г. Санкт-Петербург |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А56-95610/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Загараевой Л.П., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: Гребенюк А. по доверенности от 15.11.2022
от заинтересованного лица: Погорельцева Ю.А. по доверенности от 28.12.2022, Шкода О.В. по доверенности от 28.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5394/2023) ООО "ЕвроТранзит Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2022 по делу N А56-95610/2022, принятое
по заявлению ООО "ЕвроТранзит Сервис"
к Северо-Западной электронной таможне
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЕвроТранзит Сервис" (ОГРН: 1117847407699, адрес: 197374, Санкт-Петербург, ул. Оптиков, д. 4, корп. 2, лит. А, пом. 289, далее - ООО "ЕвроТранзит Сервис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Северо-Западной электронной таможни (ОГРН: 1207800051909, адрес: 191167, Санкт-Петербург, ул. Кременчугская, д. 21, корп. 2, стр. 1; далее - таможня, заинтересованное лицо) от 27.07.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10228010/261221/3064254, после выпуска товаров.
Решением от 29.12.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что в рассматриваемом случае необходимо применять положения Решения Совета ЕЭК от 05.04.2022 N 47. Кроме того, Общество указывает на то, что при оформлении документов был некорректно указан REX номер, вместо цифры "0", указана буква "D", что подтверждается письмом испанской компании Transormaciones Metalurgicas S.A.U.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Общество во исполнение внешнеэкономического контракта от 10.09.2018 N ЕТЕ/2018/0912-01, заключенного с компанией UAB "European Transit Service" (Литва), на таможенную территорию Евразийского экономического союза с использованием декларации на товары (далее - ДТ) N 10228010/261221/3064254 ввезены и задекларированы товары различных наименований, в том числе товар N 2:
"Трубы прецизионные холоднотянутые, бесшовные, сечения из коррозионностойкой нержавеющей стали марки ТР316/3161 по стандарту EN10216-5, длиной по 6 м, для производства гидроцилиндров и гидравлического оборудования на максимально допустимое давление до 0,05 МПа - 1452,00 метров, часть места 1 деревянного ящика, 1 деревянный ящик на подложках...", производитель: "Ratnamani Metals & Tubes Limited", товарный знак, торговый знак: отсутствуют, артикулы: 810610, 8Л215, 8Л515, 8Л815, 812530, 810610, 810810, 8Л010, 8Л210, 812025, 812220, 812525, 8Л 620 (далее - товар N 2).
В графе 33 вышеуказанной ДТ декларантом заявлен код товара N 2 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 7304 41 000 8; "Трубы, трубки и профили полые, бесшовные, из черных металлов (кроме чугунного литья): - прочие, круглого поперечного сечения из коррозионностойкой стали: -- холоднотянутые или холоднокатаные (обжатые в холодном состоянии): - прочие: - прочие" (ставка ввозной таможенной пошлины - 7,5 %, ставка НДС - 20%).
В графе 34 вышеуказанной ДТ в отношении товара N 2 Обществом заявлены сведения о стране происхождения - Индия (IN).
В целях подтверждения заявленных сведений о происхождении товара N 2 Обществом посредством Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС ТО) в сканированном виде представлен непреференциальный сертификат общей формы о происхождении товара от 21.12.2021 N 450327, выданный уполномоченным органом Литовской Республики.
Страна происхождения товара N 2, задекларированного с использованием ДТ N 10228010/261221/3064254, подтверждена Северо-Западным таможенным постом (ЦЭД), товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В период с 08.06.2022 по 19.07.2022 Северо-Западной электронной таможней на основании статьи 310 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) проведен таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений.
По результатам проведенного таможенного контроля составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 19.07.2022 N 10228000/213/190722/А0611, происхождение товара N 2 не подтверждено, в связи с чем требуется применение мер защиты внутреннего рынка в виде начисления антидемпинговой пошлины.
27.07.2022 Северо-Западной электронной таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/261221/3064254, в соответствии с которым внесены изменения в графу 34 (указано значение "00" - страна происхождения товара неизвестна), и в графу 47 (начислена антидемпинговая пошлина, исходя из ставки 19,15% от таможенной стоимости товара N 2).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления Обществу отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз) и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно пункту 1 статьи 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе.
Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров (пункт 1 статьи 29 ТК ЕАЭС).
Пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС, пунктом 20 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила N 49) предусмотрено, что документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В силу пункта 1 статьи 30 ТК ЕАЭС декларация о происхождении товара - коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
В соответствии с пунктом 2 разд. II "Памятки о правилах определения происхождения товаров при импорте в ЕАЭС" (утв. Коллегией Евразийской экономической комиссии) декларацией о происхождении товара может являться, например, счет-фактура, накладная CMR, коносамент, упаковочный лист и др.
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В соответствии с пунктом 25 Правил в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара (за исключением случая подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка).
Согласно представленной технической документации рассматриваемые товары представляют собой трубы бесшовные, сварные, высоко деформированные в холодном состоянии из аустенитной нержавеющей стали диаметром от 10 мм до 28 мм.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 г. N 6 "О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении бесшовных труб из коррозионностойкой (нержавеющей) стали, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" антидемпинговая пошлина в размере 18,96% начисляется в отношении ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза бесшовных труб из коррозионностойкой (нержавеющей) стали диаметром до 426 мм включительно, происходящих из Украины, классифицируемых кодами 7304 41 000 1, 7304 41 000 5, 7304 41 000 8, 7304 49 100 0, 7304 49 930 1, 7304 49 930 9, 7304 49 950 1, 7304 49 950 9, 7304 49 990 0, 7304 90 000 1, 7304 90 000 9 ТН ВЭДЕАЭС.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. N 65 "О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской Народной Республики и Малайзии и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза" антидемпинговая пошлина в размере 19,15 % начисляется на холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали, происходящие из Китайской Народной Республики и Малайзии, классифицируемые кодами 7304 41 000 5 и 7304 41 000 8 ТН ВЭДЕАЭС.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 декабря 2018 г. N 200 "О продлении действия антидемпинговой меры в отношении холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской Народной Республики и Малайзии и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, и признании утратившим силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 апреля 2018 г. N 49" действие антидемпинговой меры, установленной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. N 65, в отношении ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской Народной Республики и Малайзии, продлено до 10 декабря 2023 года.
Таким образом, товар N 2, задекларированный по ДТ N 10228010/261221/3064254, попадает под действие вышеуказанных Решений Коллегии ЕЭК от 26.01.2016 N 6 и от 09.04.2013 N 65, при этом сумма таможенной стоимости по ДТ превышает сумму эквивалентную 150 долларам США.
Учитывая вышеизложенное, согласно пункту 1 статьи 29 ТК ЕАЭС подтверждение происхождения товаров осуществляется в соответствии с Правилами.
Согласно пункту 21 Правил сертификат о происхождении товара оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению к Правилам (далее - Требования).
Подпунктом 2 пункта 34 Правил установлено, что сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождения товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС в случае, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным, либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к Правилам.
Пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС установлено, что сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров.
Согласно пункту 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:
1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
4) государственным органом оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождения товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи 314 ТК ЕАЭС;
5) иные случаи, определяемые Евразийской экономической комиссией.
Таким образом, в целях однозначного подтверждения происхождения указанной категории товаров, перевозчиком, декларантом либо иным лицом, обладающим правами в отношении декларируемых товаров, в таможенный орган должен быть представлен оригинал непреференциального сертификата о происхождении товара, заполненного в соответствии с требованиями согласно приложению к Правилам.
Пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС установлено, что при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе, достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Если происхождение товаров неизвестно либо происхождение товаров считается неподтвержденным, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и (или) наименования, если иное не установлено в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (подпункт 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС).
На основании изложенного, нарушение требований к оформлению сертификата является самостоятельным основанием для непринятия его в качестве документа, подтверждающего происхождение товара и начисления антидемпинговой пошлины.
Учитывая положения Решений Коллегии ЕЭК от 26.01.2016 N 6 и от 09.04.2013 N 65, в случае отсутствия документа, однозначно подтверждающего происхождение задекларированных товаров, в отношении указанных товаров, классифицируемых кодом 7304 41 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС, должна быть уплачена максимальная антидемпинговая пошлина, установленная Решением Коллегии ЕЭК от 09.04.2013 N 65, в размере 19,15 % от таможенной стоимости товара.
Как следует из материалов дела, Обществом в качестве основания для подтверждения происхождения задекларированных товаров представлен сертификат от 21.12.2021 N 450327, выданный уполномоченным органом Литовской Республики.
При анализе представленного сертификата таможенным органом установлено, что заявленные сведения о происхождении задекларированных товаров не подтверждены, поскольку заполнение сертификатов не соответствует установленным Требованиям.
Так, в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 Требований сертификат должен содержать реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара).
Вместе с тем, в представленном сертификате о происхождении товаров указаны сведения о происхождении товара из разных стран, а именно: "ЕС (Spain), India". В графе 5 сертификата указаны реквизиты инвойса, оформленного между Литовской Республикой и Российской Федерацией, а также реквизиты документа от 15.12.2021 N 664787-СС.
При таможенном декларировании товаров по спорной ДТ Обществом с комплектом документов представлен сертификат от 15.12.2021 N 664787-СС, выданный уполномоченным органом Испании, реквизиты которого указаны сертификате от 21.12.2021 N 450327. Таким образом, указание реквизитов данного документа подтверждает только происхождение товара N 1, задекларированного по ДТ (Испания), и не подтверждает происхождение товара N 2 (реквизиты документа, выданного в Индии, в сертификате отсутствуют).
В ходе проведения таможенного контроля Северо-Западной электронной таможней в адрес Общества направлен запрос от 10.06.2022 N 10-24/10944 о предоставлений технической документации производителя товара с переводом на русский язык в целях правильности определения происхождения товара.
В ответ на запрос письмом от 30.06.2022 N 2022-06-ЗОТ Общество предоставило сертификаты анализа (сертификаты качества) в отношении товаров NN 1,2, задекларированных по ДТ, техническую документацию и инвойс.
Проанализировав представленные документы, Северо-Западной электронной таможней сделан вывод о том, что сертификат происхождения товаров от 21.12.2021 N 450327 выдан страной вывоза товаров (Литовская Республика), реквизиты документов, выданных в стране происхождения товаров (Индия) отсутствуют.
Таким образом, является правомерным вывод таможенного органа и суда первой инстанции о том, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 34 Правил, подпунктом 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара N 2, задекларированного по спорной ДТ, Обществом не подтверждено.
Довод Общества о необходимости применения положений Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47 "О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров)" (далее - Решение Совета ЕЭК от 05.04.2022 N 47) подлежит отклонению апелляционным судом.
Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Решением Совета ЕЭК от 05.04.2022 N 47 в Правила, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49, внесены изменения, которые вступили в силу 25.04.2022.
С вышеуказанной даты при определении страны происхождения рассматриваемых товаров подлежат применению Правила в редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47.
На момент регистрации рассматриваемой ДТ действовали Правила от 13.07.2018 N 49.
При этом в решении Совета ЕЭК от 05.04.2022 N 47 оговорка об обратной силе не содержится. Следовательно, не представляется возможным распространить внесенные изменения на сертификат, который был выдан до вступления в силу решения Совета ЕЭК от 05.04.2022 N 47.
Довод апелляционной жалобы о том, что происхождение товара N 2 из Индии подтверждается маркировкой производителя и страны в виде гравировки на самих трубах, сведения о которых получены таможенным органом в результате проведенного фактического контроля, а также представленными при таможенном декларировании инвойсами не состоятельны ввиду того, что из пункта 6 статьи 29 ТК ЕАЭС следует, что происхождение товара подтверждается исключительно декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара, то маркировка товара не может рассматриваться в качестве надлежащего подтверждения страны происхождения рассматриваемых товаров.
Апелляционный суд считает необходимым отметить также, что на основании пункта 7 статьи 314 ТК ЕАЭС при подтверждении впоследствии происхождения товаров меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка в случаях, когда применение таких мер зависело от происхождения товаров, применяются исходя из подтвержденного происхождения товаров. Таким образом, правом ЕАЭС предоставлена возможность участнику внешнеэкономической деятельности предоставить сертификат о происхождении товара, оформленный в соответствии с установленными Требованиями.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 декабря 2022 года по делу N А56-95610/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЕвроТранзит Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-95610/2022
Истец: ООО "ЕВРОТРАНЗИТ СЕРВИС"
Ответчик: Северо-Западная электронная таможня