город Омск |
|
28 апреля 2023 г. |
Дело N А75-11486/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1078/2023) индивидуального предпринимателя Дмитрищак Ольги Петровны на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.12.2022 по делу N А75-11486/2022 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Дмитрищак Ольги Петровны (ОГРНИП 316861700065897, ИНН 860205714775) к Администрации города Сургута (ОГРН 1028600603585, ИНН 8602020249, адрес: 628408, город Сургут, улица Энгельса, дом 8) о признании недействительным отказа от 21.12.2021 N 11086 в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101018:27,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Дмитрищак Ольга Петровна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Дмитрищак О.П.) обратилась в Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Администрации города Сургута (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным отказа от 21.12.2021 N 11086 в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101018:27, расположенного по адресу: г. Сургут, микрорайон 7А, ул. Дзержинского, территориальная зона Ж.5 "Зона сложившейся застройки жилыми домами смешанной этажности", условно разрешенный вид - магазины (код 4.4) для магазина - продукты.
Решением от 05.12.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обоснование судебного акта указано, что результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, в то же время муниципальный правовой акт, предусматривающий расчетные показатели в сфере транспортного обслуживания по количеству парковочных мест для легковых автомобилей является обязательным и учитывается при принятии решений о развитии застроенной территории; местными нормативами, утвержденными для территории Городского округа город Сургут, определено, что для объектов "Торговые предприятия с торговой площадью менее 200 м2" требуется не менее 10 машино-мест, которых в зоне сформировавшейся застройки не имеется.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что при принятии решения судом первой инстанции не учтено, что на принадлежащем истцу земельном участке уже расположено нежилое здание - магазин "Продукты". Заявитель, обращаясь к Администрации с заявлением от 21.09.2021 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования "магазин", намеревался привести в соответствие фактическое использование земельного участка. Нежилое здание "Магазин" принадлежит ИП Дмитрищак О.П. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 2011 года, данными Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Определением от 21.01.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-11486/2022 указанная апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 30.03.2023.
От Администрации поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо указало, что считает решение суда законным и обоснованным, а также на то, что действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по принятию положительного решения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и не устанавливает оснований для отказа в предоставлении такого разрешения. Администрация ссылается на то, что решение органа местного самоуправления по вопросу отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка было принято с учетом результатом заседания комиссии по градостроительному зонированию по результатам публичных слушаний, состоявшихся 06.12.2021, в ходе которого большинством голосов, с учетом замечаний поступивших на публичных слушаний, было принято решение рекомендовать Главе города отказать в предоставлении испрашиваемого разрешения ввиду отсутствия в границах испрашиваемого земельного участка обеспеченности парковочными местами в соответствии с пунктом 4 статьи 11 требований местных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных решением Думы города от 29.04.2015 N 695-V ДГ "О местных нормативах градостроительного проектирования на территории муниципального образования городской округ город Сургут" (далее - решением Думы города от 29.04.2015 N 695-V ДГ).
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2023 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 25.04.2023. Администрации предложено представить письменные пояснения по следующим вопросам:
- разрешение на строительство какого объекта было предоставлено, какой объект (разрешенный вид использования) вводился в эксплуатацию, какими разрешительными документами это подтверждается; представить указанные документы;
- на основании какого разрешительного документа спорному земельному участку был присвоен условно разрешенный вид использования "под гостиницу"; представить указанные документы;
- обосновать причины отказа в изменении вида разрешенного использования с учетом того, что согласно требованиям градостроительного регламента "под гостиницу" необходимо 15 парковочных мест, а "под магазины" - 10 парковочных мест; почему это является препятствием для изменения вида разрешенного использования на другой условно разрешенный вид использования.
04.04.2023 от ИП Дмитрищак О.П. поступило ходатайство о приобщении к материалам дела документации в отношении оформления прав на земельный участок, а именно:
- договор купли-продажи земельного участка от 23.12.2009 с кадастровым номером 86:10:01011018:27, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра, город Сургут, микрорайон 7А, улица Дзержинского, 1, территориальная зона Ж.З.-7А, заключенный между Администрацией муниципального образования городской округ город Сургут (продавец) и ЗАО "Запсибстроймонтаж" (покупатель);
- кадастровый паспорт земельного участка от 08.07.2009 с кадастровым номером 86:10:01011018:27;
- справка от 28.01.2010 N 14-555/10(02) Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута о поступлении денежных средств по договору купли-продажи земельного участка от 23.12.2009;
- договор купли-продажи от 24.08.2011, заключенный между ЗАО "Запсибстроймонтаж" (продавец) и Дмитрищак О.П. (покупатель), согласно которому покупатель приобрел земельный участок с кадастровым номером 86:10:01011018:27, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра, город Сургут, микрорайон 7А, улица Дзержинского, 1, территориальная зона Ж.З.-7А и нежилое здание общей площадью 86,5 кв.м., с кадастровым номером 86:09:10:00019:000/7031:0000, находящегося по адресу Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - г. Сургут, ул. Дзержинского д.1, магазин "Продукты";
- передаточный акт от 24.08.2011 к договору купли-продажи от 24.08.2011;
- свидетельство о государственной регистрации права от 22.11.2011, согласно которому на основании договор купли-продажи от 24.08.2011 право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра, город Сургут, микрорайон 7А, улица Дзержинского, 1, зарегистрировано за Дмитрищак О.П.;
- свидетельство о государственной регистрации права от 22.11.2011, согласно которому на основании договор купли-продажи от 24.08.2011 право собственности на нежилое здание общей площадью 86,5 кв.м., этажность - 1, адрес объекта: Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Сургут, ул. Дзержинского, д. 1, магазин "Продукты", зарегистрировано за Дмитрищак О.П.;
- кадастровая выписка от 20.01.2015 N 86/201/15-10860 в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:01011018:27;
- письма Департамента архитектуры и градостроительства от 27.02.2014 N 02-01-1278/14, от 29.08.2013 N 02-01-6123/13, от 02.03.2016 N 02-02-132916-0-0, от 05.04.2016 N 02-02-2210/16-0-0, от 24.06.2016 N 02-02-4144/16-0-0, от 22.12.2016 N 02-02-9299/16-0-0;
- обращение Дмитрищак О.П. к Департаменту архитектуры и градостроительства о согласовании схемы генерального плана по объекту реконструкции: "Магазин "Бригантина", расположенному по ул. ДзержинскогоД в объект "Гостиница "Бригантина";
- постановление от 30.07.2014 N 5267 Администрации г. Сургута об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 86:10:01011018:27;
- градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 86:10:01011018:27;
- постановления от 16.06.2016 N 4486, от 15.12.2016 N 9143 Администрации г. Сургута об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства;
- заключение от 12.05.2016 о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
- постановление от 15.12.2016 N 9144 Администрации г. Сургута об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
- письмо от 21.02.2017 N 01-11-1343/17-0 Администрации г. Сургута по обращению Дмитрищак О.П. о возможности обмена земельного участка.
Кроме того, 17.04.2023 от Дмитрищак О.П. поступило ходатайство о приобщении к материалам дела письма Администрации г. Сургута от 16.03.2023 N 28-02-1684/3 с требованием к предпринимателю о приведении вида разрешенного использования (назначения) земельного участка в соответствии с фактическим видом использования.
24.04.2023 от Администрации поступило дополнение, а также копия письма МКУ "Муниципальный архив города Сургута" от 19.04.2023 N 36-02-386/3, решения исполнительного комитета от 31.07.1987 N 255, акта государственной приемочной комиссии от 31.07.1987, выписка из ЕГРН от 30.03.2023 в отношении здания с кадастровым номером 86:10:0101018:99, местоположение - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Дзержинского, д. 1.
В судебном заседании апелляционной инстанции 25.04.2023, несмотря на удовлетворенные судом определениями от 04.04.2023, 07.04.2023 ходатайства Администрации и предпринимателя об участии в судебном заседании с использованием системы "Картотека арбитражных дел", лица, участвующие в деле, не подключились к веб-конференции, по причинам, не зависящим от суда апелляционной инстанции. Техническая возможность проведения судебного заседания посредством веб-конференции у суда апелляционной инстанции существовала. Аудио и видеозапись судебного заседания проведена, приобщена к материалам дела.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, судебное заседание проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, с учетом их надлежащего извещения.
В судебном заседании 25.04.2023 судом рассмотрены и удовлетворены ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов, все поступившие документы от Дмитрищак О.П. и Администрации (с дополнениями) приобщены к материалам дела в целях полного и всестороннего рассмотрения.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнений), отзыв, приобщенные судом документы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
15.10.2002 Постановлением Мэра города Сургута N 263 был принят в эксплуатацию законченный строительством объект - магазин общей площадью 56, 7 кв.м., построенный ЗАО "Запсибстроймонтаж".
Согласно данным ЕГРН магазин "Продукты" (здание с кадастровым номером 86:10:0101018:99, местоположение - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Дзержинского, д. 1) зарегистрирован в реестре 22.10.2002.
На основании договора купли-продажи от 23.12.2009 ЗАО "Запсибстроймонтаж" приобрело у Администрации муниципального образования городской округ город Сургут земельный участок с кадастровым номером 86:10:01011018:27, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра, город Сургут, микрорайон 7А, улица Дзержинского, 1, территориальная зона Ж.З.-7А.
Из пункта 1.1 договора купли-продажи от 23.12.2009 следует, что земельный участок предоставлен для эксплуатации магазина "Продукты".
Согласно кадастровому паспорту от 08.07.2009 участок с кадастровым номером 86:10:01011018:27 отнесен к категории "земли населенных пунктов", разрешенное использование - для эксплуатации магазина "Продукты".
На основании договора купли-продажи от 24.08.2011, заключенного между ЗАО "Запсибстроймонтаж" (продавец) и Дмитрищак О.П. (покупатель), покупатель приобрел земельный участок с кадастровым номером 86:10:01011018:27, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра, город Сургут, микрорайон 7А, улица Дзержинского, 1, территориальная зона Ж.З.-7А и нежилое здание общей площадью 86,5 кв.м., с кадастровым номером 86:09:10:00019:000/7031:0000, находящегося по адресу Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - г. Сургут, ул. Дзержинского д.1, магазин "Продукты".
Земельный участок принадлежал ЗАО "Запсибстроймонтаж" на основании вышеупомянутого договора купли-продажи от 23.12.2009, здание - на основании свидетельства о государственной регистрации права от 08.05.2003 N 86-АА N 520751.
Передача имущества от ЗАО "Запсибстроймонтаж" Дмитрищак О.П. оформлена передаточным актом от 24.08.2011.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 22.11.2011, право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра, город Сургут, микрорайон 7А, улица Дзержинского, 1, а также на нежилое здание общей площадью 86,5 кв.м., расположенное по аналогичному адресу, зарегистрировано за Дмитрищак О.П.
Соответствующие записи отражены в ЕГРП (запись регистрации N 86-86-03/088/2011-704 и запись регистрации N 86-86-03/088/2011-705).
Из пояснений заявителя следует, что в связи с принятием Правил землепользования и застройки города Сургута, которыми "продовольственные и непродовольственные магазины" не были отнесены к основным видам разрешенного использования земельного участка, Дмитрищак О.П. изменила вид разрешенного использования земельного участка на "гостиницы" (изменение вида усматривается также из кадастровой выписки от 20.01.2015 N 86/201/15-10860 в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:01011018, данный вид отнесен к основным видам разрешенного использования) и обратилась к Департаменту архитектуры и градостроительства за разрешением на реконструкцию "Магазина "Бригантина", расположенному по ул. Дзержинского 1 в объект "Гостиница "Бригантина".
Из писем Департамента архитектуры и градостроительства от 29.08.2013 N 02-01-6123/13, от 27.02.2014 N 02-01-1278/14, следует, что Департамент отказывал Дмитрищак О.П. в разрешении на реконструкцию "Магазина "Бригантина", расположенному по ул. Дзержинского, 1 в объект "Гостиница "Бригантина", ссылается на отсутствие необходимого количества парковочных мест для автомобилей проектируемого проекта.
Согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером 86:10:01011018:27, утвержденному постановлением от 30.07.2014 N 5267 Администрации г. Сургута, земельный участок находится в территориальной зоне Ж.З.-7А. В градостроительном плане земельного участка отражены основные виды разрешенного использования, вспомогательные виды разрешенного использования и условно разращенные виды использования.
Письмами от 02.03.2016 N 02-02-132916-0-0 Департамент архитектуры и градостроительства вновь отклонил, представленную Дмитрищак О.П., проектную документацию по объекту: "Гостиница "Бригантина" по ул. Дзержинского, д. 1, в территориальной зоне Ж.З, указав на необходимость обращения в комиссию по градостроительному зонированию для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства.
Из писем Департамента архитектуры и градостроительства от 05.04.2016 N 02-02-2210/16-0-0, от 24.06.2016 N 02-02-4144/16-0-0 следует, что по итогам проведенных публичных слушаний в заявлениях Дмитрищак О.П. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства магазина "Продукты" отказано постановлениями Главы г. Сургута от 15.06.2016 N 4482, от 16.06.2016 N 4486.
Из письма от 21.02.2017 N 01-11-1343/17-0 Администрации г. Сургута, следует, что Дмитрищак О.П. обращалась к муниципалитету с предложением обмена земельного участка, расположенного по ул. Дзержинского 1, и предоставлении другого земельного участка в целях строительства гостиницы. В обращении предпринимателю было отказано, так как размещение объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в границах земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101018:0027 по ул. Дзержинского не планируется, в связи с чем основания изъятия для муниципальных нужд земельного участка, а также основания для обмена земельными участками отсутствуют.
12.10.2021 ИП Дмитрищак О.П. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101018:27, расположенного по адресу: г. Сургут, микрорайон 7 А, ул. Дзержинского - магазины (код 4.4) в дополнение к установленному условно разрешенному виду использования земельного участка гостиничное обслуживание (код 4.7).
В ходе публичных слушаний, состоявшихся 06.12.2021, представитель предпринимателя пояснил, что магазин останется в том же исполнении, необходимость получения разрешения на условно-разрешенный вид использования обусловлена приведением земельного участка в соответствие с фактическим использованием объекта недвижимости - магазин. В настоящее время вид разрешенного использования под гостиницу. Представитель предпринимателя также пояснил, что вид разрешенного использования под гостиницу был выбран в целях строительства гостиницы, однако в проведении указанной реконструкции было отказано муниципалитетом.
По итогам публичных слушаний было принято решение рекомендовать Главе города отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в силу отсутствия в границах испрашиваемого земельного участка обеспеченности парковочными местами в соответствии с пунктом 4 статьи 11 требований местных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных решением Думы города от 29.04.2015 N 695-V ДГ.
21.12.2021 заместителем Главы города Сургута издано постановление N 11086 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101018:27, расположенного по адресу: г. Сургут, микрорайон 7 А, ул. Дзержинского, д. 1.
Полагая, что оспариваемое постановление является недействительным, ИП Дмитрищак О.П. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
05.12.2022 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, обжалуемое заявителем в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте соответствующей территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки муниципального образования (статьи 1, 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно части 6 указанной статьи предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В силу положений частей 1, 2, 8, 9, 12 статьи 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
Закон устанавливает, что решение глава администрации принимает самостоятельно, но с учетом мнения участников публичных слушаний, рекомендаций и заключения комиссии.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, действующее законодательство действительно не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по принятию положительного решения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и не устанавливает оснований для отказа в предоставлении такого разрешения. Орган местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка вправе отказать в предоставлении такого разрешения, исходя из любых признанных органом местного самоуправления существенными обстоятельств.
Как следует из материалов дела и было выше сказано, из заключения комиссии по градостроительному зонированию от 09.12.2021 по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101018:27, расположенного по адресу: г. Сургут, микрорайон 7 А, ул. Дзержинского для размещения магазина по заявлению Дмитрищак О.П. следует, что комиссия решила отказать в предоставлении такого разрешения ввиду отсутствия в границах испрашиваемого земельного участка обеспеченности парковочными местами в соответствии с пунктом 4 статьи 11 требований местных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных решением Думы города от 29.04.2015 N 695-V ДГ.
Между тем, суд апелляционной инстанции, оценивая приведенное основание для отказа, не поддерживает Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в выводе о его правомерности, исходя из следующего.
Как было выше сказано, в силу пункта 2 части 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов.
Пунктом 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) также предусмотрено, что осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Во исполнение указанных норм решением Думы города от 29.04.2015 N 695-V ДГ были утверждены местные нормативы градостроительного проектирования на территории муниципальною образования городской округ город Сургут" (далее - Местные нормативы).
Статьей 11 Местных нормативов предусмотрены расчетные показатели в сфере транспортного обслуживания.
Абзацем 1 пункта 4 статьи 11 Местных нормативов установлено, что обеспеченность гаражами и открытыми стоянками для хранения автомобилей сотрудников и посетителей общественных объектов устанавливается не менее 100% от расчетной потребности. Для сотрудников и посетителей общественных объектов (в том числе встроенных, встроенно-пристроенных, пристроенных, отдельно стоящих) открытые стоянки следует предусматривать в границах земельного участка, предоставленного для строительства (реконструкции) данного объекта.
В силу пункта 5 приводимой статьи требуемое расчетное количество машино-мест для временного хранения легковых автомобилей при проектируемых и реконструируемых зданиях и сооружениях, входящих в состав общественных центров, определяется в соответствии с требованиями, приведенными в таблице 11.
Так, в соответствии с таблицей 11 для объектов "Торговые предприятия с торговой площадью менее 200 м2" требуется не менее 10 машино-мест.
Действительно, Дмитрищак О.П. представлен топографический план на объект - Нежилое здание Магазин "Продукты", которым определено расчетное количество и местоположение 5 парковочных мест, в том числе 1 место для инвалидов, то есть количество машино-мест для временного хранения легковых автомобилей менее расчётных нормативов.
Однако судом первой инстанции не учтено, что положениями статьи 11 Местных нормативов прямо установлено, что указанные требования предусмотрены для проектируемых и реконструируемых зданий и сооружений, в то время как в настоящем случае спорное здание построено в 2002 году, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию и выпиской из ЕГРН от 30.03.2023.
Соответственно, требования статьи 11 Местных нормативов будут распространяются на здание предпринимателя только в случае его реконструкции или осуществления нового строительства.
Из протокола публичных слушаний, состоявшихся 06.12.2021, усматривается, что представитель предпринимателя пояснил, что магазин останется в том же исполнении, необходимость получения разрешения на условно-разрешенный вид использования обусловлена приведением земельного участка в соответствие с фактическим использованием объекта недвижимости - магазин. В настоящее время вид разрешенного использования под гостиницу.
Таким образом, при рассмотрении заявления предпринимателя об изменении вида разрешенного использования приведенные основания не могли послужить причиной отказа.
Более того, из фактических обстоятельств настоящего дела следует, что изначально объект недвижимости введен в эксплуатацию как магазин в 2002 году и располагался на сформированном для этих же целей земельный участке, находящемся в ведении муниципальных органов, который был приобретен у муниципальных органов для эксплуатации магазина "Продукты", о чем было указано как в договоре купли-продажи от 23.12.2009, так и в кадастровом паспорте участка от 08.07.2009.
Из пояснений заявителя следует, что в 2013 году Дмитрищак О.П. изменила вид разрешенного использования земельного участка на "гостиницы" в связи с тем, что "продовольственные и непродовольственные магазины" не были отнесены Правилами землепользования и застройки на территории города Сургута 2005 года к основным видам разрешенного использования земельного участка. Дмитрищак О.П. планировала реконструкцию объекта в гостиницу, в которой ей было отказано муниципалитетом.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает, что ни ранее действовавшие Правила землепользования и застройки на территории города Сургута, утвержденные решением Сургутской городской Думы от 28.06.2005 N 475-III ГД, ни актуальные Правила землепользования и застройки на территории города Сургута, утвержденные постановлением Администрации города Сургута от 11.05.2022 N 3651, не могут устанавливать ограничения в определенном виде разрешенного использования участка, установленном законно в силу действовавшего до их введения законодательства, сформированного для эксплуатации здания предпринимателя, введенного в эксплуатацию в 2002 году, то есть до момента принятия указанных нормативных актов.
Кроме того, в части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; право частной собственности охраняется законом (часть 1 статьи 35).
Из материалов настоящего дела следует, что предпринимателю было отказано как и изменении вида разрешенного использования, так и в реконструкции объекта, а также было отказано в обмене земельного участка, расположенного по ул. Дзержинского 1, и предоставлении другого земельного участка в целях строительства нового объекта в порядке статьи 11.7 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, отказы Администрации фактически нарушают конституционные права частной собственности предпринимателя, так как препятствуют любому виду использования в предпринимательской деятельности Дмитрищак О.П. находящегося в нее в частной собственности объекта недвижимости и земельного участка.
Поскольку Администрацией не указывалось в оспариваемом отказе и при рассмотрении дела в судах иных мотивов для отказа в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101018:2, то отказ от 21.12.2021 N 11086 является недействительным.
С учетом вышеизложенного, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.12.2022 по делу N А75-11486/2022 подлежит отмене, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
При изготовлении постановления в полном объеме судом апелляционной инстанции обнаружена техническая ошибка (опечатка), допущенная в резолютивной части постановления, объявленной 25.04.2023, которая выразилась в неверном указании в резолютивной части секретаря судебного заседания, а именно - вместо "при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А." ошибочно указано "при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коноваловой М.Е..".
По правилам части 3 статьи 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
Учитывая, что исправление опечатки не затрагивает существа судебного акта, суд считает необходимым исправить допущенную опечатку.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дмитрищак Ольги Петровны удовлетворить. Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.12.2022 по делу N А75-11486/2022 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать недействительным отказ Администрации города Сургута от 21.12.2021 N 11086 в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101018:27.
Обязать Администрацию города Сургута устранить допущенное нарушение и восстановить нарушенные права заявителя.
Взыскать с Администрации города Сургута в пользу индивидуального предпринимателя Дмитрищак Ольги Петровны 450 руб. государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-11486/2022
Истец: Дмитрищак Ольга Петровна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА