г. Москва |
|
04 мая 2023 г. |
Дело N А41-45384/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Погонцева М.И., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Темниковой А.В.,
при участии в судебном заседании:
от Федерального агентства лесного хозяйства (истец) - Гаптуллин А.Н. по доверенности от 07.07.2022 года, паспорт, диплом;
от ООО "Реабилитационный центр Вязёмы" (ответчик) - Сухова М.В. по доверенности от 05.09.2022 года, паспорт, диплом;
от Комитета лесного хозяйства Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ТУ Росимущества в Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства экологии и природопользования Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации Одинцовского городского округа Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 03.02.2023 по делу N А41-45384/22, по иску Федерального агентства лесного хозяйства к ООО "Реабилитационный центр Вязёмы", третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Администрация Одинцовского городского округа Московской области об истребовании,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Реабилитационный центр Вяземы" с требованиями об истребовании из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041411:119 в части наложения на земли лесного фонда площадью 8505 кв. м выделы 5, 6 квартала 136, выделы 4, 16 квартала 152 Хлюпинского участкового лесничества Звенигородского лесничества согласно каталогу координат, об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке в указанных координатах.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН ООО "Реабилитационный центр Вяземы" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041411:119, категория земель - земли особо охраняемых территорий, вид разрешенного использования - для размещения и обслуживания оздоровительного комплекса, о чем в ЕГРН внесена запись от 25.03.2021.
В соответствии с заключением ФГБУ "Рослесинфорг" N 25 от 06.06.2022 установлен факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041411:119 с границами земель лесного фонда выделов 5, 6 квартала 136, выделы 4, 16 квартала 152 Хлюпинского участкового лесничества Звенигородского лесничества. Площадь пересечения - 8505 кв. м. Заключением ФГБУ "Рослесинфорг" также установлены координаты пересечения земельного участка с землями лесного фонда.
Истец также представил в материалы дела письмо Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.04.2022, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041411:119 имеет наложение на границы особо охраняемой природной территории местного значения - природного резервата "Долина реки Вяземки".
Ссылаясь на нарушение порядка постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041411:119, при отсутствии оснований для выбытия спорной части лесного участка из федеральной собственности, Рослесхоз обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник (титульный владелец) вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 32 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при применении статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора.
Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
В соответствии со статьей 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.
Из положений статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной Инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 ЛК РФ).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В обоснование местоположения границ лесных участков в материалы дела представлены заключение ФГБУ "Рослесинфорг" N 25, выписка из государственного лесного реестра.
Вместе с тем, указанные документы не содержат сведения о местоположении точек координат границ спорных лесных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.1 ЛК РФ и пункта 29 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно пункту 61 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу статьи 69.1 ЛК РФ и пункта 35 Лесоустроительной инструкции при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, заключение ФГБУ "Рослесинфорг" N 25 о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041411:119 с землями лесного фонда не может быть положено в основание решения об удовлетворении требований Рослесхоза, поскольку координаты наложения границ определено при графическом совмещении границ спорных участков с материалами лесоустройства.
Указанные документы сами по себе, без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда на основании данных документов не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Приказом Рослесхоза от 11.02.2019 N 127 утверждены границы Звенигородского лесничества в Московской области.
Таким образом, таксационное описание и выкопировка из планшета лесных участков не являются лесоустроительными документами, а таксационное описание относится к таксационным материалам, носящий технический характер. Следовательно, истцом не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о пересечении спорных земельных участков с землями лесного фонда.
В силу статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Из части 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
При этом частью 2 статьи Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее -картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Аналогичные нормы действовали в составе Федерального закона 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, в силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду, также не содержат сведений о местоположении границ лесных участков.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в государственном реестре недвижимости содержится информация о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 16576/11, исходя из положений статей 5, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Как следует из положений статей 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
В материалы дела представлены регистрационные и кадастровые дела, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041411:119 поставлен на кадастровый учет 14.01.2005 с установлением местоположения границ в соответствии с требованиями земельного законодательства
При этом, как установлено решением Арбитражного суда Московской области от 08.02.2013 по делу N А41-51442/12, открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Наука" (ОАО НПО "Наука") создано путем преобразования государственного предприятия в соответствии с Указом Президента РФ "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" от 1 июля 1992 N 721. Учредителем общества являлся Государственный Комитет РФ по управлению государственным имуществом. Согласно Плану Приватизации ОАО НПО "Наука" и Акту оценки стоимости зданий и сооружений, расположенных по адресу МО, Одинцовский район, с/о Болыпевяземский, п. Ямщина оздоровительный комплекс, состоящий из земельных участков, зданий и сооружений был передан ОАО НПО "Наука" в оплату его уставного капитала.
Согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей ОАО НПО "Наука" на основании Постановления Главы Одинцовского района N 2289 от 02.12.1998 предоставлено 16,62 га в бессрочное пользование для размещения и обслуживания оздоровительного комплекса. Акт зарегистрирован в Книге записей Государственных актов за N 1456 от 11.03.99.
В последующем земельный участок с адресом относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира МО, Одинцовский район, с/о Болыпевяземский, п. Ямщина, поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера 50:20:0041411:0102 общей площадью 146650 кв. м.
В последующем данный земельный участок преобразован, в результате раздела образованы земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0041411:122 площадью 2611 кв. м; 50:20:0041411:121 площадью 2708 кв. м; 50:20:0041411:120 площадью 1606 кв. м; 50:20:0041411:119 площадью 139725 кв. м.
ОАО "Ямское поле" (ОАО "ЯП") создано 03.03.2009 в результате реорганизации ОАО НПО "Наука" в форме выделения из него ОАО "Ямское поле".
Протоколом от 30.11.2009 N 30 внеочередного общего собрания акционеров ОАО НПО "Наука" подтверждается принятие решения о реорганизации ОАО НПО "Наука" в форме выделения ОАО "Ямское поле", утвержден Разделительный баланс, согласно которому вновь создаваемому обществу - ОАО "Ямское поле" передается права в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041411:122 площадью 2611 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 50:200041615:185 площадью 9424 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041411:0120 площадью 1606 кв. м, земельного участка площадью 10172 кв. м, земельного участка площадью 2708 кв. м, земельного участка площадью 139725 кв. м (с кадастровым номером 50:20:0041411:119), расположенные по адресу: относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира МО, Одинцовский район, с/о Большевяземский, п. Ямщина).
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Материалами настоящего дела подтверждается, что Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 25.05.2005 N 608-р земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041411:119 из земель особо охраняемых территорий и объектов предоставлен в собственность ОАО НПО "Наука".
Земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041411:119 категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов образован из земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041411:0102, который относился к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.
Доказательств формирования земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041411:0102 из земель лесного фонда не представлено.
При этом формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041411:0102 не оспорены.
Кроме того, с 11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ).
Согласно статье 7 указанного Закона, пункту 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Федеральным законом N 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец ссылается на письмо Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.04.2022 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041411:119 имеет наложение на границы существующей особо охраняемой природной территории местного значения - природного резервата "Долина реки Вяземки", границы и режим особой охраны которого утверждены решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района МО от 10.04.2008 N 23/23 "Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения в Одинцовском районе - природного резервата "Долина реки Вяземки", городское поселение Большие Вяземы". Следовательно, положения частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ не подлежат применению.
Между тем, согласно паспорту особо охраняемой природной территории местного значения в Одинцовском районе - природного резервата "Долина реки Вяземки" местонахождение ООПТ определено в следующих границах: Московская область, Одинцовский район, в окрестностях населенных пунктов Назарьево, Малые Вяземы и Хлюпино; и включает лесные кварталы 49, 55, 63 Пионерского лесничества и 120, 136 Хлюпинского лесничества Звенигородского лесхоза.
При этом, исковые требования основаны на факте наложения границ участка с кадастровым номером 50:20:0041411:119 на земли лесного фонда в том числе на выделы 4, 16 квартала 152 Хлюпинского участкового лесничества Звенигородского лесничества.
Доказательств включения выделов 4, 16 квартала 152 Хлюпинского участкового лесничества Звенигородского лесничества в границы ООПТ в материалы дела не представлено.
Кроме того, материалами дела, в том числе выписками из ЕГРН подтверждается, что в границах земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041411:119 расположены объекты недвижимости, в том числе в границах наложения.
В составе кадастрового дела имеется кадастровая выписка от 10.02.2015, согласно которой в ГКН внесены сведения о частичном расположении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041411:119 в границах особо охраняемой природной территории местного значения - природного резервата "Долина реки Вяземки". При этом сведения о площади наложения в ГКН отсутствуют.
Суд первой инстанции предлагал лицам, участвующим в деле, рассмотреть вопрос о назначении по делу судебной экспертизы, что подтверждается определениями от 06.09.2022, от 19.10.2022. Вместе с тем, такое ходатайство лицами, участвующими в деле, не заявлено, проведение судебной экспертизы по данной категории дела не является обязательным в силу закона. В судебном заседании 25.01.2022 представитель истца от проведения экспертизы по делу отказался.
Иных доказательств отнесения земельного участка, к землям лесного фонда истцом не представлено.
Ответчиком также было заявлено о применении срока исковой давности.
В силу статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года.
Статьей 199 названного Кодекса предусмотрено применение судом срока исковой давности только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, а истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В соответствии с пунктом 2 статьи 200 названного Кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В составе кадастрового дела имеется кадастровая выписка от 10.02.2015, согласно которой в ГКН внесены сведения о частичном расположении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041411:119 в границах особо охраняемой природной территории местного значения - природного резервата "Долина реки Вяземки".
Пунктом 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" дано разъяснение, что течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в реестре. При этом сама по себе запись в реестре о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в реестр лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, о наложении границ спорного земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041411:119 на границы ООПТ или земли лесного фонда истец должен был узнать на момент утверждения границ Звенигородского лесничества в Московской области Приказом Рослесхоза от 11.02.2019 N 127, поскольку является уполномоченным органом по установлению границ лесных участков (пункт 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства").
Десятый арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 03.02.2023 по делу N А41-45384/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45384/2022
Истец: Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: ООО "РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ВЯЗЁМЫ"
Третье лицо: "Управление Росреестра по Московской области", Комитет лесного хозяйства МО, Министерство экологии и природопользования Московской области, ТУ РОСИМУЩЕСТВА В МО, ФГБУ ФИЛИАЛ "ФКП РОСРЕЕСТРА" ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