" мер по исполнению условий муниципального контракта от 14.05.2018 N 62-18 Белгородское УФАС России считает, что включение подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков не отвечает целям реализации ведения такого реестра.
ООО ПФ "Гост-Стандарт" отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не обеспечило, в силу ч. 5 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения сторон, апелляционным судом установлено следующее.
14.05.2018 по результатам электронного аукциона, объявленного извещением от 12.04.2018 N 0126300000118000094 между Администрацией Алексеевского городского округа (Заказчик) и ООО ПФ "ГОСТ-Стандарт" (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 68-12 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на рекультивацию объекта накопленного вреда окружающей среде, расположенного на 64-м км автодороги Валуйки - Алексеевка - Красное, цена которого составила 1 596 954,61 руб. (далее - контракт, т.1, л.д.54-61).
По условиям контракта подрядчик обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на рекультивацию объекта накопленного вреда окружающей среде, расположенного на 64-км автодороги Валуйки - Алексеевска - Красное, а заказчик обязался принять результаты выполненных работ и оплатить их (п. 1.1 контракта).
Согласно п. 1.2 контракта работы выполняются в соответствии с Государственной программой Белгородской области "Развитие водного и лесного хозяйства Белгородской области, охрана окружающей среды на 2014 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Белгородской области от 16.12.2013 N 517-пп.
В силу п. 1.3 контракта результатом выполнения работ является проектная документация, разработанная в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к настоящему контракту), настоящим контрактом, законодательством Российской Федерации, нормативно-технической документацией, применяемой к такого рода услугам, указанным в Перечне нормативно-технической документации, обязательной при выполнении работ по контракту, а также прохождение государственно-экологической, государственной экспертизы и получения положительного заключения по ним. Содержание и состав проектной документации должен соответствовать требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87; приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2010 N 337.
Подрядчик обязуется выполнить работы и передать их результат Заказчику в порядке и сроки, оговорённые настоящим Контрактом (п. 1.4 контракта).
В соответствии с п. 1.7. контракта срок выполнения работ: начало выполнения работ - следующий день с момента (даты) заключения контракта; окончание выполнения работ - 31.10.2018 г. (включительно).
Согласно пунктам 2.1.11-2.1.12 контракта при согласовании заказчиком разработанной проектной документации подрядчик обязан направить проектную документацию на государственную экологическую экспертизу в соответствии с законодательством в сфере экологической экспертизы. Получить экспертные заключения по проектным работам, заключение государственной экологической экспертизы. При наличии замечаний федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы к разработанной проектной документации, или в случае получения отрицательного заключения государственной экологической экспертизы, доработать проектную документацию с целью устранения ошибок и недоработок за свой счет и направить на повторную государственную экологическую экспертизу.
В свою очередь, заказчик обязан, в том числе, оказывать содействие подрядчику в оказании услуг по контракту в объеме и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом; до прохождения процедуры государственной экологической экспертизы в соответствии с законодательством в сфере градостроительной деятельности согласовать представленную подрядчиком проектную документацию с учётом положений пункта 2.1.10. настоящего Контракта (п. 2.3.2, 2.3.5 контракта).
В силу п. 8.2. контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В связи с существенным нарушением ООО ПФ "Гост-Стандарт" срока исполнения обязательств по контракту Администрацией на основании п. 8.2 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.12.2021 N 1597-р (т.1, л.д.64-66).
Ссылаясь на то, что ООО ПФ "Гост-Стандарт" к установленному срока не исполнило свою обязанность по разработке и предоставлению заказчику проектно-сметной документации во исполнение условий муниципального контракта от 14.05.2018 N 62-18, Администрация представила в Белгородское УФАС России сведения в отношении ООО ПФ "Гост-Стандарт" для включения его в реестр недобросовестных поставщиков (т.1, л.д.52-53).
По результатам осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внеплановой проверки Белгородским УФАС России недобросовестного поведения ООО ПФ "Гост-Стандарт", а также намерения подрядчика не исполнять муниципальный контракт от 14.05.2018 N 62-18 установлено не было, что послужило основанием для вынесения решения от 01.02.2022 об отказе во включении сведений об ООО ПФ "ГОСТ-Стандарт" в реестр недобросовестных поставщиков (т.1, л.д.49-51).
Не согласившись с решением антимонопольного органа от 01.02.2022, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленными в материалы дела документами не подтверждается умышленное уклонение ООО ПФ "ГОСТ-Стандарт" от исполнения контракта, а также его недобросовестное поведение в качестве подрядчика, в связи с чем посчитал необоснованным применение к нему санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также разъяснениями, данными в п. 6 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения заданных результатов, является ведение Реестра, в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 1 ст. 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба.
Согласно ч. 8 ст. 3 Закона о контрактной системе государственный (муниципальный) контракт - это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд.
Из части 8 ст. 95 Закона о контрактной системе следует, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Пунктом 1 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Согласно п. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, существенное нарушение подрядчиком сроков является основанием для расторжения государственного контракта на основании статьи 715 ГК РФ.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.12.2021 N 1597-р мотивировано Администрацией существенным нарушением ООО ПФ "ГОСТ-Стандарт" условий муниципального контракта от 14.05.2018 N 62-18, в частности, длительным неисполнением, а равно неисполнением в установленный контрактом срок обязанности по разработке проектно-сметной документации на рекультивацию объекта накопленного вреда окружающей среде, расположенного на 64-м км автодороги Валуйки - Алексеевка - Красное.
При этом, как следует из материалов дела, ООО ПФ "ГОСТ-Стандарт" во исполнение принятых на себя обязательств после направления запросов в Администрацию Алексеевского района Белгородской области, Департамент природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области, Управление лесного и охотничьего хозяйства Белгородской области, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области, Отдел геологии и лицензирования по Белгородской и Курской областям (т.1, л.д.80-85) была подготовлена проектно-сметная документация на рекультивацию объекта накопленного вреда окружающей среде, расположенного на 64-км автодороги Валуйки - Алексеевка - Врасное, и направлена для прохождения государственной экологической экспертизы согласно пункту 2.1.11 контракта.
Однако, Приказом N 98/э от 07.11.2019 Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования было утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по причине несоответствия требованиям природоохранного законодательства, нормативной и инструктивно-методической документации, в том числе в связи с существенными недоработками по экологическим и техническим вопросам (т.1, л.д.126-159), о чем был уведомлен непосредственно начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области письмом от 11.02.2020 N 29 (т.1, л.д.88).
В письме от 11.02.2020 N 29 ООО ПФ "ГОСТ-Стандарт" указало, что срок корректировки проектной документации с учетом дополнительных исследований составляет не менее двух месяцев. Срок проведения общественных слушаний составляет с учетом публикаций в официальных изданиях органов исполнительной власти не менее двух месяцев. Срок поведения государственной экологической экспертизы согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ составляет два месяца. Срок проведения государственной экспертизы проектной документации согласно ст. 29 раздела IV Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" составляет два месяца. На основании вышеизложенного срок предоставления проектно-сметной документации с учетом всех экспертиз составляет не менее восьми месяцев (т.1, л.д.88).
Несмотря на поступившее в ее адрес уведомление, Администрацией решений об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 14.05.2018 N 62-18 вплоть до 16.12.2021 не принималось, в связи с чем в порядке исполнения п. 2.1.12 контракта ООО ПФ "ГОСТ-Стандарт" приступило к дорабатыванию проектной документацию с целью устранения ошибок и недоработок, указанных в отрицательном заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
В свою очередь, Администрация с целью устранения выявленных экспертной комиссией государственной экологической экспертизы замечаний разработала план мероприятий (Дорожная карта) по организации разработки проектно-сметной документации на рекультивацию объекта накопленного вреда окружающей среде с конечным сроком исполнения - 30.11.2020 (т.1, л.д.22),
С учетом изложенного является обоснованной позиция Белгородского УФАС России о фактическом продлении срока действия контракта посредством совершения конклюдентных действий с учетом закрепленного в п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, запрета на изменение в договорном порядке сроков исполнения контракта.
При этом действующее законодательство о контрактной системе не предусматривает право подрядчика требовать понуждения заказчика к изменению условий контракта в части сроков выполнения работ (Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2022 N 305-ЭС22-4781).
Впоследствии подрядчиком в соответствии с вышеуказанным планом мероприятий по организации разработки проектно-сметной документации на рекультивацию объекта накопленного вреда окружающей среде предпринимались действия, направленные на устранение выявленных недочетов, указанных в отрицательном заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (заявление на выдачу заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком рекультивации от 27.05.2020 N 128/1 -( т.1, л.д.87); письмо Администрации Алексеевского городского округа от 27.05.2020 N 129 о предоставлении сведений, а именно: координат расположения участка рекультивации в системе СК-31 - (т.1, л.д.89); письмо ООО "ЛЭСК" от 19.10.2020 N 271 на предмет выполнения химико-аналитических исследований по объекту "Рекультивация объекта накопленного вреда окружающей среде, расположенного на 64-м км автодороги Валуйки - Алексеевка - Красное" - (т.1, л.д.91-94); заявление на выдачу заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком рекультивации от 28.09.2020 N 294 - (т.1, л.д.97-98).
В марте 2021 года после устранения всех замечаний проектная документация была повторно направлена в экспертное учреждение для прохождения государственной экологической экспертизы.
Письмом от 27.04.2021 N 28/02-МВ/6622 Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора уведомило ООО ПФ "ГОСТ-Стандарт" о некомплектности материалов, представленных для прохождения государственной экологической экспертизы, ввиду отсутствия надлежаще оформленных общественных обсуждений, а также указало на необходимость проведения повторных общественных обсуждений по вновь представленной проектной документации (т.1, л.д.105-107).
В ту же дату подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо от 27.04.2021 N 78 о необходимости проведения общественных обсуждений по вновь представленной проектной документации с просьбой организовать их проведение (т.1, л.д.102).
Вместе с тем, Администрация 16.12.2021 без организации проведения общественных обсуждений приняла решение N 1597-р об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.05.2018 N 62-18.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 этой статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона о контрактной системе). В течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 этой статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 данной статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе Правительство РФ Постановлением от 30.06.2021 N 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078), пунктом 8 которых предусмотрено, что в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе.
В силу пп. "б" п. 13 Правил N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10 этих Правил), осуществляет следующую совокупность действий, в том числе, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в пп. "а" названного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 данных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Как указано в п. 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, которые не должны быть несоизмеримы с совершенной и своевременно устраненной ошибкой в перечислении обеспечения, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, должна отвечать целям реализации ведения реестра.
В соответствии правовой позицией, приведенной в постановлениях Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения
С учетом изложенного, антимонопольный орган в рамках предоставленных полномочий при решении вопроса о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков должен дать оценку его действиям по уклонению от подписания контракта с целью правильного и объективного рассмотрения вопроса о соблюдении обществом законодательства о закупках.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, приведенной в Определении от 23.10.2012 N ВАС-13566/12, необходимо принимать во внимание, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям закона о размещении заказов.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Установление недобросовестности действий поставщиков, исполнителей, подрядчиков предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить государственный контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения подрядчика.
С учетом изложенного, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое недобросовестное поведение лица, при котором им умышленно совершаются действия (бездействие) в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе приведшие к неисполнению или ненадлежащему исполнению контракта.
При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила N 1078 не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае при установленном факте неисполнения подрядчиком обязательств по контракту в установленный срок - 31.10.2018 г. материалами дела не подтверждается умышленное недобросовестное поведение ООО ПФ "ГОСТ-Стандарт" при выполнении своих обязательств по спорному контракту.
Арбитражными судами установлено, что подрядчик принимал надлежащие меры для исполнения контракта и готов был его исполнять, в то время как условие муниципального контракта о том, что результатом выполнения подрядчиком работ является положительное заключение по проектной документации, не может считаться обязательством подрядчика, поскольку составление и выдача именно положительного заключения является не действием подрядчика, а действием третьего лица, которое не принимало на себя никаких обязательств по срокам выдачи положительного заключения.
При таких обстоятельствах, правильно применив указанные выше нормы права, руководствуясь соответствующими разъяснениями, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что действия ООО ПФ "ГОСТ-Стандарт" свидетельствуют о том, что им предпринимались меры для надлежащего исполнения условий контракта, отсутствие у подрядчика намерения не исполнять взятые на себя обязательств, отсутствие доказательств того, что действия подрядчика носят характер недобросовестного поведения, апелляционный суд поддерживает вывод антимонопольного органа и суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения сведений об ООО ПФ "ГОСТ-Стандарт" в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.11.2022 по делу N А08-4225/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-4225/2022
Истец: Администрация Алексеевского городского округа
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО Проектная фирма "ГОСТ-Стандарт"