г. Красноярск |
|
10 мая 2023 г. |
Дело N А33-25381/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Дамбарова С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой П.Д.,
при участии:
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Карат": Найденова Д.А., представителя по доверенности от 01.12.2021 N 11, удостоверение адвоката от 06.11.2020 N 1614, паспорт;
от ответчика - Министерства лесного хозяйства Красноярского края: Матюшевой И.И., представителя по доверенности от 29.12.2022 N 86-017115, диплом, свидетельство о заключении брака от 13.10.2012, паспорт;
от Прокурора Красноярского края - старший прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Дмитриева И.Г., служебное удостоверение от 19.01.2022 N 321014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Карат" (ИНН 2420069802, ОГРН 1032400811706) и Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 22 февраля 2023 года по делу N А33-25381/2022,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноярского края (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Карат" (ИНН 2420069802, ОГРН 1032400811706, далее - ответчик, ООО "Карат"), Министерству лесного хозяйства (далее - ответчик) о признании недействительным в силу ничтожности договора аренды части лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 24.01.2022 N 9, заключённого между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и ООО "Карат", применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав ООО "Карат" возвратить Министерству лесного хозяйства Красноярского края по акту приёма-передачи лесной участок, имеющий следующие характеристики:
Площадь 15,1458 га;
Местоположение: Красноярский край, Богучанский район, Гремучинское лесничество, Бедобинское участковое лесничество, квартал 215 (части выделов 8,9,12,12,22), квартал 216 (части выделов 10,11,12,17,21,22,23), квартал 217 (части выделов 11,14,15,17,18,21,23), квартал 218 (части выделов 15,16,17,18,19,20), квартал 219 (части выделов 4,8,11,12,14,22,23,25,26) квартал 220 (части выделов 9,10,11,12,16,39) в границах земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:07:9101001:129, с номером учётной записи в государственном лесном реестре 24-04888-2021-12-3307-13;
Категория защитности: отсутствует;
вид разрешённого использования: для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 февраля 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчики обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе Министерство лесного хозяйства Красноярского края просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Полагает, что статья 45 Лесного кодекса Российской Федерации на дату заключения договора аренды не содержала отсылки к статье 21 Лесного кодекса Российской Федерации, что свидетельствует о возможности строительства автомобильных дорог как самостоятельных линейных объектов на землях лесного фонда на правах, указанных в статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации. Считает, что для строительства линейных объектов лесные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов, иных требований действующее законодательство не устанавливает. Указывает на то, что вывод о необходимости проведения публичных процедур для предоставления лесного участка в аренду для создания объекта лесной инфраструктуры в рассматриваемом случае противоречит выводу о том, что возможность строительства лесовозных дорог как объекта лесной инфраструктуры предусмотрено исключительно в границах лесного участка, предоставленного для заготовки древесины. По мнению ответчика, исключительно технические характеристики объектов могут свидетельствовать о капитальном или не капитальном характере объекта. Обращает внимание на то, что на момент заключения спорного договора, никаких разрешительных документов для строительства линейного объекта не могло быть, поскольку их получение осуществляется на следующих этапах реализации проекта по строительству линейного объекта, отсутствие таких документов на момент заключения сделки по предоставлению лесного участка в аренду не может являться основанием для признания ее недействительной.
