г. Владимир |
|
06 марта 2024 г. |
Дело N А11-4133/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2024.
Полный текст постановления изготовлен 06.03.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.11.2023 по делу N А11-4133/2023,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (ИНН 3328415442, ОГРН 1023301456903) о признании недействительным предостережения Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области от 20.01.2023 N 34-01-02.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" - Морозова Е.В. по доверенности от 09.01.2024 N 1950 сроком действия до 31.12.2024;
Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области - Кромова И.В. по доверенности от 19.05.2023 N 30 сроком действия 3 года.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Инспекцию государственного жилищного надзора Владимирской области (далее - Инспекция) поступило обращение гражданина, проживающего по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, п. Добрятино, ул. Ленина, д. 52а, кв. 1 (далее также - абонент), по вопросу правомерности начисления платы за коммунальную услугу по газоснабжению.
В ходе проверки указанного обращения Инспекцией установлено, что исходя из представленной обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (далее - Общество) информации, по состоянию на 01.01.2023 на лицевом счете абонента (N 3325039277) имеется задолженность за потребленный газ в размере 1375 руб. 50 коп.
При этом 30.11.2022 абонентом переданы показания прибора учета в размере 1272, а 28.12.2022 - в размере 1482. Разница показаний между 1272 и 1482 составила 210 м3 и учтена Обществом в качестве задолженности.
Инспекция пришла к выводу, что Общество неправомерно учло объем в размере 210 м3 в сводном отчете по абоненту и в начислении платы за газ за декабрь 2022 года, в связи с чем образовалась задолженность по состоянию на 01.01.2023. Вышеуказанный объем в соответствии с пунктом 31 "ж" и пунктом 33 к(1)) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), необходимо указывать в качестве текущих начислений в платежном документе за январь 2023 года.
Указанные действия (бездействие), по мнению Инспекции, нарушают требований пунктов 31 "ж" и 33 к(1)) Правил N 354), а также пункта 21 "г" Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549).
Инспекцией в адрес Общества выдано предостережение от 20.01.2023 N 34-01-02 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Согласно данному предостережению Обществу предложено: привести порядок начисления платы за газоснабжение по адресу: Гусь-Хрустальный район, п. Добрятино, ул. Ленина, д. 52 А, кв. 1, в соответствии с пунктом 31 "ж" и пунктом 33 к(1)) Правил N 354, учесть объем в размере 210 м3 в качестве текущих начислений в платежном документе за январь 2023 года, а также не допускать нарушений действующего законодательства в дальнейшем.
Письмом от 15.02.2023 N ИГЖИ-0222-01-18 Инспекция отклонила возражения Общества, не осмотрев оснований для отмены предостережения от 20.01.2023 N 34-01-0.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предостережения Инспекции от 20.01.2023 N 34-01-02.
Решением от 15.11.2023 Арбитражный суд Владимирской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что платежный документ, направляемый Обществу абоненту на оплату коммунальной услуги газоснабжение, полностью соответствует требованиям, предусмотренным Правилами N 354 и Приказом Минстроя Российской Федерации от 26.01.2018 N 43/пр.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, ни подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354, ни подпунктом к(1)) пункта 33 Правил N 354, согласно которому потребитель при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета имеет право ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю не позднее 25-го числа текущего расчетного периода, не регламентирована обязанность исполнителя коммунальных услуг отображать в платежном документе за текущий расчетный период сведения об объемах потребления и начислениях за прошедшие отчетные периоды.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить в силе.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации осуществляется государственный жилищный надзор (часть 2 статьи 20 ЖК РФ), под которым понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включающая в себя, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в частности требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Частью 3 статьи 20 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
В силу статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
Частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.
Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 (далее - Правила N 166).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что оспоренное предостережение вынесено Инспекцией как компетентным органом, осуществляющим государственный жилищный надзор во Владимирской области в соответствии с положениями Правил N 166. Нарушения порядка составления и направления предостережения, установленного Правилами N 166, судом первой инстанции не выявлено.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Правилами N 549 временной период для предоставления показаний индивидуальных приборов учета газа не определен.
Правилами N 354 предусмотрено, что для расчета платы за коммунальную услугу применяются показания, переданные до 25 числа.
Так, подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, если прибор учета электрической энергии не подключен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также в случаях, предусмотренных пунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, передавать, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, полученные от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом. В отношении коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии, подключенных к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), обязанность по снятию показаний с приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика, который является владельцем соответствующей интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а предоставление показаний таких приборов учета осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В силу подпункта к (1)) пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу, а также лицу, указанному в пункте 31(1) настоящих Правил, не позднее 25-го числа текущего расчетного периода, за исключением случаев, когда установленный и введенный в эксплуатацию прибор учета электрической энергии присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в соответствии с требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Суд первой инстанции верно отметил, что сам по себе факт снятия показаний прибора учета за расчетный период, не равный календарному, не является основанием для дробления показаний прибора учета по дням, принадлежащим разным календарным месяцам. Исчисление размера платы за коммунальные услуги на основании показаний приборов учета, снятых в установленные Правилами N 354 сроки, является стоимостным выражением расчетного периода, равного календарному месяцу, которое не может расцениваться как изменение этого периода.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что расчет платы за декабрь 2022 года произведен Обществом на основании показаний, переданных абонентом 30.11.2022 (1272 м3). Данное обстоятельство Обществом не оспаривается и подтверждается сводным отчетом по абоненту.
Абонент предоставил показания прибора учета газа 28.12.2022. В сводном отчете по абоненту в таблице "Счетчик газа" в строке "Последнее учтенное показание (дата, значение)" зафиксирована дата передачи 28.12.2022 и значение 1482.
Согласно сведениям, размещенным в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), платежный документ с соответствующими начислениями за декабрь 2022 года размещен Обществом 21.12.2022, тем самым Обществом не обеспечено право потребителя на передачу показаний до 25 декабря. Информация, размещаемая в системе, имеет статус официальной и наряду с платежным документом является основанием для внесения платы за коммунальную услугу.
В случае, если показания переданы после расчета исполнителем платы за коммунальную услугу, они подлежат учету в следующем расчетном периоде.
В сводном отчете, предоставленном Обществом в Инспекцию, расчет платы за январь 2023 года по лицевому счету определен по среднемесячному значению без учета показаний.
В платежном документе за январь 2023 года Обществом в качестве текущих начислений также произведено расчетное начисление по среднемесячному объему потребления в размере 907,99 руб. (138,652 куб.м. (среднемесячное значение) * 6,55 руб. (тариф)). Объем услуги в размере 210 м3 (1272 м3- 1482 м3) не учтен в качестве текущих начислений (в строке "по показаниям, учтенным в текущем расчетном периоде" объем услуги отражен в размере "0 м3") (л.д.43).
При этом абонент не имел возможности оплатить фактически потребленный объем коммунального ресурса, поскольку размер платы по показаниям изначально включен в сумму задолженности.
Несоответствие размера платы за коммунальную услугу, фактически предъявленной потребителю к оплате в декабре (1310 руб.), и указанной в сводных отчетах за декабрь 2022 года (2685,5 руб.), привело к возникновению у абонента задолженности (1375,5 руб.) в январе 2023 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал обоснованным вывод Инспекции о том, что начисление платы за январь 2023 года расчетным методом в данном случае противоречит требованиям пункта 59 Правил N 354, поскольку абонентом 28.12.2022 переданы показания индивидуального прибора учета, а указание данных начислений в качестве задолженности фактически повлекло двойное начисление платы (задолженность - по показаниям прибора учета и текущие начисления - по среднемесячному объему), что нарушает требования законодательства.
При таких обстоятельствах Инспекция пришла к правомерному выводу о том, что Общество произвело абоненту начисление платы за газоснабжение с нарушением действующего законодательства.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному у выводу о том, что оспоренное предостережение соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем правильно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества по приведенным в ней доводам.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как противоречащие фактическим обстоятельствам дела и основанные на ошибочном понимании закона.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.11.2023 по делу N А11-4133/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-4133/2023
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ВЛАДИМИР"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