г. Саратов |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А12-21989/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Никольского С.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шебалковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Юг" в лице филиала - "Волгоградэнерго" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 9 февраля 2023 года по делу N А12-21989/2022, по исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" в лице филиала "Северо-Кавказский" (ИНН 7704726225, ОГРН 1097746264230) к публичному акционерному обществу "Россети Юг" в лице филиала - "Волгоградэнерго" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) о взыскании стоимости фактически оказанных услуг передачи электрической энергии,
при участии в судебном заседании представителя ПАО "Россети Юг" - "Волгоградэнерго" Максимовой Е.И., действующей на основании доверенности от 01.01.2023 N 505-22
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Оборонэнерго" (далее по тексту - АО "Оборонэнерго", истец), обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), к публичному акционерному обществу "Россети Юг" в лице филиала "Волгоградэнерго" (далее - ПАО "Россети Юг", ответчик), о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги по передаче электрической энергии за период июнь-декабрь 2021 года в размере 118 372, 75 рублей, неустойки за период с 20.07.2021 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 13.01.2023 в размере 17956,76 рублей, расходов на оплату государственной пошлины в размере 5 090 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 9 февраля 2023 года исковые требования удовлетворены в части,- с ПАО "Россети Юг" в пользу АО "Оборонэнерго" взыскана задолженность за фактически оказанные услуги по передаче электрической энергии за период июнь-декабрь 2021 года в размере 118 372,75 рублей, неустойка за период с 21.07.2021 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 13.01.2023 в размере 17 842,09 рублей, а также неустойка, начисленная на сумму оставшегося основного долга с 14.01.2023 до момента фактической оплаты, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5 086 рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
ПАО "Россети Юг", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
АО "Оборонэнерго", в порядке статьи 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Истец в судебное заседание не прибыл, о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещён надлежащим образом, в соответствии с требованием статей 121-123 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыва на неё, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ПАО "Россети Юг" (заказчик) и АО "Оборонэнерго" (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по передаче (транспортировке) электрической энергии от 26.05.2018 N ДОУ2018/1, в соответствии с условиями, которого, исполнитель обязуется осуществлять предоставление услуг по передаче электрической энергии от точек поставки и до точек отпуска путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, с использованием принадлежащих сторонам на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а заказчик, обязуется оплачивать эти услуги в порядке, установленном настоящим договором. Права и обязанности сторон определены в разделе 3 договора.
Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 25.12.2020 N 49/19 в редакции от 14.07.2021 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 г." установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями ПАО "Россети Юг" и АО "Оборонэнерго", действующий с 01 января 2021 года.
АО "Оборонэнерго", как сетевая организация, владеющая на праве аренды электросетевым оборудованием, исполняло в спорный период свои обязательства по эксплуатации, ремонтам, техническому обслуживанию электрических сетей, оказывая ответчику услуги по передаче электрической энергии.
В период с июня по декабрь 2021 года истец оказал услуги по передаче электрической энергии ответчику, с использованием электросетевого оборудования, принадлежащего истцу на законном основании.
Ссылаясь на неисполнение ПАО "Россети Юг" обязательств по оплате фактически оказанных за период с июня по декабрь 2021 года в размере 118 372,75 рублей, истец обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Волгоградской области, основываясь на материалах дела и руководствуясь положениями статей 309, 310, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, Основами ценообразования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N1178 (далее по тексту - ГК РФ, Закон об электроэнергетике, Правила N 861, Основы ценообразования, соответственно), пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании основного долга.
Кроме того, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 329, 330, 332 ГК РФ, установив факт неисполнения в срок ответчиком обязательств по оплате поставленного истцом ресурса на заявленную к взысканию сумму, пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований в части, исключив из расчетного периода неустойки один день - 20.07.2021, поскольку, согласно пункту 15 (3) Правил N 861 оплата стоимости объёма услуг по передаче электрической энергии производить до 20-го числа месяца, следующего за расчётным.
Оспаривая постановленный судебный акт, ПАО "Россети Юг" указывает, что объём оказанных услуг по точке поставки ТП-А 2627 не был учтён при установлении необходимой валовой выручки (НВВ) на 2021 год, так как данное электросетевое оборудование передано в пользование АО "Оборонэнерго" в середине тарифного регулирования, в связи с чем, расчеты за объемы оказанных услуг по передаче электрической энергии с использованием данных объектов в текущем расчетном периоде регулирования не осуществляются.
Судебная коллегия отклоняет данные доводы жалобы, как противоречащие материалам дела и направленные на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Из пункта 8 Правил N 861 следует, что в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (смежные сетевые организации),
В силу подп. "г" п. 41 Правил N 861 при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта РФ, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с разделом III названных Правил по договору осуществляются по индивидуальному тарифу на услуги по передаче электроэнергии (пункт 42 Правил N 861).
