город Ростов-на-Дону |
|
03 мая 2023 г. |
дело N А01-1130/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Санталь 01"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.02.2023 по делу N А01-1130/2022
по заявлению территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея (ИНН 0105005119, ОГРН 1020100695273)
к обществу с ограниченной ответственностью "Санталь 01"
(ИНН 0107033640, ОГРН 1180105001999)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Адыгея (далее - фонд, ТФОМС Республики Адыгея, истец) обратился с заявлением в Арбитражный суд Республики Адыгея к обществу с ограниченной ответственностью "Санталь 01" (далее - общество, ООО "Санталь 01", ответчик) о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению в размере 315 643 рублей, штрафа в размере 31 564,36 рублей.
Решением суда первой инстанции от 29.03.2022 суд взыскал с ООО "Санталь 01" в пользу ТФОМС Республики Адыгея денежные средства в размере 315 643 рубля и штрафные санкции в размере 31 564 рубля 36 копеек, а всего 347 207,36 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Санталь 01" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что в письме ФФОМС от 19.12.2019 N 16899/30-4/7546 "О расходах на лечебное питание при включении его в стандарты медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара" указано на включение в стандарты медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, лечебного питания, данные расходы осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования по заболеваниям и состояниям, входящим в территориальную программу обязательного медицинского страхования. Расходы на лечебное питание в условиях дневного стационара должны быть предусмотрены стандартами вне зависимости от профиля медицинской помощи. Пунктом 1 части 4 статьи 81 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) установлено, что при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи. При включении в стандарты медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, лечебного питания, данные расходы осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования по заболеваниям и состояниям, входящим в территориальную программу обязательного медицинского страхования. Ответчик не является уполномоченным органом по вопросу включения в тарифное соглашение указанных расходов, а действует в соответствии с позицией Федерального фонда ОМС и в интересах пациентов. Территориальная программа государственных гарантий в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать, в том числе, лечебное питание, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования издает нормативные правовые акты и методические указания по осуществлению переданных полномочий. Согласно подп. 8 п. 21 Устава ФФОМС председатель ФФОМС уполномочен утверждать нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами. Ссылка на позицию Министерства здравоохранения в письме от 18.06.2019 N 11-7/и/2-5293 не обоснована. Позиция ФФОМС по дате издания является более актуальной. В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 19 Закона N 323-ФЗ, пациент имеет право на получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях. При ссылке на Стандарты, необходимо акцентировать внимание не на профиль медицинской помощи ("офтальмология"), а на условия оказания медицинской помощи ("дневной стационар"), так как вектор спора направлен на установление обстоятельств необходимости расходования средств ОМС на лечебное питание именно в дневном стационаре вне зависимости от профиля лечения.
От ТФОМС Республики Адыгея поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором фонд просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ТФОМС Республики Адыгея поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя фонда.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Санталь 01" осуществляет деятельность по оказанию, в том числе, специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара по офтальмологии, на основании лицензии от 22.08.2019 N ЛО-01-01-000667.
ООО "Санталь 01" включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
На основании приказа от 24.05.2021 N 69-ОД "О назначении проведения контрольно-ревизионного мероприятия" в период с 01.06.2021 по 18.06.2021 ТФОМС Республики Адыгея проведена плановая комплексная проверка в ООО "Санталь 01" "Контроль использования средств обязательного медицинского страхования, полученных на реализацию Территориальной программы ОМС", за период 2019 - 2020 годы.
По результатам плановой комплексной проверки был составлен акт от 18.06.2021 N 9 комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования, согласно которому фондом выявлена сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 329 703,60 рублей.
ООО "Санталь 01" направило в фонд возражения от 23.06.2021 N 29. Сообщением от 30.06.2021 N 1020 ТФОМС РА отклонил указанные возражения как необоснованные.
Общество платежным поручением от 29.06.2021 N 465 произвело возврат нецелевых средств в размере 14 060 рублей и платежным поручением от 29.06.2021 N 466 произвело оплату штрафа за использование средств ОМС по нецелевому назначению в размере 1 406 рублей.
Письмом от 06.07.2021 N 1064 истец сообщил обществу о том, что необходимо вовратить средства в размере 315 643,60 рублей и оплате штрафа в размере 31 564,36 рублей.
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Адыгея в адрес общества были направлены письма от 23.08.2021 N 1441, от 24.09.2021 N 1613, от 09.11.2021 N 1842, от 09.12.2021 N 2052, от 17.01.2022 N 0034, от 16.02.2022 N 0230, от 21.03.2022 N 0460 согласно которым фонд выставил требование о необходимости восстановления средств в размере 315 643,60 рублей и оплате штрафа в размере 31 564,36 рублей.
Отказ ответчика в добровольном порядке перечислить в бюджет фонда средства обязательного медицинского страхования, послужили основаниям обращения истца с исковыми требованиями в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается с учетом стандартов медицинской помощи, утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 19 Закона N 323-ФЗ пациент имеет право на получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Частью 3 статьи 2 Закона N 326-ФЗ определено, что в целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации". Данный порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1226 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", которым Правительство Российской Федерации постановило в целях единообразного применения Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предоставить Министерству здравоохранения Российской Федерации право издавать соответствующие разъяснения, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Соответствующее разъяснение по вопросу оплаты организации питания в условиях дневного стационара дано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 18.06.2019 N 11-7/и/2-5293, в котором министерством сделан вывод о том, что оплата организации питания в условиях дневного стационара для пациентов не осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования и может обеспечиваться за счет иных источников. Министерство указало, что направление средств обязательного медицинского страхования на питание в амбулаторных условиях будет являться нецелевым расходованием средств.
Согласно вышеизложенным нормам, расходы общества в сумме 315 643,60 рубля (2019 год -11 779.94 руб., 2020 год - 303 863,66 руб.) не входят в структуру тарифа по ч. 6 ст. 39 Закона N 326-ФЗ и являются нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что в письме ФФОМС от 19.12.2019 N 16899/30-4/7546 "О расходах на лечебное питание при включении его в стандарты медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара" указано на включение в стандарты медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, лечебного питания, данные расходы осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования по заболеваниям и состояниям, входящим в территориальную программу обязательного медицинского страхования, не принимается судебной коллегией, поскольку законодательством в сфере охраны здоровья граждан предусматривает право пациента на получение лечебного питания лишь в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Закона N 326-ФЗ страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Стандарт включает в себя, в том числе, частоту предоставления и кратность применения в том числе и видов лечебного питания, включая специализированные продукты.
Стандарты медицинской помощи по офтальмологии, действовавшие в проверяемый период, не содержат упоминания об обеспечении граждан лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания.
Отклоняются доводы общества о том, что именно должна включать в себя программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, о том, что ответчик не является уполномоченным органом по вопросу включения в тарифное соглашение указанных расходов, поскольку тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии по разработке территориальной программы ОМС (пункт 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1226 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Министерству здравоохранения Российской Федерации предоставлено право издавать соответствующие разъяснения. Как ранее указано, министерством определено, что оплата организации питания в условиях дневного стационара для пациентов не осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о незаконности выводов суда первой инстанции.
Согласно части 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Поскольку общество в добровольном порядке не выплатило в установленный срок и порядке денежные средства, потраченные не по целевому назначению, то с учетом ч. 9 ст. 39 Закона об обязательном медицинском страховании сумма штрафа будет составлять 31 564,36 руб.
Ссылки жалобы на то, что необходимо обратить внимание не на профиль медицинской помощи ("офтальмология"), а на условия оказания медицинской помощи ("дневной стационар"), не принимаются судом, поскольку при принятии решения суд руководствовался как требованиями к профилю организации, так и условиям оказания медицинской помощи в совокупности.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не подтверждают позицию заявителя жалобы, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.02.2023 по делу N А01-1130/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1130/2022
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РА, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Адыгея
Ответчик: ООО "Санталь 01"
Третье лицо: Арбитражный суд Томской области