гор. Самара |
|
10 мая 2023 г. |
Дело N А65-25270/2022 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 мая 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 мая 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев путем использования системы веб-конференции в режиме "Онлайн-заседания" в открытом судебном заседании 03 мая 2023 года в зале N 7 апелляционную жалобу Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.12.2022 (резолютивная часть от 14.11.2022), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А65-25270/2022 (судья Хамидуллина Л.В.),
по иску Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1041628218763, ИНН 1659053849), гор. Казань
к Обществу с ограниченной ответственностью "СпецАвтоКам" (ОГРН 1085261001660, ИНН 5261063163), гор. Набережные Челны
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год и пени,
при участии в судебном заседании:
от истца - Закирова Г.Ш., представитель (доверенность от 24.04.2023);
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Истец - Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к ответчику - Обществу с ограниченной ответственностью "СпецАвтоКам" о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 118 297 руб. 87 коп., пени в размере 15 276 руб. 20 коп.
Определением арбитражного суда от 21.09.2022 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон. Электронные копии материалов дела были размещены в режиме ограниченного доступа на официальном сайте Арбитражного суда Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
14.11.2022 Арбитражным судом Республики Татарстан было принято решение в виде резолютивной части в соответствии с ч. 1 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которым исковые требования Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования оставлены без удовлетворения.
20.12.2022 по ходатайству истца судом изготовлено мотивированное решение.
Заявитель - Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2022 принята к производству апелляционная жалоба Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.12.2022 (резолютивная часть от 14.11.2022), разрешенное в порядке упрощенного производства, для единоличного рассмотрения судьей без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания, а также текст апелляционной жалобы размещены арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и особенностями, установленными для рассмотрения дел в порядке упрощённого производства.
В соответствии со статьей 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 суд назначил рассмотрение апелляционной жалобы в судебном заседании Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда на 27.02.2023 на 09 час. 50 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2023 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 27.03.2023 на 14 час. 40 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2023 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 03.05.2023 на 09 час. 45 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2023 удовлетворено ходатайство Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
Представитель Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "СпецАвтоКам" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе, контрдоводы Общества, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, изучив и оценив материалы по делу, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта суда первой инстанции.
Как следует из материалов по настоящему делу и было установлено судом первой инстанции, при рассмотрении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год Управлением было выявлено, что Обществом неверно применен коэффициент к ставке платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами сверх ВРВ, НДВ, ТН в нарушение ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7 "Об охране окружающей среды" и п. 21 (1) Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", а именно:
- при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством РФ порядке, а также при отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО "СпецАвтоКам" использовало коэффициент 25, вместо 100 по объекту II категории.
Управлением был произведен перерасчет всей суммы в соответствии с фактическими данными по формуле п. 21 (1) Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" по объекту 92-0216-008216-П - объект II категории, в соответствии с которым плата составила 149 363 руб. 02 коп.
С учетом платежного поручения Общества от 26.02.2021 N 384 на сумму 31 065 руб. 15 коп. задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год по расчету Управления составила 118 297 руб. 87 коп., на которую Управлением были начислены пени в сумме 15 276 руб. 20 коп.
В рамках досудебного урегулирования спора Управлением в адрес Общества было направлено претензионное требование от 24.05.2022 N 09-5192 о необходимости погашения задолженности по внесению платы за 2020 год и соответствующей ей суммы пени в добровольном порядке, которое на момент подачи заявления в суд первой инстанции Обществом исполнено не было.
Поскольку Общество в добровольном порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год и соответствующие ей пени не оплатило, Управление обратилось в суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением.
Повторно рассмотрев настоящее дело по правилам, установленным гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст. 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее в т.ч. - плата за НВОС) взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее в т.ч. - выбросы загрязняющих веществ), сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ), хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
В Определении Конституционного суда РФ от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства РФ о проверке конституционности Постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части 1 НК РФ" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно Федеральным законом. Порядок определения платы и ее предельных размеров устанавливается Правительством РФ.
Данным определением Конституционного Суда РФ подтверждено, что полномочия по установлению порядка определения платы и ее предельных размеров предоставлены Правительству РФ.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", Приказом Минприроды России от 09.01.2017 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы".
Во исполнение Указа Президента РФ от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717 внесены изменения в раздел I Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными организациями государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным Банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ", полномочия главного администратора по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
На территории Республики Татарстан территориальным органом Росприроднадзора в настоящее время является Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которое Приказом Росприроднадзора от 20.05.2013 N 259 (ред. от 17.02.2014) наделено полномочиями, в том числе, по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, по взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ регулируются Законом N 7-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (действовавшим до 16.03.2017) был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
В силу п. 1 названного Порядка он распространялся на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием и оказывающие вредное воздействие на окружающую природную среду.
Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 был установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Отчетным периодом признавался календарный квартал.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ были внесены изменения в Закон об охране окружающей среды, в частности, он дополнен ст. 16.1, согласно которой плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Также, Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ Закон об охране окружающей среды дополнен ст. 16.2, определяющей порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, и ст. 16.3, устанавливающей порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды, также введенной в действие Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ, определяется порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п.п. 1, 2, 3, 4 указанной статьи плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством РФ по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания срока, определенного п. 3 настоящей статьи.
В соответствии со ст. ст. 16.3 и 16.5 Закона об охране окружающей среды Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно п. 32 которых отчетным периодом в отношении платы признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее в т.ч. - выбросы загрязняющих веществ);
б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В силу п. 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду IV категории.
При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
При размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (п. 5 Правил N 255).
Пунктом 7 Правил N 255 предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно (п. 8 Правил N 255).
Основным критерием определения лица, обязанного вносить плату за загрязнение окружающей среды является то, чья деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Нормами действующего законодательства РФ прямо установлена обязанность лица, чьи объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, поставлены на государственный учет, уплачивать плату за НВОС.
Судом первой инстанции было установлено, что Общество является самостоятельным юридическим лицом, при осуществлении деятельности которого оказывалось негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 5 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ, п. 35 Постановления N 255 не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9ти месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (п. 37 Постановления N 255).
Пунктом 5 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ установлено, что в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:
- коэффициент 25 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
- коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Согласно п. 12 Правил N 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в п.п. 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в п. 18(2) данных Правил.
Из абз. 3 п. 12 (1) Правил N 255 следует, что при превышении нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), а также при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в п.п. 18(2), 20, 21 и 21(1) настоящих Правил. В указанных формулах предусмотрено применение сверхлимитного коэффициента.
Согласно п. 21 Правил N 255 плата при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории, при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, при превышении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, а также в случае, указанном в п. 12(1) настоящих Правил (Ппр), рассчитывается по формуле:
где:
Мпр1 - платежная база за выбросы или сбросы соответствующего 1-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как разница между объемом или массой выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ при превышении их количества, установленного комплексным экологическим разрешением для объектов I категории либо указанного в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, объемом или массой выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, определенных указанными документами, тонна (куб.м).
Лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, платежная база за выбросы или сбросы 1-го загрязняющего вещества определяется как объем или масса выбросов или сбросов в количестве, превышающем объем или массу выбросов или сбросов 1-го загрязняющего вещества, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, тонна (куб.м);
Кпр - коэффициент к ставкам платы за выбросы или сбросы соответствующего 1-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, установленных комплексным экологическим разрешением для объектов I категории, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, равный 100.
В п. 21 (1) Правил установлено, что при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством РФ порядке, непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, при непредставления лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ а также в случае, предусмотренном п. 12(1) настоящих Правил (Пср), рассчитывается по формуле:
где Mcpi - фактический объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, тонна (куб.м).
На период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) коэффициент Кср равен 1.
Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, коэффициент Кср с 01.01.2020 применяется равным 25.
Суд первой инстанции установил и сторонами не оспаривается, что у Общества за рассматриваемый отчетный период отсутствовало комплексное экологическое разрешение на выбросы по объекту II категории.
Из буквального толкования приведенных положений Правил N 255 следует, что для расчета платы при отсутствии разрешений, выданных в установленном законом порядке для объектов I категории, непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, согласно Правилам, необходимо применять формулу 21 (1) Правил N 255.
Как было установлено судом первой инстанции, именно указанным пунктом Правил N 255 (21 (1)) руководствовалось Управление, производя доначисление Обществу платы за НВОС за 2020 год с применением повышающего коэффициента 100, о чем представителями истца были даны пояснения.
Вместе с тем, проанализировав положения п. 21 (1) суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при расчете платы в соответствии с названным пунктом коэффициент 100 вовсе не предусмотрен.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что Общество правомерно применило при расчете платы за выбросы загрязняющих веществ при отсутствии разрешений, выданных в установленном законом порядке для объектов I категории, непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, формулу п. 21(1) Правил N 255, с применением повышающего коэффициента 25.
В этой связи, ссылки Управления в обоснование заявленных требований на то, что Обществу было необходимо произвести перерасчет всей суммы в соответствии с фактическими данными по формуле п. 21 (1) Правил N 255 с применением коэффициента 100, несостоятельны и были обосновано отклонены судом первой инстанции, ввиду неверного толкования положений названных Правил.
Коэффициент 100, применяемый Управлением при доначислении Обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрен только п. 21 Правил N 255, который применяется при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории.
Вместе с тем, как было установлено судом первой инстанции, у Общества в рассматриваемый период отсутствовало комплексное экологическое разрешение на выбросы, что не было опровергнуто Управлением в ходе рассмотрения настоящего дела.
В обоснование своей позиции по делу Управление также указало, осуществление выбросов в отсутствие указанного комплексного экологического разрешения расценивается им как осуществление выбросов в целом как сверхлимитное, поскольку нормативы выбросов в данном случае не установлены.
Вместе с тем, указанное ошибочное толкование Управлением п. 21 (1) Правил N 255 судом первой инстанции было правильно признано неверным, поскольку случаи сверхлимитных выбросов, установленных комплексным экологическим разрешением и выбросов, производимых в отсутствие указанного разрешения, прямо предусмотрены разными пунктами названных Правил и предусматривают применение различных формул и коэффициентов при расчете платы в обоих указанных случаях.
Ссылки Управления в обоснование заявленных требований на судебные акты по иным делам также правильно были отклонены судом первой инстанции в качестве несостоятельных, поскольку судебные акты по данным делам были вынесены арбитражными судами при иных отличных от настоящего дела обстоятельств.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае возложение Управлением на Общество обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и пени в исчисленном размере не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, в связи с чем, обосновано отказал в удовлетворении заявленных Управлением требований.
Данный вывод подтверждается позицией Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 13.04.2023 N Ф06-2456/2023 по делу N А65-14947/2022.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая возникший между сторонами спор, по правилам, установленным ст. ст. 71 и 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно и всесторонне исследовал представленные истцом доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований Управления, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Несогласие заявителя жалобы с соответствующими выводами суда первой инстанции связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу положений частей 1 и 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются нарушения норм процессуального права, которые в части 4 статьи 288 настоящего Кодекса указаны в качестве оснований для отмены решения, постановления.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.12.2022, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А65-25270/2022, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25270/2022
Истец: Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора), г.Казань
Ответчик: ООО "СпецАвтоКам", г.Набережные Челны