В апелляционной жалобе ООО "Карат" просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Указывает на то, что отнесение объекта к капитальному или некапитальному осуществляется на основании технических характеристик самого объекта и не зависит от временного характера его существования. Полагает, что документы, содержащие сведения о технических характеристиках автомобильной дороги, экспертные заключения, свидетельствующие о том, что возведенный линейный объект является некапитальным объектом или лесной дорогой, истцом в материалы дела не представлены. Считает, что ООО "Карат", заинтересованное в лесном участке для строительства линейного объекта, самостоятельно определило право, на основании которого испрашивало лесной участок - аренда лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45 Лесного кодекса Российской Федерации) без проведения торгов на основании соответствующего заявления.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 апелляционные жалобы приняты к производству. Судебное заседание назначено на 03.05.2023.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
Согласно отзыву на апелляционную жалобу истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодатель) и ООО "Карат" (арендатор) подписан договор аренды части лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 24.01.2022 N 9, согласно пунктам 1.1, 1.2 договора арендатору во временное пользование предоставлена часть лесного участка из состава земель лесного фонда площадью 15, 1458 га, расположенная по адресу: Красноярский край, Богучанский район, Гремучинское лесничество, Бедобинское участковое лесничество, квартал 215 (части выделов 8, 9, 12, 22), квартал 216 (части выделов 10, 11, 12, 17, 21, 22, 23), квартал 217 (части выделов 11, 14, 15, 17, 18, 21, 23), квартал 218 (части выделов 15, 16, 17, 18, 19, 20), квартал 219 (части выделов 4, 8, 11, 12, 14, 22, 23, 25, 26), квартал 220 (части выделов 9, 10, 11, 12, 16, 39) в границах земельного участка из состав земель лесного фонда с кадастровым номером 24:07:9101001:129 с номером учётной записи в государственном лесном реестре 24-04888-2021-12-3307-13.
Согласно пункту 1.3 договора лесной участок передан арендатору с целью строительства подъездной дороги.
Пунктом 6.1. договора установлено, что срок действия договора установлен с даты его подписания и составляет 11 месяцев.
Из проекта освоения лесов к договору от 24.01.2022 N 9 следует, что на территории арендованного лесного участка проектируется размещение дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным переходным типом дорожного (подъездной дороги IV категории) шириной 10,5 м, обшей протяженностью 14,424 км. Проектируемая дорога примыкает к существующей лесной дороге, создавая единую дорожную сеть. Перед началом строительства проектируемого объекта предусматривается проведение сплошной рубки на всей покрытой лесом площади (8,0892 га). По окончании срока аренды лесных участков, а также в случае досрочного прекращения арендных отношений, арендатор обязан сдать участок лесного фонда по акту арендодателю в состоянии, пригодном для дальнейшего ведения лесного хозяйства.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Полномочия прокурора на обращение с настоящим иском следуют из положений статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого Кодекса.
Статьей 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 этой статьи, в частности, в случаях, предусмотренных статьей 45 этого Кодекса (пункт 1 части 3).
Согласно части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
В силу части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее также - линейные объекты).
Частью 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.08.2011 N 21533), утратившим силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N 1132, для целей применения указанных норм под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно действующему с 1 января 2021 года Приказу Минприроды России от 10.07.2020 N 434 (ред. от 24.08.2021) "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2020 N 61129) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 52, ст. 8100) для строительства линейных объектов (пункт 3); В случаях, предусмотренных подпунктами "б" - "г" пункта 3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута согласно приложению 2 к настоящему приказу, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которое выдается в соответствии со статьей 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2019, N 52, ст. 7820).
В случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута согласно приложению 2 к настоящему приказу, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2018, N 32, ст. 5134) (пункт 3.1.).
Перечень имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, в частности, содержит Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р "Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов", утратившим силу с 23 апреля 2022 года в связи с изданием распоряжения Правительства РФ от 23.04.2022 N 999-р, после заключения договора аренды части лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 24.01.2022 N 9, в соответствии с частью 7 статьи 21 ЛК РФ утвержден перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, пунктом 4 которого также определено, что дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия относится к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Согласно Перечню для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов строительство автомобильных дорог, как объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, допускается в двух случаях: как объекта для осуществления работ по геологическому изучению и разработке месторождений углеводородного сырья в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, за исключением особо защитных участков лесов (пункт 1); как объекта для использования линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также в запретных полосах (подпункт "б" пункта 4).
В соответствии с действующим в настоящий момент Перечнем объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-р, строительство автомобильной дороги в защитных лесах допускается в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (пп. "а" п. 1); для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (пп. "а" п. 3).
При этом действие указанного распоряжения не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в законную силу.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без торгов для строительства линейных объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия, в целях эксплуатации существующих линейных объектов и только гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
На момент заключения оспариваемого договора общество правами в отношении каких-либо линейных объектов, перечисленных в части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, для эксплуатации которых возникла необходимость в получении лесного участка и проведения строительных работ в целях создания объекта нелесной инфраструктуры для обеспечения возможности эксплуатации существующего линейного объекта (также не относящегося к объектам лесной инфраструктуры), не обладало.
Как следует из материалов дела, разрешение на строительство обществу не выдавалось, проект планировки соответствующей территории, разработанный в установленном законодательством порядке и предусматривающий планируемое строительство линейного объекта капитального строительства на лесном участке, отсутствует.
Из представленного арендатором проекта освоения лесов также следует, что арендованная часть лесного участка предоставлена для строительства автомобильной дороги с усовершенствованным облегчённым или переходным типом дорожного покрытия (подъездная дорога IV категории) шириной 10,5 м, протяжённостью 14,424 км (п. 7.2). Согласно таблице 7.3 строительство и эксплуатация дороги планируются до 23.12.2022.
Таким образом, вопреки доводам апелляционных жалоб, арендатор при заключении договора планировал строительство автомобильной дороги не в качестве самостоятельного объекта транспортной инфраструктуры, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, а, наоборот, цель строительства, эксплуатации дороги - развитие сети лесных дорог необщего пользования, связывающих участок, на котором ведется заготовка древесины, и дороги общего пользования.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что фактически лесной участок, предоставленный ответчику по договору от 24.01.2022 N 9 ООО "Карат", необходим последнему для использования иного лесного участка, предоставленного для заготовки древесины, то есть как объекта лесной инфраструктуры.
Кроме того, согласно проекту освоения лесов планируемая дорога носит временный характер, автомобильная дорога, обозначенная в проекте освоения лесов к договору 24.01.2022 N 9, не является объектом транспортной инфраструктуры и не обладает обязательными признаками объекта капитального строительства, на который распространяются требования Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона N 257-ФЗ, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, а является объектом лесной инфраструктуры (технологическим элементом лесозаготовительного производства) в соответствии с ч. 1 ст. 13 Лесного кодекса РФ, лесовозной дорогой, предназначение которой - вывозка заготовленной древесины с мест заготовок, проезда к арендуемому лесному участку, перевозки лесозаготовительной техники, технических грузов.
Судом первой инстанции также правомерно учтено, что вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, в соответствии с пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 отнесены к объектам, размещение которых может быть осуществлено без предоставления земельного участка, установления сервитута, публичного сервитута, также в силу подпункта "а" пункта 1 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 N 434, использование лесов с установлением сервитута осуществляется в случае размещения линейных объектов, сооружений связи, не препятствующих разрешённому использованию земельного участка.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно указал, что лесное законодательство допускает размещение автомобильных дорог, для возведения которых не требуется получение разрешения на строительство, исключительно на основании сервитута.
Таким образом, оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции, принимая во внимание, что ответчик не представил доказательств того, что спорный объект (дорога) является линейным объектом (автомобильной дорогой), а не объектом лесной инфраструктуры, в материалах дела отсутствуют доказательства проведения публичных процедур при передаче в аренду участков для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта, пришел к обоснованному выводу, что спорные лесные участки предоставлены неправомерно - в обход законодательно установленной процедуры предоставления лесных участков по результатам проведения торгов, в связи с чем признал заключенный ответчиками договор аренды от части лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 24.01.2022 N 9 недействительной (ничтожной) сделкой.
Рассматривая требование о применении последствий недействительности оспариваемого договора, суд правомерно указал на необходимость возврата обществом спорного лесного участка министерству.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 февраля 2023 года по делу N А33-25381/2022 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-25381/2022
Истец: Прокурор Красноярского края
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, ООО "КАРАТ"
Третье лицо: Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Прокуратура Красноярского края, Федеральное агентство лесного хозяйства