г. Чита |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А19-6500/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Венедиктовой Е.А.,
судей Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хуршудян Р.Ю.
рассмотрел с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Континент" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2023 года по делу N А19-6500/2020
по исковому заявлению Прокуратуры Иркутской области (ОГРН 1033801014532, ИНН 3808014899) в интересах муниципального образования г. Братска в лице администрации муниципального образования города Братска (ОГРН 1023800841712, ИНН 3803100833)
к обществу с ограниченной ответственностью "Континент" (ОГРН 1043800841798, ИНН 3804030018)
об освобождении самовольно занятого земельного участка, третье лицо: Хачатрян Манвел Корюнович,
при участии в судебном заседании: представителя Прокуратуры Иркутской области Петровой И.А. по доверенности от 10.01.2024; представителя общества с ограниченной ответственностью "Континент" Белоголовкиной Ю.В. по доверенности от 19.08.2022;
УСТАНОВИЛ:
Истец, Прокуратура Иркутской области, в интересах муниципального образования г. Братска в лице администрации муниципального образования города Братска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Континент" об обязании ответчика в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу за свой счет освободить самовольно занятые земельные участки с кадастровыми номерами 38:34:012901:1077, 38:34:000000:6155, расположенные по адресу: г. Братск, жилой район Центральный, бульвар Победы от металлического ограждения, двухэтажного строения путем их демонтажа.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15.06.2023 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, отказать заявителю в удовлетворении требований.
Из апелляционной жалобы следует, что судом неверно установлены обстоятельства по делу, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Из дополнения к апелляционной жалобе ООО "Континет" следует, что в августе 2012 года постановлением администрации г. Братска была утверждена новая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (постановление N 1693) для размещения автостоянки. Площадь участка не изменилась - 11161 кв.м. При этом граница участка перестала совпадать с местоположением фактической границы (забора) и изменилась таким образом, чтобы избежать пересечений со смежными участками, образуемыми для строительства развлекательного комплекса с рестораном. В соответствии с данной схемой, в измененных границах, земельный участок для размещения автостоянки был повторно поставлен на государственный кадастровый учет 24.09.2012 с кадастровым номером 38:34:012901:1068. При этом на местности фактическая граница участка не менялась, участок и здание на нем используется в первоначальном виде. После манипуляций с границей участка, нежилое здание стало располагаться на неразграниченных землях, находящихся в муниципальной собственности.
Решение суда об обязании ООО "Континент" за свой счет демонтировать спорные объекты несоразмерно допущенному нарушению.
По мнению апеллянта, Администрация муниципального образования города Братска, исполняя решение суда А19-20306/2020 и заключая договор с Обществом договор аренды, злоупотребляя своим правом, не поставило руководство Общества в известность о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:1068 со смежными земельными участками и о нахождении части магазина на земельном участке с кадастровым номером 38:34:000000:6155. Администрацией муниципального образования города Братска при формировании границ земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:012901:1068, 38:34:012901:1077, 38:34:012901:1078, 38:34:000000:6155 не учтены существующие на местности металлический забор и двухэтажное здание (магазин), что не соответствует положениям п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ. Проведя перераспределение и формирование земельных участков, Администрация муниципального образования города Братска не привела в соответствие границы, существующие на местности, вновь образованных участков в соответствие с границами, сведения о которых содержатся в ГКН.
Заявитель указывает, что с даты строительства объекта недвижимости- 2008 год, Администрация муниципального образования города Братска знала о том, что объект возведен в отсутствие правоустанавливающих и разрешительных документов, но мер по защите своих прав и законных интересов не предпринимала.
Оспариваемое решение является неисполнимым, судом первой инстанции не указаны индивидуализирующие признаки спорных объектов, которые необходимо демонтировать, исходя из резолютивной части решения суда, демонтажу подлежит лишь часть спорного здания.
В материалы дела от общества с ограниченной ответственностью "Континент" поступили дополнительные пояснения N 2 к апелляционной жалобе с приложением дополнительных документов, от Прокуратуры Иркутской области поступило дополнение к отзыву на апелляционную жалобу с приложением дополнительных документов.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Континент" дал пояснения относительно дополнительных документов, приложенных к письменным пояснениям.
