город Воронеж |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А35-1533/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ООО "ИНВЕСТ-ГАРАНТ": Коваленко А.Н. - представитель по доверенности от 10.01.2022, сроком действия до 31.12.2023, предъявлен паспорт.
от ООО "АМ Групп Трейд": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ООО "Центр сертификации экологического мониторинга агрохимической службы "Московский": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТ-ГАРАНТ" на решение Арбитражного суда Курской области от 14.10.2022 по делу N А35-1533/2021 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АМ Групп Трейд" (ОГРН 1154632005351, ИНН 4632204101) к обществу с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТ-ГАРАНТ" (ОГРН 1105032008949, ИНН 5032231112) о взыскании задолженности за поставленный товар, и встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТГАРАНТ" к обществу с ограниченной ответственностью "АМ Групп Трейд" о взыскании задолженности,
третьи лица: Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям, общество с ограниченной ответственностью Центр сертификации экологического мониторинга агрохимической службы "Московский" Испытательная лаборатория,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АМ Групп Трейд" (далее - ООО "АМ Групп Трейд", истец по первоначальному иску, ответчик по встречному иску) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТ ГАРАНТ" (далее - ООО "ИНВЕСТ ГАРАНТ", ответчик по первоначальному иску, истец по встречному иску) о взыскании 14 900 руб. основного долга, 109 775 руб. 42 коп. неустойки и расходы по уплате госпошлины (с учетом уточнений).
ООО "ИНВЕСТ-ГАРАНТ" заявило встречное требование о взыскании с ООО "АМ Групп Трейд" стоимость транспортных расходов в сумме 6 000 руб. по возврату части продукции в адрес ООО "АМ Групп Трейд", стоимость лабораторных исследований в сумме 8 900 руб., стоимость услуг по экспертизе в сумме 15 000 руб., 271 162 руб. 50 коп. задолженности по договору поставки по возврату стоимости оплаченной продукции, а также расходы по уплате госпошлины в сумме 10 423 руб. (с учетом уточнений).
Определением Арбитражного суда Курской области дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). От ответчика поступило возражение по рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Цент сертификации и экологического мониторинга агрохимической службы "Московский" (далее - ООО "Цент сертификации и экологического мониторинга агрохимической службы "Московский"), Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Курской области от 14.10.2022 по делу N А35-1533/2021 исковые требования удовлетворены.
С ООО "ИНВЕСТ ГАРАНТ" взыскано 124 675 руб. 42 коп., в том числе 14 900 руб. задолженности по оплате поставленного товара и 109 775 руб. 42 коп. неустойки за просрочку оплаты, а также 17 904 руб. расходов по оплате госпошлины.
С ООО "ИНВЕСТ ГАРАНТ" взыскано в доход федерального бюджета 2 196 руб. государственной пошлины.
В удовлетворении встречного требования ООО "ИНВЕСТ ГАРАНТ" о взыскании с ООО "АМ Групп Трейд" 271 162 руб. задолженности по возврату стоимости оплаченной по договору поставки продукции, 6 000 руб. транспортных расходов по поставке продукции новому покупателю, 8 900 руб. расходов по оплате лабораторных исследований, 15 000 руб. стоимости услуг по экспертизе, а также 10 423 руб. расходов по уплате госпошлины было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ИНВЕСТ-ГАРАНТ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Считает, что ООО "АМ Групп Трейд" было надлежащим образом извещено о проведении отбора проб для экспертизы. Кроме того, указывает на необоснованное отклонение судом первой инстанции представленной в материалы дела экспертизы.
Рассмотрение дела откладывалось.
К материалам дела приобщены отзывы на апелляционную жалобу, поступившие от ООО "АМ Групп Трейд", а также дополнение к апелляционной жалобе, поступившие от ООО "ИНВЕСТ-ГАРАНТ".
В судебном представитель ООО "ИНВЕСТ-ГАРАНТ" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалах дела имеется ходатайство от ООО "АМ Групп Трейд" о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя.
Представители ООО "АМ Групп Трейд", Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям, ООО "Центр сертификации экологического мониторинга агрохимической службы "Московский" в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Между Обществом с ограниченной ответственностью "АМ Групп Трейд" (Поставщик) и Обществом с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТ-ГАРАНТ" был заключен договор поставки (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1.1 поставщик обязуется поставить покупателю, покупатель обязуется принять и оплатить на условиях изложенных в настоящем договоре, продукцию - "товар".
Товар поставляется партиями. Каждая партия формируется к поставке на основании полученной от покупателя письменной заявки (по электронной почте) (пункт 1.2 Договора).
Наименование, ассортимент, количество и цена товара указываются в товарных накладных, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 1.4 Договора).
Приложением N 1 к Договору, является Спецификация, в соответствии с которой было поставлено: масло сливочное 82,5% ГОСТ 32261-2013, фасовка - 0,5 кг, цена за ед. - 172 руб., количество - 1000, общей стоимостью товара - 172 000 руб., срок поставки товара - 06.01.2021; молоко питьевое ультрапастеризованное "Южное" м.д.ж. 3,2% ГОСТ 31450-2013, фасовка - 1 литр, цена за ед. 37,5 руб. количество - 19 872, общей стоимостью товара - 754 200 руб., срок поставки товара - 06.01.2021
Товарная партия формируется на основании заявки от покупателя (Приложение N 1 к данному договору), которая может быть подана как на одну партию товара, так и на несколько партий товара для поставки в течение одного месяца (но не более) с даты получения заявки. В заявке должны содержаться сведения о наименовании, ассортименте, количестве, цене товара, адрес места нахождения торговой точки, в которую надлежит осуществить поставку товара, а также о желаемой дате и времени поставки, являющейся неотъемлемой частью Договора. Заявка подается покупателем за 5 дней до отгрузки товара (пункт 3.1 Договора).
Поставка товара осуществляется путем его доставки покупателю (грузополучателю) транспортом поставщика (собственным или привлеченным), если в заявке покупателя не указан самовывоз товара. Покупатель вправе осуществить самовывоз товара за свой счет, проинформировав поставщика о таком намерении в момент подачи соответствующей заявки на поставку товара. При этом отгрузка товара покупателю производится в рабочие часы с 9-00 до 18- 00 со склада поставщика (пункты 3.4., 3.5 Договора).
Покупатель обязуется обеспечить разгрузку товара, приемку товара по количеству, внешнему виду и ассортименту в момент его фактической передачи поставщиком должным образом уполномоченными на то лицами, надлежащим образом заполнить соответствующие товаросопроводительные документы (пункт 3.7 Договора).
Приемка товара по качеству осуществляется в момент передачи товара покупателю, путем подписания товарной накладной (ТОРГ-12) или универсального передаточного документов. После принятия товара покупателем или компаний перевозчиком, привлеченной покупателем, в месте разгрузки, указанным в п.3.5 договора. Поставщик не несет ответственности по качеству товара, если покупатель не докажет, что покупатель или компания перевозчик соблюдали необходимые нормы перевозки, включая температурный режим (пункт 3.8 Договора).
В случае обнаружения представителем покупателя расхождений по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей в момент принятия товара от поставщика, представителем покупателя составляется акт об установлении несоответствия по качеству и количеству (пункт 3.9 Договора).
Обязательства поставщика по поставке товара считаются выполненными с момент передачи товара и подписания представителем покупателя товарной накладной. Право собственности на товар, включая риск его случайной гибели и случайного повреждения переходит от поставщика к покупателю в момент подписания представителем покупателя соответствующей товарно-транспортной накладной либо товарной накладной. В соответствии с требованиями действующего законодательства подпись представителя покупателя должна быть заверена печатью либо штампом покупателя (пункт 3.12 Договора).
Покупатель обязан проверить поставленный товар на предмет соответствия его условиям договора о качестве не позднее 5 дней с момента получения товара. Поверка осуществляется внутритарно путем вскрытия тары (упаковки) и отбора проб на экспертизу в соответствии с ГОСТ (пункт 3.13 Договора).
В случае, если поставляемый товар был поставлен ненадлежащего качества, то покупатель письменно уведомляет поставщика о недостатках товара в пятидневный срок и такой товар подлежит возврату в течение 14 дней. Если покупателем было не было заявлено о ненадлежащем качестве товара в течение 5 дней после приемки товара, то такой товар принимается покупателем без претензий по качеству и оплачиваться согласно п. 5.3 настоящего договора ( пункт 3.14 Договора).
В соответствии с пунктами 4.1, 4.1.1, 4.1.2 Договора товар должен соответствовать стандартам и требованиям российской национальной системы сертификации ГОСТ, техническим условиям, предусмотренным для данного вида товаров, и подтверждается декларацией соответствия. Срок действия деклараций соответствия должен быть не менее чем срок годности товара, на который он выдан. Качество гарантируется при условии соблюдения покупателем условий хранения и перевозки переданного в его распоряжение товара. В подтверждение качества товара покупателю выдается декларация соответствия (копия).
Согласно пункту 5.3 Договора товар оплачивается покупателем путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в течение 30-ти календарных дней с момент поставки товара на склад покупателя.
За нарушение условий настоящего Договора, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, возмещая потерпевшей стороне, убытки в виде прямого ущерба и не полученной прибыли. Бремя доказывания убытков лежит на потерпевшей стороне. За нарушение сроков оплаты, указанных в п. 5.3, покупатель уплачивает поставщику неустойку в размере 0,5 % от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункты 10.1, 10.5 Договора).
ООО "АМ Групп Трейд" по УПД N 1 от 05.01.2021 в адрес ООО "ИНВЕСТ ГАРАНТ" и по УПД N 5 от 11.01.2021 поставлен товар в соответствии со Спецификацией.
ООО "ИНВЕСТ ГАРАНТ" поставленный товар оплачен не был.
В соответствии с пунктами 9.1, 9.2 Договора споры, которые могут возникнуть при исполнении условий настоящего договора разрешаются в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензии 5 календарных дней.
В случае отсутствия обоснованного ответа на претензию в течение 5 календарных дней претензия считается принятой Сторонами.
ООО "АМ Групп Трейд" направило в адрес ООО "ИНВЕСТ ГАРАНТ" претензию N 40 от 08.02.2021 и претензию N 66 от 13.02.2021 на оплату задолженности в сумме 917 544 руб.
Указанные претензии были направлены ООО "ИНВЕСТ ГАРАНТ" 08.02.2021 и 20.02.2021.
В процессе реализации молока "Южное" м.д.ж. 3,2% конечными потребителями были высказаны претензии по качеству, в связи с чем в январе 2021 Товар был снят с реализации. По данному факту, в телефонном разговоре, директор ООО "AM Групп Трейд" был поставлен в известность, и было достигнуто устное соглашение о приостановке выполнения обязательств по Договору. Было достигнуто соглашение о возврате остатка Товара.
ООО "AM Групп Трейд" в дальнейшем отказалось от соглашения о признании претензий по качеству и от возврата остатка Товара.
12.03.2021 ООО "ИНВЕСТ ГАРАНТ" был заключен договор, с ООО "СоюзЭксперт", на проведение экспертизы и отбора проб/образцов для передачи в аккредитованную лабораторию на лабораторные исследования. При отборе проб, для идентификации Товара, эксперту был предъявлен сам Товар, а так же предоставлены сопроводительные и сопутствующие документы: УПД N 5 от 11.01.21, Договор, Спецификация, Декларация о соответствии от 01.12.2020.
По микробиологическим показателям в соответствии с данными Лабораторных исследований в рамках Протокола N ИЛ-844/1 от "19" марта 2021 выявлено значительное превышение допустимой нормы мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов в представленной на исследование продукции - Молоко питьевое ультрапастеризованное "Южное", м.д.ж. 3,2% (ТБА), 1 литр. Исходя из выше изложенного Эксперт пришел к выводу, что представленная на экспертизу продукция по микробиологическим показателям не соответствует ГОСТ 32901-14 Молоко и молочная продукция."
25.03.2021 ООО "АМ Групп Трейд" была отправлена Претензия, исх. N 10, о поставке товара ненадлежащего качества с требованием забрать Товар со склада ООО "ИНВЕСТ-ГАРАНТ".
В оговоренный договором срок рассмотрения претензии, 5 календарных дней, ответа от ООО "АМ Групп Трейд" не поступило.
В виду того, что ООО "АМ Групп Трейд" не прислало своего представителя, то 26.03.2021 в одностороннем порядке, был составлен Акт о выявленных недостатках товара за N 01-03/2021. 05.04.21.
ООО "АМ Групп Трейд" было отправлено Дополнение к претензии, исх. N 14 от 05.04.21, с предложением дать подтверждение о дате забора со склада ООО "ИНВЕСТГАРАНТ" оставшегося Товара.
Так же было указано, что в случае невыполнения указанного требования, в дополнение к расходам, указанным в Претензии, будут предъявлены к возмещению расходы по хранению, начиная с 00-00 часов 08.04.2021, и утилизации оставшейся партии Товара.
ООО "АМ Групп Трейд" признав свою ответственность за поставку некачественного Товара и принял обратно часть нереализованного Товара в количестве 5 184 л., на сумму 194 400,00 руб.,
ООО "ИНВЕСТ ГАРАНТ" по просьбе ООО "АМ Групп Трейд" организовал перевозку Товара со своего склада на склад нового покупателя, ООО "МОЛОЧНАЯ ИМПЕРИЯ". Товар был вывезен тремя партиями: ТТН N 00-0002741 от 09.04.2021, ТТН N00-0002742 от 09.04.2021 и ТТН N 00-0002743 от 10.04.2021.
14.04.21 ООО "АМ Групп Трейд", было отправлено Дополнение к претензии, исх. N 19 от 13.04.21, в котором говорилось о понесенных затратах ООО "ИНВЕСТ ГАРАНТ" и предлагалось учесть понесенные расходы при взаимозачетах.
Кроме того, часть Товара ООО "АМ Групп Трейд" не принял обратно и по истечению срока годности, 23.06.2021, в связи с чем ООО "ИНВЕСТ ГАРАНТ" был подписан с ООО "БАБАЙ" Договор переработки биологических отходов на корм непродуктивных животных б/н от 23.06.2021 (акт об утилизации N 5 от 23.06.2021, ветеринарная справка N 10621614980 от 15.07.2021).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в Арбитражного суда Курской области с иском.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно пункту 1 статьи 516 ГК РФ предусмотрено, что покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
В силу пункта 1 статьи 518 ГК РФ, покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
В статье 469 ГК РФ указано, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
В силу статьи 513 ГК РФ, покупатель обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота. В соответствии с пунктом 1 статьи 476 ГК РФ, продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
По правилам пункта 2 статьи 520 ГК РФ покупатель (получатель) вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров, а если такие товары оплачены, потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и доукомплектования товаров либо их замены.
Согласно пункту 2 статьи 475 ГК РФ, в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков), покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В соответствии с пунктом 1 статьи 514 ГК РФ когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика.
Как установлено между ООО "АМ Групп Трейд" (Поставщик) и ООО "ИНВЕСТ-ГАРАНТ" был заключен договор поставки, согласно которому Поставщик обязался поставить Покупателю товар в соответствии со Специализацией.
В соответствии с проведенной ООО "СоюзЭксперт" (заключение ООО N 042103-7Л от 20.03.2021) экспертизой было установлено, что продукция по микробиологическим показателям не соответствует ГОСТ 32901-14. Однако при проведении экспертизы были нарушены ГОСТ 26809.1-2014 и Правила проведения лабораторных исследований (испытаний) N 80 от 11.07.2018, утверждённые Решением Совета Евразийской экономической комиссии), регламентирующие данную процедуру.
Правила отбора проб молочной продукции регламентируется ГОСТ 26809.1-2014. Межгосударственный стандарт. Молоко и молочная продукция. Правила приемки, методы отбора и подготовка проб к анализу. Часть 1. Молоко, молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты" (введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 1977-ст) (далее - ГОСТ 26809.1-2014).
В соответствии с пунктом 2.6 ГОСТ 26809.1-2014 пробой является определенное количество продукции, отобранное для анализа.
В соответствиис пунктами 3.4, 3.4.1, 3.4.2 ГОСТ 26809.1-2014 для контроля качества молока и молочной продукции в транспортной и потребительской упаковке по органолептическим и физико-химическим показателям от каждой партии продукции отбирают выборку. Объем выборки от партии молока, сливок, молока и мороженого в транспортной упаковке составляет 5% единиц транспортной упаковки с продукцией; при наличии в партии менее 20 единиц отбирают одну.
Объем выборки от партии молока, сливок и жидких кисломолочных продуктов в потребительской упаковке составляет - до 100 - 2; от 101 до 200 - 3; от 201 до 500 - 4; от 501 и более - 5.
В соответствии со Специализацией было поставлено молоко питьевое ультрапастеризованное "Южное" м.д.ж. 3,2% ГОСТ 31450-2013, фасовка - 1 литр, цена за ед. 37,5 руб. количество - 19 872, общей стоимостью товара - 754 200 руб.
Из представленных в материалы дела экспертизы и протокола испытаний следует, что при исследовании использовался 1 л. (упаковка) молока с партии.
В соответствии с пунктом 3.10 ГОСТ 26809.1-2014 при получении неудовлетворительных результатов анализов хотя бы по одному из органолептических и физико-химических показателей по нему проводят повторный анализ удвоенного объема объединенной пробы от продукции в цистерне или выборки той же партии продукции. Результаты повторных анализов распространяются на всю партию.
Как следует из экспертного заключения N 042103-7Л от 20.03.2021, повторно анализ партий молока не проводился.
В соответствии с пунктом 128 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94 "О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)" в случае установления несоответствия образца требованиям Таможенного союза лаборатория должна сохранять контрольные пробы до истечения срока использования данной партии подконтрольного товара, но не более чем в течение 3 месяцев после извещения заинтересованных лиц о результатах лабораторных исследований.
Таким образом, проведение экспертизы при выборке товара в объеме 1 литра (упаковки) не может, а также при отсутствии контрольных проб товара, исключающие возможность порчи, замены, контаминации, нецелевой дефростации проб (образцов) и воздействия факторов, которые могли повлиять на результаты лабораторных испытаний, следовательно, проведенная экспертиза не может считаться надлежащим способом проверки.
Из материалов дела усматривается, что акт о выявленных недостатках товара бы составлен 26.03.2021, экспертное заключение ООО "Союз-Эксперт" N 042103-7Л было составлено 20.03.2021. Однако извещения о вызове представителя ООО "AM Групп Трсйд" N 8 от 24.03.2021 и N 5 от 17.03.2021 были направлены в адрес ООО "АМ Групп Трейд" только 25.03.2021 (идентификационный номер 14308856001442) и доставлены в отделение связи ООО "АМ Групп Трейд" 29.03.2021.
С учетом отправления уведомления 25.03.2021 ООО "АМ Групп Трейд" не имел возможности присутствовать 12.03.2021 на процедуре отбора проб спорной продукции и при составления акта о выявленных недостатках товара.
Кроме того, телеграмма о вызове на 19.03.2021 представителя ООО "АМ Групп Трейд" - не заверена отделением связи и нет подтверждения ее вручения, что не может рассматриваться как доказательство надлежащего уведомления истца по первоначальному иску.
Таким образом, ООО "АМ Групп Трейд" не имело возможности присутствовать на процедуре отбора проб для проведения экспертизы, что является нарушением его прав и законных интересов, поскольку был лишен возможности идентификации пробы молока отобранной именно из спорной партии.
ООО "АМ Групп Трейд" после получения протоколов лабораторных исследований ООО "Инвест Гарант" в адрес ООО "АМ Групп Трейд" была направлена претензия от 25.03.2021 г. N 10 в связи с поставкой товара ненадлежащего качества и предложением забрать со склада ООО "Инвест Гарант" спорную продукцию.
09.04.2021 на сумму 194 400 руб. ООО "АМ Групп Трейд" был оприходован возврат части спорной продукции в объеме 5 184 литра. Согласно Заявкам на перевозку груза N 20 и 21 от 09.04.2021 и N 22 от 10.04.2021.
Товарной накладной N 25 от 09.04.2021 фактическая поставка (транспортировка) данной продукции производилась непосредственно от ООО "Инвест Гарант" в адрес нового покупателя - ООО "Молочная империя".
После вышеуказанного частичного возврата спорной продукции и реализации его новому покупателю ООО "Инвест Гарант" произвел уплату ООО "АМ Групп Трейд" оставшейся суммы задолженности 179 500 руб. (платежное поручение N 190 от 14.04.2021).
Оставшаяся спорная сумма 14 900 руб. была удержана ООО "Инвест Гарант", в счет компенсации своих затрат на транспортные расходы (6000 руб.) на поставку части спорной продукции в адрес ООО "Молочная империя" и расходов на проведение лабораторных испытаний (8900 руб.).
ООО "АМ Групп Трейд" было подтверждено, что по состоянию 14.04.2021 у ООО "ИНВЕСТ ГАРАНТ" отсутствовали разногласия с ООО "АМ Групп Трейд".
Федеральный закон от 13.07.2015 N 243-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были введены положения о создании электронных ВСД (ветеринарных сопроводительных документов) с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии.
Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям представлена информация, что движение спорной продукций (молока), отслеживается данной контролирующей службой в информационной системе "Меркурий" во исполнение вышеуказанных нормативно-правовых актов.
Согласно п.6 Ветеринарных Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (утв. Приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года N 589):
ВСД оформляются и (или) выдаются в течение 1 рабочего дня при отсутствии необходимости проведения лабораторных исследований, осмотра, ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров, а при наличии необходимости в их проведении - в течение 1 рабочего дня после получения результатов лабораторных исследований от лабораторий (испытательных центров), осмотра, ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров уполномоченным на оформление ВСД лицом.
Лицо, принявшее решение о направлении подконтрольного товара на лабораторные исследования, осмотр, ветеринарно-санитарную экспертизу, обязано по требованию лица, обратившегося за оформлением ВСД, представить письменное обоснование принятого решения в течение суток.
В разделе АИС "Меркурий" "Подсистема Государственной ветеринарной экспертизы (Меркурий.ГВЭ)" реализована возможность специалистами госветслужбы составлять электронные акты отбора проб от продукции, информация о которой находится в складском журнале предприятия. Для составления электронного акта отбора необходимо на странице "Просмотр сведений о продукции входного журнала" напротив информации о производителе нажать ссылку "Отобрать пробу". После чего открывается страница "Добавление акта отбора проб".
Продукция "Молоко питьевое ультрапастеризованное м.д.ж. 3,2 % ТМ "Южное" поступившая от ООО "АМ Групп Трейд" 11.01.2021 была передана ООО "ИНВЕСТ ГАРАНТ" в адрес ИП Тарасова Е.А. 13.01.2021.
От ИП Тарасова Е.А. указанная продукция была направлена в адреса соцучреждений Московской области по эВСД 9443551542 от 15.04.2021; 9535482311 от 22.04.2021;9180091677 от 25.03.2021; 9065029244 от 16.03.2021; 9090495998 от 18.03.2021; 180152290 от 25.03.2021; 8443537709 от 26.01.2021; 9149567018 от 23.03.2021; 8459468570 от 27.01.2021; 8914338624 от 04.03.2021; 9504593518 от 20.04.2021; 9089567966 от 18.03.2021; 9236300752 от 30.03.2021; 8285550875 от 13.01.2021; 8286364024 от 13.01.2021;8286573850 от 13.01.2021; 9065192307 от 16.03.2021;9504429148 от 20.04.2021; 9370051881 от 09.04.2021; 9065228502 от 16.03.2021; 9065387745 от 16.03.2021; 9369926671 от 09.04.2021; 9413142937 от 13.04.2021; 9065356939 от 16.03.2021; 9376660713 от 10.04.2021; 9002501672 от 11.03.2021; 10483263125 от 05.07.2021 (аннулирован); 8443661302 от 26.01.2021; 8977764017 от 09.03.2021; 9148885095 от 23.03.2021; 9238761883 от 30.03.2021; 8884638384 от 02.03.2021; 9236199052 от 30.03.2021;8764852341 от 20.02.2021; 9149321686 от 23.03.2021; 9413421356 от 13.04.2021.
Поставка продукции от 23,25,30 марта, 09,10,13,15,20, 22 апреля 2021 от ИП Тарасова Е. А. имела место после получения ООО "Инвест Гарант" вышеуказанных протоколов лабораторных исследований и заключения экспертизы, свидетельствующих о повышенном содержании микроорганизмов в реализуемом им молоке.
ООО "Инвест Гарант" после отказа в принятии товара ООО "АМ Групп Трейд" оставшейся части продукции, направило молоко на переработку ООО "БАБАЙ" (договор переработки биологических отходов на корм непродуктивных животных б/н от 23.06.2021).
Также, в материалы дела были приобщены дополнительные доказательства - протоколы лабораторных испытаний от 01.12.2020, от 16.12.2020, представленные ООО "Кагальницкий молочный завод" (производитель молока), в соответствии с которыми спорная продукция соответствует требованиям ГОСТа.
Согласно ветеринарной справке N 10621614980 от 15.07.2021, выданной ООО "ИНВЕСТ ГАРАНТ" при отгрузке продукции в адрес ООО "Бабай" лабораторные исследования продукции не производились.
Передвижение спорной продукции производилось между ИП Тарасовым Е. А. и ООО "Инвест Гарант" 23.07.2021, то есть после истечения срока годности.
Факт отгрузки товара ООО "АМ Групп Трейд" в адрес ООО "ИНВЕСТ ГАРАНТ" на указанную спорную сумму подтвержден материалами дела. Оплата полученного товара ООО "ИНВЕСТ ГАРАНТ" в полном объеме произведена не была
Поскольку поставка некачественной продукции ООО АМ Групп Трейд" в адрес ООО "ИНВЕСТ ГАРАНТ" в спорном объеме не подтверждается достаточными и достоверными доказательствами, требования ООО "АМ Групп Трейд" о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТ ГАРАНТ" 124675 руб. 42 коп., в том числе 14900 руб. задолженности по оплате поставленного товара и 109775 руб. 42 коп. неустойки за просрочку оплаты, а также 17904 руб. 00 коп. расходов по оплате госпошлины обоснованно удовлетворены судом первой инстанции..
Соответственно, для удовлетворения встречных требований оснований не имелось.
Таким образом, решение суда является верным.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы в соответствии с положениями ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 14.10.2022 по делу N А35-1533/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-1533/2021
Истец: ООО "АМ Групп Трейд"
Ответчик: ООО "Инвест Гарант"
Третье лицо: ООО Центр сертификации экологического мониторинга агрохимической службы "Московский, ООО Центр сертификации экологического мониторинга экологической службы "Московский" Испытательная лаборатория, Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд