г. Санкт-Петербург |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А26-393/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4445/2023) Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.01.2023 по делу N А26-393/2022 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Карелавтотранс-Сервис"
к Министерству финансов Республики Карелия
3-е лицо: Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия
об оспаривании представления
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Карелия "Карелавтотранс-Сервис" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным представления Министерства финансов Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство) от 24.12.2021 N 11112/18.1-08/МФ в части нецелевого использования бюджетных средств в размере 818 466,02 руб. и требования о возмещении в бюджет Республики Карелия средств субсидий в сумме 818 466,02 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия (далее - третье лицо).
Решением суда от 19.01.2023 заявление удовлетворено частично, признано недействительным, как противоречащее Бюджетному кодексу Российской Федерации, вынесенное Министерством финансов Республики Карелия представление от 24.12.2021 N 11112/18.1-08/МФ в части нецелевого использования бюджетных средств в размере 792 000, 38 руб. и требование о возмещении в бюджет Республики Карелия средств субсидий в сумме 792 000, 38 руб. в остальной части заявления отказал, обязал Министерство финансов Республики Карелия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Карелавтотранс-Сервис".
Не согласившись с указанным решением, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. Податель жалобы ссылается на то, что Предприятием в своды начислений, удержаний и выплат включены расходы на оплату вознаграждений физическим лицам, не являющимся работниками Предприятия, по договорам гражданско-правового характера на выполнение различных работ; данные расходы не согласуются с целями расходования представленной субсидии, в связи с чем Министерством сделан правомерный вывод о не достижении результативности по спорным субсидиям.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия и ГУП РК "Карелавтотранс-Сервис" на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2020 года N 183-П "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии государственному унитарному предприятию Республики Карелия "Карелавтотранс-Сервис" на финансовое обеспечение затрат по реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, сложившегося в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Порядок), было заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии Предприятию на финансовое обеспечение затрат по реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, сложившегося в связи с распространением новой коронавирусной инфекции N 1 от 30.04.2020 (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 15.05.2020) (далее по тексту - Соглашение N 1), а также Соглашение о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии ГУП РК "Карелавтотранс-Сервис" на финансовое обеспечение затрат по реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, сложившегося в связи с распространением новой коронавирусной инфекции N 2 от 27.05.2020 (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 17.06.2020) (далее по тексту - Соглашение N 1).
Министерством в соответствии с приказом от 30.06.2021 N 441 в период с 03 августа по 27 сентября 2021 года в отношении Предприятия проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования из бюджета субсидий юридическим лицам, отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия, за период - 2020 год, 2021 год (истекший период).
По результатам плановой выездной проверки был составлен Акт от 18.10.2021 N 18.1-12/39-21 (далее по тексту - Акт).
В акте отражено выявленное Министерством нарушение условий Соглашений, выразившееся в нецелевом использовании бюджетных средств в общей сумме 818 466,02 руб., из них:
673 727, 31 руб. - средства субсидий, направленные на оплату вознаграждений за оказание услуг гражданами по договорам гражданско-правового характера, в том числе налог на доходы физических лиц и страховые взносы по соглашению N 1;
144 738,71 руб. - средства субсидий, направленные на оплату вознаграждений за оказание услуг гражданами по договорам гражданско-правового характера, в том числе налог на доходы физических лиц и страховые взносы по соглашению N 2.
24.12.2021 Министерством финансов Республики Карелия было вынесено представление, согласно которому Министерство требует от Предприятия возместить в бюджет Республики Карелия средства субсидий в сумме 818 466,02 руб. в срок до 31.01.2022.
Согласно пунктам 4 и 5 Представления Предприятием средства субсидии в сумме 818 466,02 руб. использованы на цели, не соответствующие условиям их получения и с нарушением условий их предоставления.
По мнению Министерства, в нарушение пункта 4 Порядка предоставления субсидии N 183-П, пунктов 3.1.2 Соглашений, согласно которым субсидия направляется на расходы по оплате труда, в том числе налог на доходы физических лиц и страховые взносы, Предприятием средства субсидии направлены на оплату вознаграждений за оказание услуг гражданами по договорам гражданско-правового характера, в том числе налог на доходы физических лиц и страховые взносы на общую сумму соответственно 673 727, 31 руб. и 144 738,71 руб., что является нецелевым использованием средств субсидии.
Не согласившись представлением Министерства в указанной части, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого представления Министерства в части нецелевого использования бюджетных средств в размере 792 000, 38 руб. и требования о возмещении в бюджет Республики Карелия средств субсидий в сумме 792 000, 38 руб., в остальной части заявления отказал.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции установил, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ указанные субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 29.04.2020 N 184-П определен Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии Государственному унитарному предприятию Республики Карелия "Карелавтотранс" на финансовое обеспечение затрат по реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, сложившегося в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Порядок N 184-П).
Пунктом 4 Порядка N 184-П установлено направление затрат, источником финансового обеспечения которых является субсидия на оплату труда, в том числе налог на доходы физических лиц, и страховые взносы.
Пунктом 9 Порядка N 184-П предусмотрено, что к заявке на предоставление субсидии прилагаются расчеты потребности в финансовых средствах на оплату труда и страховые взносы, включая своды начислений и удержаний по заработной плате получателя субсидии, расчеты страховых взносов.
Согласно пункту 1-9 Порядка N 184-П в случае установления факта нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем и органом финансового контроля, денежные средства подлежат возврату в бюджет Республики Карелия по коду доходов бюджетной классификации, указанному в соглашении, в течение 10 рабочих дней со дня получения требования главного распорядителя, или в сроки, установленные органом финансового контроля, или в течение 30 календарных дней со дня получения требования органа финансового контроля, если срок не указан.
Министерством по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия и ГУП РК "Карелавтотранс-Сервис" в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Карелия от 29.04.2020 N 184-П заключены с Предприятием соглашения о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии ГУП РК "Карелавтотранс" (получатель субсидии) на финансовое обеспечение затрат по реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, сложившегося в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Предметом Соглашений является предоставление из бюджета Республики Карелия в 2020 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат Получателя по реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, сложившегося в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее также - Субсидия), в рамках подпрограммы "Развитие транспортного обслуживания населения" государственной программы Республики Карелия "Развитие транспортной системы".
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 184-П, пунктом 3.1 Соглашений от N 1 от 30.04.2020 (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 15.05.2020) и N 2 от 27.05.2020 (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 17.06.2020) для получения субсидии получатель субсидии предоставляет главному распорядителю заявку на предоставление субсидии, составленную по произвольной форме, с указанием размера субсидии, определенного исходя из расчета потребности в финансовых средствах на оплату труда и страховые взносы. К заявке на предоставление субсидии прилагаются расчеты потребности в финансовых средствах на оплату труда и страховые взносы, включая своды начислений и удержаний по заработной плате получателя субсидии, расчеты страховых взносов.
Приложениями к заявкам на предоставление субсидии приложены Своды начислений, удержаний и выплат работников Предприятия за март 2020 года, апрель 2020 года, май 2020 года.
Апелляционным судом установлено, что Предприятием в своды начислений, удержаний и выплат включены расходы на оплату вознаграждений физическим лицам, не являющимся работниками Предприятия, по договорам гражданско-правового характера на выполнение различных работ.
В соответствии со статьями 56, 135 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работодателем и работником регулируются на основании трудовых договоров, с установлением порядка и формы оплаты труда. Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Пунктом 3.23 Учетной политики на 2019 год от 29.12.2019 утверждено, что трудовые отношения на предприятии регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. Заработная плата начисляется согласно штатному расписанию, подписанному руководителем исходя из занимаемой должности сотрудником, в котором отсутствуют физические лица, работающие по договорам гражданско-правового характера.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.3 Положения об оплате труда работников ГУП РК "Карелавтотранс-Сервис" (утверждено приказом N 35/2 от 31.07.2019) оплата труда работника Предприятия (заработная плата) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Данным Положением определены система оплаты труда, периодичность выплаты заработной платы, условия выплаты премиальных, случаи индексации заработной платы, иные гарантии работников по оплате труда. Вместе с тем, позиций о включении в структуру оплаты труда выплат каких-либо вознаграждений по гражданским договорам Положение об оплате труда, впрочем, как и иные локальные правовые акты Предприятия, не содержит.
Договоры гражданско-правового характера (договоры подряда), заключаемые Предприятием с физическими лицами на выполнение работ (оказание услуги), регулируются статьями 702 - 709 Гражданского кодекса Российской Федерации. За выполнение работы (оказание услуги) исполнителю выплачивается вознаграждение. Данные расходы не согласуются с целями расходования представленной субсидии.
Базовое понятие "оплата труда" обязательное для правоприменителей, в том числе и при применении норм бюджетного законодательства, определено в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда работника -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Аналогичное определение содержится и в статье 255 Налогового кодекса Российской Федерации - в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Таким образом, оплата труда - это выплата заработной платы работникам.
Ссылка суда Предприятия на положения пункта 21 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть принята, так как в соответствии с абзацем вторым настоящей статьи данный пункт применяется исключительно в целях исчисления налога на прибыль организаций. Сфера применения норм Налогового кодекса Российской Федерации ограничена регулированием властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.
В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствие с пунктами 1 и 4 Порядков предоставления из бюджета Республики Карелия, приложениями 1 к соглашениям о предоставлении субсидий, государственному унитарному предприятию Республики Карелия "Карелавтотранс - сервис" предоставлены субсидии на компенсацию расходов на оплату труда, в связи с реализацией мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на предприятии, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Так, пунктом 11.12. распоряжения Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 года N 127-р (в редакции распоряжения от 29.04.2020 N 246-р) в период с 29 марта по 10 мая 2020 года (далее изменениями срок продлевался до 07 июня 2020) приостановлена на территории Республики Карелия любая деятельность перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров общественным транспортом, за исключением такси.
В соответствии с приказами Предприятия от 27.03.2020 N 12, 06.04.2020 N 13, 14.04.2020 N14, 24.04.2020 N 15, от 29.04 2020 N 16, от 08.05.2020 N 19, от 12.05.2020 N22, от 25.05.2020 N25, от 29.05.2020 N 28 (копии прилагаются) с 29 марта 2020 по 01 июня 2020 года выполнение всех автобусных рейсовпрекращено, работа предприятия приостановлена, введен режим вынужденного простоя. В связи с мерами, предусмотренными распоряжением 127-р приказами предприятия от 29.04.2020 N 17, 29.04.2020 N 29 (имеются в материалах дела) работникам предприятия установлена "базовая" заработная плата, а не работающим кондукторам, контролерам и т.д. установлен минимальный размер оплаты труда.
Таким образом, целью субсидии в данном случае являлась компенсация затрат Предприятия на время вынужденного простоя в отношении компенсации заработной платы сотрудников в отсутствие дохода от деятельности Предприятия, так как основной уставной деятельности Предприятие не осуществляло. Исходя из изложенного, нельзя отнести к целевым расходам средств субсидии направление ее на покрытие обязательств по договорам подряда, не предусматривающим оплату подрядчикам простоев, отпусков и т.д.
Договор подряда заключается для получения определенного результата, который будет передан заказчику и им оплачен. Трудовой договор содержит обязательные условия о месте работы, режиме рабочего времени, виде поручаемой работы на определенный либо неопределенный срок. При этом, подрядчик является самостоятельным субъектом, а работник выполняет конкретную трудовую функцию в составе коллектива, он подчинен правилами внутреннего трудового распорядка, его работа подконтрольна работодателю. Кроме того, по договору подряда исполнитель несет риски, связанные с предпринимательской деятельностью, а по трудовому договору работник не несет никаких рисков, связанных с работой, имеет предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации. Все представленные договоры являются договорами подряда и не могут быть отнесены к трудовым, а подрядчики по договорам не находятся в трудовых отношениях с заявителем.
Также на подрядчиков не распространяются правила трудового распорядка, иных локальных правовых актов трудового законодательства.
В соответствии с пунктами 2, 2.1.1. договоров ГПХ работы в соответствии с техническим заданием выполняются подрядчиками своими силами и средствами.
Кроме того, на основании пункта 7.2 договора ГПХ данные договоры могут быть расторгнуты в любой момент по инициативе Предприятия без объяснения причин (часть 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, следует признать, что нарушение пункта 4 Порядка предоставления субсидии N 183-П, пункта 3.1.2. Соглашений ГУП РК "Карелавтотранс-Сервис" использовал средства субсидии на выплаты вознаграждений физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, которые не являются оплатой труда, в том числе налог на доходы физических лиц и страховые взносы, на общую сумму 673 727.31 рублей и 144 738,71, что является нецелевым использованием средств субсидии.
При таких обстоятельствах, факт нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии подтверждается материалами дела.
Учитывая изложенное, оснований для признания недействительным представления от 24.12.2021 N 11112/18.1-08/МФ в части нецелевого использования бюджетных средств в размере 818 466,02 руб. и требования о возмещении в бюджет Республики Карелия средств субсидий в сумме 818 466,02 руб. не имеется.
В связи с вышеизложенным, апелляционная жалоба Министерства подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Предприятием требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19 января 2023 года по делу N А26-393/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-393/2022
Истец: ГУП Республики Карелия "Карелавтотранс-Сервис"
Ответчик: Министерство финансов Республики Карелия
Третье лицо: Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, Гарбузова Ксения Викторовна