Представитель Прокуратуры Иркутской области дал пояснения относительно дополнительных документов, приложенных к дополнению к отзыву на апелляционную жалобу.
Суд, протокольным определением приобщил к материалам дела дополнительные документы, представленные к дополнительным пояснениям N 2, а также к дополнению к отзыву на апелляционную жалобу.
Ходатайство представителя общества с ограниченной ответственностью "Континент" заявленное устно в судебном заседании о приобщении дополнительных документов- договор о подключении здания к энергосетям, апелляционным судом отклонено в связи с не соблюдением требований ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Континент" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, ответил на вопросы суда.
Представитель Прокуратуры Иркутской области в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, ответил на вопросы суда.
Представители иных лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 06.09.2023, 19.10.2023, 30.11.2023, 18.01.2024, 07.03.2024.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы стороны истца, ответчика, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Прокуратурой г. Братска установлено, что в нарушение требований ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ ООО "Континент" самовольно, в отсутствие правоустанавливающих документов, занимает земельные участки с кадастровыми номерами 38:34:000000:6155 и 38:34:012901:1077, а именно:
- земельный участок с кадастровым номером 38:34:000000:6155, площадью 52185 кв. м., с видом разрешенного использования "автомобильный транспорт", являющийся собственностью муниципального образования г. Братска, с северо-западной стороны частично огорожен металлическим забором и шлагбаумом, огороженная площадь участка составляет 363 кв. м., доступ на данную часть участка ограничен. На огороженной части земельного участка в полосе отвода автомобильной дороги расположено 2-х этажное строение, стены которого обшиты профилированным листом, кровля скатная с покрытием из металлочерепицы, наличие у строения фундамента определить невозможно. На момент осмотра сооружение эксплуатируется: на 1-м этаже размещен магазин "Аккумуляторы Обслуживание Диагностика", на 2-м этаже расположено помещение для охраны. Также огороженная часть участка с кадастровым номером 38:34:000000:6155 используется для хранения автомобилей;
- земельный участок с кадастровым номером 38:34:012901:1077, площадью 2100 кв. м., с видом разрешенного использования "деловое управление", относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена и находится в распоряжении органов местного самоуправления г. Братска. В Едином государственном реестре недвижимости сведения о наличии зарегистрированных прав либо об ограничении прав на земельный участок, отсутствуют (подтверждается выпиской из ЕГРН от 18.04.2023). Земельный участок с юго-западной стороны частично огорожен металлическим забором, огороженная площадь участка составляет 28 кв. м. и используется для хранения автомобилей, доступ на данную часть земельного участка ограничен.
Факт самовольного использования ООО "Континент" части земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:012901:1077, 38:34:000000:6155 в границах, огороженных единым металлическим ограждением, и использования двухэтажного строения подтверждается материалами, представленными прокуратурой области в рамках рассмотрения настоящего дела, а именно:
- акт проверки прокуратуры г. Братска от 10.04.2019, проведенной в отношении ООО "Континент" на основании решения о проведении проверки N 27 от 10.04.2019;
- постановление прокуратуры г. Братска от 13.05.2019 о возбуждении в отношении ООО "Континент" дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, за самовольное занятие земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:012901:1077, 38:34:000000:6155;
- постановление Управления Росреестра по Иркутской области от 06.06.2019 по делу N N 91 о привлечении ООО "Континент" к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ за самовольное занятие части земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:1077 путем размещения автостоянки и металлического ограждения и самовольное занятие части земельного участка с кадастровым номером 38:34:000000:6155, путем размещения металлического ограждения и использования двухэтажного сооружения, в котором располагаются магазин и помещения для лиц, охраняющих и обслуживающих автомобильную стоянку ООО "Континент", с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей;
- представление прокуратуры г. Братска от 29.05.2019 об устранении нарушений земельного законодательства, выразившихся в самовольном занятии земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:012901:1077, 38:34:000000:6155, внесенное в адрес директора ООО "Континент" по результатам проверки, состоявшейся 10.04.2019. Представление получено лично директором ООО "Континент" Козулиным С.А.;
