г. Пермь |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А60-69136/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Григорьевой Н.П.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон апелляционную жалобу ответчика, садоводческого некоммерческого товарищества "Зенит",
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 06 марта 2023 года,
принятое в порядке упрощенного производства
по делу N А60-69136/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (ОГРН 1137232022938, ИНН 7204189710)
к садоводческому некоммерческому товариществу "Зенит" (ОГРН 1026602091746, ИНН 6648021410)
о взыскании задолженности, неустойки по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (далее - истец, ООО "Компания "Рифей") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу "Зенит" (далее - ответчик, СНТ "Зенит") о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) N РФ03КО0102000236 от 01.06.2021 за период июнь - декабрь 2021 года, январь - май 2022 года в размере 24 926 руб. 90 коп., пени за период с 13.07.2021 по 30.10.2022 в сумме 2 240 руб. 69 коп., с продолжением начисления по день фактического исполнения обязательства.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 АПК РФ.
Мотивированным решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.03.2023 (резолютивная часть решения принята 22.02.2023) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
Заявитель жалобы указывает, что СНТ "Зенит" проект договора N РФ03КО0102000236 от 01.06.2021 не подписан и возвращен в адрес ООО "Компания "Рифей" с приложением в редакции ответчика с предложением на бестарный метод сбора ТКО, поскольку указанные истцом в приложении к договору адреса находятся более чем в 5 км от СНТ "Зенит". Считает, что судом принято противоречивое немотивированное решение. Суд установил, что расстояние организованного контейнерного оборудования до жилого дома в городе или в деревне, должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров, при этом необоснованно указывает, что потребитель может пользоваться и иными контейнерными площадками, установленными органами местного самоуправления, в близлежащем радиусе (более 5 км), и, что не имеет значения, в какой контейнер складировал свои ТКО ответчик при отсутствии собственной контейнерной площадки. Кроме того, истец произвел корректировку счетов-фактур за спорный период, тем самым подтвердил факт неоказания услуг вывозу ТКО по договору N РФ 03КО0102000236 от 01.06.2021, что подтверждается актом сверки N00001646800 взаимных расчетов за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 и корректировочными счетами-фактурами за январь, февраль, март, апрель, май 2022 года. По мнению апеллянта, задолженность в размере 24 926 руб. 90 коп. у ответчика отсутствует. Также указано, что в спорном периоде с июня 2021 по май 2022 года услуги истцом фактически не оказывались. Считает, что суд необоснованно отклонил довод ответчика о возможности применения бестарного сбора ТКО, поскольку с 01.03.2023 законодателем предусмотрена возможность сбора и удаления ТКО (КТО) бестарным методом по установленному региональные оператором графику, при этом ранее Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 также позволяло осуществлять складирование твердых коммунальных отходов потребителями, в том числе в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Более того, СНТ "Зенит", являясь садоводческим некоммерческим товариществом, ведет сезонную деятельность в период с мая месяца по сентябрь месяц, что должно быть учтено при определении размера задолженности. Просит решение изменить, принять по делу новый судебный акт. Обязать ООО "Компании "РИФЕЙ" заключить с СНТ "Зенит" договор на оказание услуг по обращению с ТКО с условием организации сбора и вывоза ТКО бестарным способом (без накопления ТКО (КТО) на контейнерных площадках) по установленному региональным оператором графику на территории СНТ "Зенит" (с мая по сентябрь), с вступлением в силу с момента его подписания сторонами; признать отсутствие задолженности за спорный период в размере 24 926 руб. 90 коп.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он отклонил приведенные в жалобе доводы, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судом апелляционной инстанции отказано в приобщении к материалам дела приложенных к апелляционной жалобе дополнительных доказательств, поскольку в силу ч. 2 ст. 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются. Обоснование невозможности представить указанные доказательства при рассмотрении дела в суде первой инстанции по независящим от ответчика причинам не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст.266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истец в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Северной зоне (АПО-1) Свердловской области от 18.05.2018, заключенным с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) в зоне деятельности: Северное административно-производственное объединение (АПО-1) Свердловской области (Гаринский городской округ, Горноуральский городской округ, Городской округ Верхняя Тура, Городской округ Верхотурский, Городской округ "город Лесной", Городской округ город Нижний Тагил, Городской округ ЗАТО Свободный, Городской округ Карпинск, Городской округ Краснотурьинск, Городской округ Красноуральск, Городской округ Нижняя Салда, Городской округ Пелым, Верхнесалдинский городской округ, Волчанский городской округ, Ивдельский городской округ, Качканарский городской округ, Кушвинский городской округ, Невьянский городской округ, Нижнетуринский городской округ, Новолялинский городской округ, Сосьвинский городской округ, Североуральский городской округ, Серовский городской округ).
Между ООО "Компания "Рифей" (региональный оператор) и СНТ "Зенит" (потребитель) заключен договор N РФ03КО0102000236 от 01.06.2021 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор), договор ответчиком не подписан.
Истец указал, что во исполнение договорных обязательств в период июнь - декабрь 2021 года, январь - май 2022 года оказал услуги по обращению с ТКО. Между тем ответчик оплату в полном объеме не произвел, размер долга составил 24 926 руб. 90 коп.
Наличие задолженности по оплате оказанных услуг послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался ст. 309, 310, 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ), и пришел к выводу, что истцом оказаны услуги по обращению с ТКО за период июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель, май 2022 года. Поскольку доказательств оплаты оказанных услуг в материалы дела не представлено, в пользу истца взыскана задолженность в размере 24 926 руб. 90 коп., пени в сумме 2240 руб. 69 коп., за период с 13.07.2021 по 30.10.2022, с продолжением начисления пеней в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от суммы долга (24 926 руб. 90 коп.), начиная с 31.10.2022 по день фактической оплаты суммы долга.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) принятого судебного акта.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п. 1 ст. 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Как установлено судом первой инстанции, факт оказания истцом услуги по обращению с ТКО в период июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель, май 2022 года подтвержден имеющимися в деле доказательствами.
Довод жалобы о том, что СНТ "Зенит" проект договора N РФ03КО0102000236 от 01.06.2021 не подписан, отклоняется на основании следующего.
В соответствии с п.8 ст.23 Федерального закона N 458 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Законом установлены правила отбора региональных операторов, зоны деятельности которых охватывают всю территорию субъекта Российской Федерации и не пересекаются, на собственников ТКО возложена обязанность заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО (п.4, 9 ст. 24.6, п.4 ст.24.7 Закона N 89-ФЗ, Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881, Правила N 1156).
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
На основании п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу п. 1 ст.24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 24.6, ч. 4. ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, п.п. 4, 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N1156, исключительно региональный оператор вправе осуществлять обращение ТКО в соответствующей зоне деятельности, в настоящем случае - ответчик в зоне деятельности АПО-1 Свердловской области.
Согласно п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановление Правительства от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждает Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с ТКО), которые регламентируют порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также утверждает форму типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - типовой договор).
Исходя из указанного, истец и ответчик, как стороны правоотношения по обращению с отходами, при заключении договора должны руководствоваться вышеуказанными Правилами обращения с ТКО, формой типового договора, утвержденными Постановлением правительства N 1156 от 12.11.2016, соответствующим положениям Федерального закона N 89 "Об отходах производства и потребления", а также положениям Гражданского кодекса.
Согласно п. 8 (4) Правил обращения с ТКО основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании п. 8 (12) Правил обращения с ТКО в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Согласно абз. 2 п. 8 (17) Правил обращения с ТКО региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
В силу абз. 4 п.8(17) Правил обращения с ТКО в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п. 8(18) Правил обращения с ТКО до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством, и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Правилами N 1156.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Таким образом, поскольку потребитель своевременно не обратился за заключением договора на оказание услуг по обращению с ТКО в 2021 году, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что между сторонами был заключен типовой договор N РФ03КО0102000236.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, п.п. 5 и 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 12,11.2016 N 1156.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ). При этом под объектом размещения отходов законодатель понимает специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абз. 9 ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника твердых коммунальных отходов только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие отходы.
На основании изложенного, собственники твердых коммунальных отходов лишены возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, последние в силу общего правила должны их утилизировать не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Таким образом, между сторонами в спорный период действовали условия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником/владельцем нежилого помещения/объекта N РФ03КО0102000236 от 01.06.2021, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 1 договора).
В соответствии с п. 2 договора, объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.04.2021 (п. 4 договора).
Согласно приложению N 1 договора, собственное наименование объекта/категория объекта: садово-огородное товарищество/садоводческие кооперативы, садово-огородное товарищество; адрес объекта: 622000, Свердловская обл, Нижний Тагил г, 267 квартал Уральского; способ расчета объема: по нормативу; единица расчета норматива: участники (члены); количество расчетных единиц: 28; норматив ТКО на одну единицу, в год: 143,05 кг, 1,200 м3, 119,21 кг/м3; масса, принимаемых ТКО в год: 2336,516 кг; объем принимаемых ТКО в год: 19,600 м3; место (площадка) накопления ТКО/КГО: КП: Свердловская область, г. Нижний Тагил, Серебрянский тракт, д. 112; тип контейнерной площадки: общедоступная; периодичность вывоза ТКО: согласно СанПин.
В соответствии с дополнительным соглашением N 001 от 11.05.2022 адрес места накопления ТКО установлен: Свердловская область, г. Нижний Тагил, Серебрянский тракт, д. 38а.
Ответчик является собственником ТКО, которые были образованы на объектах образования ТКО (указаны в Приложении N 1 к договору), находящихся в границах зоны деятельности ООО "Компания "Рифей" как регионального оператора. Таким образом, исключительно ООО "Компания "Рифей" или привлеченные им на основании п. 23 Правил обращения с ТКО операторы по транспортированию ТКО могли и имели право оказывать услуги по транспортированию (вывозу) ТКО в отношении потребителя.
ООО "Компания "Рифей" надлежащим образом исполнило свои обязанности по договору в виде приемки ТКО и обеспечения их транспортирования, обработки, обезвреживания, захоронения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Факт оказания услуг потребителю подтверждается выставлением счетов-фактур, направлением актов оказанных услуг.
Сбор и накопление твердых коммунальных отходов допускается только в установленных местах накопления ТКО.
В силу ч. 1 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пункт 1 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ устанавливает обязанность всех потребителей услуги регионального оператора складировать твердые коммунальные отходы только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом территориальных схем размещения, разработанных органами местного самоуправления, а именно во внесенные в Реестр контейнерные площадки, с которых вывоз ТКО осуществляется в соответствии с требованиями законодательства.
В компетенцию органов местного самоуправления входит определение схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе по заявкам потребителей и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в свою же очередь, устанавливают требования к контейнерным площадкам, организуемым заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров), в том числе п. 4 названного СанПиНа устанавливает расстояние организованного контейнерного оборудования, которое должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. А также, согласно п. 5 названного СанПиНа, выбор места размещения контейнерной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
Поскольку ответчик заявку на заключение договора не направил в адрес истца, уклонился от получения договора, в обязанность последнего входит осуществлять накопление ТКО на ближайшие контейнерные площадки, а именно на ближайшую общедоступную контейнерную площадку, без доступа ограниченного круга лиц, которая обслуживается Региональным оператором в соответствии с правилами и нормам СанПиН 2.1.7.3550-19.
Ответчик как собственник ТКО, являясь потребителем указанной услуги, может пользоваться и иными контейнерными площадками, установленными органами местного самоуправления, в близлежащем радиусе. Это означает, что в любом случае, транспортировку ТКО Ответчика осуществляет Региональный оператор, что предполагает оказание соответствующих услуг истцу.
Невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для уменьшения размера либо освобождения от оплаты вовсе.
Таким образом, региональный оператор не может нести ответственность за отсутствие контейнерных площадок (мест накопления ТКО) на объекте ответчика, поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких площадок.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции верно указал, что в данном случае, не имеет значения, в какой контейнер складировал свои ТКО ответчик при отсутствии собственной контейнерной площадки, поскольку указанное обстоятельство не влияет как на факт оказания услуги, на размер стоимости оказанных услуг, а также не является основанием для освобождения от оплаты за оказанные услуги.
Довод жалобы относительно недоказанности факта оказания услуг истцом и о невыполнении своей обязанности по вывозу ТКО, отклоняется.
В разделе 5 договора предусмотрен порядок фиксации нарушений по договору.
В случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Вместе с тем, акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору в адрес регионального оператора не направлялся, иного в материалы дела не представлено.
Ссылка апеллянта на отсутствие возможности для составления акта отклоняется, поскольку доказательство тому не представлено.
Потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором, в связи с чем на ответчика возложена обязанность по оплате услуг регионального оператора.
Сам по себе факт финансовой невозможности переоформления земли общего пользования в садоводческих товариществах в долевую собственность садоводом не освобождает ответчика от обязанности оплаты задолженности.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доказательств того, что у ответчика образовалась несанкционированная свалка не представлено, что также свидетельствует о том, что ТКО ответчика утилизированы посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
В соответствии с п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил коммерческого учета.
На основании п. 5 Правил коммерческого учета коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации установлено только два способа коммерческого учета ТКО.
В отношениях с потребителем применяется способ коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Согласно ст. 2 Закона N 89-ФЗ Норматив накопления ТКО - это среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени, не зависящее от фактического объема, складируемого ТКО в местах (площадках) накопления, установленное органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в предусмотренном Правительством РФ порядке, в отношении различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО.
Постановлениями РЭК Свердловской области от 30.08.2017 N 77-ПК и N 78-ПК утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов исходя из категории объекта образования ТКО с установлением соответствующих расчетных единиц.
Таким образом, подлежит использованию следующая формула расчета платы за услугу по обращению с ТКО: P = V * N * T, где: V - объем услуги (количество расчетных единиц), N - применяемый норматив накопления исходя из категории объекта образования ТКО, T - действующий единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Поскольку объект ответчика в спорный период не располагал оборудованной собственной контейнерной площадкой с доступом ограниченного круга лиц, вывод суда первой инстанции о том, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным способом исходя из нормативов накопления, является правильным.
В виду отсутствия заявки от ответчика на заключение договора, региональный оператор самостоятельно установил категория объекта - Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества. Расчетной единицей, в отношении норматива "Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества", является 1 участок (член), количество расчетных единиц составляет 28. Расчет объема и стоимости оказанных услуг истец произвел с применением норматива 1,200 куб.м.
Довод жалобы о том, что суд необоснованно отклонил довод ответчика о возможности применения бестарного сбора ТКО, отклоняется. Суд первой инстанции правомерно указал на то, что в отсутствие подписанного сторонами в двустороннем порядке договора и при неурегулировании разногласий по договору договор между сторонами является заключенным на условиях типового договора, которым не предусмотрена возможность применения бестарного способа сбора ТКО.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о необходимости определения размера оплаты за услуги по обращению с ТКО с учетом сезонности его деятельности.
Согласно п. 1 Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных Постановлением Правительства от 04.04.2016 N 269 настоящие Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее соответственно - нормативы, отходы), включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
В соответствии с п. 6 Правил определения нормативов накопления ТКО определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
На основании п. 11 Правил определения нормативов накопления ТКО замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Пунктом 20 Правил определения нормативов накопления ТКО установлено, что годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год (Vг), определяется по формуле: Vг = Vдельта х 365
Нормативы накопления ТКО, утвержденные Постановлением РЭК Свердловской области 30.08.2017 N 77-ПК, в п.9 предусматривают нормативы для садоводческих кооперативов и садово-огородных товариществ в месяц - 0,1 куб.м. и в год - 1,2 куб.м. на одного участника (члена) товарищества.
Таким образом, норматив, утвержденный для ответчика, учитывает сезонность его деятельности, в связи с чем доводы жалобы в данной части отклоняются.
Представленный истцом расчет задолженности судом первой инстанции проверен, признан арифметически верным, произведенным исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, а также тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО. Ответчиком расчет не оспорен.
При этом суд первой инстанции верно указал, что отсутствие подписанных сторонами актов оказанных услуг само по себе, не может служить основанием для освобождения ответчика от оплаты фактически оказанных ему услуг, поскольку ответчик в силу ст. 65 АПК РФ не представил доказательств неисполнения истцом договорных обязательств в спорный период.
Доводы ответчика о произведенном истцом перерасчете за спорный период, отсутствии задолженности по оплате услуг в заявленный истцом период со ссылкой на акты сверки, представленные с апелляционной жалобой, отклоняются, как основанные на доказательствах, в приобщении которых в суде апелляционной инстанции отказано на основании ч. 2 ст. 272.1 АПК РФ, при отсутствии обоснования ответчика невозможности их представления при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Поскольку доказательств оплаты задолженности в полном объеме ответчиком не представлено, исковые требования удовлетворены судом первой инстанции законно и обоснованно на основании ст. 329, 330, 779, 781 ГК РФ.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся лишь к несогласию ответчика с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, мотивированное решение арбитражного суда от 14.02.2023 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В просительной части апелляционной жалобы ответчика содержатся требования об обязании ООО "Компании "РИФЕЙ" заключить с СНТ "Зенит" договор на оказание услуг по обращению с ТКО с условием организации сбора и вывоза ТКО бестарным способом (без накопления ТКО (КТО) на контейнерных площадках) по установленному региональным оператором графику на территории СНТ "Зенит" (с мая по сентябрь), с вступлением в силу с момента его подписания сторонами; признать отсутствие задолженности за спорный период в размере 24 926 руб. 90 коп.
Между тем, в силу п. 7 ст. 268 АПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", следует также учитывать, что согласно части 7 статьи 268 АПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции. Например, не могут быть приняты и рассмотрены требования о снижении размера пеней, неустойки, штрафа, которые не были заявлены в суде первой инстанции, если из закона не следует иное.
С учетом этого, поскольку соответствующие встречные требования ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции не заявлялись, требования ответчика, заявленные в апелляционной жалобе, к принятию и рассмотрению апелляционным судом не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 272.1 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 марта 2023 года (резолютивная часть решения принята 22 февраля 2023 года) по делу N А60-69136/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-69136/2022
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "РИФЕЙ"
Ответчик: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ЗЕНИТ"