г. Москва |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А41-61023/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Жидок Д.Ю.,
при участии в заседании:
от ООО "Эксельсиор" - Гречка А.А. по доверенности от 20.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от Министерства экологии и природопользования Московской области - Рогачев М.А. по доверенности от 28.02.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от Администрации городского округа Домодедово Московской области - извещено, представитель не явился;
от ООО "Бигтранс" - извещено, представитель не явился;
от Химки П.И. - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эксельсиор" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.02.2023 по делу N А41-61023/22, по иску Министерства экологии и природопользования Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Эксельсиор" о взыскании,
третьи лица: Администрация городского округа Домодедово Московской области, общество с ограниченной ответственностью "Бигтранс", Химка Петр Игоревич о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и природопользования Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Эксельсиор" о взыскании в доход бюджета городского округа Домодедово Московской области в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде в размере 1 092 000 (Один миллион девяносто две тысячи) рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2023 года по делу N А41-61023/22 с Общества с ограниченной ответственностью "Эксельсиор" в доход бюджета городского округа Домодедово Московской области взыскано в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде в размере 1 092 000 рублей.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Эксельсиор" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель Министерства экологии и природопользования Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей 3-х лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
21 июня 2021 года в 14 часов 00 минут по адресу: Московская область, г. Подольск, мкр. Львовский, ул. Красная, дом 2А, в результате рассмотрения обращения Администрации городского округа Домодедово Московской области от 27.05.2021 N 25Вх- 20505 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0000000:56134 по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Барыбино, д. Ярлыково, осуществлены работы по размещению на почву отходов. Производство данных работ является несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.
По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении от 21.06.2021 N 02/57/1829/2021 в отношении неустановленного лица.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости на 22.06.2021 правообладателями земельного участка с кадастровым номером 50:28:0000000:56134 является "Эксельсиор" ИНН 5009086185.
В рамках административного расследования 16 июля 2021 года в период с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут по адресу: Московская область, г, Домодедово, мкр. Барыбино, д. Ярлыково, в отсутствии представителя юридического лица - ООО "ЭКСЕЛЬСИОР", которое о дате, времени и месте проведения осмотра, отбора проб отходов уведомлено надлежащим образом (уведомление от 05 июля 2021 г, 34*202/57/1829/2021, телеграмма от 05 июля 2021 года N 010/13075), проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 50:28:0000000:56134. Установлено площадь земельного участка с кадастровым номером 50:28:0000000:56134 составляет 134 949 кв.м. Земельный участок не огорожен. Земельный участок граничит с д. Ярлыково, Молочным комплексом "Заря", автомагистралью М-4 "Дон". Въезд транспорта на участок организован со стороны д. Ярлыково. На въезде на земельный участок установлены бетонные блоки.
На части земельного участка на общей площади около 3600 кв.м, размещены отходы грунта. Отходы грунта размещены на почву. Отходы грунта размещены путем завоза автотранспортом и его вертикальной планировки по площади земельного участка с применением строительной техники (бульдозер). Высота навалов отходов грунта размещенного на земельном участке от уровня почвы достигает 2-х метров. На момент осмотра завоз и размещение грунта не осуществляются, специальная техника отсутствует.
Специалистами ООО "Экоцентр" в ходе осмотра территории произведен отбор проб отходов. На территории, расположенной по адресу: Московская область, г.о. Домодедово, д. Ярлыково 2, земельный участок с кадастровым номером 50:28:0000000:56134, отобрано 5 объединенных проб отходов.
Согласно заключению экспертов от 16.08.2021 N ЭЗ-128аЭ/21, по результатам проведенных лабораторных исследований установлено, что по морфологическому составу объединенные пробы отходов, отобранные на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0000000:56134 по адресу: Московская область, г.о. Домодедово, д. Ярлыково, представляют собой грунт с включением отходов строительства, ремонта. По результатам лабораторных испытаний пробы почвы, отобранной 16.07.2021 г. под отходами, размещенными на обследуемом участке, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0000000:56134 по адресу: Московская область, г. о. Домодедово, д. Ярлыково, установлено, что отходы размещены на плодородном слое почвы. Размещение отходов на почве наносит вред окружающей среде -I приводит к нарушению земель (перекрытию гумусового горизонта), что является одним из видов деградации почв. На основании проведенных исследований установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0000000:56134 имеет место перекрытие почвы отходами. Площадь обследованного однородного участка составляет 4200 м2.
По результатам проведенных лабораторных исследований установлено, что все объединенные пробы отходов, отобранные на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0000000:56134, по результатам биотестирования относятся к пятому классу опасности для окружающей среды.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причинного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Расчет размера вреда представлен в Экспертном заключении ООО "Экоцентр" ЭЗ- 128аЭ/21 от 16.08.2021.
В связи с тем, что "Эксельсиор" причинило вред окружающей среде, Истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением в Арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Исполнение государственной функции по осуществлению Федерального государственного земельного надзора осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Статья 3 Закона N 7-ФЗ определяет, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанной с охраной окружающей среды относится, в частности предъявление исков о возмещении вреда окружающей в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются, в том числе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор (пункт 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 21 от 18.10.2012 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования").
В соответствии с положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды.
Согласно пункту 14.5 Положения "О министерстве экологии и природопользования Московской области", утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12, Министерство в целях реализации полномочий имеет право обращаться в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Министерство в соответствии с пунктом 12.2 Положения наделено полномочием по осуществлению регионального государственного экологического надзора, а также наделено правом обращения в установленном порядке в суд в защиту публичных интересов.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Согласно ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению арбитражного суда; определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Размер вреда, причиненного ответчикам почвам как объекту охраны окружающей среды, рассчитан с использованием Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, утвержденная Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2010 N 238, и составляет 1 092 000 рублей.
Как верно установлено судом первой инстанции, в рамках административного расследования 16 июля 2021 года в период с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Барыбино, д. Ярлыково, в отсутствии представителя юридического лица - "Эксельсиор", которое о дате, времени и месте проведения осмотра, отбора проб отходов уведомлено надлежащим образом (уведомление от 05 июля 2021 г, N 02/57/1829/2021, телеграмма от 05 июля 2021 года N 010/13075), проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 50:28:0000000:56134.
На части земельного участка на общей площади около 3600 кв.м, размещены отходы грунта. Отходы грунта размещены на почву. Отходы грунта размещены путем завоза автотранспортом и его вертикальной планировки по площади земельного участка с применением строительной техники (бульдозер). Высота навалов отходов грунта размещенного на земельном участке от уровня почвы достигает 2-х метров. На момент осмотра завоз и размещение грунта не осуществляются, специальная техника отсутствует.
Специалистами ООО "Экоцентр" в ходе осмотра территории произведен отбор проб отходов. На территории, расположенной по адресу: Московская область, г.о. Домодедово, д. Ярлыково 2, земельный участок с кадастровым номером 50:28:0000000:56134, отобрано 5 объединенных проб отходов.
Согласно заключения экспертов от 16.08.2021 N ЭЗ-128аЭ/21, по результатам проведенных лабораторных исследований установлено, что по морфологическому составу объединенные пробы отходов, отобранные на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0000000:56134 по адресу: Московская область, г.о. Домодедово, д. Ярлыково, представляют собой грунт с включением отходов строительства, ремонта. По результатам лабораторных испытаний пробы почвы, отобранной 16.07.2021 г. под отходами, размещенными на обследуемом участке, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0000000:56134 по адресу: Московская область, г. о. Домодедово, д. Ярлыково, установлено, что отходы размещены на плодородном слое почвы. Размещение отходов на почве наносит вред окружающей среде -I приводит к нарушению земель (перекрытию гумусового горизонта), что является одним из видов деградации почв. На основании проведенных исследований установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0000000:56134 имеет место перекрытие почвы отходами. Площадь обследованного однородного участка составляет 4200 м2.
По результатам проведенных лабораторных исследований установлено, что все объединенные пробы отходов, отобранные на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0000000:56134, по результатам биотестирования относятся к пятому классу опасности для окружающей среды.
Истцом представлен расчет, согласно которому, сумма размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате порчи почв, возникшего при перекрытии ее поверхности отходами на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0000000:56134 по адресу: МО, г. Домодедово, д. Ярлыково составляет 1 092 000 руб.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованны в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим федеральным законом. Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не больше чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
В силу со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Пункт 4.11 ГОСТа 30772-2001, введенного Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст, определяет, что объекты размещения отводов - это полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки. Пункт 4.13. вышеуказанного ГОСТа определяет, что территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании положений ст. 42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
Согласно п. 3.9 санитарно-эпидемиологических правил и I нормативов СанПин 2.1.7.1322-03, утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80, размещение отходов в искусственных понижениях рельефа (выемки, карьеры, котлованы и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании пред проектных проработок.
В соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное л водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, Г полимербетон, керамическая плитка и др.).
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, юридическим лицом - "Эксельсиор", допущено размещение отходов производства и потребления относящихся к пятому классу опасности для окружающей среды, размещение отходов на почве наносит вред окружающей среде - приводит к нарушению земель (перекрытию гумусового горизонта), что является одним из видов деградации почв.
Постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды N 02/57/1829/2021 от 10.09.2021 ООО "ЭКСЕЛЬСИОР" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.2 ч. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Доказательств оспаривания постановления о привлечении к административной ответственности ответчиком не представлено.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.02. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст. 74 Земельного кодекса РФ от 25.10.01. N 136-ФЗ
1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
2. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред".
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика, что юридическое лицо уже привлечено к административной ответственности, а следовательно невозможно повторное наказание за одно и тоже правонарушение судом отклоняется.
Привлечение к административной ответственности и возмещение вреда окружающей среде являются разной ответственностью по своей природе.
В силу пункта 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды причинение вреда окружающей среде, выражающегося в негативном изменении окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшего деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, является основанием для привлечения лица к имущественной ответственности.
Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать при обращении за судебной защитой способы, предусмотренные статьей 1082 ГК РФ, статьей 78 Закона об охране окружающей среды.
Принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункт 13 постановления Пленума N 49).
Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, оперативности принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).
При этом в силу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства.
Таким образом, возможность возложения обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды обусловлена наличием соответствующего волеизъявления ответчика, выражающегося в добровольном совершении действий, направленных на осуществление необходимых мероприятий, подтверждением которого является разработка проекта восстановительных работ ко времени рассмотрения дела судом.
Поскольку судом установлена вина ответчика в причинение вреда окружающей среде, с ответчика подлежит взысканию возмещение стоимость, причиненного ущерба.
В соответствии с Законом Московской области "О бюджете Московской области", Министерство экологии и природопользования Московской области является главным администратором сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежащие зачислению в бюджет городских округов.
Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Довод заявителя апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении о проведении осмотра, осмотра, отбора проб отходов, подлежит отклонению, общество было уведомлено надлежащим образом (уведомление от 05 июля 2021 г, N 02/57/1829/2021, телеграмма от 05 июля 2021 года N 010/13075).
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.02.2023 года по делу N А41-61023/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-61023/2022
Истец: Министерство экологии и природопользования Московской области
Ответчик: ООО "ЭКСЕЛЬСИОР"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОМОДЕДОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "Бигтранс", Химка Петр Игоревич