г. Киров |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А29-10226/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычихиной С.А.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2022 по делу N А29-10226/2022
по иску индивидуального предпринимателя Русова Александра Алексеевича (ИНН 110305603683, ОГРНИП 305110331200026)
к администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН 1103023523, ОГРН 1021100807716)
третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН 1103007560, ОГРН 1131103000214)
об обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Русов Александр Алексеевич (далее - истец, Предприниматель, ИП Русов А.А.) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - ответчик, Администрация) об обязании Администрацию заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 11:616:1701006:1558.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2022 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришёл к выводу о необходимости предоставления спорного земельного участка в аренду истцу на срок не более трех лет, для завершения строительства.
Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, отсутствие иска арендодателя об изъятии объекта незавершенного строительства не порождает у него обязанность на продление с застройщиком договорных отношений.
В апелляционной жалобе заявитель также указывает на то, что необходимо было прекратить производство по настоящему делу, поскольку решением суда, вступившим в законную силу, по тому же предмету и тому же основанию по делу N А29-6996/2020 истцу было отказано в удовлетворении требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда.
По смыслу приведенной нормы права суд прекращает производство по делу, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое между теми же лицами.
Тождественность заявленных требований определяется идентичностью субъектного состава спорящих сторон, а также предмета и основания исковых требований. Данные признаки должны присутствовать в совокупности.
Из материалов дела видно, что предметом иска по делу N А29-6996/2020 явились требования о признании незаконным отказа ответчика от заключения договора аренды земельного участка на новый срок. Предметом же иска по настоящему делу является обязание ответчика заключить договор аренды земельного участка.
Таким образом, дело N А29-6996/2020 и настоящее дело не тождественны друг другу по предмету спора. В этой связи оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Суд первой инстанции правомерно рассмотрел дело по существу.
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду, в том числе для строительства, с 01.03.2015 регулируются главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 данной статьи.
Согласно пункту 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (подпункт 1);
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 данного пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с данным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта (подпункт 2).
В силу пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 14.11.2002 N 137-ФЗ в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса. Положения данного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с данным пунктом.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) в целях определения правовой судьбы объекта незавершенного строительства после истечения срока договора аренды земельного участка, предоставленного из публичной собственности для строительства, внесены изменения как в Земельный кодекс, так и в Гражданский кодекс, который дополнен статьей 239.1, в соответствии с пунктом 1 которой в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.
В силу пункта 6 статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации правила данной статьи применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено.
Таким образом, с учетом пункта 33 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, положения статьи 239.1 Гражданского кодекса распространяются также на договор аренды, заключенный после 01.03.2015 без проведения аукциона, в целях завершения строительства, в порядке подпункта 10 пункта 5 и пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 14.11.2002 N 137-ФЗ.
Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что не может быть предметом аукциона находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам (подпункт 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам
В силу пункта 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Приведенные положения направлены на реализацию основополагающего принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Из содержания подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при прекращении договора аренды публичный собственник земли не может распорядиться объектом незавершенного строительства, созданным в период действия договора аренды, без судебного решения.
Требование органа, уполномоченного на распоряжение земельным участком публичной собственности, о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженернотехнического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект (пункты 1 - 3 статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, возможность изъятия такого объекта закон допускает лишь при определенных обстоятельствах, которые подлежат установлению судом в рамках рассмотрения требований публичного собственника участка, заявленных в порядке статьи 239.1 Гражданского кодекса.
В отсутствие такого судебного акта собственник объекта незавершенного строительства вправе требовать заключения с ним договора аренды для завершения строительства.
Данные права публичного собственника земельного участка и собственника расположенного на нем объекта незавершенного строительства связаны между собой, что следует из анализа пункта 5 статьи 1 и подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Правовая позиция относительно применения положений подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2022 N 308-ЭС22-3699 и Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2022 N 19-КАД21-17-К5.
Из материалов дела следует, что ИП Русов А.А. является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 11:16:1701006:1663, находящегося на земельном участке площадью 363 кв.м. по адресу: Республика Коми г. Воркута, ул. Комарова. Право собственности истца (покупателя) на указанный объект возникло на основании договора купли-продажи указанного объекта, заключенного с Дыбовым Н.А. (продавец).
В целях продолжения строительства данного объекта (магазина по ул. Комарова) между ИП Русовым А.А. (арендатор) и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Воркута" (арендодатель) без процедуры торгов был заключен договор аренды N 17-2017 от 25.04.2017 в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 11616:1701006:1558 общей площадью 363 кв.м. Срок договора аренды в договоре установлен с 17.02.2017 по 17.02.2020. Разрешённое использование земельного участка определено - под строительство магазина (п.1.1 Предмета договора).
Комитет письмом от 14.01.2020 отказал истцу в удовлетворении его требования о заключении с ним договора аренды спорного земельного участка для завершения строительства, сославшись на установленное законом право однократного заключения такого договора аренды без проведения торгов.
При этом, публичный собственник земельного участка с кадастровым номером 11616:1701006:1558 правом на обращение в суд в порядке, предусмотренном статьей 239.1 Гражданского кодекса, с иском об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды указанного земельного участка, на котором расположен объект, не воспользовался.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у Предпринимателя имеется право на предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка для завершения строительства незавершенного объекта.
Учитывая, что возникший спор рассмотрен судом с учетом сформированных правовых подходов Верховного Суда Российской Федерации, апелляционная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2022 по делу N А29-10226/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Председательствующий |
С.А. Бычихина |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10226/2022
Истец: ИП Русов Александр Алексеевич
Ответчик: АМО ГО Воркута
Третье лицо: КУМИ Администрации МОГО "Воркута", Арбитражный суд Республики Коми