г. Пермь |
|
05 мая 2023 г. |
Дело N А50-32564/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Герасименко Т.С., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от заявителя: Двоеглазов А.И., паспорт, доверенность от 03.11.2022, диплом;
от заинтересованного лица: Соболева Е.А., служебное удостоверение N 817, доверенность N 83 от 12.01.2023, диплом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 февраля 2023 года
по делу N А50-32564/2022
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Пермская станция скорой медицинской помощи" (ОГРН 1185958003175, ИНН 5902047158)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)
о признании незаконным решения по результатам проверки от 11.11.2022 N 42 в части предложения возместить расходы в сумме 1 447 896 руб.,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Пермская станция скорой медицинской помощи" (далее - заявитель, страхователь, Учреждение, Станция скорой помощи) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения от 11.11.2022 N 42 по результатам проверки, вынесенного государственным учреждением - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, Фонд социального страхования, Отделение), в части предложения возместить расходы в сумме 1 447 896 руб. (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.02.2023 (резолютивная часть решения объявлена 13.02.2023) требования государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Пермская станция скорой медицинской помощи" удовлетворены. Признано недействительным решение от 11.11.2022 N 42, вынесенное государственным учреждением - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в части предложения возместить расходы в сумме 1 447 896 руб. Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Учреждения отказать.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывалась как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определялось путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Соответственно, если работник не контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (количество дней работы, в которых имелся контакт, равно 0), то результат подсчета фактического числа нормативных смен всегда будет 0. Указание в реестре сведений в отношении работника, который не контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, любого числа больше 0 является нарушением п. 3 Правил.
Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам осуществляется путем проведения камеральной проверки на основании Порядка осуществления территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контроля за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, утвержденного Приказом ФСС РФ от 30.06.2021 г. N 272 (далее - Порядок N 272).
Абзацем 3 пункта 6 Порядка N 272 предусмотрено, что в ходе проведения проверки у организации запрашиваются, в том числе документы, подтверждающие факт контакта работника с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и с лицами из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией (приказ о работе в соответствующем подразделении, приказ об утверждении наименований подразделений и должностей работников, работа в которых дает право на установление выплаты, локальные нормативные акты, устанавливающие требования к работе в соответствующем подразделении).
В соответствии с п. 7 Порядка N 272 должностное лицо может проверять информацию о наличии пациента в информационном ресурсе Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также запрашивать направление такого пациента на консультацию (обследование) к врачу-специалисту, заключение врача- специалиста после проведения консультации (обследования), записи в медицинской карте пациента, журнал приема врачом-специалистом, иные документы, которые могут служить основанием для осуществления выплаты.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 17 февраля 2021 года N 3 Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новая коронавирусная инфекция (COVID-19).
Как следует из судебной практики, целью Постановления N 1762 является оказание выплат стимулирующего характера медицинским работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и дифференциация данной категории работников от иных, также осуществляющих медицинскую деятельность, но не имеющими фактического контакта с такими пациентами. Расширительное толкование Постановления N 1762 нивелирует заложенный законодателем смысл.
Таким образом, начисление и оплата специальной социальной выплаты производится только при наличии контакта с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Принимая обжалуемое решение, Арбитражный суд Пермского края не применил подлежащие применению нормы пункта 3 Правил, пунктов 6 и 7 Порядка N 272, в результате чего пришел к неверному выводу о том, что право лиц на получение специальной социальной выплаты не поставлено в зависимость от наличия/отсутствия непосредственного контакта с гражданами, у которых выявлена коронавирусная инфекция, путем личного взаимодействия.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Отделением в отношении заявителя проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам.
По итогам проверки составлен акт 03.10.2022 N 42, в котором отражено в том числе, что Учреждение предоставило недостоверные сведения для получения фельдшерами (медицинскими сестрами) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, специальных социальных выплат, установленных Постановлением N 1762.
По мнению Фонда, в результате предоставления Учреждением недостоверных сведений Фонд понес излишние расходы на специальную социальную выплату в общей сумме 1 454 291, 08 руб., в том числе Овчинниковой B.C. в сумме 11 454 руб., Губатовой Э.М. в сумме 253 230 руб., Котовой И.А. в сумме 401 304 руб., Шатровой С.Г. в сумме 401 097 руб., Батановой С.Н. в сумме 15 732 руб., Каменских O.K. в сумме 365 079 руб., Епиной Е.И. в сумме 2095, 88 руб., Хромцову К.И. в сумме 4 299, 20 руб.
11.11.2022 по результатам рассмотрения материалов проверки и представленных страхователем возражений, Фондом вынесено решение от 11.11.2022 N 42, которым Учреждению предложено возместить расходы, излишне понесенные Фондом на социальную специальную выплату за период с ноября 2020 по май 2022 в размере 1 454 291,08 руб.
Считая, что решение от 11.11.2022 N 42 в части предложения возместить излишние понесенные расходы на специальную социальную выплату в общей сумме 1 447 896 руб. не соответствует законодательству Российской Федерации о страховых взносах, Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его недействительным в оспариваемой части.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем доказано несоответствие законодательству Российской Федерации оспариваемого ненормативного акта.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу доводы сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762) Фондом социального страхования Российской Федерации в целях государственной социальной поддержки производятся специальные социальные выплаты (далее - ССВ) медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1762 ССВ осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления N 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее - организации), который формируется соответствующими органами исполнительной власти, иными учреждениями в отношении организаций, находящихся в их ведении.
Из содержания пункта 2 Постановления N 1762 следует, что правом на получение специальной социальной выплаты наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 19.03.2020 N198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К ним отнесены, как врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи; так и фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Таким образом, как обоснованно заключил суд первой инстанции, Правилами N 1762 фельдшера (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи выделены в отдельную категорию работников, имеющих право на специальную социальную выплату, установленную указанным постановлением, как медицинские работники, обеспечивающие оказание медицинской помощи.
При этом вопреки доводам Фонда право указанных лиц на получение специальной социальной выплаты не поставлено в зависимость от наличия/отсутствия непосредственного контакта с гражданами, у которых выявлена коронавирусная инфекция, путем личного взаимодействия.
Предлагаемое Фондом толкование условий получения фельдшерами (медицинскими сестрами) по приему вызовов скорой медицинской помощи специальной социальной выплаты основано на неверном толковании норм права, прямо противоречит подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762 и не отвечает целям законодательного регулирования спорных правоотношений.
Вопреки мнению Фонда, суд апелляционной инстанции оснований прийти к иным суждениям не усматривает.
Верховный суд Российской Федерации также в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 17.02.2021 N 3 разъяснил, что правом на получение ССВ наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К ним, в том числе, относятся фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Таким образом, фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи подлежат включению в реестр на основании табелей учета использования рабочего времени фельдшеров (медицинских сестер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи за период с 01.11.2020 в соответствии с Постановлением N 1762.
Принимая во внимание изложенное, учреждением здравоохранения правомерно произведены ССВ указанной категории работников.
При таких обстоятельствах, позиция фонда об излишне понесенных расходах признается необоснованной.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, которые были рассмотрены судом и правомерно отклонены. Заявленные доводы выражают несогласие заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и содержат его собственное мнение относительно данных обстоятельств, по существу направлены на иную оценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
По приведенным в постановлении мотивам апелляционный суд оставляет решение суда без изменения и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы заинтересованного лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ Фонд от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 февраля 2023 года по делу N А50-32564/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-32564/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ "ПЕРМСКАЯ СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"
Ответчик: ГУ ПЕРМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю