город Ростов-на-Дону |
|
27 апреля 2023 г. |
дело N А32-4933/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Абраменко Р.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Петросьян Н.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области "Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2023 по делу N А32-4933/2022
по иску государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу" (ИНН 2348027076, ОГРН: 1072348002253)
к ответчику государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Ростовской области "Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления" (ИНН 6149001793, ОГРН1026102194425)
третье лицо: Министерство природных ресурсов Краснодарского края
о расторжении договора, об обязании
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу" (далее - комитет) обратилось в суд с иском к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Ростовской области "Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления" (далее - учреждение) со следующими требованиями:
-обязать учреждение освободить от имеющихся строений и сооружений лесной участок, переданные в аренду по договору аренды от 10.12.2008 N 199/10-08;
-расторгнуть договор аренды лесного участка от 10.12.2008 N 199/10-08;
-обязать учреждение вернуть ГКУ КК "Комитет по лесу" по акту приема-передачи (возврата) арендованный лесной участок в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.
Исковые требования мотивированы тем, что срок действия договора N 199/10-08 истёк, в возобновлении договора на новый срок отказано письмом от 16.01.2019. На территории земельного участка находится бытовой мусор, строительные отходы.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением от 07.02.2022 к участию в деле привлечено Министерство природных ресурсов Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2023 иск удовлетворён. Суд признал отсутствующим обременение лесного участка площадью 0,18 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Пшадское участковое лесничество, квартал N 175А, часть выдела N 57 номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-03-08-00193, в виде аренды, зарегистрированной на основании договора аренды лесного участка от 10.12.2008 N199/10-08 в пользу Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области "Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления" (дата регистрации договора аренды: 26.02.2009; номер регистрации договора аренды:23-23-12/015/2009-015).
Суд обязал учреждение в течение одного месяца с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу освободить от имеющихся строений и сооружений лесной участок, площадью 0,18 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Пшадское участковое лесничество, квартал N 175А, часть выдела N 57 номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-03-08-00193, переданный по договору аренды от 10.12.2008 N199/10-08, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области "Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить и принять новый судебный акт или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее. Суд вынес решение в отношении требований, которые не были заявлены комитетом. Обязанность получения от второй стороны разрешения на заключение договора законодательством не предусмотрено. Доказательств направления отказа от договорных отношений в рамках законодательного регламента от ГКУ КК "Комитет по лесу" не поступало. Договор возобновлён в порядке п. 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
25.04.2023 учреждение направило в суд дополнение к апелляционной жалобе, поименованное как заявление, и содержащее ходатайство: принять вышесказанное в качестве дополнения к основному тексту апелляционной жалобы, и приобщить данные факты к рассматриваемому делу. Доказательства извещения комитета и Министерства природных ресурсов Краснодарского края о направлении суду дополнений к апелляционной жалобе отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен настоящим Кодексом.
Нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено право апеллянта на обращение к арбитражному суду с таким документом, как "дополнение к апелляционной жалобе".
Оспариваемое решение было вынесено судом первой инстанции (был изготовлен полный текст судебного акта) 13.02.2023, полный текст решения размещен в картотеке "Электронное правосудие" Интернет сайта "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации": 14.02.2023 в 18:35:34 МСК, в связи с чем ответчику была обеспечена возможность для своевременного составления и подачи в установленные сроки полной, мотивированной апелляционной жалобы.
В силу положений части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
По сути, посредством обращения с дополнением к апелляционной жалобе сторона спора создает для себя искусственное продление процессуальных сроков для обращения с апелляционной жалобой, что является недопустимым. Более того, в адрес суда апелляционной инстанции "дополнения" ответчицы поступили 25.04.2023, зарегистрированы 25.04.2023 в 14 час. 26 мин., т.е. непосредственно перед судебным заседанием, что свидетельствует о несвоевременном исполнении стороной спора своих процессуальных обязанностей.
Доводы дополнения к апелляционной жалобы перед иными участвующими в деле лицами не раскрыты.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции по тем доводам учреждения, которые были приведены в своевременно поданной апелляционной жалобе, а также по тем доводам, которые приводились сторонами при рассмотрении дела в суде первой инстанции (статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), представленные ответчиком документ (апелляционная жалоба на определение от 05.04.2023 об отказе в удовлетворении заявления о разъяснении решения по делу) не приобщается апелляционным судом к материалам дела и подлежит возврату подавшему его лицу.
25.04.2023 учреждение направило в суд ходатайство об объединении в одно делопроизводство апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2023, апелляционной жалобы на определение от 05.04.2023 об отказе в удовлетворении заявления о разъяснении решения по делу, заявления на ознакомление с материалами дела.
Указанное ходатайство не подлежит удовлетворению, поскольку учреждением не соблюдён порядок подачи апелляционной жалобы, установленный статьёй 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба не может быть подана в качестве дополнительного документа к делу непосредственно судье, который рассматривает жалобу на другой судебный акт.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что у него отсутствуют в силу статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по направлению дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (пункт 1); отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт (пункт 2); отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части (пункт 3).
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В судебное заседание участвующие в деле лица явку не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между государственным казенным учреждением Краснодарского края "Комитет по лесу" (арендодатель) и Федеральным государственным учреждением среднего профессионального образования "Донецкий сельскохозяйственный техникум" (правопредшественник ответчика, арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 199/10-08, по которому в аренду учреждению был передан лесной участок площадью 0,18 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Пшадское участковое лесничество, квартал N 175А, часть выдела N 57 номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-03-08-00193.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, что подтверждается записью регистрации N 23-23-12/015/2009-015 от 26.02.2009 года и регистрационным штампом на договоре.
Указанный договор аренды заключен на основании приказов департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 29.09.2008 N 580 "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 29.09.2003 N 16-03", от 08.12.2008 N 983 "О внесении изменений в приказ департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 29.09.2008 N 580 "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 29.09.2003 N16-03".
Договор аренды лесного участка от 10.12.2008 N 199/10-08 заключен сроком на 10 лет.
24 декабря 2018 года, 26 декабря 2018 года учреждение обратилось в Министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлениями о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов.
Письмом от 16.01.2019 N 202-06.3-27-895/19 учреждению было отказано в предоставлении государственной услуги.
Данный отказ министерства природных ресурсов Краснодарского края от 16.01.2019 в заключении нового договора аренды лесного участка учреждением оспорен в судебном порядке не был.
В соответствии с пунктом 3.4.12 договора в случае прекращения договора арендатор должен передать лесной участок арендодателю по акту приема-передачи, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.
Проведенным 12.11.2021 ГКУ КК "Комитет по лесу" осмотром спорного лесного участка установлено, что ответчиком осуществляется незаконная хозяйственная деятельность, кроме того, на участке располагается бытовой мусор.
Надлежащим образом направленная в целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика претензия от 14.12.2021, с требованием о приведении участка в надлежащее состояние, передачи указанного участка по акту приема-передачи, ответчиком оставлена без внимания.
При рассмотрении апелляционной жалобы судебная коллегия исходит из следующего толкования норм права.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 420, пункты 1, 4 статьи 421, пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 3 Лесного кодекса).
Право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 Лесного кодекса).
Действовавшим в момент заключения договора аренды от 08.12.2003 Лесным кодексом Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ к объектам лесных отношений относились участки лесного фонда (статья 6), которые могли предоставляться гражданам и юридическим лицам на правах аренды (статья 22). Эти права возникали на основании договоров аренды участков лесного фонда (статья 23), заключаемых по результатам лесных конкурсов (статья 34), в том числе для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей (статья 80).
Введенным в действие с 01.01.2007 Лесным кодексом определено понятие лесного участка (статья 7); предусмотрено применение к договору аренды лесного участка положений Гражданского кодекса об аренде, если иное не установлено Лесным кодексом (пункт 3 статьи 71); установлена возможность заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (статья 74). Срок договора аренды лесного участка, за рядом исключений, предписано устанавливать в пределах от десяти до сорока девяти лет (часть 3 статьи 72) в соответствии с предусмотренным лесохозяйственным регламентом сроком разрешенного использования лесов (часть 4 статьи 72). Арендатору, надлежащим образом исполнявшему договор аренды лесного участка, по истечении его срока предоставлялось преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок (действовавшая до 01.10.2015 часть 5 статьи 72).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" была утверждена форма примерного договора аренды лесного участка, подлежавшая применению для всех видов использования лесов. Пунктами 17, 24 разделов VI, VIII формы примерного договора было предусмотрено прекращение действия договора в предусмотренных гражданским законодательством случаях и преимущественное право арендатора, надлежащим образом исполнившего договор, на заключение по истечении его срока договора на новый срок.
Законом N 201-ФЗ арендаторам предписывалось до 01.01.2009 привести договоры аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом путем подачи заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка (пункты 1, 2 статьи 4). Арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом по истечении срока действия этого договора не обладал преимущественным правом на заключение договора аренды на новый срок (пункт 5 статьи 4).
Порядком приведения договоров в соответствие с Лесным кодексом, действовавшим до 15.03.2012, предусматривалось вынесение уполномоченным органом решения о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка (пункт 7), в котором указывался срок договора аренды лесного участка с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса (пункт 8).
Согласно пункту 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Согласно части 1 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 38.1, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Указанный перечень случаев заключения договоров аренды лесных участков без проведения торгов является исчерпывающим.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 621 ГК РФ и статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, последняя фактически устанавливает основания, при наличии которых лицо, являющееся арендатором находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеет преимущественное право перед другими участниками гражданского оборота на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок, а часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации содержит конкретные условия, обусловленные спецификой земель лесного фонда и принципами правового регулирования отношений, связанных с оборотом лесных участков, при которых арендатор может реализовать такое право.
Таким образом, арендатор имеет право на заключение договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов на основании пункта 2 части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при соблюдении условий, установленных частью 2 статьи 74 Кодекса.
В настоящем деле таких условий не установлено.
В силу части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения.
Договор аренды от 10.12.2008 N 199/10-08 заключен в целях приведения в соответствие с нормами Лесного кодекса Российской Федерации ранее заключенного договора аренды участка лесного фонда от 29.09.2003 N 16-03, который, в свою очередь, в 2003 году заключался по результатам лесного конкурса.
Суд первой инстанции не установил преимущественного права учреждения на заключение нового договора аренды.
Оценивая обоснованность отказа в заключении с обществом нового договора суд апелляционной инстанции соглашается с выводом министерства о наличии нарушений пунктов 1, 3, 4 части 2 статьи 74 упомянутого Кодекса.
Арендная плата по спорному договору аренды вносится ежемесячно (пункт 2.3 договора аренды и приложения N 4 к договору).
В силу пункта 3.4.2 данного договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором.
Из буквального толкования пункта 4 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что в деянии арендатора должны отсутствовать случаи несвоевременного (то есть с нарушением установленных сроков) внесения арендной платы за три оплачиваемых периода.
Поскольку условиями пункта 2.4 договора аренды определены сроки, в течение которых арендатор обязан вносить арендную плату (каждый месяц до оплачиваемого числа каждого месяца), нарушение каждого из таких сроков свидетельствует о несвоевременном внесении арендатором арендной платы, перечисляемой равными долями за соответствующий оплачиваемый период.
Отказ в заключении договора аренды на новый срок от 16.01.2019 мотивирован, в том числе, несвоевременным внесением арендной платы боле, чем за три оплачиваемых периода подряд. Арендная плата не вносилась в период с 01.01.2018 по 30.09.2018. Учреждением данные обстоятельства не оспариваются.
Таким образом, в 2018 году учреждение допустило несвоевременное внесение арендной платы за три оплачиваемых периода подряд, что свидетельствует о ненадлежащим исполнении договора аренды лесных участков, следовательно отказ в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов со ссылкой на несоблюдение пункта 4 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации правомерен.
Также судебная коллегия полагает необходимым указать на следующее.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, устанавливал особый порядок переоформления ранее заключенных договоров на новые договоры без проведения аукциона по правилам статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
В период действия Приказа N 258 и после признания его утратившим силу (приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2011 N 927) действующее законодательство не предусматривало возможность изменения условий договора аренды лесного участка по соглашению сторон, в том числе не предполагало изменения срока действия ранее заключенного договора.
Подписание договора от 10.12.2008 N 199/10-08 было связано с переоформлением ранее возникших арендных правоотношений на основании договора аренды от 29.09.2003, в этой связи установленный в переоформленном договоре срок аренды не мог превышать срока действия, установленного в договоре от 29.09.2003 (5 лет).
