г. Чита |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А19-20420/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2023 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Бушуевой Е.М., Мациборы А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 февраля 2023 года по делу N А19-20420/2022 по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980) к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тайшетская районная больница" (ОГРН: 1023801944980, ИНН: 3815002781) о взыскании 498 568 руб. 50 коп.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец, ОПФР, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тайшетская районная больница" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании убытков в размере 498 568,50 руб.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования признали частично в сумме 52 852,50 руб., в остальной части исковые требования оспорили, указав на их правомерность и необоснованность, дали пояснения.
Рассмотрев заявление истца о процессуальном правопреемстве, в котором заявитель просил произвести замену истца по делу - государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области его правопреемником - отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области, арбитражный суд его удовлетворил.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09.02.2023 заявление удовлетворено, произведена замена истца по делу. Заменено государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации его правопреемником - отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области. Исковые требования удовлетворены частично. С областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тайшетская районная больница" в пользу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области взысканы убытки в размере 52 852,50 руб.; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Отделение СФР по Иркутской области согласилось с решением в части взыскания убытков в размере 52 852,50 руб., в остальной части с принятым решением не согласно, считает его необоснованным в связи с ненадлежащей правовой оценкой представленных доказательств и неверном толковании закона.
Как указывает заявитель жалобы, в результате проверки был установлен факт представления недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником выплаты, а также факты о понесенных Фондом излишних расходах.
В нарушение п. 3 Правил для осуществления выплаты в отделение Фонда представлялись реестры работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты с количеством нормативных смен, рассчитанных за часы, превышающие время работы по трудовому договору (дополнительному соглашению к трудовому договору), с превышением фактического числа нормативных смен в календарном месяце. А также с нарушением раздельного учета работы по основному месту работы и на условиях внутреннего совместительства.
Апеллянт полагает, что возможно для Учреждения нет разницы в оплате по основному месту или по совместительству при условии занятия одной и той же должности, как указал суд в решении, однако для получения специальной социальной выплаты согласно п.3 Приказа N 894н организация, в которой работник занят по основному месту работы и при работе на условиях внутреннего совместительства, должна учитывать работника при формировании реестра работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, раздельно по основной должности (профессии) и по должности (профессии), занимаемой на условиях внутреннего совместительства.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 23.03.2023.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с положениями частей 5 и 6 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы, а также вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 Фонд производит ежемесячно в период с 01.11.2020 по 31.12.2022 специальные социальные выплаты категориям работников, указанным в пункте 2 Постановления N 1762.
Право на специальную социальную выплату связано с выполняемой трудовой функцией и должностью работника, ее размер зависит от фактического количества нормативных смен в календарном месяце (пункт 3 Правил).
При осуществлении мероприятий по контролю полноты представляемых сведений Фондом, результаты которых отражены в акте проверки медицинских и иных организаций о выявленных несоответствиях N 1 от 24.03.2022 было установлено:
- Учреждением за период ноябрь-декабрь 2020 года Онищук Н.П. выплачена специальная социальная выплата в размере 139 968 руб., в то время как по расчетам ОПФР по результатам проведенной проверки выплата должна была составить 96 592 руб.; в связи с чем излишне понесенные ОПФР расходы составили 43 375,50 руб.;
- Учреждением за период ноябрь-декабрь 2020 года, февраль-апрель, июнь-декабрь 2021 года Баженовой Т.Г.. выплачена специальная социальная выплата в размере 269 730 руб., в то время как по расчетам ОПФР по результатам проведенной проверки выплата должна была составить 97 686 руб.; в связи с чем излишне понесенные ОПФР расходы составили 172 044 руб.;
- Учреждением за период декабрь 2020 года, январь, март, ноябрь 2021 года и январь-февраль 2022 года Нарулиной Н.В.. выплачена специальная социальная выплата в размере 154 548 руб., в то время как по расчетам ОПФР по результатам проведенной проверки выплата должна была составить 32 440,50 руб.; в связи с чем излишне понесенные ОПФР расходы составили 96 592,50 руб.;
- Учреждением за период ноябрь-декабрь 2020 года, январь, март, май-август, октябрь-ноябрь 2021 года и январь-февраль 2022 года Солдатенко Л.А. выплачена специальная социальная выплата в размере 221 784,75 руб., в то время как по расчетам ОПФР по результатам проведенной проверки выплата должна была составить 148 169,25 руб.; в связи с чем излишне понесенные ОПФР расходы составили 73 615,50 руб.;
- Учреждением за период ноябрь-декабрь 2020 года, март, июнь-декабрь 2021 года и январь-февраль 2022 года Гуляеву К.К. выплачена специальная социальная выплата в размере 189 540 руб., в то время как по расчетам ОПФР по результатам проведенной проверки выплата должна была составить 76 545,25 руб.; в связи с чем излишне понесенные ОПФР расходы составили 112 941 руб.
Общая сумма заявленных к взысканию убытков в виде необоснованно начисленных и выплаченных специальных социальных выплат составила 498 568,50 руб.
До настоящего времени ответчик излишне понесенные расходы истца не возместил.
Неисполнение в добровольном порядке указанных требований явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил частично.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для наступления гражданско-правовой ответственности суду необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего в себя наличие убытков и их размер, противоправность поведения субъекта ответственности, причинную связь между убытками и действиями (бездействием) указанного лица, а также его вину. Требование о привлечении к гражданско-правовой ответственности может быть удовлетворено судом только при доказанности всех названных элементов в совокупности.
Как указывалось выше, основанием обращения в суд с настоящим иском явилось несение фондом расходов в связи с излишне выплаченной суммой социальной выплаты работникам лечебного учреждения.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе касающиеся прав и обязанностей медицинских работников, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 72 Закона N 323-ФЗ установлено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Закона N 323-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1762 от 30.10.2020 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID - 19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом коронавирусной инфекции (COVID - 19), внесении изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции (COVID - 19) и признания утратившим силу отдельных актов Правительства РФ" утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования РФ в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID - 19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом коронавирусной инфекции (COVID - 19) (далее - Правила N 1762).
Вышеуказанными Правилами определен порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций.
Специальная социальная выплата производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил N 1762, специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена).
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1762, для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Пунктами 10 и 12 Правил N 1762 установлено, что организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, во исполнение требований пункта 4 Правил N 1762 ответчик своевременно направлял в адрес Фонда реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, а именно, Онищук Н.П., Баженовой Т.Г., Нарулиной Н.В., Солдатенко Л.А., Гуляева К.К., которым была выплачена специальная социальная выплата.
В обоснование требований истец указал, что в нарушение подпункта "б" пункта 2 Постановления N 1762 ответчик направлял реестры для получения указанной выплаты при отсутствии документального подтверждения контакта с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции при выполнении должностных обязанностей, в нарушение пункта 3 Правил реестры работников предоставлялись с нарушением раздельного учета рабочего времени по основному месту работы и на условиях внутреннего совместительства.
Суд первой инстанции при разрешении спора пришел к выводу, что в направленных в адрес Фонда реестрах сведения о работниках, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, не могут быть признаны недостоверными (заведомо недостоверными).
При этом суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела трудовые договоры с работниками, приказы о переводе, о совместительстве, табеля учета рабочего времени, списки пациентов, принимая во внимание, что медицинская помощь в Учреждении оказывается круглосуточно, режим работы у персонала по 12, 14, 24 часа, а также то обстоятельство, что договоры по совместительству заключены с вышеназванными работниками при условии занятия одной и той же должности, пришел к выводу, что факты представления ответчиком истцу недостоверных сведений либо сокрытия сведений, влияющих на право получения работниками специальной социальной выплаты, не нашли своего подтверждения, в связи с чем понесенные фондом расходы по специальной социальной выплате (в том числе излишне полученной) не могут быть возмещены за счет учреждения.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в вопросе 3 "Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021) правом на получение специальной социальной выплаты обладают также медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей (подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762).
Доводы апеллянта о том, что ответчик в нарушение п.п. б п. 2 Постановления N 1762 направлял реестры работников для получения специальной социальной выплаты при отсутствии документального подтверждения контакта с пациентами с установленным диагнозом COVID-19 при выполнении должностных обязанностей, суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим основаниям.
Так, в силу пункта 6 Правил реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также сведений по каждому работнику:
- категория, должность (профессия);
- фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
- реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты (наименование банка, банковский идентификационный код, номер счета или номер банковской карты, являющейся национальным платежным инструментом);
- фактическое число нормативных смен;
- размер районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах.
Внесенный медицинской организацией код категории работника, который выбирается ею из справочника категорий работников, является основанием к специальной социальной выплате работнику, на которого оформляется реестр, и непосредственно влияет на размер специальной социальной выплаты.
Таким образом, реестр работников, направляемый в адрес Фонда, не предусматривает документального подтверждения контакта с пациентами с установленным диагнозом COVID-19 при выполнении должностных обязанностей.
В свою очередь, в пункте 11 Правил указано, что контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями, осуществляют территориальные органы Фонда в порядке, устанавливаемом Фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, при наличии сомнений Фонд обязан был проверить достоверность сведений, предоставляемых ответчиком, однако этого не сделал, при этом выплату работникам осуществил.
В суде первой инстанции и в апелляционной жалобе истец также указывал на то, что реестры работников для получения специальной выплаты направлялись работодателем с нарушением раздельного учета работы по основному месту работы и на условиях внутреннего совместительства.
Действительно, пунктом 3 Правил предусмотрено, что расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
В свою очередь, материалами дела подтверждается, что фактически отработанное количество нормосмен работниками Онищук Н.П., Баженовой Т.Г., Солдатенко Л.А. соответствует размерам произведенных специальных социальных выплат на основании N 1762, поскольку внутреннее совместительство данные работники осуществляли по той же должности, что и по основному месту работы, то есть фактически продолжали выполнять свои основные трудовые функции на условиях сверхурочной работы.
Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении иска о взыскании убытков в размере 445 716 руб., суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности факта возникновения убытков и отсутствии причинно-следственной связи.
При этом суд признал заявленные исковые требования о взыскании убытков обоснованными и подлежащими удовлетворению частично - в размере 52 852, 50 руб., приняв во внимание, что в отношении работника Нарулиной Н.В. за декабрь 2020 года и январь, ноябрь 2021 года, февраль 2022 года в Фонд были поданы недостоверные сведения.
В указанной части апелляционная жалоба доводов не содержит.
При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены или изменения решения по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 февраля 2023 года по делу N А19-20420/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20420/2022
Истец: ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области
Ответчик: ОГБУ здравоохранения "Тайшетская районная больница"