г. Москва |
|
28 апреля 2023 г. |
Дело N А40-54037/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Гармаева Б.П.,
Судей: Левиной Т.Ю., Расторгуева Е.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2022 по делу N А40-54037/22 по иску АО "ФПК" к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, третьи лица: 1) Росжелдор, 2) Минпросвещения России о взыскании 854 630 553 руб. 30 коп. убытков в виде невозмещенных потерь в доходах от перевозки обучающихся,
при участии в судебном заседании:
от истца: Лавров А.С. по доверенности от 15.12.2022, Волкова Е.А. по доверенности от 15.12.2022,
от ответчика: Ткаченко Н.Г. по доверенности от 25.01.2022,
от третьего лица 1: Прошкина И.В. по доверенности от 29.12.2022,
от третьего лица 2: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПК" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерству финансов Российской Федерации (далее - Ответчик) о взыскании убытков в размере 854 630 553 руб. 30 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель третьего лица Росжелдор выступил по доводам апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица Минпросвещения России в судебное заседание не явился, дело рассматривалось в его отсутствие в порядке ст. 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела следует, что истец является перевозчиком пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении.
В 2019 году на основании публичного договора перевозки Истец осуществлял перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет с предоставлением льготы по оплате проезда в размере 50% от установленного тарифа. При этом потери в доходах Истца в связи с предоставлением скидки составили 2 367 461 453,30 руб., государством Истцу были возмещены потери в доходах на общую сумму 1 512 830 900 руб., невозмещенные потери в доходах составили 854 630 553,30 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ, согласно которым лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
То есть для взыскания убытков лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующее закону или иному правовому акту акта государственного органа или орган местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальные образованием.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования истца в полном объеме.
При этом, как верно установил суд первой инстанции, льготный проезд предоставлялся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1172 "О предоставлении субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах поездов дальнего следования" (в редакции, действовавшей в 2019 году), которым были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования всех категорий (далее - Правила предоставления субсидий).
Факты реализации билетов со скидкой в размере 50 %, а также размер потерь в доходах Истца подтверждаются представленными в материалы дела реестрами проездных документов по оказанным услугам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах, копиями проездных документов, принятыми Росжелдором отчетами о потерях в доходах АО "ФПК".
Истцом в материалы дела были представлены копии реестров проездных документов, выгруженных из Автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками "Экспресс-3" (единая межгосударственная система резервирования мест, продажи билетов и управления пассажирскими перевозками). Использование указанной системы для оформления проездных документов в поезда дальнего следования предусмотрено приказом Минтранса России от 05.08.2008 N 120 "Об утверждении форм перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, используемых при оказании услуг населению железнодорожным транспортом".
Кроме того, Истцом в материалы дела были представлены копии проездных документов, в тексте которых имеются сведения о пассажире (в том числе, дата рождения), документе, удостоверяющем личность, код льготы "ШК/20", дата отправления и прибытия поезда, указание "СПРАВКА ОБЯЗАТЕЛЬНА". Также представлены доказательства информирования пассажиров об обязательности предъявления для совершения поездки справки обучающегося общеобразовательных учреждений, а также документы, подтверждающие факты отказа в перевозке лиц, у которых указанная справка отсутствует
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам, и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск в полном объеме.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Поскольку льгота по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах поездов дальнего следования была установлена нормативным актом федерального уровня, и финансирование расходов на компенсацию потерь в доходах организации железнодорожного транспорта относится к расходным обязательствам Российской Федерации, потери в доходах АО "ФПК" от перевозки обучающихся с предоставлением гражданам нормативно установленной льготы являются по правовой природе убытками и не возмещены государством в полном объеме, исковые требования о взыскании невозмещенных потерь в доходах от перевозки обучающихся с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в размере 854 630 553,30 руб. за 2019 год являются законными и обоснованными.
Надлежащим ответчиком по настоящему делу является Российская Федерация в лице Минфина России - финансового органа и главного распорядителя бюджетных средств Российской Федерации, поскольку льгота по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах поездов дальнего следования была установлена нормативным актом федерального уровня, и финансирование расходов на компенсацию потерь в доходах организации железнодорожного транспорта относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации. Согласно ст. 1071 ГК РФ от имени казны, по общему правилу, выступают соответствующие финансовые органы. В настоящем деле таким органом является Минфин России.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ N 23 ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
В случае наличия споров по поводу того, какой государственный орган является главным распорядителем бюджетных средств, суд наделен правом привлечь финансовый орган публично-правового образования в качестве представителя публично-правового образования - данное правило было предусмотрено в Постановлении Пленума ВАС РФ N 23 и повторно закреплено в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее -Постановление Пленума ВС РФ N 13).
Согласно п. 4 Постановления Правительства 30.12.2009 N 1172 Федеральное агентство железнодорожного транспорта является не главным распорядителем бюджетных средств, а "получателем средств федерального бюджета" на цели предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, о взыскании которых заявлен иск АО "ФПК". Полномочия получателя бюджетных средств закреплены ст. 162 БК РФ и не включают возможности выступать в качестве ответчика в судебных спорах от имени публично-правового образования.
Надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров согласно ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ, ст. 158 БК РФ является Российская Федерация в лице Минфина России, взыскание необходимо производить за счет казны Российской Федерации, Росжелдор является ненадлежащим ответчиком по делу.
Факт предоставления льгот пассажирам, а также размер невозмещенных потерь в доходах АО "ФПК" подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: принятыми без замечаний Росжелдором отчетами о потерях в доходах АО "ФПК", реестрами проездных документов по оказанным услугам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах, копиями проездных документов, платежными поручениями о возмещении потерь в доходах истца не в полном объеме, актом сверки, подписанным Росжелдором с единственной оговоркой "акт составлен с учетом суммы соглашения на 2019 год".
Необходимо отметить, что сами по себе принятые Росжелдором без замечаний отчеты АО "ФПК" о потерях в доходах являются достаточным доказательством факта и размера убытков от льготной перевозки обучающихся.
Льгота на перевозку обучающихся старше 10 лет поездами дальнего следования и порядок возмещения потерь в доходах транспортных организаций в 2019 году установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1172 в редакции от 14.07.2018.
В соответствии с пунктами 5, 6, 6(1), 7 9, 10 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1172 (в редакции от 14.07.2018, действовавшей в 2019 году) и пунктами 3.1.2, 3.3, 3.4, 4.1.2,4.1.4,4.1.6,4.1.7, 4.2.2,4.2.3 Соглашения от 31.01.2019 109-11-2019-005 (далее - Соглашение) на Росжелдор были возложены обязанности по оперативной, постоянной и полной проверке предоставляемых АО "ФПК" сведений о потерях в доходах, а также широкий перечень полномочий для осуществления соответствующего контроля расходования средств и достоверности предоставляемой в Росжелдор информации, включая возможность запрашивать у АО "ФПК" дополнительные документы и информацию, вплоть до приостановления или отказа в перечислении денежных средств перевозчику. Денежные средства перечисляются АО "ФПК" в возмещение потерь в доходах исключительно в случае подтверждения правильности, достоверности, полноты отчетов о потерях в доходах Росжелдором, а в случае выявления неточностей, в том числе ошибок в расчетах, или представления отчета с нарушением установленных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1172 требований, отчеты о потерях в доходах возвращаются перевозчику.
Согласно пп. 3, 5, 6 п. 1 ст. 162 БК РФ к полномочиям получателя бюджетных средств, которым в силу п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1172 является Росжелдор, отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, ведение бюджетного учета, формирование и представление бюджетной отчетности.
В полном соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1172 и Соглашением отчеты о потерях в доходах направлялись в Росжелдор по окончании каждого промежуточного отчетного периода, подтверждение имеется в деле.
Всего за 2019 год АО "ФПК" в Росжелдор были представлены отчеты о потерях в доходах на общую сумму 2 367 461 453,30 руб. Отчеты были проверены и приняты данным уполномоченным государственным органом без замечаний.
Согласно дополнениям к отзыву Росжелдора от 26.08.2022 по настоящему делу "неточности, ошибки в расчетах, а также нарушения требований Правил в отчетах, предоставленных АО "ФПК" в 2019 году в рамках соглашения, не выявлены. Федеральным агентством железнодорожного транспорта отчеты на доработку в адрес АО "ФПК" не направлялись.
Следовательно, принятые без замечаний Росжелдором отчеты о потерях в доходах АО "ФПК" сами по себе являются надлежащим и достаточным доказательством факта несения убытков от осуществления льготной перевозки и их размера.
Факт того, что все перевезенные по представленным в материалы дела проездным документам являются гражданами льготной категории, доказан.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1172 под обучающимися и воспитанниками общеобразовательных учреждений старше 10 лет (в отношении которых предоставляется льгота) понимаются: обучающиеся и воспитанники общеобразовательных учреждений старше 10 лет, осваивающие основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по очной форме обучения в образовательных учреждениях, реализующих указанные образовательные программы на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - школьники).
Формы проездных документов утверждены приказом Минтранса России от 05.08.2008 N 120 "Об утверждении форм перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, используемых при оказании услуг населению железнодорожным транспортом".
Как пояснил истец, каждый проездной документ оформляется по единой форме, утвержденной приказом Минтранса от 05.08.2008 N 120, является проездным документом АСУ "Экспресс", содержит указание на льготную перевозку (код льготы ШК/20) и исчерпывающие сведения об осуществивших проезд гражданах: ФИО школьника, дату рождения, номер и тип удостоверяющего личность документа, дату отправления и прибытия поезда. Все представленные в дело проездные документы, учтенные при расчете исковых требований, содержат отметку ШК/20, стоимость проезда по ним рассчитана с применением 50% скидки, соответственно по данным проездным документам АО "ФПК" понесло потери в доходах.
На основании данных проездных документов в системе АСУ "Экспресс" автоматически формируются реестры проездных документов, а также отчеты о потерях в доходах АО "ФПК", которые ежемесячно направляются перевозчиком в Росжелдор для получения субсидии в соответствии с соглашением и проверяются уполномоченным государственным органом.
АО "ФПК" удостоверяет факт того, что по льготным билетам осуществляют проезд граждане льготной категории, проверяя справку из образовательного учреждения при посадке в поезд.
Как пояснил истец, оформление проездных документов в АСУ "Экспресс" осуществляется в соответствии с Инструкцией работы билетных кассиров и операторов на билетно-кассовой аппаратуре (терминалах) системы "Экспресс-3" N 02.60.5840-93ти, неотъемлемой частью которой является инструкция N 02.60.5840-89ТИ, утвержденная МПС России (далее - Инструкция), выдержка прилагается. Инструкция является единой для оформления проездных документов не только АО "ФПК", но и иных перевозчиков.
Вопреки доводам Минфина России законодательством не установлено ни право перевозчика изымать у школьника справку, подтверждающую факт обучения в общеобразовательной организации, ни обязанность перевозчика изымать и хранить такую справку.
Статья 82 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав): "По договорам перевозок перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде (за исключением поездов пригородного сообщения, в которых не предусмотрено предоставление пассажиру отдельного места), их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа - его провоз, а отправители грузобагажа - провоз грузобагажа.
Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа - багажными квитанциями, сдача отправителями грузобагажа - грузобагажными квитанциями.
Порядок исчисления размера платы за проезд пассажиров, перевозку багажа, грузобагажа и взимания с пассажиров и отправителей такой платы определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо при наличии свободного места в поезде оформляет проездной документ (билет) до указанного пассажиром пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения.
Пассажир обязан сохранять проездной документ (билет) в течение всего времени следования поезда, а при наличии в пункте отправления, в том числе на железнодорожной станции отправления, и (или) в пункте назначения, в том числе на железнодорожной станции назначения, пунктов контроля проездных документов (билетов) (далее - пункт контроля) от момента входа через пункты контроля в пункте отправления, в том числе на железнодорожной станции отправления, до момента выхода через пункты контроля в пункте назначения, в том числе на железнодорожной станции назначения.
Пассажир, имеющий право на бесплатный или льготный проезд, также обязан иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных перевозчиком лиц документы, подтверждающие данное право.
Перевозчик обеспечивает контроль наличия и действительности проездных документов (билетов) при посадке в вагон, в пути следования и (или) в пунктах контроля.
Физическое лицо, не предъявившее уполномоченному перевозчиком лицу при проверке наличия и действительности проездных документов (билетов) в поезде или при выходе через пункт контроля действительного проездного документа (билета) либо документов, подтверждающих право на бесплатный или льготный проезд, является безбилетным. Безбилетное физическое лицо обязано приобрести проездной документ (билет) с внесением платы за проезд, а также платы за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом".
То есть федеральным законодателем указано, что перевозчик обязан обеспечить контроль наличия и действительности проездных документов (билетов), такой контроль осуществляется уполномоченными работниками перевозчика при посадке в вагон, в пути следования и (или) в пунктах контроля (ч. 7, 8 ст. 82 Устава). Аналогичная норма закреплена пунктом 48 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473.
Действующий порядок предоставления льгот детям и возмещения потерь в доходах АО "ФПК" полностью соблюден. Обратное не доказано.
Ответчик не представил в материалы дела доказательства, освобождающие от возмещения спорных денежных средств, контррасчет требований материалы дела также не содержат, размер требований документально не опровергнут.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, более того были предметом рассмотрения и обоснованно отклонены. Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2022 по делу N А40-54037/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.П. Гармаев |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54037/2022
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, АСГМ