город Ростов-на-Дону |
|
27 апреля 2023 г. |
дело N А53-7795/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от Прокуратуры Ростовской области: Попова Б.А.по доверенности
от 16.12.2022 (удостоверению N 334857);
от ООО УК "Наследие": Милославской С.В. по доверенности от 29.12.2022,
Дятчин А.Ю. по доверенности от 10.04.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
лица, не участвующего в деле - Прокуратуры Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.06.2022 по делу N А53-7795/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Наследие" (ИНН 6166079567, ОГРН 1116193004091)
к государственной жилищной инспекции Ростовской области
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Наследие" (далее - общество, ООО "УК Наследие") обратилась с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция, ГЖИ Ростовской области) об отмене постановления от 11.02.2022 по делу N 109 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 07.06.2022 постановление ГЖИ Ростовской области от 11.02.2022 N 109 изменено в части назначения наказания, административный штраф заменен на предупреждение.
Прокуратура Ростовской области (лицо, не участвующее в деле) (далее - прокуратура), не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в порядке главы 34 АПК РФ с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.06.2022 по настоящему делу, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи апелляционной жалобы на указанный судебный акт.
Ходатайство о восстановлении срока для подачи апелляционной жалобы мотивировано тем, что прокуратурой в ходе проведенной проверки по обращению Рябова Б.В., поступившего 30.01.2023, выявлено, что положения ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) не могли быть применены к рассматриваемому спору. Прокуратура указала, что пропущенный срок подлежит восстановлению, если ходатайство подано лицом, указанным в ст. 42 АПК РФ.
Согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" на основании пункта 3 части 1 статьи 25.11, статьи 28.4, части 1 статьи 30.10 КоАП РФ, а также с учетом положений части 2 статьи 52 АПК РФ Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокуроры субъектов Российской Федерации, их заместители и приравненные к ним прокуроры, их заместители наделены правом обжалования решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности, по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в апелляционном порядке независимо от их участия в рассмотрении дела в суде первой инстанции.
С учетом вышеуказанных норм, а также положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" суд принял апелляционную жалобу от лица, не участвующего в деле - Прокуратуры Ростовской области.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 10.06.2020 N 303-ЭС19-5986 по делу N А73-5350/2018, постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2023 по делу N А43-27899/2022.
В обоснование апелляционной жалобы Прокуратура Ростовской области ссылается на то, что ею в ходе проведенной проверки по обращению Рябова Б.В., поступившего 30.01.2023, выявлено, что положения ст. 4.1.1 КоАП РФ не могли быть применены к рассматриваемому спору, поскольку постановление от 11.11.2021 получено ООО "УК Наследие" 30.11.2021, по смыслу положений ч. 1 ст.ст. 4.6, 31.1 КоАП РФ данное лицо считается подвергнутым административному наказанию с 11.12.2021, то есть с момента вступления его в законную силу. При вынесении решения от 07.06.2022 судом не учтено, что ООО "УК Наследие" ранее привлекалось к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, по постановлению заместителя главного государственного жилищного инспектора Ростовской области от 11.11.2021, в связи с чем, применение положений нормы ст. 4.1.1 КоАП РФ недопустимо.
От ООО "УК Наследие" поступили возражения на апелляционную жалобу Прокуратуры Ростовской области, в которых общество просило оставить без изменения решение суда первой инстанции.
От Прокуратуры Ростовской области поступили пояснения в порядке ст. 41 АПК РФ и дополнения к апелляционной жалобе, в которых прокуратура указала на полномочия прокурора по обращению в арбитражный с суд в целях защиты публичных интересов, указала на положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, которые не были учтены при вынесении решения.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Ростовской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители ООО УК "Наследие" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Наследие" осуществляет управление общедомовым имуществом многоквартирного дома N 214/101 по ул. М. Горького в г. Ростове-на-Дону.
На основании распоряжения ГЖИ Ростовской области от 24.11.2021 N 7705 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО УК "Наследие", в ходе которой было выявлено, что:
- в подвальном помещении установлен общедомовой прибор учета холодного водоснабжения N 185364689. Межповерочный интервал указанного прибора учета истек 26.08.2021. Заявление на регистрацию поверки общедомового прибора учета в АО "Ростовводоканал" от ООО УК "Наследие" не поступало. В соответствии с актом приема-передачи технической документации по многоквартирному дому N 214/101 по ул. Максима Горького в г. Ростове-на-Дону б/н от 03.08.2021 ТСН "Созидатель" передан паспорт на счетчик ХВС N185364689. На основании изложенного, инспекция посчитала, что ООО УК "Наследие" не обеспечено проведение поверки общедомового прибора учета холодного водоснабжения;
- в помещении электрощитовой и в помещении, в котором расположено оборудование для видеонаблюдения, расположенном во втором подъезде, на стенах имеется повреждение штукатурно-окрасочных слоев, управляющей компанией не выполнены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов;
- в многоквартирном доме N 214/101 по ул. Максима Горького возле кв. 12, а также в 3-м подъезде на 11 этаже возле лифта на поэтажном электрощитке отсутствует запирающее устройство, на поэтажном электрощитке возле квартир NN 10,11,6,7,3 имеется запирающее устройство, однако у управляющей компании нет доступа к общедомовому имуществу в связи с отсутствием ключа от замка, не обеспечено надлежащее содержание поэтажных электрощитков;
- в 1-м подъезде многоквартирного дома на 5 этаже возле лифта, на 3 этаже возле кв. 6, 7; в 3 подъезде на 11,10,9 этаже этажах, отсутствует освещение, управляющей компанией не обеспечено надлежащее содержание своевременной эксплуатации внутридомовых электрических сетей, осветительного оборудования;
- в 1,2,3 подъездах визуальным осмотром установлено, что на информационных стендах информация размещена не в полном объеме, а именно, отсутствует информация об аварийных службах ресурсоснабжающих организаций.
Выявленное квалифицировано ГЖИ Ростовской области нарушением ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п.п. 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), п.п. 11, 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290), пп. 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), п.п. 31 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением правительства РФ 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), пп. "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110).
В связи с выявленными нарушениями, в отношении общества 11.01.2022 в составлен протокол N 8-К об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Заместителем главного государственного жилищного инспектора Ростовской области 11.02.2022 вынесено постановление N 109 о привлечении ООО "УК Наследие" за выявленное правонарушение к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пп. 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно п. 20 Правил N 290 работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме: проверка заземления оболочки электрокабеля, оборудования (насосы, щитовые вентиляторы и др.), замеры сопротивления изоляции проводов, трубопроводов и восстановление цепей заземления по результатам проверки; проверка и обеспечение работоспособности устройств защитного отключения; техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования; контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации; обеспечение сохранности коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, установленного в помещениях, отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, а также иного оборудования, входящего в интеллектуальную систему учета электрической энергии (мощности).
Согласно п. 5.6.2. Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию:
шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления;
внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей;
этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии;
осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда;
силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда;
электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются);
автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома.
Согласно п. 31 Правил N 416 в случае если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана раскрывать следующую информацию путем размещения на постоянной основе:
а) на вывесках, расположенных у входа в представительство управляющей организации: наименование (фирменное наименование) управляющей организации;
адрес местонахождения управляющей организации;
контактные телефоны управляющей организации, адрес электронной почты; режим работы управляющей организации.
б) на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом:
наименование (фирменное наименование) управляющей организации, номер лицензии, срок действия лицензии, информация об органе, выдавшем указанную лицензию, адрес местонахождения, в том числе представительства управляющей организации, режим работы, информация о днях и часах приема, адрес официального сайта управляющей организации (при наличии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет";
контактные телефоны управляющей организации, представительства управляющей организации, аварийно-диспетчерской службы и аварийных служб ресурсоснабжающих организаций;
уведомления о предстоящих работах, проверках оборудования, восстановительных работах, иных мероприятиях, которые могут позлечь неудобство для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме либо потребовать присутствия таких собственников и пользователей или их представителей в помещении в многоквартирном доме в определенное время, с указанием времени проведения таких мероприятий;
уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги.
в) на информационных стендах (стойках) в представительстве управляющей организации:
наименование (фирменное наименование) управляющей организации, номер лицензии, срок действия лицензии, информация об органе, выдавшем указанную лицензию, адрес местонахождения, в том числе представительства управляющей организации, режим работы, информация о днях и часах приема, адрес официального сайта управляющей организации в сети "Интернет" (при наличии), адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет";
контактные телефоны управляющей организации, представительства управляющей организации, аварийно-диспетчерской службы и аварийных служб ресурсоснабжающих организаций;
пошаговая инструкция о порядке установки индивидуального прибора учета;
информация о сроках внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения такой платы, об обязательных и (или) рекомендуемых сроках передачи показаний приборов учета исполнителю коммунальных услуг в соответствии с порядком и условиями приема таких показаний, которые установлены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
информация об органе государственного жилищного надзора (функции, наименование, адрес, контактный телефон, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя);
сведения о размерах цен (тарифов), подлежащих применению при определении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, и о реквизитах нормативных правовых актов, решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (при их наличии), которыми они установлены;
сведения о нормативах потребления коммунальных услуг и нормативах потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) - сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений;
информационная памятка о правилах безопасного использования газа в быту, информация об обязанности потребителя заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования;
информационная памятка, содержащая сведения о составе ежемесячной платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, контактные телефоны лиц, ответственных за начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
образцы заполнения заявок, жалоб и иных обращений граждан и организаций;
стенд с перечнем предлагаемых управляющей организацией работ и услуг;
сведения о местах накопления отходов, сбора (в том числе раздельного сбора) отходов I -IV классов опасности;
информация о правилах обращения с отходами I - IV классов опасности, порядке осуществления раздельного сбора отходов;
информационная памятка о правилах безопасного использования ртугьсодержащих ламп и приборов;
уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги.
г) на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет" информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Как установлено судом первой инстанции, а также следует из административного материала, ООО УК "Наследие" в нарушение приведенных норм не обеспечено проведение поверки общедомового прибора учета холодного водоснабжения, заявление на регистрацию поверки общедомового прибора учета холодного водоснабжения N 185364689 в АО "Ростовводоканал" от ООО УК "Наследие" не направлено, не выполнены работы в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, не обеспечено надлежащее содержание поэтажных электрощитков, не обеспечено надлежащее содержание своевременной эксплуатации внутридомовых электрических сетей, осветительного оборудования, на информационных стендах отсутствует информация об аварийных службах ресурсоснабжающих организаций.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: актом проверки от 10.12.2021, актом комиссионного осмотра, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
При этом, следует учитывать, что в силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Рассматриваемое длящееся правонарушение выявлено и зафиксировано административным органом в акте проверки от 10.12.2021. На момент вынесения постановления от 11.02.2022 двухмесячный срок давности привлечения истек.
Таким образом, постановление о привлечении к административной ответственности подлежало отмене. При этом доводы об отмене постановления административного органа в связи с истечением срока привлечения к ответственности в апелляционной жалобе не приведены, а также не заявлены в возражениях на апелляционную жалобу.
Суд первой инстанции при определении санкции за совершенное правонарушение применил положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", изменив административный штраф в размере 250 000 рублей на предупреждение.
В апелляционной жалобе прокуратура просит заменить назначенное наказание в виде предупреждения на штраф. ООО "УК Наследие" в возражениях просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Учитывая доводы и требования лиц, участвующих в деле, а также то, что арбитражный суд по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы и доводов пояснений по жалобе, судебная коллегия отказывает в удовлетворении требований Прокуратуры Ростовской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.06.2022 по делу N А53-7795/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7795/2022
Истец: ООО "УК Наследие", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НАСЛЕДИЕ", Прокуротура г. Ростов-на-Дону
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Прокуратура Ростовской области