г. Чита |
|
28 апреля 2023 г. |
Дело N А58-9678/2022 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Будаевой Е.А.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижний Тарынг-Юрях" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2023 года по делу N А58-9678/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижний Тарынг-Юрях" (ОГРН 1221400009291, ИНН 1400012637) к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1021401062990, ИНН 1435034776) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 16 ноября 2022 года N 784,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нижний Тарынг-Юрях" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 16 ноября 2022 года N 784.
Решением суда от 17 февраля 2023 года в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке, указав, что в отсутствие доказательств возникновения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и пренебрежительного отношения общества к выполнению своих обязанностей имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
Должностным лицом административного органа в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нижний Тарынг-Юрях" составлена докладная записка на имя руководителя об обнаружении факта нарушения законодательства о предоставлении федеральной статистической отчетности по форме федерального статистического наблюдения П-1 (Инвест) "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" за сентябрь 2022 года (не представлена в установленный срок).
20 октября 2022 года почтовой связью обществу направлено уведомление от 19 октября 2022 года N 08-08-5124 о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении 03 ноября 2022 года в 12-30 час. по адресу: ул. Орджоникидзе, 27, каб. 117.
Обществом представлено ходатайство о направлении 01 ноября 2022 года отчета по П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" за сентябрь 2022 года.
03 ноября 2022 года в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт непредставления в установленный срок федеральной статистической отчетности по форме электронного документа федерального статистического наблюдения П - 1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" за сентябрь 2022 года, срок сдачи отчет истек 14 октября 2022 года, нарушение квалифицировано по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
03 ноября 2022 года врио руководителя административного органа вынесено определение о назначении даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 16 ноября 2022 года в 16 часов 15 минут, в помещении по адресу: г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 27, каб. 117. Определение с протоколом об административном правонарушении от 03 ноября 2022 года направлены в адрес общества с сопроводительным письмом от 03 ноября 2022 года N 08-08-6255 заказным письмом N 80083678947354 и получены обществом 15 ноября 2022 года.
16 ноября 2022 года дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие представителя ООО "Нижний Тарынг - Юрях", по результатам рассмотрения заместителем руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) вынесено постановление N 784 о признании виновным ООО "Нижний Тарынг - Юрях" в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Постановление вручено представителю общества 23 ноября 2022 года.
Постановление обжаловано обществом в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности факта совершения обществом вменяемого правонарушения.
Диспозицией части 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Объективная сторона правонарушения выражается в: непредоставлении респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке; несвоевременном предоставлении первичных статистических данных; предоставлении недостоверных первичных статистических данных.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются положениями Федерального закона N 282-ФЗ от 29 ноября 2007 года "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ), которые распространяют свое действие на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией (пункты 2, 3 статьи 1 Федерального закона N 282- ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 282-ФЗ целью данного Федерального закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.
Одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) (пункт 1 статьи 4 Федерального закона N 282-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 названной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Федерального закона N 282-ФЗ).
По правилам статьи 6 Федерального закона N 282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации (часть 3).
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4).
В соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона N 282-ФЗ юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные, как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.
Согласно части 9 статьи 8 Федерального закона N 282-ФЗ условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение N 620).
В соответствии пунктами 3 и 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций. Респонденты - граждане осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Первичные статистические данные предоставляются по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Согласно пункту 10 Положения N 620 первичные статистические данные и административные данные могут быть предоставлены респондентами субъектам официального статистического учета лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи.
В силу пункта 11 Положения N 620 датой предоставления первичных статистических данных и административных данных считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, или дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактической передачи субъекту официального статистического учета.
На основании пункта 14 Положения N 620 не предоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 13 октября 2021 года N 704 утверждена форма федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", в соответствии с которой:
- юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, организаций, у которых в течение двух предыдущих лет средняя численность работников не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и в течение двух предыдущих лет годовой оборот организации не превышает 800 млн. рублей);
- юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций) независимо от средней численности работников и объема оборота организации, являющиеся владельцами лицензии на добычу полезных ископаемых;
- юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций) независимо от средней численности работников и объема оборота организации, зарегистрированные или прошедшие реорганизацию в текущем или предыдущем году:
предоставляют сведения территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу ежемесячно с 1 -го по 10-й рабочий день после отчетного периода.
Установленный срок сдачи отчета по форме N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" за сентябрь 2022 года - 14 октября 2022 года.
По форме за отчетный период в случае отсутствия наблюдаемого явления респондентом направляется подписанный в установленном порядке отчет по форме, не заполненный значениями показателей ("пустой" отчет по форме).
Во всех представляемых отчетах такого вида должен заполняться исключительно титульный раздел формы, а в остальных разделах не должно указываться никаких значений данных, в том числе нулевых и прочерков.
В нарушение указанных требований законодательства, ООО "Нижний Тарынг-Юрях" не представлена в установленный срок первичная статистическая информация в форме электронного документа, подписанного электронной подписью по форме федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" за сентябрь 2022 года в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) по установленному им адресу. Срок сдачи отчета истек 14 октября 2022 года.
Факт совершения обществом вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела и по существу обществом не оспаривается.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что обществом приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, равно как и доказательств того, что неисполнение установленных законом требований связано с обстоятельствами, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) общества состава вмененного административного правонарушения, в том числе вины в его совершении, суд апелляционной инстанции признает правомерным.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за допущенное административное правонарушение на дату вынесения оспариваемого постановления не истек.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пунктам 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
В определении от 05.11.2003 N 349-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О, суд, избирая меру наказания, учитывает характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины и другие смягчающие обстоятельства. Кроме того, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. То есть, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
Непредставление соответствующих статистических данных приводит к нарушению организации деятельности Росстата, в частности по своевременной обработке полученной информации и формированию официальных статистических данных, что в свою очередь, является препятствием для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или не возникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения обществом правонарушений, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив характер совершенных деяний, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением назначено наказание в виде штрафа 20 000 рублей, в минимальном пределе санкции части 1 статьи 13.19 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела.
На основании изложенного суд первой инстанции при полном и всестороннем исследовании доказательств по делу пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись достаточные основания для отказа в удовлетворении требования заявителя.
При апелляционном пересмотре судебного акта убедительных и опровергающих выводы суда первой инстанции доводов, нашедших свое подтверждение, не приведено.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2023 года по делу N А58-9678/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-9678/2022
Истец: ООО "Нижний Тарынг-Юрях"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РС(Я)