г. Владимир |
|
04 мая 2023 г. |
Дело N А11-9196/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.05.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Колхоза им. Кирова (ИНН 3316008636, ОГРН 1023300998269) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.02.2023 по делу N А11-9196/2021, принятое по заявлению Колхоза им. Кирова о признании незаконным отказа администрации Киржачского района Владимирской области, выраженного в письме от 23.04.2021 N 1861/1-01-01-22.
В судебном заседании приняли участие представители:
Колхоза им. Кирова - председатель Иванов О.М. на основании выписки из протокола общего собрания N 02 от 15.10.2019, приказа от 15.10.2019 N 01л/с;
администрации Киржачского района Владимирской области - Сухарева А.А. по доверенности от 06.03.2023 N 848-01-01-26 сроком действия до 31.12.2023 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Временный управляющий Шелуха Александр Кузьмич, Управление Федеральной службы государственной регистарции, кадастра и картографии по Владимирской области, Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области, администрация муниципального образования Филипповское Киржачского района Владимирской области, крестьянское хозяйство "Травник"- надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Публично-правовая компания "Роскадастр" по Владимирской области надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила, в ходатайстве от 10.04.2023 N ИСХ/03726/23 (входящий N 01АП-2474/23 от 13.04.2023) просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Колхоз им. Кирова (далее по тексту - Колхоз) обратился в администрацию Киржачского района (далее по тексту - администрация) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 67 536 кв.м, кадастровый номер 33:02:000000:482, категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - Ж1, на кадастровом плане территории.
Администрация письмом от 12.02.2021 N 606-01-02 22 отказала Колхозу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании подпунктов 1, 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что земельный участок с кадастровым номером 33:02:000000:482 имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, между тем, из представленной схемы усматривается, что образуемый земельный участок формируется на землях населенного пункта д. Мележа МО Филипповское Киржачского района Владимирской области. Администрация также пояснила, что согласно имеющимся в распоряжении Администрации Киржачского района землеустроительной документации - проекта землеустройства (проекта перераспределения) колхоза им. Кирова Киржачского района Владимирской области 1992 года, землеустроительного проекта - корректировка проекта территориального землеустройства колхоза им. Кирова Киржачского района Владимирской области 2005 года, испрашиваемый земельный участок не относится к землям, находящимся в пользовании Колхоза. Кроме того Администрация указала, что в представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории отсутствуют изображения границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков.
Не согласившись с указанным отказом, Колхоз обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его незаконным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены временный управляющий Шелуха Александр Кузьмич, Управление Росреестра по Владимирской области, филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Владимирской области" (в настоящее время публично-правовая компания "Роскадастр" по Владимирской области), Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области, администрация муниципального образования Филипповское Киржачского района Владимирской области, крестьянское хозяйство "Травник".
Решением от 21.02.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Колхоз ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Считает выводы суда о том, что испрашиваемый земельный участок не входит в состав земель Колхоза, противоречат обстоятельствам, установленным вступившим в законную Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2013 года по делу N А11-7229/2011, которым за Колхозом признано право постоянного (бессрочного) пользования в том числе на земельный участок с кадастровым номером 33:02:000000:482. По мнению Колхоза, в материалы дела были представлены доказательства того факта, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земель Колхоза, содержащиеся в заключениях кадастровых инженеров.
Представитель Колхоза в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.
Администрация муниципального образования Филипповское Киржачского района в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу в установленный срок не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определена компетенция органов, наделенных полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставление земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района осуществляется органом местного самоуправления муниципального района. На территории Киржачского района данными полномочиям наделена администрация Киржачского района Владимирской области.
Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлен порядок переоформления прав на земельные участки.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (пунктом 1 статьи 3 Закона N 173-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в части 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность.
Порядок и основания образования земельных участков, в том числе путем их раздела, установлены нормами главы I.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации одним из документов, на основании которых допускается образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа (пункт 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории должны быть приложены: подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу общего положения пункта 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом (пункт 6 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц (пункт 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Одним из таких оснований является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (подпункт 4 пункта 16 указанной статьи).
Как следует из материалов дела, к заявлению об утверждении схемы расположения спорного земельного участка Колхозом были приложены, в том числе: схема расположения земельного участка.
Между тем, судом первой инстанции установлено, что проект внутрихозяйственного землеустройства Колхоза 1977 года не отражает действительную информацию о местоположении земель Колхоза на дату выдачи свидетельства от 1993 года N ВЛ-06-12 о праве постоянного (бессрочного) пользования.
Колхозу 22.05.1969 в соответствии с действующим в тот период времени законодательством выдан государственный акт на вечное пользование землей N 598589, которым за Колхозом на вечное пользование закреплено 6886 гектаров земли.
Исполкомом Владимирского областного Совета народных депутатов 13.08.1990 принято решение "О передаче земель в ведение сельских Советов и формирование земельного запаса", которым Центргипрозему и райисполкомам поручено провести проектно-изыскательские работы по изъятию из состава колхозов земель сельских населенных пунктов и передаче их в ведение сельских Советов народных депутатов (пункт 3 указанного решения).
Исполкомам районных и сельских Советов поручено создать комиссии по рассмотрению материалов по изъятию земель у колхозов и передачу их в состав земель сельских населенных пунктов. Сводные землеустроительные дела по итогам проведения проектно-изыскательских работ поручено передать на рассмотрение в облисполком (пункт 4 решения).
Решением от 12.10.1990 Филипповского сельского Совета народных депутатов утверждены границы сельских населенных пунктов, находящихся на территории сельского Совета, и переданы в ведение Филипповского сельского Совета земли населенных пунктов согласно приложению.
Из материалов по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Филипповского сельского Совета Киржачского района Владимирской области следует, что 264,6 га из указанных земель в черте населенного пункта находятся в пользовании Колхоза.
Решением Филипповского сельского Совета народных депутатов от 12.10.1990 N 5/64 в ведение Филипповского сельского Совета переданы земли населенных пунктов с установлением проектной границы населенных пунктов и перспективы развития в следующем количестве: д. Аленино -380,98 га; с. Филипновское - 427, 46 га; д. Ссргеевка - 157,57 га; д. Бережки -06 га; д. Захарово - 38,39 га; д. Рожково - 27,84 га; д. Дворищи - 112,16 га; д. Мележа - 146,07 га; хутор Буяне - 22,48 га; д. Крутец - 46,64 га; д. Дубки -52,09 га; д. Шувалово - 38,68 га; уч. Мележи-Лисицино -40 га, всего по сельскому Совету - 1551,22 га.
В 1991 году Объединением РОСНИИЗЕМПРОЕКТ институт ЦЕНТРГИПРОЗЕМ Владимирский филиал изготовлены Материалы по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Филипповского сельского совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области, 1991 г.
Всего земель в границах населенных пунктов Филипповского сельского Совета было 1330,57 га, в том числе в пользовании у Колхоза 264,6 га (площадь 1330,57 в дальнейшем была передана в ведение Филипповского сельского Совета народных депутатов Решением N 16/138 Президиума Киржачского районного Совета народных депутатов от 29.05.1991).
Закон РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе" (далее - Закон о земельной реформе) вступил в силу 23.11.1990.
В соответствии со статьей 1 вышеназванного Закона земельная реформа имела целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле. В ходе реформы осуществлялось наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю.
Согласно статьи 16 Закона о земельной реформе, реформа проводилась поэтапно. На первом этапе осуществлялось закрепление за местными Советами прав по распоряжению землей, установление административных границ, выявление потребности в земле у граждан, предприятий, учреждений и организаций, формирование фонда перераспределения. На втором этапе осуществлялась передача и закрепление земель в собственность, пользование, в том числе в аренду.
В соответствии со статьей 7 Закона о земельной реформе до юридического закрепления земель в собственность, владение, пользование, в том числе в аренду, за правообладателями сохраняется установленное ранее право пользования в течение 2-х лет с начала реформы. За предприятиями, учреждениями и организациями ранее установленное право пользования земельными участками сохраняется до 01.02.1993 (редакция Закона от 20.11.1992 N 3936-1).
На основании решения исполкома Владимирского областного Совета народных депутатов от 14.02.1991 N 74 разукрупнено землепользование Колхоза с закреплением за ним 5001 га земель, в том числе 3000 га сельскохозяйственных угодий, 112 га приусадебных земель, 117 га под постройками.
Решением Президиума Киржачского районного Совета народных депутатов от 29.05.1991 N 16/138 предписано изъять из земель колхозов и совхозов, других землепользователей земли сельских населенных пунктов; установить границы сельских населенных пунктов.
Согласно приложению N 1 к указанному решению "Площади земель в границах сельских населенных пунктов по видам угодий, переданных в ведение сельских Советов народных депутатов Киржачского района", в ведение Филипповского сельского Совета народных депутатов переданы земли населенных пунктов площадью 1330, 57 га, в том числе: пашня -316,06 га; сенокосы - 62,04 га; пастбища - 470,14 га, всего сельскохозяйственных угодий - 848, 24 га; другие угодья - 417,48 га; прочие землепользователи -64,85 га, по всему Киржачскому району - 5359,91 га.
Президиумом Владимирского областного Совета народных депутатов 26.09.1991 принято решение N 155 "О ходе реализации земельной реформы в области и решения пятой сессии областною Совета "О мерах по развитию и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств". Пунктом 2 указанного решения утверждены сводные материалы по изъятию из землепользования колхозов, совхозов, госхозов, других предприятий земель сельских населенных пунктов и передаче их в ведение сельских и поселковых Советов народных депутатов в площадях согласно приложению N 1 (по Киржачскому району - 5300 га).
Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" предписано колхозам и совхозам в 1992 году провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" районным и внутрихозяйственным комиссиям предписано провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую.
На общем собрании Колхоза 25.01.1992 принято решение о создании товарищества с ограниченной ответственностью имени Кирова (далее ТОО им. Кирова).
Роскомземом (письмо от 27.02.1992 N 3-14/468) 27.02.1992 разработаны и утверждены Рекомендации по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов, осуществляемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов".
В соответствии с данными рекомендациями в целях подготовки предложений органам местной администрации для принятия решений по предоставлению земель в собственность, аренду и обоснования перераспределения земель в ходе реорганизации колхозов разрабатываются проекты землеустройства (перераспределения земель) колхозов и совхозов. Основными задачами проекта является разграничение земель, находящихся в постоянном пользовании колхозов и совхозов, с установлением площадей и местоположения земельных массивов, подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-долевую собственность бесплатно и остающихся в государственной собственности. Основой для разработки проектов являются решения общих собраний, коллективов колхозов о порядке их реорганизации и выборе форм собственности на землю, предложения внутрихозяйственных комиссий и пожелания членов реорганизуемых хозяйств о форме использования своего земельного пая.
ЦентрНИИГипрозем (Владимирское предприятие) в 1992 году был подготовлен Проект перераспределения земель Колхоза.
Согласно данному проекту инвентаризация земель Колхоза проведена по состоянию на 01.11.1991.
В соответствии с проектом землеустройства (перераспределения) земель Колхоза по состоянию на 01.11.1991 общая площадь земель Колхоза составляла - 4015 га, в том числе в черте населенных пунктов - 264 га, в ведении сельского Совета - 386 га, в собственности (коллективно-долевой) - 1269 га, в аренде - не имелось, в постоянном пользовании - 2074 га, в крестьянских хозяйствах - 30 га, фонд района -233 га.
Постановлением администрации Киржачского района от 14.12.1992 N 655 утверждены проекты землеустройства (перераспределения) земель колхозов Киржачского района, в том числе вышеуказанный проект Колхоза.
На основании постановления администрации Киржачского района от 29.12.1992 N 703 ТОО им. Кирова выдано свидетельство N ВЛ-06-Т2, в соответствии с которым в бессрочное (постоянное) пользование ТОО им. Кирова предоставлено 1978 га, из них сельскохозяйственных угодий - 406 га (сенокосов - 124 га, пастбищ - 282 га), прочих угодий - 1572 га.
Впоследствии проект перераспределения земель Колхоза корректировался в 2001, 2003, 2005, 2006 годах.
Землеустроительный проект перераспределения земель Колхоза от 2001 года (изготовлен ООО "Владимирские земли") был утвержден постановлением главы Администрации от 30.01.2002 N 124 и содержал экспликацию земель Колхоза по состоянию на 01.01.2001.
Постановление об утверждении данного проекта признано утратившим силу в связи с изданием постановления от 14.04.2004 N 693 "Об утверждении проекта перераспределения земель колхоза имени Кирова Киржачского района".
Землеустроительный проект Корректировка проекта территориального землеустройства Колхоза им. Кирова от 2003 года (подготовлен ОАО "Владимирское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие") утвержден постановлением от 14.04.2004 N 693 "Об утверждении проекта перераспределения земель колхоза имени Кирова Киржачского района" содержит экспликацию земель Колхоза по состоянию на 01.01.2003.
Постановление Администрации от 14.04.2004 N 693 об утверждении данного проекта признано утратившим силу в связи с изданием постановления от 04.04.2005 N 520 "О согласовании и утверждении землеустроительной документации по колхозу имени Кирова Киржачского района".
Землеустроительный проект "Корректировка проекта территориального землеустройства Колхоза имени Кирова Киржачского района Владимирской области от 2005 года" (подготовлен ООО "Владимирское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие") утвержден председателем Колхоза Ивановым О.М. Техническое задание для разработки проекта также утверждено Ивановым О.М. - председателем Колхоза.
Постановлением Администрации от 04.04.2005 N 520 "О согласовании и утверждении землеустроительной документации по колхозу имени Кирова Киржачского района" согласована корректировка проекта перераспределения земель Колхоза, пунктом 2 данного постановления утвержден состав земель фонда перераспределения в границах плана Колхоза. Экспликация земель в данном проекте приведена по состоянию на 01.01.2005.
Постановление от 04.04.2005 N 520 признано утратившим силу постановлением Администрации от 04.05.2008 N 507 в части земельных участков, принадлежащих Колхозу на праве постоянного (бессрочного) пользования. В остальной части постановление действует до настоящего времени.
Землеустроительный проект "Корректировка проекта территориального землеустройства Колхоза им. Кирова от 2006 года" (подготовлен ОАО "Владимирское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие") утвержден постановлением Администрации от 14.02.2007 N 120, но данное постановление признано недействительным решением Киржачского районного суда от 04.09.2010, вступившим в законную силу 28.09.2010.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514 "Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства" (далее- Положение) утвержден порядок согласования и утверждения землеустроительной документации, создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
В соответствии с пунктом 11 указанного Положения фонд данных формируется на основе землеустроительной документации, полученной в результате проведения землеустройства.
Согласно пункту 8 Положения проекты территориального землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства утверждаются собственниками, землепользователями и землевладельцами земель.
Данное положение также получило отражение в Методических рекомендациях по составлению проектов территориального землеустройства в случае перераспределения сельскохозяйственных угодий, используемых сельскохозяйственными организациями и (или) находящихся в общей долевой собственности, утвержденных Росземкадастром 26.01.2004.
В соответствии с пунктом 5.5 данных рекомендаций Проект перераспределения утверждается собственниками. Если проектом предусматривалась передача сельскохозяйственных угодий, не переданных ранее, в том числе из фонда земель, в этой части проект утверждается органом местного самоуправления.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при вынесении оспариваемого отказа Администрацией обоснованно исследовались вышеперечисленные материалы по передаче земель, а также проекты перераспределения земель в качестве землеустроительной документации.
Анализ материалов по передаче земель 1991 года свидетельствует о нижеследующем.
Протоколом заседания комиссии по установлению границ земель сельских населенных пунктов Филипповского сельского Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 02.10.1990 установлены границы населенных пунктов (Филипповское - 427,26 га).
В границы населенных пунктов включены: зона перспективной застройки, прилегающие к селению участки огородов рабочих и служащих, кормовые угодья, используемые для скота частного сектора, производственные постройки и хозяйственные центры, функционально связанные с жилой зоной, санитарно-защитные зоны.
Согласно экспликации земель в границах сельских населенных пунктов Филипповского сельского Совета в населенном пункте Филипповское по состоянию на 1991 год было 414,37 га земель, в том числе в пользовании у Колхоза 142,04 га. Всего земель в границах населенных пунктов Филипповского сельского Совета было 1330,57 га, в том числе в пользовании у Колхоза - 264,6 га.
Принадлежность Колхозу земель на территории населенных пунктов общей площадью 264,6 га также установлена Первым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 11.06.2013 по делу А11-7229/2011.
Иных земель в границах населенных пунктов, принадлежащих Колхозу на праве постоянного (бессрочного) пользования, не имеется.
Из материалов дела следует, что границы населенного пункта д. Мележа внесены в государственный кадастр недвижимости на основании карты (плана), подготовленного кадастровым инженером 09.12.2011, содержащей перечень земельных участков, включенных в границы населенного пункта. Земельный участок с кадастровым номером 33:02:000000:482 в перечне земельных участков, включенных в границы населенного пункта при проведении землеустройства, отсутствует.
Генеральный план муниципального образования Филипповское Киржачского района Владимирской области утвержден решением Совета народных депутатов Муниципального образования Сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области от 19.10.2012 N 8/16 уже после постановки на кадастровый учет границ населенного пункта Мележа. Таким образом, представленная Колхозом схема расположения испрашиваемого земельного участка не соответствует существующей землеустроительной документации, на что обоснованно указала Администрация в оспариваемом отказе.
Довод Колхоза о том, что вышеуказанные проекты перераспределения земель не являются землеустроительной документацией, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии со статьями 50-51 Основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о земле от 28.02.1990 землеустройство включает систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, решений Советов народных депутатов по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов. Землеустройство предусматривает в том числе разработку схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства, установление на местности границ административно-территориальных образований, составление проектов образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользовании с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей, разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель.
Аналогичные нормы в дальнейшем были закреплены в Земельном кодексе РСФСР. С 30.10.2001 введен в действие Земельный кодекс Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс РСФСР признан утратившим силу.
Согласно статье 69 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакциях, действующих в период составления вышеперечисленной землеустроительной документации), землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или но решению суда. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов были установлены Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве".
В соответствии со статьей 1 вышеназванным Федеральным законом (в редакциях, действующих в период изготовления вышеперечисленной землеустроительной документации) землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство). Объекты землеустройства территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований и других административно -территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков.
Статья 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" устанавливает перечень землеустроительной документации, в число которой входят также проекты территориального землеустройства. Указанный перечень исчерпывающим не является.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514 утвержден Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации, создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
В соответствии с пунктами 11-12 указанного Положения фонд данных формируется на основе землеустроительной документации, материалов и данных (в письменной, графической, электронной, фотографической и иной форме), полученных в результате проведения землеустройства. Информация, содержащаяся в фонде данных, является открытой и общедоступной, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" внесены изменения, в том числе и в Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве". В частности, из объектов землеустройства исключены территориальные зоны и земельные участки, из перечня видов землеустроительной документации проекты территориального землеустройства и материалы межевания объектов землеустройства.
В статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт первый) установлен принцип действия гражданского законодательства во времени, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ не распространил изменения, внесенные в закон о землеустройстве, на отношения, возникшие до введения его в действие, не исключил из состава землеустроительной документации землеустроительную документацию, подготовленную в период действия ранее действующих редакций Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве".
В силу вышеизложенного Материалы по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Филипповского сельского совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области 1991 года, Проект перераспределения земель Колхоза им. Кирова, подготовленный в 1992 году институтом ЦентрНИИГипрозем (Владимирское предприятие) и утвержденный 14.12.1992 постановлением администрации Киржачского района N 655, Землеустроительный проект Корректировка проекта территориального землеустройства Колхоза имени Кирова Киржачского района Владимирской области от 2005 года, утвержденный председателем Колхоза имени Кирова Ивановым О.М. и согласованный постановлением администрации Киржачского района от 04.04.2005 N 520, Проект территориального землеустройства земель лесного фонда за 2005 год, изготовленный ОАО "Владимирское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие", являются землеустроительной документацией, переданы в Государственный фонд данных и в настоящий момент находятся в федеральной собственности на государственном хранении.
Довод Колхоза о том, что решением Арбитражного суда Владимирской области от 25.05.2011 по делу N А11-9537/2010 установлен факт нахождения в границах населенного пункта д. Мележа земельного участка площадью 5,65 Га, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования у Колхоза, правомерно признан судом несостоятельным, поскольку предметом спора по делу А11-9537/2010 являлось требование Колхоза о признании недействующим решения 2 Президиума Киржачского районного Совета народных депутатов от 29.05.1991 N 16/138 в части пунктов 1, 3, 5. Решением от 25.05.2011 в удовлетворении требований Колхозу отказано, поскольку оспариваемое решение не затрагивает права и законные интересы Колхоза.
Указанный судебный акт не содержит сведений о фактическом местоположении земельных участков, право постоянного (бессрочного) пользования на которые признано за Колхозом, а только вывод о том, что решение Президиума Киржачского районного Совета народных депутатов от 29.05.1991 N 16/138 не повлекло прекращение права бессрочного (постоянного) пользования Колхоза на земельные участки, включенные в черту сельских населенных пунктов. Представленные Колхозом план схема и экологический паспорт не являются документами, отражающими местоположение границ населенных пунктов.
Кроме того, Первым арбитражным апелляционным судом при рассмотрении дела А11-7229/2011 произведен подсчет площади земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования у Колхоза. Судом апелляционной инстанции установлено, что общая площадь спорных земельных участков, являющихся предметом исковых требований, составляет 192497,02 кв.м (около 1925 га), что не превышает площади земельного участка, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования у колхоза согласно свидетельству 1993 года (1978 га), а также не противоречит сведениям последующих проектов перераспределения земель и территориального землеустройства колхоза с 1993 по 2005 гг.
Сведения проекта землеустройства (перераспределения) земель 1992 года о наличии у Колхоза 264 га в черте населенных пунктов соотносятся со сведениями материалов на земли, переданные в ведение Филипповской сельской администрации. По материалам 1991 года последней переданы в ведение всего 1330,57 га, в том числе сохраняется за Колхозом 264,60 га. По материалам 1994 года администрации передано в ведение 1375,12 га, в том числе в пользовании Колхоза находится 216,02 га.
Площадь земельных участков, находящихся в границах населенных пунктов (N N 33:02:021207:226, 33:02:021207:225, 33:02:021207:227, 33:02:021205:224, 33:02:021209:258, 33:02:021208:93, 33:02:021203:57, 33:02:021207:836, 33:02:021207:840, 33:02:021207:841, 33:02:021207:842), с учетом площади 33:02:021204:248 участка и переоформленного в собственность участка площадью 3,6 га составляет 205,55 га, что не превышает площади земель Колхоза, находящихся в границах населенных пунктов согласно решению от 12.10.1990 Филипповского сельского Совета народных депутатов об утверждении границы сельских населенных пунктов, находящихся на территории сельского Совета, и переданных в ведение Филипповского сельского Совета.
Таким образом, иных земель в границах населенных пунктов, принадлежащих Колхозу на праве постоянного (бессрочного) пользования, не имеется.
Заключения кадастровых инженеров обоснованно не принято судом первой инстанции, поскольку они не соответствует требованиям, предъявляемым к заключениям экспертизы, проведенной в рамках судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в экспертизе должны быть отражены записи о предупреждении эксперт(а)ов в соответствии с законодательством Российской Федерации об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. В указанной записи должны быть отражены дата и подпись предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперта.
Между тем представленное в материалы дела заключение кадастрового инженера не содержит подписки о предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, данное исследование проведено вне рамок судебного процесса, получено Колхозом самостоятельно.
Кроме того, при обращении в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, какое-либо заключение кадастрового инженера представлено не было и не могло быть оценено органом местного самоуправления при принятии им оспариваемого решения.
Как верно указано судом первой инстанции, при рассмотрении дел в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предметом исследования является законность оспариваемого решения на основании тех документов, которые имелись в распоряжении органа, осуществляющего публичные полномочия, на момент принятия данного решения; арбитражный суд не может подменять полномочия иных органов, которые закреплены за ними действующим законодательством.
Согласно сведениям федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области" (отзыв на заявление от 09.11.2021), границы земельного участка с кадастровым номером 33:02:000000:482 не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, указанный земельный участок является ранее учтенным.
В рассматриваемом случае действительное расположение испрашиваемого земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 33:02:000000:482 достоверно установить невозможно.
Координаты расположения земельного участка могут быть определены только при наличии установленных в соответствии с действующим законодательством границ единого землепользования (земельного участка с кадастровым номером 33:02:000000:482), в состав которого, по мнению заявителя, входит испрашиваемый земельный участок.
В данном случае установление месторасположения земельного участка возможно только в рамках проведения кадастровых работ по установлению границ всего исходного земельного участка и внесения соответствующих сведений в отношении него в государственный кадастр недвижимости.
Схема расположения земельного участка не содержит изображение границ исходного земельного участка, а из представленных Колхозом при обращении в Администрацию документов определить его расположение в границах земельного участка с кадастровым номером 33:02:000000:482 достоверно невозможно.
Представленные в рамках судебного процесса доказательства, в том числе землеустроительная документация, обстоятельство нахождения испрашиваемого земельного участка в рамках исходного также не подтверждает.
Кроме того, Департамент лесного хозяйства в заключении на заявление от 09.11.2021 N б/н сообщил, что земельный участок с кадастровым номером 33:02:000000:482 не относится к землям лесного фонда. Вместе с тем, как указал вышеуказанный орган, исследование схемы расположения земельного участка показало пересечение его границ с границами земель лесного фонда (Киржачское лесничество, Северное участковое лесничество, урочище Кирова, лесной квартал 1, части лесотаксационных выделов 8, 9, 11). Ввиду несоответствия масштаба схемы расположения земельного участка (1:4000) масштабу лесоустроительных планшетов (1:10000) площадь пересечения по имеющимся материалам установить невозможно.
Учитывая изложенное, в отсутствие установленных в соответствии с требованиями действующего законодательства границ исходного земельного участка с кадастровым номером 33:02:000000:482, утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка (с учетом существующей возможности пересечения его с границами земель лесного фонда) на момент обращения Колхоза в Администрацию невозможно.
В силу пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый Колхозом отказ является обоснованным, соответствующим нормам земельного законодательства и не нарушающим права заявителя.
Таким образом, Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Колхоз им. Кирова.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.02.2023 по делу N А11-9196/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Колхоза им. Кирова оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-9196/2021
Истец: КОЛХОЗ ИМ. КИРОВА
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КИРЖАЧСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ФИЛИППОВСКОЕ, ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, КФХ "ТРАВНИК", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Шелуха А. К.