г. Саратов |
|
28 апреля 2023 г. |
Дело N А12-20742/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Артёмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 февраля 2023 года по делу N А12-20742/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района" (400001, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23, ОГРН 1093444006842, ИНН 3444173378)
к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, наб. 62-й Армии, д. 5, ОГРН 1023403430082, ИНН 3444069673),
заинтересованное лицо: Клочкова Татьяна Павловна (г. Волгоград),
об оспаривании предписания,
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района" (далее - ООО "УК Центрального района", заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (далее - Управление, административный орган) от 02.06.2022 N 376-р-2.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02 февраля 2023 года, с учетом определения об исправлении опечатки от 03.02.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК Центрального района" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в котором просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 29.03.2023.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 16.05.2022 N 376-р в целях проверки доводов, содержащихся в обращении граждан, по вопросам технического состоянию общего имущества многоквартирных домов, в том числе, дома по адресу: г. Волгоград, ул. Бакинская, д. 1, Управлением проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК Центрального района", по результатам которой составлен акт проверки от 02.06.2022 N 376-р (т. 1, л.д. 56-64).
В ходе проверки административным органом установлено, что в кв. 20 дома по адресу: г. Волгоград, ул. Бакинская, д. 1, на перегородке, не являющейся несущей стеной (между ванной комнатой и кухней), наблюдаются трещины горизонтальной и вертикальной направленности с шириной раскрытия более 1 мм, при осмотре деревянных полов обнаружено проседание досок, что является нарушением Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации), Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") (далее - Минимальный перечень работ).
02 июня 2022 года Управлением ООО "УК Центрального района" выдано предписание N 376-р-2 о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований, согласно которому ООО "УК Центрального района" в срок до 01.08.2022 надлежит во исполнение требований пункта 10 Правил содержания общего имущества, пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.14, 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3 Правил и норм технической эксплуатации, пункта 3 Минимального перечня работ принять все меры по обеспечению безопасности граждан, привести в надлежащее техническое состояние ограждающие конструкции квартиры N 20 многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Бакинская, д. 1 (т. 1, л.д. 35-36).
ООО "УК Центрального района", полагая, что предписание Управления от 02.06.2022 N 376-р-2 является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункты "а", "б", "г").
В соответствии пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, помимо прочего, осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) определены требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы, а также установлены параметры и условия, которым, в целях безопасности людей и сохранности жилого дома, в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома.
Пунктом 1.1 Правил N 170 определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Как установлено пунктом 4 Минимального перечня, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, относятся: выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, выявления прогибов, трещин и колебаний; выявление наличия, характера и величины трещин в теле перекрытия и в местах примыканий к стенам, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из монолитного железобетона и сборных железобетонных плит; выявление наличия, характера и величины трещин, смещения плит одной относительно другой по высоте, отслоения выравнивающего слоя в заделке швов, следов протечек или промерзаний на плитах и на стенах в местах опирания, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из сборного железобетонного настила; выявление наличия, характера и величины трещин в сводах, изменений состояния кладки, коррозии балок в домах с перекрытиями из кирпичных сводов; выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями; проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Оспаривая спорное предписание ООО "УК Центрального района" указывает, что указанные в предписании повреждения в квартире N 20 не относятся к общедомовому имуществу, а их ненадлежащие техническое состояние и наличие повреждений свидетельствует о несвоевременном текущем ремонте собственником жилого помещения квартиры N 20 жилого дома N 1 по ул.Бакинская.
Данный довод был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен.
Как установлено судами, ООО "УК Центрального района" осуществляет функции управления многоквартирным домом N 1 по адресу: г. Волгоград, ул. Бакинская.
Собственник квартиры N 20 по данному адресу обратилась в Прокуратуру Центрального района Волгограда с жалобой на управляющую организацию.
Жалоба передана на рассмотрение в Управление "Жилищная инспекция Волгограда".
Как следует из письменных пояснений собственника квартиры Клочковой Т.П. в квартире N 20 в доме N 1 по ул. Бакинской, пространство для установки кирпичных столбиков под полами, высотой чуть более 60 см техническим этажом не является. Соответственно, полы, как один из видов конструктивных элементов здания, разделяющие внутреннее пространство здания на этажи, совмещают и ограждающие, и несущие функции, т.е. являются перекрытием первого этажа.
Пространство, используемое только для прокладки инженерных коммуникаций, высотой менее 1,8-м., техническим этажом не является.
В квартире, в каждой комнате, вдоль окон, есть подпольный кабель канал. В нем проложены общедомовые инженерные коммуникации: трубы холодного водоснабжения и отопления большого диаметра. При возникновении аварийных ситуаций, порывах на трубах, происходит огромный выброс воды, под сильным давлением. Для доступа к ним работников аварийных и сантехнических служб в полу вырезаны люки, глубиной 0,8-м шириной 0,6-м. Длина люка по всей квартире.
В результате многочисленных аварий, кирпичные столбики, установленные на песке, просели. В коридоре треснула несущая стена, стена над дверью в ванную комнату. Полы в квартире сильно опустились. Стена, ограждающая кухню, от ванной и зала просела более чем на 30 мм.
В соответствии с пояснениями, представленными в суд, в том числе пояснениями специалиста Управления, которым проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества, многоквартирный дом N 1 по ул. Бакинская представляет собой четырехэтажное жилое здание без подвала. Полы в квартире N 20 указанного дома деревянные по грунту, имеют следующее конструктивное исполнение: по грунту установлены кирпичные столбики, по кирпичным столбикам уложены деревянные лаги, по лагам устроено деревянное покрытие пола.
Согласно подпункту "в" пункта 2 Правил N 491, в состав общего имущества включаются: ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Таким образом, как верно указал суд, в рассматриваемом случае, техническое состояние ограждающих конструкций квартиры, как несущих так и ненесущих, напрямую зависит от состояния фундамента (основания) многоквартирного дома, который в силу пункта 2 Правил N 491 относится к общему имуществу.
Проведенной Управлением проверкой, при осмотре помещений квартиры N 20, установлено (страница 9 акта проверки от 02.06.2022 N 376-р), что на перегородке, не являющейся несущей стеной (между ванной комнатой и кухней) наблюдаются трещины горизонтальной и вертикальной направленности с шириной раскрытия более 1 мм.
В силу пункта 4.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН), являющихся обязательными для исполнения лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние перегородок; устранение повреждений перегородок по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; восстановление звукоизоляционных, огнезащитных и влагозащитных (в санитарных узлах и кухнях) свойств.
Также при осмотре деревянных полов должностным лицом Управления обнаружено проседание досок.
Между тем, в соответствии с пунктом 4.3.1 ПиН организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Кроме того организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов (пункт 4.4.1 ПиН).
Полы с повышенной зыбкостью и прогибами необходимо вскрыть, проверить состояние древесины несущих конструкций и упругих прокладок и отремонтировать конструкцию (пункт 4.4.3 ПиН).
Как следует из пункта 4.10.2.1 ПиН, организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Таким образом, в силу положений действующего законодательства на управляющую организацию возлагаются обязанности по проведению осмотров как общего имущества, так и периодических осмотров жилых помещений, обеспечению исправного состояния перекрытий.
В материалах дела имеются акт о происшествии на жилищном фонде от 28.10.2020 N 2010/104, составленный представителями заявителя в присутствии собственника квартиры и акт обследования технического состояния жилого дома, отдельных конструкций, инженерного оборудования от 18.02.2021 N 3, из которых следует, что нарушения (образование трещин на перегородке и проседание досок деревянных полов) произошли вследствие вымывания грунта из-под фундамента дома в результате ненадлежащего состояния общедомовых инженерных систем - трубопровода холодного водоснабжения (сгнила резьба) и сети отопления.
В соответствии с пунктом 4.1.3 ПиН при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору.
Учитывая, что обследованная квартира расположена на первом этаже многоквартирного дома, основание полов является частью фундамента дома, который относится к общему имуществу, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что его надлежащее содержание, а также устранение повреждений, входит в обязанности управляющей организации.
Установленные Управлением нарушения - трещины горизонтальной и вертикальной направленности на перегородке между ванной комнатой и кухней, проседание досок деревянного пола, являются следствием ненадлежащего состояния фундамента (основания) многоквартирного дома.
При этом судом обоснованно учтена позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 08.02.2016 N 301-АД15-11294 по делу NА28-10633/2014 по аналогичному делу, в котором на общество как управляющую компанию возложена обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан путем проведения мероприятий по надлежащему содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Так же обоснованно судом указано, что оспариваемое предписание не обязывает общество осуществить ремонт пола в жилом помещении, как и ремонт стен в квартире, то есть имущества, не относящегося к общедомовому имуществу, Обществу предписано принять меры по устранению нарушений, при этом право выбора способа выполнения предписанных требований предоставлено самому Обществу в соответствии с возложенными на него обязательствами по управлению многоквартирным домом.
В рассматриваемом случае меры по устранению выявленных в результате проверки нарушений при содержании общего имущества многоквартирных домов направлены на обеспечение комфортного проживания граждан, от выполнения которых управляющая компания не вправе уклоняться.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В отношении довода подателя жалобы об отсутствии у суда первой инстанции оснований для взыскания с Общества государственной пошлины в сумме 3 000 руб., поскольку пошлина уплачена платежным поручением от 10.08.2022 N 1782, судебная коллегия исходит из следующего.
Определением суда от 03.02.2023 по настоящему делу исправлена опечатка в решении от 02.02.2023: исключен из резолютивной части решения второй абзац, а именно "Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Центрального района" (ИНН: 3444173378; ОГРН: 1093444006842) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000, 00 рублей.".
Определение сторонами не обжаловано и вступило в законную силу.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, с учетом определения от 03.02.2023, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 февраля 2023 года по делу N А12-20742/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-20742/2022
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА"
Ответчик: управление "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда
Третье лицо: Клочкова Т. П.