г. Чита |
|
04 мая 2023 г. |
Дело N А19-9451/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М.,
судей: Лоншаковой Т.В., Мациборы А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Присевко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хозяин дома" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2023 года по делу N А19-9451/2022
по иску Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271)
к обществу с ограниченной ответственностью "Хозяин дома" (ОГРН: 1153850040630, ИНН: 3811045304)
об обязании произвести обустройство контейнерной площадки, взыскании судебной неустойки,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Хозяин Дома"
к Администрации об обязании оборудовать контейнерную площадку,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество "Маирта" (ОГРН 1023801548858, ИНН 3811067770),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Иркутска (далее - истец, администрация) обратилась в Ленинский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к Акционерному обществу "Маирта" (далее - ответчик АО "Маирта", общество) об обязании произвести обустройство контейнерной площадки, взыскании неустойки за неисполнение решения суда по 1 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, начиная со дня, следующего за днем, по истечению двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Определением Ленинского районного суда г. Иркутска от 06.04.2022 дело N 2-851/2022 передано по подсудности в Арбитражный суд Иркутской области.
Определением суда от 27.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Хозяин Дома" (далее - третье лицо, ООО "Хозяин Дома").
Определением суда от 23.08.2022 произведена замена ненадлежащего ответчика АО "Маирта" надлежащим - ООО "Хозяин Дома"; изменен процессуальный статус АО "Маирта" на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением суда от 17.11.2022 для рассмотрения совместно с первоначальным иском принято встречное исковое заявление ООО "Хозяин Дома" к Администрации города Иркутска об обязании оборудовать контейнерную площадку для нужд собственников многоквартирного дома N 41 по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2023 года первоначальный иск удовлетворен, суд обязал ООО "Хозяин дома" в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести обустройство контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов многоквартирного дома по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, 41, согласно акту о согласовании схемы размещения контейнерной площадки по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, 41, от 07.12.2022, с ООО "Хозяин дома" в пользу администрации взыскана судебная неустойка по 1 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, начиная со дня, следующего за днем по истечении 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, в удовлетворении встречного иска отказано.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит отменить решение, принять новый судебный акт.
Указывает, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Исходя из вышеуказанных норм, оборудование контейнерной площадки и приобретение контейнеров для сбора ТКО входит в обязанности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить решение суда первой инстанции без изменений.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Хозяин дома" является управляющей компанией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, д. 41, что подтверждается информацией, находящейся на официальном сайте управляющей компании, а также на сайте https://dom.mingkh.ru, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В 2010 году ООО "Хозяин дома" разобрало контейнерную площадку, принадлежащую собственникам многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, д. 41 и перенесло данную площадку в район малоэтажного жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, проезд Лазарева, д. 11.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 02.07.2022 N КУВИ-001/2022-107514792 собственником земельного участка с кадастровым номером 38:36:00021:30949 становится АО "Маирта", дата государственной регистрации 05.09.2018.
При строительстве домов по адресам: ул. 6-я Советская, 80, 80/1 и 82 застройщиком АО "Маирта" была демонтирована контейнерная площадка, обустроенная в районе дома N 11 по ул. Лазарева. Данной контейнерной площадкой также пользовались жители дома N 41 по ул. Лыткина.
Администрация указала, что в настоящее время контейнерные баки спорного многоквартирного жилого дома находятся менее чем в 8 метрах от многоквартирного жилого дома по ул. Лыткина, 41 и в 4 метрах от жилого дома по ул. Лазарева, 11, что является нарушением санитарно-эпидемиологических требований. В том числе нарушением является отсутствие бетонного основания и ограждения контейнерной площадки. Разместить контейнерную площадку с соблюдением норм СанПиН на оставшейся после застройки территории для многоквартирного дома по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, 41 не представляется возможным, что свидетельствует об ухудшении жилищных прав жителей дома по ул. Лыткина, 41.
Земельный участок, на котором располагалась вышеуказанная контейнерная площадка до 2010 на кадастровом учете не стоит, кадастрового номера не имеет. Вместе с тем земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, д. 41 сформирован проектом межевания территории, имеет номер ЗУ 65, площадь 6254 кв.м. Данный земельный участок имеет границы.
В адрес Администрации 19.02.2021 поступило обращение от жительницы многоквартирного дома по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, д. 41 по вопросу переноса мусорных контейнеров в другое место.
Администрацией в адрес застройщика АО "Маирта" было направлено письмо от 29.03.2021 N 705-70-1333/21 с просьбой произвести установку контейнерной площадки для жителей дома, расположенного по адресу: ул. Лыткина, 41 с приложенными к письму согласованной схемы размещения контейнерной площадки и макетом контейнерной площадки.
АО "Маирта" согласно обращению N 51 от 27.04.2021 указало на решение вопроса обустройства контейнерной площадки для жителей дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, д. 41 до конца июня 2021 года.
Вместе с тем обустройство спорной контейнерной площадки до настоящего времени не выполнено.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Администрации в суд с иском об обязании АО "Маирта" произвести обустройство контейнерной площадки согласно, утвержденной схемы расположения контейнерной площадки, по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, 41.
В ходе рассмотрения дела Администрация заявила ходатайство о замене ненадлежащего ответчика АО "Маирта" надлежащим - управляющей компанией ООО "Хозяин дома", поскольку обязанность по обустройству контейнерной площадки лежит именно на управляющей компании. Ходатайство судом удовлетворено, произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим.
ООО "Хозяин дома" полагая, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, заявил встречный иск об обязании Администрацию оборудовать контейнерную площадку для нужд собственников многоквартирного дома N 41 по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование встречного иска ООО "Хозяин дома" указало, что согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) вопросы участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а также оборудование контейнерной площадки и приобретение контейнеров для сбора ТКО относится к компетенции органов местного самоуправления.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался положениями: статей 1, 9, 209, 210, 308.3, 396, 406 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 36, 39, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), СанПин 2.1.3684-21, СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", учел правовую позицию, сформулированную в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил N 491.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 26(1) Минимального перечня N 290 в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В Правилах N 170 определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
Согласно подпункту 3.7.1 Правил N 170 на общество как управляющую организацию спорного жилого дома возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у управляющей организации обязанности в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести обустройство контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов многоквартирного дома по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, 41, согласно акту о согласовании схемы размещения контейнерной площадки по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, 41, от 07.12.2022, правомерно удовлетворил требования, поскольку данный многоквартирный дом находится под ее управлением.
Судом со ссылками на нормы Закона N 131-ФЗ и Закона N 89-ФЗ обоснованно отмечено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест накопления отходов и ведут реестр площадок, указанные обязанности выполнены администрацией города Иркутска.
При этом, расходы на содержание мест накопления отходов несут лица в соответствии с законом.
Доводы ООО "Хозяин дома" о наличии обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО у Администрации судом апелляционной инстанции не принимаются как не основанные на нормах права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2023 года по делу N А19-9451/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Т.В. Лоншакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9451/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА
Ответчик: АО "МАИРТА"
Третье лицо: ООО "Хозяин дома"