г. Красноярск |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А74-7515/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" апреля 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Барыкина М.Ю.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - публичного акционерного общества "Россети Сибирь": Космыниной Л.А., представителя по доверенности от 22.04.2022 N 19/70, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 06.02.2024 по делу N А74-7515/2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее также - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с требованиями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее также - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения, оформленного определением от 03.07.2023 об отказе в удовлетворении ходатайства по делу N 019/04/9.21-815/2023 об административном правонарушении, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в течение 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу путем принятия исполнения постановления от 10.02.2023 о назначении административного наказания по делу N 019/04/9.21-815/2023.
Решением суда от 06.02.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, антимонопольный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению управления, часть 1.3-3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) подлежит применению при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях, выявленных в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Спорное административное правонарушение выявлено в результате обращения физического лица. В связи с чем, оплата административного штрафа в соответствии с частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ в данном случае не представляется возможной.
От общества в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, заявитель возражает по доводам апелляционной жалобы, просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Антимонопольный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей антимонопольного органа.
Представитель заявителя просил апелляционную жалобу отклонить.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального права и материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, постановлением заместителя руководителя управления от 10.02.2023 по делу N 019/04/9.21-815/2023 (исх. N ОШ/1072/23) общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 620 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 20.04.2023 по делу N А74-971/2023 постановление антимонопольного органа от 10.02.2023 по делу N 019/04/9.21-815/2023 об административном правонарушении в части назначенного административного наказания в виде административного штрафа в размере 620 000 руб. изменено, размер административного штрафа снижен до 310 000 руб.
Общество 27.02.2023 произвело оплату назначенного штрафа в сумме 310 000 руб. платежным поручением от 27.02.2023 N 1913 (в пределах 20-дневного срока со дня вынесения постановления от 10.02.2023 по делу N 019/04/9.21-815/2023).
Общество направило в управление платежное поручение от 27.02.2023 N 1913 с ходатайством о зачете уплаты половины размера штрафа, назначенного постановлением от 10.02.2023 по делу N 019/04/9.21-815/2023, в счет полного исполнения указанного постановления (письмо от 29.06.2023 N1.7/29/1296-пд).
Определением антимонопольного органа от 03.07.2023 принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства заявителя о зачете по делу N 019/04/9.21-815/2023 об административном правонарушении (исх. от 03.07.2023 N ОШ/5172/23).
Не согласившись с определением от 03.07.2023, общество обратилось в суд с заявлением об отмене указанного определения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы (пункт 2).
Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", сфера действия которого на государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства не распространяется.
В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Федеральный закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
На основании пункта 11 части 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ к полномочиям антимонопольного органа относится проведение проверки соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получение от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращение в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В пунктах 1, 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ определено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
На основании части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Из части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ следует, что выявление административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, возможно как путем проведения контрольных (надзорных) мероприятий, так и без проведения таковых.
По смыслу статьи 32.2 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относится к обстоятельствам, которые учитываются при определении порядка исполнения отдельных видов наказания.
Соответственно, в целях применения части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Понятие "государственный контроль (надзор)" в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" используется только для целей этого закона. Иное фактически означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом как это определено в статье 1.4 КоАП РФ (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2019 N 307-ЭС19-12049 и от 23.01.2023 N 309-ЭС22-16836).
Таким образом, предоставленное законом право льготного механизма уплаты административного штрафа распространяется, в том числе, и на административные штрафы, вынесенные по делам об административном правонарушении, возбужденным без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, поскольку данное административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а не в карательных целях.
При оценке сведений, заявленных в жалобе физического лица, антимонопольный орган в любом случае выполняет возложенные на него, в том числе пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 135-ФЗ и пунктом 2 названного постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, функции государственного контроля.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в данном случае привлечение общества к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ явилось результатом осуществления антимонопольным органом функций государственного контроля за исполнением обществом обязанностей, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" в рамках договора об осуществлении технологического присоединения.
Как правильно указал суд первой инстанции, тот факт, что административное правонарушение выявлено управлением по результатам проведенного административного расследования в связи с поступлением от физического лица обращения о нарушении его прав и законных интересов, не может свидетельствовать о том, что антимонопольным органом не был осуществлен государственный контроль (надзор) за соблюдением заявителем положений действующего законодательства.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы антимонопольного органа о том, что административное правонарушение выявлено не в рамках государственного контроля (надзора), проводимого в порядке Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", судом апелляционной инстанции отклоняются, как не опровергающие возможность применения части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ.
Поскольку материалами дела подтверждается, что административный штраф по постановлению от 10.02.2023 по делу N 019/04/9.21-815/2023 уплачен в установленный частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ двадцатидневный срок в размере половины от назначенной суммы штрафа, что подтверждается платежным поручением от 27.02.2023 N 1913, то у антимонопольного органа в рассматриваемом случае не имелось законных оснований для отказа в удовлетворении ходатайства о зачете уплаты штрафа в размере, соответствующем половине административного штрафа, назначенного постановлением от 10.02.2023 по делу N 019/04/9.21-815/2023 об административном правонарушении в редакции решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 20.04.2023.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что оспариваемое определение не является законным, нарушает права общества и, соответственно, подлежит признанию недействительным.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют сложившейся судебной практике (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.03.2024 N Ф06-522/2024 по делу N А49-7493/2023; постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.03.2024 N Ф05-2839/2024 по делу N А40-58570/2023; постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.03.2024 N Ф07-1523/2024 по делу N А13-4955/2023; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.12.2023 N Ф08-11634/2023 по делу N А32-14856/2023).
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, заявленные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Государственная пошлина за апелляционное обжалование не распределяется, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации антимонопольный орган освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 06 февраля 2024 года по делу N А74-7515/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Ю. Барыкин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-7515/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Третье лицо: ПАО Филиал "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго"