город Омск |
|
03 мая 2023 г. |
Дело N А70-25241/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2830/2023) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.02.2023 по делу N А70-25241/2022 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399, адрес: 628408, город Сургут, улица Университетская, дом 4) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58А), при участии в деле в качестве третьего лица, - Карсонова Николая Валерьевича, о признании незаконными и отмене постановления от 09.11.2022 о привлечении к административной ответственности по делу N 072/04/9.21-514/2022 и представления от 09.11.2022 N 072/04/9.21-514/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Долганов Н.П. (по доверенности от 14.07.2022 N 81437, сроком действия 29.04.2023),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Колтыпина С.М. (по доверенности от 09.01.2023 N 14 сроком действия до 31.12.2023),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, общество, АО "Россети Тюмень") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Тюменское УФАС России, управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.11.2022 об административном правонарушении N 072/04/9.21-514/2022 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 09.11.2022 N 072/04/9.21-514/2022.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 09.01.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Карсонов Николай Валерьевич (далее - Карсонов Н.В., третье лицо).
части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. изменена на административный штраф в размере 300 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Россети Тюмень" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о признании оспариваемого постановления незаконным и его отмене.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Карсонова Н.В., требуется выполнить строительство ВЛИ-0,4 кВ, монтаж и подключение к сети прибора коммерческого учета электрической энергии, кроме того осуществить мероприятия по реконструкции объектов электросетевого хозяйства, необходимые для присоединения энергопринимающих устройств заявителя. При проведении данных работ филиал АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети столкнулся с непредвиденными трудностями, что вызвало превышение сроков выполнения мероприятий по договору.
Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что не осуществляет мероприятия по технологическому присоединению своими силами, без привлечения подрядных организаций, ввиду отсутствия штата квалифицированных специалистов для выполнения землеустроительных и проектно-изыскательских работ, а также отсутствия у общества лицензий и свидетельств на проведение подобного вида работ, ввиду чего после заключения договоров об осуществлении технологического присоединения АО "Россети Тюмень" опубликовало извещение N 32110781720 о проведении закупки c запросом цен в электронной форме по результатам предварительного отбора на право заключения рамочных соглашений на выполнение комплекса проектно-изыскательских и строительномонтажных работ по строительству/реконструкции объектов электросетевого хозяйства филиала АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети для осуществления технологического присоединения потребителей в 2021 - 2022 годах (опубликованного на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) от 19.05.2021 N 32110293666 и на электронной торговой площадке rosseti.roseltorg.ru от 19.05.2021 N 32110293666. Вместе с тем, отказы подрядных организаций от участия в закупках, вызванные сложной экономической ситуацией, привели к увеличению сроков выполнения мероприятий.
АО "Россети Тюмень" указывает, что письмом от 04.10.2022 вх. N РТ13-20168 Красонов Н.В. обратился в АО "Россети Тюмень" с просьбой переоформить договоры об осуществлении технологического присоединения, в связи с проведением работ по межеванию земельных участков в июле 2021 года, в силу чего заявителем были подготовлены дополнительные соглашения о внесении изменений в договора об осуществлении технологического присоединения. Податель апелляционной жалобы полагает, что в действиях третьего лица имеются признаки злоупотребления правом.
Кроме того, общество утверждает о том, что с 10.03.2022 в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) не допускается составлять протоколы должностным лицом на основании заявления гражданина или организации без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Ссылаясь на то, что дело возбуждено УФАС по Тюменской области 06.10.2022, заявитель считает, что оспариваемое постановление подлежит отмене, как не соответствующее правовому регулированию, введенному в Российской Федерации с 10.03.2022.
Управлением в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором антимонопольный орган не соглашается с доводами подателя апелляционной жалобы, просит оставить оспариваемое решение без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об его отложении не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя общества и управления, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Карсонов Н.В. обратился в АО "Россети Тюмень" с заявками на технологическое присоединение объектов, расположенных на земельных участках по адресу: Тюменская область, Тюменский район, ТОО "Мальковское".