- постановление Мирового судьи судебного участка N 40 Центрального района г. Братска от 28.10.2019 о привлечении директора ООО "Континент" к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за умышленное неисполнение, внесенного в адрес директора ООО "Континент" представления прокуратуры г. Братска от 29.05.2019 об устранении нарушений земельного законодательства, путем демонтажа металлического ограждения, размещенного в границах земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:012901:1077, 38:34:000000:6155, и демонтажа двухэтажного сооружения, расположенного в границах земельного участка 38:34:000000:6155 и используемого для размещения продовольственного магазина и помещения для сторожей автомобильной стоянки. Козулину С.А. назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей;
- акт проверки прокуратуры г. Братска устранения ООО "Континент" нарушений земельного законодательства от 05.11.2019, согласно которому ранее выявленные нарушения земельного законодательства, выразившиеся в самовольном занятии ООО "Континент" земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:012901:1077, 38:34:000000:6155;
- заключение государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Росреестра по Иркутской области Князева Н.А. от 06.12.2019, о результатах проверки земельных участков, проведенной по требованию прокуратуры Иркутской области. Согласно данному заключению государственный инспектор Управления Росреестра по Иркутской области Князев Н.А. принимал участие в качестве специалиста в выездной проверке прокуратуры г. Братска, в ходе которой был произведен осмотр и обмер земельного участка с кадастровым номером 38:34:000000:6155;
- акты визуального осмотра земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:000000:6155 и 38:34:012901:1077, проведенного 16.03.2023 и 24.03.2023 специалистами муниципального земельного контроля и строительного надзора администрации г. Братска.
Как указал истец вышеперечисленные действия и меры реагирования прокуратуры г. Братска и контролирующих органов ООО "Континент" не обжаловались.
Таким образом, ООО "Континент", на протяжении длительного времени (как минимум с 2019) самовольно использует части муниципальных земельных участков путем эксплуатации 2-х этажного сооружения и размещения автостоянки в границах территории, огороженной единым металлическим ограждением.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском.
Принимая оспариваемое решение, Арбитражный суд Иркутской области, руководствуясь положениями статей 12, 209, 304, Гражданского кодекса РФ, статей 25, 26, 60, 62, 76 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, статей 3, 6, 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статей 16, 50, 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установив пользование ответчиком земельным участком в отсутствие законных оснований, пришел к выводу о законности требований об освобождении занимаемого земельного участка по требованию уполномоченного органа по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Исковые требования прокуратуры, предъявленные в интересах муниципального образования города Братска, об обязании ООО "Континент" в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу за свой счет освободить самовольно занятые земельные участки с кадастровыми номерами 38:34:012901:1077, 38:34:000000:6155, расположенные по адресу: г. Братск, жилой район Центральный, бульвар Победы, от металлического ограждения, двухэтажного строения путем их демонтажа, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с положением ч. 5 и 6 ст. 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы, а также вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В силу ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе, в случае его самовольного занятия. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно п. п. 2 и 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки подлежат возврату их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использование состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях или за их счет.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством использование земельного участка возможно по основаниям, установленным гражданским законодательством, в случае самовольного занятия земельного участка он должен быть освобожден лицом, его занявшим, по требованию собственника земельного участка или законного владельца, пользователя.
Доказательств, подтверждающих предоставление ООО "Континент" уполномоченным лицом (представителем муниципального образования г. Братска) земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:000000:6155 и 38:34:012901:1077 для установки металлического ограждения и двухэтажного строения в соответствии с земельным и гражданским законодательством, в материалы настоящего дела ответчиком не представлено.
Напротив, представленные прокуратурой области в настоящее дело доказательства подтверждают, что у ООО "Континент" отсутствуют правовые основания для занятия части земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:000000:6155 и 38:34:012901:1077.
ООО "Континент", заключая 01.02.2011 с ООО "Фарт Л" договор перенайма земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:106, а также договор аренды N 67-14 от 21.03.2014 земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:1068, не возражало против наличия в границах арендованного участка двухэтажного сооружения и металлического ограждения, выходящего за границы участка, и приняв участок по акту приема-передачи начало использовать данное сооружение и огороженную территорию для извлечения прибыли.
Арбитражным судом Иркутской области при вынесении решения от 22.11.2022 по делу N А19-20306/2020 установлено, что в настоящий момент забор, ограждающий участок с автостоянкой, пересекает четыре земельных участка с кадастровыми номерами 38:34:012901:1068, 38:34:012901:1077, 38:34:012901:1078, 38:34:000000:6155, а нежилое двухэтажное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 38:34:000000:6155, предназначенном для размещения автомобильной дороги.
В ходе судебного разбирательства по делу N А19-20306/2020 ООО "Континент" неоднократно заявлялось, что для размещения автостоянки ООО "Континент" фактически используется территория, огороженная единым металлическим забором, расположенным на земельных участках с кадастровыми номерами 38:34:012901:1068, 38:34:012901:1077, 38:34:012901:1078, 38:34:000000:6155, а также двухэтажное сооружение, расположенное в границах участка с кадастровым номером 38:34:000000:6155.
Кроме того, согласно условиям договора аренды N 67-14 от 21.03.2014 земельного участка с кадастровым N 38:34:012901:1068, заключенного администрацией муниципального образования г. Братск с ООО "Континент", на дату заключения договора участок был свободен от прав третьих лиц.
Аналогичные сведения содержатся в договоре аренды N 163-11 от 25.05.2011 земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:106, ранее заключенном администрацией г. Братска с ООО "Фарт Л", по которому в последующем все прав и обязанности арендатора перешли к ООО "Континент" на основании договора перенайма от 01.02.2011.
Согласно акту приема - передачи от 01.02.2011 к договору перенайма земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:106 стороны договора взаимных претензий друг к другу не имеют.
Таким образом, ООО "Континент", заключая 01.02.2011 с ООО "Фарт Л" договор перенайма земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:106, а также договор аренды N 67-14 от 21.03.2014 земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:1068, не возражало против наличия в границах арендованного участка двухэтажного сооружения и металлического ограждения, выходящего за границы участка, и приняв участок по акту приема-передачи начало использовать данное сооружение и огороженную территорию для извлечения прибыли.
Довод ответчика о том, что действия ООО "Континент" по самовольному использованию части муниципальных участков путем размещения автостоянки и эксплуатации 2-х этажного строения, не нарушают публичных прав и законных интересов, не обоснованы в виду следующего.
Самовольно занимаемый ООО "Континент" земельный участок с кадастровым номером 38:34:000000:6155 сформирован под автомобильной дорогой общего пользования.
В силу п. п. 10.1, 12 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ автомобильные дороги являются линейными объектами и относятся к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 NN 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности городского округа.
В соответствии с ч. ч. 1-3 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
В соответствии с п. п. 3, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и иные полномочия.
Действия ООО "Континент" по самовольному занятию части земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:012901:1077, 38:34:000000:6155 путем размещения автостоянки в границах территории, огороженной металлическим ограждением, и эксплуатации 2-х этажного сооружения, нарушают права и законные интересы муниципального образования г. Братска в лице администрации по использованию принадлежащего муниципалитету имущества, создают препятствия в реализации полномочий администрации г. Братска по решению вопросов местного значения в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности, а также препятствуют пополнению доходной части бюджета г. Братска.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в соответствии с действующим законодательством использование земельного участка возможно по основаниям, установленным гражданским законодательством, в случае самовольного занятия земельного участка он должен быть освобожден лицом, его занявшим, по требованию собственника земельного участка или законного владельца, пользователя.
Апелляционный суд полагает, что указанные выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, нормам материального и процессуального права, ссылка на которые в судебном акте приведена.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2023 года по делу N А19-6500/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Венедиктова |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6500/2020
Истец: Администрация муниципального образования города Братска, Прокуратура Иркутской области
Ответчик: ООО "Континент"
Третье лицо: Хачатрян Манвел Корюнович