Следовательно, в силу требований части 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ, после истечения срока договора приведенного в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, у учреждения отсутствовало право на заключение договора аренды на новый срок, минуя процедуру торгов.
Действовавшей с 01.10.2015 редакцией статьи 74 Лесного кодекса арендаторам лесных участков, надлежащим образом исполнявшим договоры аренды, по истечении сроков действия этих договоров предоставлялось право на заключение новых договоров аренды без проведения торгов при условии предоставления лесных участков в аренду на торгах на срок более десяти лет (пункт 2 части 4) и подачи заявления о заключении нового договора аренды не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка (пункт 1 части 5). Нарушение срока подачи заявления должно было повлечь принятие решения об отказе в заключении нового договора аренды без проведения торгов (часть 6).
В действующей с 01.03.2017 редакции Лесного кодекса сохранены нормы о сроке подачи заявления и последствиях его нарушения (пункт 1 части 2, часть 3 статьи 74). Названная привилегия (по заключению новых договоров аренды без проведения торгов) распространена на арендаторов, которым лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет (пункт 2 части 1 статьи 74). Последней норме законодателем обратная сила не придана (статья 7 Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений").
По смыслу приведенных нормативных положений с учетом их метаморфозы в процессе приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом срок договора аренды лесного участка не мог устанавливаться сторонами произвольно, а должен был соответствовать сроку ранее заключенного договора аренды участка лесного фонда. Аналогичный правовой подход поддерживается Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определениях от 30.07.2019 N 301-ЭС19-11603, от 13.04.2020 N 301-ЭС20-4727.
Таким образом, договор от 10.12.2008 N 199/10-08 не мог быть заключен на срок более 5 лет, в связи с чем положения указанного договора в части установления срока аренды, превышающего 5 лет, являются ничтожными.
Поэтому учреждение не обладает преимущественным правом на заключение договора на новый срок без торгов и в силу срока действия договора (п. 2 части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, спорный договор прекратил свое действие 10.12.2013 независимо от направления информации об отказе в заключении договора на новый срок.
Как верно указал суд первой инстанции, срок действия договора от 10.12.2008 N 199/10-08 истёк. Правом на продление договора без торгов учреждение не обладает. Заявление учреждения о продлении срока действия договора отклонено министерством.
Довод о наличии на лесном участке капитальных объектов документально не подтверждён. Из договоров аренды не видно, что лесной участок передаётся для эксплуатации капитальных объектов, разрешительных документов на размещение капитальных (как и иных) объектов учреждение в дело не представило.
Согласно п. 3.3.2 договора аренды от 29.09.2003 N 16-03 арендатор имеет право согласовывать с лесхозом вопросы размещения и строительства временных и иных сооружений, необходимых для организации лесопользования в определённых договором целях.
Согласно п. 3.3.2 договора аренды от 10.12.2008 N 199/10-08 арендатор имеет право осуществлять на лесном участке возведение временных построек (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.), благоустройство (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.) в соответствии с целевым назначением лесного участка и его разрешённым использованием.
Поэтому иск об освобождении лесного участка правомерно удовлетворён судом.
В части признания права аренды отсутствующим избранный способ защиты соответствует п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10/22.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 постановления Пленума ВС РФ N 10/22 в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Не состоятельна и ссылка заявителя на пропуск срока исковой давности.
В соответствии со статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
Владение арендатора является продолжением владения арендодателя и не может быть противопоставлено арендодателю, требующему возвратить земельный участок в связи с прекращением договора аренды, земельный участок, таким образом, из владения арендодателя не выбывает (опосредованное владение).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной им в пункте 12 информационного письма от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения", иск о признании права отсутствующим является разновидностью негаторного иска. В силу этого исковая давность на требование владеющего собственника не распространяется.
Поэтому исковые требования в части признания обременения отсутствующим также правомерно удовлетворены.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство о приобщении дополнений к апелляционной жалобе отклонить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2023 по делу N А32-4933/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4933/2022
Истец: ГКУ КК "Комитет по лесу", Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу", Николаев Кирилл Викторович
Ответчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области "Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7574/2023
27.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7957/2023
08.06.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7982/2023
27.04.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4864/2023
13.02.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-4933/2022