г. Краснодар |
|
17 июля 2023 г. |
Дело N А01-1130/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие заявителя, - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея, заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Санталь 01", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санталь 01" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023 по делу N А01-1130/2022, установил следующее.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Адыгея (далее - фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Санталь 01" (далее - общество) о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению в размере 315 643 рублей и штрафа в размере 31 564 рублей 96 копеек.
Решением от 28.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.05.2023, суд взыскал с общества 347 207 рублей 36 копеек (в том числе 315 643 рубля, использованных не по целевому назначению, и 31 564 рубля 36 копеек штрафа).
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Общество полагает, что суды ошибочно руководствовались законодательством в сфере охраны здоровья граждан, в то время как сложившиеся правоотношения между фондом и обществом регулируются положениями в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
По мнению общества, факт использования денежных средств не по целевому назначению допущен обществом вследствие нарушения положений базовой программы ОМС фондом, не включившим в территориальную программу ОМС положения о праве пациентов на получение лечебного питания в дневном стационаре.
В отзыве на кассационную жалобу фонд просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 24.05.2021 N 69-ОД "О назначении проведения контрольно-ревизионного мероприятия" в период с 01.06.2021 по 18.06.2021 фонд провел плановую комплексную проверку использования обществом средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, в ходе которой установил нецелевое использование обществом средств ОМС. По результатам проверки фонд составил акт от 18.06.2021 N 9 о нецелевом использовании обществом средств ОМС в размере 329 703 рублей 60 копеек, в том числе, в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации признаны нецелевым использованием средств ОМС расходы общества на обеспечение больных лечебным питанием в условиях дневного стационара в сумме 315 643 рублей 60 копеек (в 2019 году - 11 779 рублей 94 копейки; в 2020 году - 303 863 рубля 66 копеек); обществу предложено сумму нецелевого использования средств ОМС возвратить фонду, а также уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС.
Платежным поручением от 29.06.2021 N 465 общество перечислило фонду 14 060 рублей (средства использованные по нецелевому назначению) и 1 406 рублей (штраф 10%).
Поскольку общество не возвратило фонду сумму нецелевого использования средств ОМС в размере 315 643 рублей 60 копеек (на обеспечение больных лечебным питанием в условиях дневного стационара), фонд направил обществу письма от 06.07.2021 N 1064, от 23.08.2021 N 1441, от 24.09.2021 N 1613, от 09.11.2021 N 1842, от 09.12.2021 N 2052, от 17.01.2022 N 0034, от 16.02.2022 N 0230, от 21.03.2022 N 0460 о необходимости восстановления суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 315 643 рублей 60 копеек и уплате штрафа в размере 31 564 рублей 36 копеек (10%).
Поскольку в добровольном порядке общество не выполнило требование фонда, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и, руководствуясь положениями статей 14, 20, 34, 36, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), статьей 38, пунктом 1 статьи 147, пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), пришли к выводу о допущенном обществом нецелевом использовании средств ОМС в размере 315 643 рублей.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ и пункту 3.3.19 Положения о Территориальном фонде, на фонд возложены функции контроля использования средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями путем проведения проверок и ревизий в порядке, определенном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования".
Судебные инстанции установили, что общество, осуществляющее деятельность по оказанию, в том числе специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара по офтальмологии, на основании лицензии от 22.08.2019 N ЛО-01-01-000667, включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав положение статей 4 и 27 Закона N 326-ФЗ, суды обоснованно указали, что временное отвлечение средств ОМС на цели, не предусмотренные документами, регламентирующими порядок использования средств ОМС, нарушает принцип целевого назначения средств ОМС - обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" пациент имеет право на получение лечебного питания в случае нахождения на лечении в стационарных условиях.
Учитывая положения части 2 статьи 30, части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, приказа ФФОМС от 21.11.2018 N 247, установившего Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения (действовавшего в спорном периоде), в соответствии с которыми на территории Республики Адыгея заключены Тарифные соглашения в системе ОМС от 29.12.2018 и от 31.12.2019, суды пришли к выводу о том, что включение в структуру тарифов расходов на организацию питания пациентов в дневном стационаре за счет средств обязательного медицинского страхования Тарифными соглашениями в Республике Адыгея не предусмотрено. Документально данный вывод общество не опровергло.
Таким образом, установив, что оплата обществом питания в условиях дневного стационара для пациентов не могла осуществляться за счет средств ОМС, суды обоснованно указали, что понесенные обществом расходы в сумме 315 643 рублей не входят в структуру тарифа и являются нецелевым расходованием средств ОМС. При этом суды обоснованно исходили из того, что средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 323-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств.
При таких обстоятельствах, установив, что обществом допущено нецелевое использование средств ОМС; начисление фондом штрафа в связи с допущенным нарушением согласуется с положениями части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ; расчет подлежащих возврату обществом денежных средств, в связи с их нецелевым использованием (315 643 рубля), и штрафа (10% от суммы нецелевого использования средств ОМС - 31 564 рубля 36 копеек), является правильным, суды обоснованно удовлетворили заявленное фондом требование.
Доводы общества исследованы судебными инстанциями и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают позицию общества, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023 по делу N А01-1130/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая положения части 2 статьи 30, части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, приказа ФФОМС от 21.11.2018 N 247, установившего Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения (действовавшего в спорном периоде), в соответствии с которыми на территории Республики Адыгея заключены Тарифные соглашения в системе ОМС от 29.12.2018 и от 31.12.2019, суды пришли к выводу о том, что включение в структуру тарифов расходов на организацию питания пациентов в дневном стационаре за счет средств обязательного медицинского страхования Тарифными соглашениями в Республике Адыгея не предусмотрено. Документально данный вывод общество не опровергло.
...
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 323-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств.
При таких обстоятельствах, установив, что обществом допущено нецелевое использование средств ОМС; начисление фондом штрафа в связи с допущенным нарушением согласуется с положениями части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ; расчет подлежащих возврату обществом денежных средств, в связи с их нецелевым использованием (315 643 рубля), и штрафа (10% от суммы нецелевого использования средств ОМС - 31 564 рубля 36 копеек), является правильным, суды обоснованно удовлетворили заявленное фондом требование."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июля 2023 г. N Ф08-6353/23 по делу N А01-1130/2022