г. Саратов |
|
28 апреля 2023 г. |
Дело N А12-27395/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А., судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Артёмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 февраля 2023 года по делу N А12-27395/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района" (ОГРН 1093444006842, ИНН 3444173378, 400001, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23),
к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда (400074, г. Волгоград, ул. Козловской, д. 39 А),
заинтересованные лица: Кабанов Анатолий Михайлович (г. Волгоград), Прокуратура Волгоградской области (ОГРН 1033400323560, ИНН 3444048120, 400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 124),
о признании незаконным и отмене предписания,
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района" (далее - ООО "УК Центрального района", заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (далее - Управление, административный орган) от 29.09.2022 N 615-Р.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06 февраля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК Центрального района" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в котором просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Прокуратура Волгоградской области считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 29.03.2023.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 19.09.2022 N 615-р в целях проверки доводов, содержащихся в обращении граждан, по вопросам технического состоянию общего имущества многоквартирных домов, в том числе, дома по адресу: г. Волгоград, пр. Ленина, д. 40, Управлением проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК Центрального района", по результатам которой составлен акт проверки от 29.09.2022 N 615-Р (т. 1, л.д. 56-72).
В ходе проверки административным органом установлено, что в кв. 1 дома по адресу: г. Волгоград, пр. Ленина, д. 40, на перегородке наблюдается горизонтальная трещина шириной раскрытия более 1 мм, а также деформация пола, техническое состояние технического подполья в границах квартиры ненадлежащее, наблюдается деформация кирпичных столбиков; в фундаменте перегородки по оси зафиксирована горизонтальная трещина, по грунту установлены кирпичные столбики, необходимо реализовать укрепление фундамента, что является нарушением Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации), Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила управления МКД).
29 сентября 2022 года Управлением ООО "УК Центрального района" выдано предписание N 615-р об устранении выявленных нарушений обязательных требований, согласно которому ООО "УК Центрального района" в срок до 20.11.2022 надлежит во исполнение требований пункта 10 Правил содержания общего имущества, пунктов 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3 Правил и норм технической эксплуатации, подпунктов "в", "д" пункта 4 Правил управления МКД лля обеспечения безопасности и комфортности проживания, обеспечения жилищными и коммунальными услугами граждан, устранить выявленные нарушения, привести в надлежащее техническое состояние перекрытия пола в квартире N 1 многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, пр. Ленина, д. 40, а именно, в соответствии с техническим заключением выполнить укрепление фундамента в границах квартиры N 1 (т. 1, л.д. 16-17).
ООО "УК Центрального района", полагая, что предписание Управления от 29.09.2022 N 615-р является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункты "а", "б", "г").
В соответствии пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, помимо прочего, осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) определены требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы, а также установлены параметры и условия, которым, в целях безопасности людей и сохранности жилого дома, в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома.
Пунктом 1.1 Правил N 170 определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Как установлено пунктом 4 Минимального перечня, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, относятся: выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, выявления прогибов, трещин и колебаний; выявление наличия, характера и величины трещин в теле перекрытия и в местах примыканий к стенам, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из монолитного железобетона и сборных железобетонных плит; выявление наличия, характера и величины трещин, смещения плит одной относительно другой по высоте, отслоения выравнивающего слоя в заделке швов, следов протечек или промерзаний на плитах и на стенах в местах опирания, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из сборного железобетонного настила; выявление наличия, характера и величины трещин в сводах, изменений состояния кладки, коррозии балок в домах с перекрытиями из кирпичных сводов; выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями; проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Оспаривая спорное предписание ООО "УК Центрального района" указывает, что указанные в предписании повреждения в квартире N 1 не относятся к общедомовому имуществу, а их ненадлежащие техническое состояние и наличие повреждений свидетельствует о несвоевременном текущем ремонте собственником жилого помещения квартиры N 1 жилого дома N 40 по ул. Ленина.
Данный довод был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен.
Как установлено судами, ООО "УК Центрального района" осуществляет функции управления многоквартирным домом N 40 по адресу: г. Волгоград, ул. Ленина.
Собственник квартиры N 1 по данному адресу обратился в Управление "Жилищная инспекция Волгограда" с жалобой на ненадлежащее состояние перекрытий пола.
С целью рассмотрения поступившей жалобы гражданина в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав в части ненадлежащего технического состояния ограждающих конструкций квартиры N 1 многоквартирного дома N 40 по проспекту В.И. Ленина, инженерных коммуникаций в техническом подполье в границах указанного помещения, должностным лицом Управления проведена внеплановая выездная проверка в отношении лица, осуществляющего деятельность по управлению названным домом - ООО "УК Центрального района".
В ходе проведения проверки установлено (страница 7 акта проверки от 22.09.2022 N 615-р), что техническое состояние инженерных коммуникаций в техподполье в границах квартиры N 1 - надлежащее. Течи не наблюдается. Вместе с тем, при осмотре ограждающих конструкций выявлено, что на перегородке наблюдается горизонтальная трещина шириной раскрытия более 1 мм, а также деформация пола. При осмотре технического подполья в границах квартиры N 1 установлено его ненадлежащее техническое состояние, а именно, деформация кирпичных столбиков.
Согласно приложенному к обращению гражданина техническому заключению от 2016, составленному ООО "СтройПортал", состояние конструкций перегородок и полов в обследуемой квартире - ограниченно-работоспособное. В фундаменте перегородки по оси 1/2 зафиксирована горизонтальная трещина. По грунту установлены кирпичные столбики. Также в соответствии с техническим заключением необходимо реализовать мероприятия по укреплению фундамента.
Согласно подпункту "в" пункта 2 Правил N 491, в состав общего имущества включаются: ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Таким образом, в рассматриваемом случае, техническое состояние ограждающих конструкций квартиры, как несущих так и ненесущих, напрямую зависит от состояния фундамента (основания) многоквартирного дома, который в силу пункта 2 Правил N 491 относится к общему имуществу.
Между тем, в соответствии с пунктом 4.3.1 ПиН организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Кроме того организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов (пункт 4.4.1 ПиН).
Полы с повышенной зыбкостью и прогибами необходимо вскрыть, проверить состояние древесины несущих конструкций и упругих прокладок и отремонтировать конструкцию (пункт 4.4.3 ПиН).
Как следует из пункта 4.10.2.1 ПиН, организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
В соответствии с пунктом 4.1.3 ПиН при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства на управляющую организацию возлагаются обязанности по проведению осмотров как общего имущества, так и периодических осмотров жилых помещений, обеспечению исправного состояния перекрытий.
Учитывая, что обследованная квартира расположена на первом этаже многоквартирного дома, основание полов является частью фундамента дома, который относится к общему имуществу, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что его надлежащее содержание, а также устранение повреждений, входит в обязанности управляющей организации.
Установленные Управлением нарушения - трещины горизонтальной, деформации пола, являются следствием ненадлежащего состояния фундамента (основания) многоквартирного дома.
При этом судом апелляционной инстанции учтена позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 08.02.2016 N 301-АД15-11294 по делу NА28-10633/2014 по аналогичному делу, в котором на общество как управляющую компанию возложена обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан путем проведения мероприятий по надлежащему содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Оспариваемое предписание не обязывает общество осуществить ремонт пола в жилом помещении, как и ремонт стен в квартире, то есть имущества, не относящегося к общедомовому имуществу, Обществу предписано укрепить фундамент в границах квартиры, что соответствует нормам жилищного законодательства.
В рассматриваемом случае меры по устранению выявленных в результате проверки нарушений при содержании общего имущества многоквартирных домов направлены на обеспечение комфортного проживания граждан, от выполнения которых управляющая компания не вправе уклоняться.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 февраля 2023 года по делу N А12-27395/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-27395/2022
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, Управление "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда
Третье лицо: Кабонов Анатолий Михайлович, ПРОКУРАТУРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