На основании данных заявок между обществом и третьи лицом заключены договоры на технологическое присоединение объектов, расположенных на земельных участках по адресу: Тюменская область, Тюменский район, ТОО "Мальковское" N Т13/21/1655-ДТП от 15.04.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1615; N Т13/21/1656-ДТП от 15.04.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1612; N Т13/21/1658-ДТП от 15.04.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1621; N Т13/21/1707-ДТП от 16.04.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1606; N Т13/21/6104-ДТП от 14.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1590; N Т13/21/6105-ДТП от 14.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1593; N Т13/21/6106-ДТП от 14.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1592; N Т13/21/6107- ДТП от 14.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1579; N Т13/21/6109-ДТП от 14.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1580; N Т13/21/1643-ДТП от 14.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1614; N Т13/21/6111-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1594; N Т13/21/6112-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1601; N Т13/21/6113-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1597; N Т13/21/6114-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1603; N Т13/21/6115-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1595; N Т13/21/6117-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1600; N Т13/21/6118-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1604; N Т13/21/6119-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1633; N Т13/21/6120-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1599; N Т13/21/6124-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1605; N Т13/21/6136-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1553; N Т13/21/6138-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1556; N Т13/21/6139-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1557; N Т13/21/6140-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1558;
N Т13/21/6141-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1573; N Т13/21/6142-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1575; N Т13/21/6144-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1576; N Т13/21/6145-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1577; N Т13/21/6146-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1578; N Т13/21/6147-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1581; N Т13/21/6149-ДТП от 15.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1582; N Т13/21/6103-ДТП от 18.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1591; N Т13/21/6110-ДТП от 18.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1589; N Т13/21/6188-ДТП от 20.10.2021, кадастровый номер земельного участка 72:17:1206001:1554 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт, со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев, в соответствии с абз. 13 подп. "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
По договорам N Т13/21/1643-ДТП от 14.10.2021 (650 группа) и N Т13/21/6141-ДТП от 20.10.2021 (676 группа) предусмотрено строительство ВЛИ-0,4 кВ, монтаж и подключение к сети прибора коммерческого учета электрической энергии. Без выполнения данных мероприятий невозможно выполнение работ по договорам, являющимися отлагательными, а именно: N Т13/21/1655-ДТП от 15.04.2021, N Т13/21/1656-ДТП от 15.04.2021, N Т13/21/1658-ДТП от 15.04.2021, N Т13/21/1707-ДТП от 16.04.2021, N Т13/21/6104-ДТП от 14.10.2021, N Т13/21/6105-ДТП от 14.10.2021, N Т13/21/6106-ДТП от 14.10.2021, N Т13/21/6107-ДТП от 14.10.2021, N Т13/21/6109-ДТП от 14.10.2021, N Т13/21/6111-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6112-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6113-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6114-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6115-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6117-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6118-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6119-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6120-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6124-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6136-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6138-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6139-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6140-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6142-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6144-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6145-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6146-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6147-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6149-ДТП от 15.10.2021, N Т13/21/6103-ДТП от 18.10.2021, N Т13/21/6110-ДТП от 18.10.2021, N Т13/21/6188-ДТП от 20.10.2021, в рамках которых предусмотрена установка приборов учета хозяйственным способом.
После заключения договора об осуществлении технологического присоединения АО "Россети Тюмень" 29.10.2021 и 18.02.2022 опубликовало на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке www.rosseti.roseltorg.ru запрос цен по итогам предварительного отбора на право заключения рамочных соглашений на выполнение комплекса проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству/реконструкции объектов электросетевого хозяйства филиала АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети для осуществления технологического присоединения потребителей в 2021 - 2022 годах на выполнение работ по строительству.
16.11.2021 комиссия пришла к выводу заключить договор по цене, в объеме, на условиях, указанных в заявке единственного участника закупки, что подтверждается протоколом заочного заседания от 16.11.2021. С ООО "М-Сетьстрой" заключен договор подряда от 03.12.2021.
В 2022 году в связи с отсутствием заявок АО "Россети Тюмень" неоднократно опубликовывало извещения о переносе срока на 10.03.2022, на 15.03.2022, на 18.03.2022. Затем закупка была признана несостоявшейся.
На основании пункта 7.5.3 Единого стандарта закупок ПАО "Россети" (Положение о закупках), принято решение заключить договор по цене, в объеме и на условиях, указанных в заявке единственного участника закупки, или на лучших для Заказчика условиях (в том числе достигнутых по результатам преддоговорных переговоров в случае их проведения) с ООО "ПК СтройКомплект", что подтверждается протоколом заочного заседания комиссии по рассмотрению заявок и подведению итогов закупки от 25.07.2022 N 32211530150/2022.0116-2.
По итогам закупочных процедур 22.08.2022 между АО "Россети Тюмень" и ООО "ПК СтройКомплект" заключен договор подряда N PD01.3000.2022.157.
ООО "ПК СтройКомплект" письмом от 02.09.2022 N 889 сообщило о том, что в ходе геодезического изыскания и обследования объекта было установлено, что земельный участок заявителя с кадастровым номером 2:17:1206001:1573 снят с кадастрового учета.
Письмом от 04.10.2022 вх. N РТ13-20168 Карсонов Н.В. обратился в АО "Россети Тюмень" с просьбой переоформить договоры об осуществлении технологического присоединения, в связи с проведением работ по межеванию земельных участков в июле 2021 года.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям составляет 6 месяцев со дня заключения договора. Технологическое присоединение обществом не осуществлено, в связи с чем третье лицо 12.09.2022 направило в Тюменское УФАС России обращение на действия общества, выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Уполномоченным должностным лицом управления в отношении АО "Россети Тюмень" вынесено определение от 06.10.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении N 072/04/9.21-514/2022 и проведено административное расследование.
В ходе проведения административного расследования управлением установлено, что в нарушение Правил N 861, обществом не выполнены мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок.
В связи с установлением изложенных обстоятельств, уполномоченным должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 21.10.2022 N 072/04/9.21-514/2022 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Рассмотрев названный протокол и иные материалы дела, заместитель руководителя управления Полухин Д.А. вынес оспариваемое постановление от 09.11.2022 N ДП/5071/22 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-514/2022 об административном правонарушении, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Кроме того, заместителем руководителя управления Полухиным Д.А. вынесено представление N 072/04/9.21-514/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Полагая, что указанные постановление и представление являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 09.02.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, исходя из следующего.
В силу 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения, в том числе, заключается в несоблюдении лицом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения.
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
В силу абзаца 12 пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил.
При этом сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств определены в подпункте "б" пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора технологического присоединения.
В силу пункта 103 Правил N 861, договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
Как следует из материалов дела, в настоящем случае мероприятия по технологическому присоединению должны были быть осуществлены сетевой организацией не позднее 19.11.2021 - по договорам N Т13/21/1655-ДТП, N Т13/21/1656-ДТП, N Т13/21/1658-ДТП от 15.04.2021, N Т13/21/1707- ДТП от 16.04.2021; не позднее 21.04.2022 - по договорам N Т13/21/6103-ДТП от 18.10.2021, N Т13/21/6104-ДТП, N Т13/21/6105-ДТП, N Т13/21/6106-ДТП от 14.10.2021, N Т13/21/6110-ДТП от 18.10.2021, N Т13/21/6112-ДТП, N Т13/21/6113-ДТП, N Т13/21/6114-ДТП, N Т13/21/6117-ДТП, N Т13/21/6118-ДТП, N Т13/21/6120-ДТП, N Т13/21/6123-ДТП, N Т13/21/6139-ДТП, N Т13/21/6140-ДТП, N Т13/21/6141-ДТП, N Т13/21/6142-ДТП, N Т13/21/6145-ДТП, N Т13/21/6146-ДТП, N Т13/21/6149-ДТП от 15.10.2021; не позднее 10.05.2022 - по договору N Т13/21/6147-ДТП от 15.10.2021; не позднее 13.06.2022 - по договору N Т13/21/6903-ДТП от 25.11.2021.
Вместе с тем, на момент обращения третьего лица в управление фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям по договорам осуществлено не было.
Из процессуальной позиции АО "Россети Тюмень" следует, что общество принимало меры к исполнению договора, и полагает, что в настоящем случае имеет место малозначительность совершенного административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции не признает доводы АО "Россети Тюмень" в качестве обоснованных, поскольку в силу абзаца второго пункта 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным. Исполнение требований Правил N 861, в том числе соблюдение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению, является для общества обязательным.
Обстоятельства проведения закупок находятся в зоне контроля, и, соответственно, ответственности АО "Россети Тюмень". При этом, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, общество не лишено возможности получения необходимых лицензий, набора штатных сотрудников и самостоятельного выполнения работ.
Как следует из материалов дела и указано подателем апелляционной жалобы, срок исполнения обязательств по договорам N Т13/21/1655-ДТП, N Т13/21/1656-ДТП, N Т13/21/1658-ДТП от 15.04.2021, N Т13/21/1707-ДТП от 16.04.2021 истекает 19.11.2021, а договор подряда N PD01.3000.2021.9626 (650 группа) с ООО "М-Сетьстрой" заключен только 03.12.2021.
Кроме того, срок исполнения обязательств по договорам N N Т13/21/6103-ДТП от 18.10.2021, N Т13/21/6104-ДТП, N Т13/21/6105-ДТП, N Т13/21/6106-ДТП от 14.10.2021, N Т13/21/6110-ДТП от 18.10.2021, N Т13/21/6112-ДТП, N Т13/21/6113-ДТП, N Т13/21/6114-ДТП, N Т13/21/6117-ДТП, N Т13/21/6118-ДТП, N Т13/21/6120-ДТП, N Т13/21/6123-ДТП, N Т13/21/6139-ДТП, N Т13/21/6140-ДТП, N Т13/21/6141-ДТП, N Т13/21/6142-ДТП, N Т13/21/6145-ДТП, N Т13/21/6146-ДТП, N Т13/21/6149-ДТП от 15.10.2021, Т13/21/6147-ДТП, Т13/21/6903-ДТП истекает 21.04.2022, 10.05.2022, 13.06.2022, а договор подряда N PD01.3000.2022.157 заключен с ООО "ПК СтройКомплект" 22.08.2022.
Вместе с тем, доводы АО "Россети Тюмень" относительно неосуществления своевременного уведомления Карсоновым Н.В. о необходимости переоформления договоров об осуществлении технологического присоединения по причине проведения работ по межеванию земельных участков в июле 2021 года, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку, в нарушение положений статей 9, 65 АПК РФ, обществом не представлено доказательств того, что в июле 2021 года земельные участки с кадастровыми номерами, указанными в рассматриваемых договорах о технологическом присоединении, были сняты с кадастрового учета. Также не представлено доказательств того, что переоформление указанных земельных участков не позволило обществу своевременно исполнить свои обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.
Таким образом, предпринятые обществом меры оказались недостаточными для своевременного осуществления технологического присоединения.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, и учитывая, что до совершения спорного правонарушения общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Суд первой инстанции, с учетом отсутствия доказательств реального причинения вреда потребителю, пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снижении размера административного штрафа до 300 000 руб.
Как указывает в апелляционной жалобе общество, при решении вопроса о возможности снижения ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, суд должен учитывать конкретные обстоятельства дела, а именно: отсутствие в материалах дела доказательств наличия негативных последствий в результате совершенного правонарушения; негативное влияния на экономику и на финансовое положение хозяйствующих субъектов распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Между тем в силу положений части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Соответственно, назначенный обществу административный штраф в размере 300 000 руб. не может быть еще больше уменьшен в силу положений КоАП РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для признания правонарушения малозначительным и замены наказания на предупреждение не имеется.
Доводы апелляционной жалобы АО "Россети Тюмень" о том, что в силу действия с 10.03.2022 Постановления N 336 не допускается составление протоколов должностным лицом на основании заявления гражданина или организации без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом, отклоняются апелляционным судом.
Пунктом 1 Постановления N 336 введены ограничения на проведение в 2022 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно пункту 9 Постановления N 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Федеральный закон N 248-ФЗ регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, под которым понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2).
При этом под обязательными требованиями понимаются содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации").
Особенности проведения в 2022 году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлены в пункте 3 указанного постановления. Так, в 2022 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры, в частности: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
При этом необходимые для проведения внеплановой проверки сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает в том числе при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации (пункт 1 части 1 статьи 58 поименованного федерального закона).
В свою очередь, пунктом 3 части 2 статьи 90 названного федерального закона установлено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Таким образом, контрольные (надзорные) мероприятия являются одной из форм деятельности федеральных органов исполнительной власти, по результатам которой могут быть выявлены (обнаружены) признаки административных правонарушений, если они связаны с нарушением обязательных требований контролируемым лицом.
Буквальное толкование оспариваемого в части пункта 9 Постановления N 336 во взаимосвязи с приведенными выше положениями федерального законодательства свидетельствует о том, что он непосредственно связан именно с указанной формой деятельности федеральных органов исполнительной власти, которой, однако, не исчерпываются полномочия данных органов, предусмотренные другими федеральными законами. Оспариваемое нормативное положение распространяется только на правоотношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами контрольных (надзорных) мероприятий в рамках Федерального закона N 248-ФЗ, в том числе касающихся рассмотрения соответствующих обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в этой сфере.
Так, согласно статье 28.1 КоАП РФ сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 этого кодекса, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1), подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2) и которые при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении.
Аналогичная позиция изложена в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30.08.2022 N АКПИ22-494.
Кроме того, согласно пункту 4 рекомендаций ФАС России "Об особенностях осуществления видов государственного контроля в 2022 году с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" от 08.06.2022 исх. N МШ/55457/22 ограничения, установленные пунктом 9 Постановления N 336, не распространяются на возбуждение дел об административных правонарушениях, связанных с осуществлением контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, осуществлением контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
Также согласно письму ФАС России от 25.03.2022 N МШ/26997/22 "О направлении разъяснения в территориальные органы по вопросу порядка проведения контрольных мероприятий антимонопольными органами в 2022 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336" пункт 9 Постановления N 336 не запрещает возбуждение дела об административном правонарушении, в том числе в отношении субъектов естественных монополий, в случае, когда правонарушение выявлено не по итогам проведения государственного контроля, а в рамках процедуры, установленной КоАП РФ.
С учетом изложенного, ограничения, предусмотренные пунктом 9 Постановления N 336, не распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, когда такое правонарушение выявлено не в результате осуществления государственного контроля по итогам проведенного контрольного мероприятия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1088 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов)".
Согласно положениям статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ).
Из анализа указанной выше нормы следует, что представление о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, выдается в случае установления нарушений норм права, выявленное в рамках административного производства.
С учетом установленных по делу обстоятельств, основания для признания недействительным представления от 09.11.2022 N 072/04/9.21-514/2022, внесенного управлением в связи с привлечением общества к административной ответственности, отсутствуют.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Россети Тюмень" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.02.2023 по делу N А70-25241/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-25241/2022
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Карсонов Н.В.