г. Москва |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А40-175042/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2024 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Елоева А.М., Расторгуева Е.Б. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ногеровой М.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГАУК Ярославской области "Переславль - Залесский государственный историко - архитектурный и художественный музей-заповедник"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.11.2023 по делу N А40-175042/23, принятое судьей Харламовой А.О. (94-1440)
по иску Общества с ограниченной ответственностью
"Муниципальные энергетические системы" (ИНН: 7727575942)
к Государственному автономному учреждению культуры Ярославской области "Переславль - Залесский государственный историко - архитектурный и художественный музей-заповедник" (ИНН: 7608009786)
третье лицо: ООО "Городские коммунальные сети" (ИНН: 7627056284),
МУП городского округа г.Переславля-Залесского Ярославской области "Теплосервис"
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
ООО "МЭС" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с ГАУК Ярославской области "Переславль - Залесский государственный историко - архитектурный и художественный музей-заповедник" задолженности за потребленную тепловую энергию за период с октября 2022 года по декабрь 2022 года, с января 2023 года по апрель 2023 года в сумме 1 236 319 руб. 88 коп..
Решением суда от 03.11.2023 года требования ООО "МЭС" удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
ГАУК Ярославской области "Переславль - Залесский государственный историко - архитектурный и художественный музей-заповедник" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм процессуального права.
ООО "МЭС" представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Определением от 07.02.2024 года, Девятый арбитражный апелляционный суд, на основании ч.6-1 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела N А40-175042/23 по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 6-1 статьи 268 Кодекса суд апелляционной инстанции выносит определение. По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
В суде апелляционной инстанции истец уточнил исковые требования в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил взыскать с ответчика задолженность за потребленную тепловую энергию за период с октября 2022 года по декабрь 2022 года, с января 2023 года по апрель 2023 года, с октября 2023 года по февраль 2024 года в сумме 2 126 482 руб. 59 коп..
Вопрос о привлечении третьих лиц решается судом в порядке, установленном ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом обстоятельств дела, исходя из того, могут ли быть затронуты вынесенным решением права и обязанности не привлеченных к участию в деле лиц.
В данном случае, учитывая предмет спора, основание иска, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Администрации округа г.Переславль-Залесский Ярославской области, поскольку принятие решения не затрагивает права и законные интересы данного лица.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что имеются основания для отмены решения Арбитражного суда г.Москвы от 03.11.2021 года и принятия нового судебного акта.
В обоснование заявленных требований истец ссылается, что ООО "МЭС" является единственным производителем и поставщиком тепловой энергии для населения на территории города Переславль - Залесский Ярославской области, ГАУК Ярославской области "Переславль - Залесский государственный историко - архитектурный и художественный музей-заповедник" имеет задолженность по оплате потребленной тепловой энергии за период с октября 2022 года по декабрь 2022 года, с января 2023 года по апрель 2023 года, с октября 2023 года по февраль 2024 года на общую сумму 2 126 482 руб. 59 коп., что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
По утверждению истца, ранее между ООО "МЭС" и ГУК ЯО "Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник" был заключен муниципальный контракт на поставку тепловой энергии в горячей воде N 06/22 от 24.04.2017 года, ответчик от заключения договора на поставку тепловой энергии на новый срок уклоняется, фактически сложившиеся между сторонами отношения, связанные с поставкой тепловой энергии, следует квалифицировать как договорные, подлежащие правовому регулированию, предусмотренному параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации ("Энергоснабжение").
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 24.04.2017 года между ООО "МЭС" (теплоснабжающая организация) и Переславским музеем-заповедником (абонент) был заключен договор поставки тепловой энергии в горячей воде N 06/17/2, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется поставлять (отпускать) тепловую энергию абоненту, а абонент обязуется принимать тепловую энергию и оплачивать ее в полном объеме.
Срок действия договора с 01.03.2017 года по 31.12.2017 года без пролонгирования.
По настоящему договору обязательства Переславского музея-заповедника по отношению к ООО "МЭС" по оплате за поставку тепловой энергии были выполнены в полном объеме и претензий со стороны ООО "МЭС" не имеется.
К отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, применяются положения Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено данным федеральным законом.
Согласно пункту 3 ст.15 Закона о теплоснабжении, ЕТО (единая теплоснабжающая организация) и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Администрации городского округа г.Переславля-Залесского от 08.10.2018 года N пос.03-1571/18 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации на территории города Переславля-Залесского" МУП "Теплосервис" с 08.10.2018 года присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории города в границах зоны деятельности, установленной схемой теплоснабжения города Переславля-Залесского.
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области N 321-ви от 20.12.2021 года единой теплоснабжающей организации МУП "Теплосервис" утверждены тарифы на 2021-2025 год.
В силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ, а также требований пункта 12 Постановления Правительства Российской Федерации, которым утверждены Правила организации теплоснабжения от 08.08.2012 года N 808, потребитель имеет право заключить договор с ЕТО, а ЕТО обязано заключить договор теплоснабжения с обратившимся к ней потребителем.
В силу ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях в том числе, относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, присвоение статуса единой теплоснабжающей организации. Право выбора организации, с которой потребитель имеет право заключать договор теплоснабжения в силу указанных выше положений закона в системе теплоснабжения, в которой определена единая теплоснабжающая организация (ЕТО), принадлежит потребителю.
Как следует из материалов дела, между Переславским музеем-заповедником (заказчик) и МУП "Теплосервис" (Единая теплоснабжающая организация) были заключены: государственный контракт на теплоснабжение N 09/38/22 от 10.02.2022 года, срок действия контракта с 01 января 2022 по 31 декабря 2022 года; государственный контракт на теплоснабжение N 09/38/23 от 20.02.2023 года, срок действия контракта с 01 января 2023 по 31 декабря 2023 года.
Оплата поставки тепловой энергии за спорный период производилась Переславским музеем-заповедником в рамках обязательств по государственному контракту на теплоснабжение за счет субсидий на выполнение государственного задания.
Постановлением Администрации города Переславля-Залесского от 01.02.2023 года N ПОС.03-143/23 муниципальное унитарное предприятие "Теплосервис" было лишено статуса единой теплоснабжающей организации города Переславля-Залесского и статуса единой теплоснабжающей организации в границах зон деятельности Пригородного, Рязанцевского, Нагорьевского сельских поселений с 1 февраля 2023 года. Данным Постановлением вынесено решение об обязательстве муниципального унитарного предприятия "Теплосервис" исполнять функции единой теплоснабжающей организации в границах всех систем теплоснабжения, до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области.
Постановлением Администрации города Переславля-Залесского Ярославской области от 02.03.2023 года N ПОС.03-336/23 статус единой теплоснабжающей организации был присвоен ООО "Городские коммунальные сети". Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области N16-тэ от 16.03.2023 года единой теплоснабжающей организации ООО "Городские коммунальные сети" утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям на 2023-2027 год. В связи с чем государственный контракт с МУП "Теплосервис" был расторгнут по соглашению сторон и заключен государственный контракт на теплоснабжение N 67/23-ТЭ-Ч от 19.07.2023 года сроком действия с 01.03.2023 года.
При таких обстоятельствах, требования истца необоснованные и правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.11.2023 г. по делу N А40-175042/23 отменить.
В удовлетворении исковых требований Обществу с ограниченной ответственностью "Муниципальные энергетические системы" отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175042/2023
Истец: ООО "МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПЕРЕСЛАВЛЬ - ЗАЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО - АРХИТЕКТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК"
Третье лицо: Егоров Ю.Н., МУП ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА ПЕРЕСЛАВЛЯ-ЗАЛЕССКОГО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "ТЕПЛОСЕРВИС", ООО "ГОРОДСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СЕТИ"