Пунктом 14 Правил N 861 установлена обязанность потребителя по оплате услуг сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором. Отсутствие договора не освобождает потребителя от оплаты фактически оказанных ему услуг.
Согласно пункту 15(3) названных Правил оплата услуг по передаче электрической энергии, если иное не установлено соглашением сторон, должна осуществляться в следующие сроки: а) гарантирующие поставщики оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах обслуживаемых ими потребителей, до 15-го числа месяца, следующего за расчетным; б) иные потребители услуг по передаче электрической энергии (за исключением населения) оплачивают 50 процентов стоимости оказываемых им услуг по передаче электрической энергии на условиях предоплаты.
Стоимость объёма услуг по передаче электрической энергии, оказываемых в интересах потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, включая исполнителей коммунальной услуги), за расчетный период, уменьшенная на величину средств, внесенных потребителем услуг по передаче электрической энергии в качестве оплаты оказанных услуг по передаче электрической энергии в месяце, за который осуществляется оплата, либо на условиях предоплаты, оплачивается до 20-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Согласно договору от 31.01.2021 N 23 "Безвозмездного пользования объектами электросетевого хозяйства Министерства обороны Российской Федерации" истцу передано электросетевое хозяйство, в том числе ТП-А 2627.
Как установлено судом первой инстанции, объем оказанных услуг по данной точке поставки за июнь 2021 - 11 765 кВтч, за июль 2021 - 14 646 кВтч, за август 2021 - 15 882 кВтч, за сентябрь 2021 - 13 565 кВтч, за октябрь 2021 - 12 124 кВтч, за ноябрь 2021 - 15 952 кВтч, за декабрь 2021 - 16 420 кВтч.
Факт оказания АО "Оборонэнерго" услуг подтвержден сводными актами первичного учета сальдо-перетоков электрической энергии и актами приема-передачи электрической энергии.
Истец, действуя добросовестно, 19.02.2021 направлял в адрес ответчика дополнительное соглашение N 3 от 18.03.2021 об изменении состава электросетевого хозяйства, точек отпуска и точек поставки и включение в договор данной точки поставки.
Ответчиком в адрес истца было возвращено дополнительное соглашение N 3 от 18.03.2021 с протоколом разногласий, условиями которого предусматривается вступление в силу дополнительного соглашения с 01.01.2022.
Таким образом, между сторонами возник спор о возможности применения установленного приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области тарифа на оплату услуг по передаче электрической энергии в 2021 г. с использованием нового оборудования, не включенного в договор оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного между сторонами.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Из абзаца 19 пункта 81 Основы ценообразования N 1178 следует, что тарифы на услуги по передаче электроэнергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями, устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочном и одноставочном.
Пунктом 2 Основ ценообразования установлено, что периодом регулирования является период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы). Под сроком действия цен (тарифов) понимается период времени между изменениями цен (тарифов) регулирующими органами по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 1178 цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев
В соответствии с пунктом 2 Правил N 861, определяющим признаком сетевой организации является владение на законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии.
Для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории), законодательством гарантируется равенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункты 3, 42 названных Правил).
Реализация этого принципа осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций (пункт 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, пункт 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию, на розничном рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2).
При расчетах в рамках указанной модели по принципу "котел сверху" потребитель заключает договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с той сетевой организацией, которую регулирующий орган определил в регионе держателем котла, поскольку только для нее устанавливается тариф для расчетов с потребителями услуг (покупателями и продавцами электроэнергии). В этих правоотношениях держатель котла является исполнителем услуг и получает плату от всех потребителей услуг в регионе.
Иные территориальные сетевые организации, участвующие в передаче электроэнергии в регионе, получают оплату за свои услуги от держателя котла по индивидуальным тарифам в рамках исполнения договорных обязательств по передаче электроэнергии, в которых держатель котла является заказчиком услуг (пункт 8, пункты 34 - 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг).
В соответствии с пунктом 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, пунктом 63 Основ ценообразования, пунктом 49 Методических указаний от 06.08.2004 N 20-э/2, расчет единых (котловых) тарифов в регионе производится на основе НВВ, определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. Для расчета единых (котловых) тарифов в регионе суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ.
Порядок расчета и исходные данные, на основании которых устанавливаются котловые и индивидуальные тарифы, указаны в разделе VIII и таблице N П1.30 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию, на розничном рынке.
В качестве базы для расчёта тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода (пункты 12, 17, 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункт 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Предложенные регулируемыми организациями величины проверяются экспертным путем на соответствие экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, на обеспечение экономической обоснованности затрат на передачу электроэнергии. Кроме того, учитывается результат деятельности сетевых организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетике, пункт 64 Основ ценообразования, пункты 7, 22, 23, 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, разделы IV, V Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию, на розничном рынке).
Из указанных правовых норм следует, что расчёты за услуги по передаче электроэнергии осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются на основании прогнозных, однако имеющих экономическое обоснование на момент утверждения тарифа данных (в том числе сведений о составе и характеристиках объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации, объемах перетока электроэнергии через эти объекты).
При расчетах должен соблюдаться принцип компенсации затрат всем сетевым организациям, участвующим в оказании услуг в регионе, который реализуется через распределение котловой выручки посредством применения индивидуальных тарифов.
Тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования. Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров. Следование этим величинам должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями.
Таким образом, для сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг по общему правилу требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении.
Вместе с тем, применение котловой модели не исключает риски, связанные с отклонением фактических величин от прогнозных, что может быть связано, в том числе, с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в законное владение сетевой организации в течение периода регулирования, а также с появлением дополнительных или изменением существующих точек поставки.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 26.10.2015 N 304-ЭС15-5139), если новые точки поставки или новые объекты электросетевого хозяйства появились у сетевой организации в результате перераспределения точек, учтенных в тарифном решении (при том, что котловая выручка не изменилась), то расчет держателя котла с сетевой организацией должен быть произведен таким образом, чтобы оплата не внесла дисбаланс в распределение котловой выручки и не повлекла с неизбежностью убытки для держателя котла.
В частности, не исключается возможность оплаты по индивидуальному тарифу, установленному для расчетов с прежней сетевой организацией. Этот вывод следует из того, что законодательством установлены равные критерии оценки обоснованности затрат на оказание услуг по передаче электроэнергии по одним и тем же объектам электросетевого хозяйства вне зависимости от их принадлежности к конкретной сетевой организации. К тому же законодательством в ряде случаев допускается распределение между сетевыми организациями котловой выручки, при котором не нарушается по существу экономическое обоснование тарифного решения и не применяется механизм корректировки выручки (пункты 6, 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике). Законодательство гарантирует субъектам электроэнергетики соблюдение их экономических интересов в случае осуществления ими деятельности разумно и добросовестно.
Как следует из письма комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 16.03.2022 N 31-02-07/688 исходя из принятой в регионе плановой схемы взаиморасчетов по единым котловым тарифам, утвержденным комитетом, за объем полезного отпуска потребителям тарифную выручку получает крупная территориальная сетевая организация ПАО "Россети Юг" и средние ТСО.
Далее по установленным комитетам индивидуальным тарифам на услуги по передаче электрической энергии ПАО "Россети Юг" (филиал "Волгоградэнерго") оплачивает услуги мелких сетевых организаций, в т.ч. АО "Оборонэнерго". За объём полезного отпуска электрической энергии (мощности) потребителей непосредственно присоединенных к сетям прочих мелких территориальных сетевых организации, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) производит оплату по единым (котловым) тарифам той крупной или средней сетевой организации, которая производит взаиморасчеты по индивидуальным тарифам с такими прочими мелкими сетевыми организациями.
В соответствии с пунктами 9 и 10 приказа ФСТ от 17.02.2012 N 98-э "Об утверждении методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки" результаты деятельности регулируемым организаций учитываются при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки в порядке, определенном в пункте 11.
Таким образом, комитетом при установлении тарифов на очередной расчетный период регулирования, будет произведена корректировка необходимой валовой выручки в отношении всех регулируемых организаций. Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования (2021 год), определяется в соответствии с формулой (3) приказа ФСТ от 17.02.2012 N 98-э.
Верховным Судом Российской Федерации в определении от 26.10.2015 N 304-ЭС15-5139 указано, если возникновение новых точек поставки вызвано объективными причинами (подключение новых объектов электроснабжения, изменение схемы энергоснабжения и т.п.) и это повлекло увеличение объема котловой выручки, то сетевые организации, оказывавшие услуги по данным точкам, вправе претендовать на получение дополнительного дохода, который может быть распределен в течение этого же периода регулирования с применением индивидуальных тарифов с последующей корректировкой мерами тарифного регулирования.
Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 в случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономические обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
По правилам пункта 49 Правил недискриминационного доступа индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, т.е. для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Согласно пункту 15 (1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, пункту 81 Основ ценообразования обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг, которая зависит от объема оказанных услуг по передаче электрической энергии и тарифа на эти услуги. Объем услуг рассчитывается в зависимости от выбранного потребителем тарифа на данные услуги и определяется исходя из фактического объема потребления электроэнергии (при одноставочном тарифе) или из фактического объема потребления электроэнергии и величины фактической мощности (при двухставочном тарифе).
По общим правилам тарифное решение принимается до начала периода тарифного регулирования. Тарифы устанавливаются с начала периода регулирования (календарного года) на срок не менее одного года. Потребитель услуг вправе выбрать вариант тарифа на очередной календарный год, т.е. на предстоящий период.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.
Ответчик не обосновал и не представил доказательств того, что за спорный объем услуг не получил оплату (в составе "котлового тарифа") от гарантирующего поставщика.
Законодательство не запрещает организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, увеличивать вследствие совершаемых сделок (купли-продажи, аренды) состав электросетевого оборудования для осуществления своей хозяйственной деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии в текущем периоде тарифного регулирования, и не возлагает в этом случае на такую организацию обязанности по обращению к регулирующему органу за изменением этого тарифного решения.
Подобные изменения не влекут пересмотр установленных для сетевой организации тарифов в течение срока его действия. Применение котловой модели тарифного регулирования не исключает риски, связанные с отклонением фактических величин от прогнозных, что может быть связано, в том числе с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в законное владение сетевой организации в течение периода регулирования, а также с появлением дополнительных или изменением существующих точек поставки.
Поскольку индивидуальный тариф на услуги по передаче электроэнергии в заявленный период для истца был установлен, истец имел статус сетевой организации и в силу пункта 6 Правил N 861 он имеет право требовать платы за передачу электроэнергии.
Сетевая организация, имеющая тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии, является таковой в отношении всех объектов электросетевого хозяйства, законные основания владения на которые появились в течение периода регулирования, в том числе и тех, которые не были учтены при установлении тарифов на соответствующий период регулирования.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно принял во внимание котловую модель расчетов за услуги по передаче электроэнергии, в которой ответчик являлся "держателем котла", наличие индивидуального тарифа для расчетов между смежными сетевыми организациями, доказанные факты передачи электроэнергии до конечных потребителей.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законодательство гарантирует субъектам электроэнергетики соблюдение их экономических интересов в случае осуществления ими деятельности разумно и добросовестно и не запрещает сетевой организации получать плату за услуги по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в ее законное владение в течение периода регулирования.
Применение котловой модели тарифного регулирования не исключает риски, связанные с отклонением фактических величин от прогнозных, что может быть связано, в том числе с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в законное владение сетевой организации в течение периода регулирования, а также с появлением дополнительных или изменением существующих точек поставки.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлено недобросовестного поведения истца.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги по передаче электроэнергии за период июнь-декабрь 2021 года в сумме 118 372 руб. 75 коп. доказанными по праву и размеру.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 12 октября 2022 года по делу N А12-31002/2021.
В рамках настоящего дела истцом заявлено требование о взыскании неустойки предусмотренной статьёй 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно пункту 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (введенной в действие с 05.12.2015) потребители услуг по передаче электрической энергии, определяемые правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие оказанные им услуги по передаче электрической энергии, обязаны уплатить сетевой организации пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
На основании указанной нормы права, истцом начислена пеня в размере 17 956, 76 рублей, рассчитанная за период с 20.07.2021 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 13.01.2023.
Суд первой инстанции, проверив расчет пени, с учётом доводов ответчика со ссылкой на пункт 15 (3) Правил N 861, об оплате стоимости объема услуг по передаче электрической энергии до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, признал его неверным.
На основании изложенного, пришёл к выводу, что период расчёт неустойки должен течь с 21-го числа месяца, следующего за расчетным. По расчёту суда первой инстанции сумма неустойки за период с 21.07.2021 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 13.01.2023 составляет 17 842 руб. 09 коп., которая взыскана судом с ответчика в пользу истца.
Материалы апелляционной жалобы не содержат доказательств, опровергающих арифметическую правильность данного расчета, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его переоценки.
Ответчик в суде первой инстанции ходатайствовал об уменьшении размера заявленной к взысканию неустойки по мотивам её несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
Согласно пункту 69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 7) подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
При этом согласно пункту 73 Постановления N 7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.
Поскольку ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, суд апелляционной инстанции также не установил оснований для применения статьи 333 ГК РФ.
Как следует из пункта 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Апелляционная коллегия, изучив доводы жалобы, приходит к выводу, что в целом они, были предметом исследования арбитражного суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку его выводов, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных обстоятельств по нему, что, в соответствии со статьёй 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания отмены обжалуемого судебного акта.
В связи с изложенным, судебная коллегия пришла к выводу, что судебный акт постановлен при правильном применении норм права и основан на материалах дела. Иных доводов, подлежащих оценке судом апелляционной инстанции, жалоба не содержит.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в оспариваемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда - отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 9 февраля 2023 года по делу N А12-21989/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Юг" в лице филиала - "Волгоградэнерго", - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
С.В. Никольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-21989/2022
Истец: АО "ОБОРОНЭНЕРГО" в лице филиала "Северо-Кавказский"
Ответчик: ПАО "РОССЕТИ ЮГ" В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА "ВОЛГОГРАДЭНЕРГО"