04 мая 2023 г. |
Дело N А84-5465/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 мая 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гутник Г.В.,
при участии:
от истца:
ПАО "Севастопольгаз" Иванова Ю.В. (дов. от 26.12.2022);
от ответчика:
ГКУ "Управление по эксплуатации
объектов городского хозяйства" Соколов С.Ю. (дов. 30.12.2022);
от третьего лица:
ГУП "Севастопольгаз" не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 марта 2022 года по делу N А84-5465/2021,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" (далее - ПАО "Севастопольгаз") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Государственному казенному учреждению "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (далее - ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства") о взыскании задолженности за потребленный газ в размере 458 089,85 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено - Государственное унитарное предприятие города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" (далее - ГУП "Севастопольгаз").
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 25 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ПАО "Севастопольгаз" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что выводы суда первой инстанции о невозможности взыскания с ответчика задолженности, прямо противоречит ранее вступившему в законную силу постановлению апелляционного суда от 15.12.2020, оснований для освобождения от уплаты задолженности за фактически потребленный газ не имеется.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное разбирательство неоднократно откладывалось. Очередное судебное заседание назначено на 26.04.2023.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить, обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Третье лицо, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей третьего лица по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 03.07.2018 между ПАО "Севастопольгаз" и ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" был заключен договор поставки природного газа N 2018/ТП-ВО-Ю4055 по объектам "Вечный огонь" по адресу: г. Севастополь, Мыс Хрустальный и площадь Нахимова. Действие указанного договора прекращено 31.12.2019.
21.03.2019 в адрес ПАО "Севастопольгаз" поступила заявка ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (исх. N 4914) о заключении договора поставки природного газа на 2019 год с объемами потребления на соответствующий период.
05.04.2019 года за исх. N 17-3343 в адрес ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" был направлен подписанный со стороны ПАО "Севастопольгаз" проект государственного контракта на поставку природного газа на 2019 г. для обеспечения горения мемориалов "Вечный огонь" на пл. Нихимова и Мысе Хрустальный в городе Севастополе.
Проект государственного контракта получен нарочно представителем ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" 16.04.2019.
Подписанный со стороны ГКУ города Севастополя государственный контракт на поставку природного газа на 2019, отказ от заключения государственного контракта, а также протоколы разногласий по условиям его заключения в адрес ПАО "Севастопольгаз" не поступали.
Акты поданного-принятого газа за период с января по декабрь 2019 года направлялись в адрес ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" сопроводительным письмом ПАО "Севастопольгаз" от 03.02.2020 N 17-872.
Акты поданного-принятого газа за период с января по июнь 2020 года направлялись в адрес ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" сопроводительным письмом ПАО "Севастопольгаз" от 14.08.2020 N 17-10906. Согласно почтового уведомления, указанные документы получены ГКУ города Севастополя 24.08.2020.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 27.03.2020 N 2088-РДИ сеть газопотребления Монумент героическим защитникам Севастополя 1941-1942г.г. г. Севастополь, протяженностью 134,0 м. по адресу г. Севастополь, мыс Хрустальный закреплен на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" (далее - ГУП "Севастопольгаз").
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 21.05.2020 N 2807-РДИ на праве хозяйственного ведения за ГУП "Севастопольгаз" закреплен газопровод "Вечный огонь", расположенный в г. Севастополе, пл. Нахимова.
Согласно акта передачи объекта газопотребления (газовая горелка) от 12.05.2020, объект обеспечения природным газом "Вечный огонь", расположенный по адресу г. Севастополь, Мыс Хрустальный (точка подключения) фактически находился в ведении ГКУ города Севастополя до 12.05.2020.
Согласно акта передачи объекта газопотребления (газовая горелка) от 01.06.2020, объект обеспечения природным газом "Вечный огонь", расположенный по адресу г. Севастополь, площадь Нахимова (точка подключения) фактически находился в ведении ГКУ города Севастополя до 01.06.2020.
Претензия об оплате за потребленный ответчиком газ оставлена без удовлетворения.
Изложенное послужило основанием для обращения истца и иском в суд.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на 2019, 2020 г.г. контракты с ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" не подписывались, существенные условия не установлены, в связи с чем, контракты не могут считаться заключенными. Так как ответчик, является казенным учреждением, оплата по обязательствам производится на основании действующих контрактов за счет бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
С таким выводом коллегия судей не может согласиться по следующим обстоятельствам.
В рассматриваемом случае, ответчик фактически потребляет природный газ, поставляемый обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается.
Из пункта 4 статьи 214 ГК РФ следует, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Статьей 216 ГК РФ установлено, что вещным правом наряду с правом собственности, в частности, является право оперативного управления имуществом (статья 296 ГК РФ). Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.
Судами установлено, что спорные объекты газопотребления являются собственностью субъекта Российской Федерации, города федерального значения Севастополь.
Распоряжениями Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя данные объекты в период времени с 01.01.2019 по 03.02.2020 на праве оперативного управления были закреплены за ответчиком.
Кроме того, факт нахождения указанных объектов на балансе в названный период времени не оспаривался и подтверждается пояснениями представителя ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Далее, 27.03.2020 распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N 2088-РДИ сеть газопотребления, расположенная на объекте: Монумент героическим защитникам Севастополя 1941-1942 гг., передана из имущественной казны города Севастополя и закреплено на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз".
Данное обстоятельство также подтверждено представителем третьего лица - ГУП города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз".
В соответствии со статьей 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, Правительство Севастополя, передав спорные объекты на праве оперативного управления ГКУ, в силу статьи 296 ГК РФ возлагает на него обязанности по его содержанию.
В силу абзаца 1 статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.
Согласно пункту 30 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162) поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором. Порядок расчетов и сроки платежей определяются договорами поставки газа в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с положениями статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с пунктом 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 года N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Кроме того, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (пункт 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
Тем самым отсутствие государственного контракта само по себе не является основанием для освобождения ответчика от предусмотренной законом обязанности оплатить фактически полученные коммунальные ресурсы в установленные сроки. Необходимость соблюдения положений Закона о контрактной системе, длительность согласования условий проекта государственного контракта не должно ставить сторону, фактически пользующуюся соответствующими услугами, в преимущественное положение, освобождая от своевременного исполнения своих обязательств.
Таким образом, в отсутствие подписанного контракта между сторонами сложились фактические отношения, связанные с поставкой газа.
В соответствии с пунктами 21, 22 Правил поставки газа в РФ поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации.
Пунктами 2.6, 2.10 Правил учета газа, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 N 961, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 30.04.2014 за N 32168 (далее - Правила учета газа) установлено, что при потреблении учету подлежит газ при входе на газопотребляющий объект. При приеме-передаче газа его объем измеряется средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления.
По смыслу пункта 2.3 Правил поставки газа в РФ, а также пункта 3.9 Правил учета газа, при неисправности средств измерений у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерения.
Согласно пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации", тариф на данный вид услуг подлежит государственному регулированию на территории Российской Федерации и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 N 710 "Об особенностях применения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере газоснабжения на территориях Республики Крым и г. Севастополя" утверждается уполномоченным органом исполнительной власти г. Севастополя в области государственного регулирования тарифов (Департамент городского хозяйства г. Севастополя) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) (Федеральная антимонопольная служба России).
В период с 01.01.2019 по 21.05.2020 учет газа на объекте "Вечный огонь. Площадь Нахимова" производился по поверенным счетчикам газа (счетчик газа Октава G-6 з.н. 140659 - срок поверки 15.09.2020; счетчик газа Октава G-6 з.н. 162921-18.08.2020 г.).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ, "Об обеспечении единства измерений", в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Так, объём начисленный показаний составил - 26,870 тыс.куб.м.
По объекту "Вечный огонь. Мыс Хрустальный" начислен объём 26, 509 тыс.куб.м
Период с 26.04.2019 по 27.03.2020 ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" были произведены технические начисления по объекту "Вечный огонь. Мыс Хрустальный", согласно п. 3.9 "Правил учета газа", утвержденных приказом Минэнерго России N 961 от 30.12.2013 года: "При отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями".
На объекте "Вечный огонь. Мыс Хрустальный" установлена горелка с расходом газа 2,75 м3/ч.
Технические начисления по объекту с 26.04.2019 по 27.03.2020, производились согласно формуле, а именно: 337 дней х 24 часа в сутки*2,75 м3/ч = 22,242 тыс. куб.м.
В соответствии с поступившем из ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (исх. N 07/1139 от 27.06.2022 (вх. 12027 от 27.06.2022) сумма в размере 22 951,00 руб. была перенесена на ранее образовавшуюся задолженность по Государственному контракту 2019/ТП-ВО-104055, а именно: январь 2019 год в размере- 17 207,57 руб., февраль 2019 год в размере - 5 743,43 руб.
Таким образом, объём начисленный на объекте "Вечный огонь. Площадь Нахимова" составил 205 395,46 руб., а на объекте "Вечный огонь. Мыс Хрустальный" 97 529,73 руб. Общий размер 302925,19 руб.
Истец обязанности газоснабжающей организации исполнил надлежащим образом. Стоимость определена в соответствии с тарифами, утвержденными приказами Департамента городского хозяйства города Севастополя.
Денежное обязательство по оплате поставленного природного газа, фактически принятого в рассматриваемый период, ответчиком не исполнено. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, требование о взыскании задолженности подлежат удовлетворению частично в размере 302925,19 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что вынесении обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значения для дела, решение подлежит отмене, а исковые требования удовлетворению частично.
Нарушение норм процессуального законодательства, влекущих отмену судебного акта по части 4 статьи 270 АПК РФ, допущено не было.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу части 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 марта 2022 года по делу N А84-5465/2021 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного казенного учреждения "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" в пользу публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" задолженность за фактически потребленный природный газ в размере 302925,19 руб., расходы по уплате госпошлины в размере 8042,47 руб.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Взыскать Государственного казенного учреждения "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" в пользу публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" расходы по уплате госпошлины связанные с рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1983,90 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 АПК РФ.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5465/2021
Истец: ПАО по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз"
Ответчик: ГУП ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Третье лицо: ГУП города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз"