г. Владивосток |
|
10 мая 2023 г. |
Дело N А24-6728/2022 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи А.В. Гончаровой,
рассмотрев апелляционную жалобу арбитражного управляющего Никифоровой Натальи Валерьевны,
апелляционное производство N 05АП-1634/2023
на решение от 02.03.2023
судьи М.В. Карпачева
по делу N А24-6728/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (ИНН 4101099096, ОГРН 1044100664167)
о привлечении арбитражного управляющего Никифоровой Натальи Валерьевны к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии: без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее - заявитель, Управление) обратилось в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Никифоровой Натальи Валерьевны (далее - арбитражный управляющий, Никифорова Н.В.) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", заявление принято и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, арбитражный управляющий обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы арбитражный управляющий ссылается на то, в обжалуемом решении не указано, какие обязанности, установленные законодательством о банкротстве, нарушены Никифоровой Н.В. Апеллянт полагает, что им обязанности, установленные законодательством о банкротстве, не нарушались. Никифорова Н.В. считает, что ей не исполнен судебный акт, а не обязанности, предусмотренные законом о банкротстве. В связи с чем полагает, что на основании неисполнения судебного акта судом может быть поставлен вопрос о наложении судебного штрафа на арбитражного управляющего, а не привлечение его к административной ответственности за нарушение законодательства о банкротстве.
Управление в представленном отзыве на доводы жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Поскольку апелляционный суд не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, рассмотрение апелляционной жалобы осуществляется без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 16.02.2022 по делу N А24-39/2022 гражданин Епонешников Роман Михайлович (далее - Епонешников Р.М., должник) признан банкротом, в отношении должника введена процедура реализации имущества сроком на шесть месяцев, финансовым управляющим должника утверждена арбитражный управляющий Никифорова Наталья Валерьевна.
На основании поступившего в Управление определения Арбитражного суда Камчатского края от 12.10.2022 по делу N А24-39/2022, специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии, землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Камчатскому краю вынесено определение от 19.10.2022 N 90 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего Никифоровой Н.В. - члена ассоциации "Национальная организация арбитражных управляющих", регистрационный номер в реестре арбитражных управляющих 16764, по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В ходе проведения административного расследования административным органом установлено, что арбитражный управляющий в нарушение требований пункта 4 статьи 20.3, пункта 3 статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ) не исполнила требования суда, указанные в решении суда от 16.02.2022 по делу N А24- 39/2022, определении суда от 15.08.2022 по делу N А24-39/2022, а именно не представила в суд:
- сведения ЗАГС о зарегистрированных/расторгнутых браках должника;
- сведения о транспортном средстве, зарегистрированном за должником с 12.04.2017 - автомобиль Дэу Ланос; доказательства отсутствия указанного транспортного средства у должника (в том числе сведения РСА о заключенных договоров ОСАГО в отношении указанного автомобиля и сведения ГИБДД о наличии административных правонарушений с участием зарегистрированных за должником транспортных средств с 2019 года по настоящее время); доказательства снятия указанного транспортного средства с учета в органах ГИБДД;
- сведения налогового и пенсионного органов о трудоустройстве и полученных доходах должника по состоянию на 01.08.2022;
- доказательства уведомления кредиторов должника (в том числе по возбужденным исполнительным производствам) о введении процедуры реализации имущества гражданина;
- Мотивированное ходатайство о продлении (завершении) процедуры реализации имущества гражданина;.
- отчет о результатах реализации имущества с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества должника и погашение требований кредиторов;
- реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;
- сведения о заблаговременном направлении кредиторам отчета финансового управляющего (пункт 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве).
По данному факту 14.12.2022 должностным лицом Управления Росреестра по Камчатскому краю в отношении арбитражного управляющего Никифоровой Н.В. составлен протокол об административном правонарушении N ДВ 01044122, действия (бездействие) арбитражного управляющего Никифоровой Н.В. квалифицированы по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ вышеназванный протокол вместе с другими материалами дела об административном правонарушении направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статьей 266 - 272.1 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусмотрено, что неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права и интересы субъектов предпринимательской деятельности, интересы кредиторов, экономическая и финансовая стабильность государства в целом, защита которых обусловлена несостоятельностью (банкротством) и на которые арбитражным управляющим допущены посягательства в ходе ведения процедуры конкурсного производства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, составляет неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.04.2005 N 122- О указал на то, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов. То есть существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении арбитражных управляющих к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, регулируются Законом о банкротстве, согласно пункту 1 статьи 20, пункту 4 статьи 20.3 которого арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Законом о банкротстве профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой; при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В отношении арбитражного управляющего принцип разумности означает соответствие его действий определенным стандартам, установленным, помимо законодательства о банкротстве, правилами профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации, либо стандартам, выработанным правоприменительной практикой в процессе реализации законодательства о банкротстве.
Добросовестность действий арбитражного управляющего выражается в действиях, не причиняющих вреда кредиторам, должнику и обществу.
С субъективной стороны данное нарушение характеризуется деянием в форме действия либо бездействия и проявляется в невыполнении правил, применяемых в период ведения соответствующей процедуры банкротства. В то же время приведенная норма носит бланкетный характер, что предполагает применение в каждом конкретном случае соответствующих норм законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Субъектом правонарушения является арбитражный управляющий.
В силу абзаца 10 пункта 2 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан осуществлять установленные Законом обязанности. По правилам абзаца двенадцатого пункта 2 статьи 20.3 этого же Закона арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом функции.
Основной целью деятельности арбитражного управляющего является обеспечение соблюдения законодательства при проведении процедур несостоятельности (банкротства), а неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, является основанием для привлечения его к ответственности.
Интересы должника, кредиторов и общества могут быть соблюдены при условии соответствия действий арбитражного управляющего требованиям Закона о банкротстве и иных нормативных правовых актов, которые регламентируют его деятельность по осуществлению процедур банкротства. При этом реализация прав и исполнение обязанностей конкурсным управляющим обусловлены целями конкурсного производства, которое, как следует из статьи 2 Закона о банкротстве, применяется к должнику с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
В силу специфики своей профессиональной деятельности арбитражный управляющий обязан знать требования нормативных актов, регулирующих такую деятельность, обязан предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных актов и предвидеть возможность наступления последствий при ненадлежащем исполнении требований законодательства.
Согласно абзацу 29 статьи 2 Закона о банкротстве финансовый управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина. Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным (пункт 1 статьи 213.9 Закона о банкротстве).
Закон связывает возникновение соответствующих полномочий у финансового управляющего с введением процедуры реализации имущества гражданина - банкрота, не предъявляя каких-либо дополнительных условий. В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 33 Закона о банкротстве финансовый управляющий осуществляет права участника организации, принадлежащие должнику.
Предоставление финансовому управляющему такого объема прав в отношении признанного банкротом гражданина - должника направлено, в том числе, на обеспечение защиты имущества последнего и предотвращение ситуаций, когда должник или иные лица, используя свое право на управление его делами, совершают недобросовестные действия по отчуждению имущества этого общества, направленные на уменьшение конкурсной массы и причинение вреда своим кредиторам (Определение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17.05.2018 N 305-ЭС17-20073 по делу N А40-2204/2016).
Арбитражный управляющий обязан исключать любого рода конфликты интересов в своей деятельности, не должен ставить под сомнение законность и обоснованность своих действий. При решении вопроса об утверждении кандидатуры арбитражного управляющего следует исключить ситуацию, позволяющую удовлетворять интересы конкретных субъектов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно пункту 3 статьи 143 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, является основанием для привлечения его к ответственности.
Материалами дела подтверждается, что арбитражным управляющим Епонешникова Р.М. в рамках дела Арбитражного суда Камчатского края N А24-39/2022 утверждена Никифорова Н.В. Таким образом, с 16.02.2022 (даты вынесения определения суда об утверждении арбитражного управляющего) у Никифоровой Н.В. возникли все основания на применение прав и выполнения обязанностей, предусмотренных Законом о банкротстве.
Вместе тем, судом установлено, что в нарушение требований пункта 4 статьи 20.3, пункта 3 статьи 143 Закона о банкротстве в установленный судом срок арбитражным управляющим не исполнены требования, указанные в решении суда от 16.02.2022 и определении суда от 15.08.2022 по делу N А24-39/2022.
Так, вышеуказанным решением Арбитражного суда Камчатского края от 16.02.2022 по делу N А24-39/2022 на арбитражного управляющего возложена обязанность, представить в суд:
- сведения о транспортном средстве, зарегистрированном за должником с 12.04.2017 - автомобиль Дэу Ланос; доказательства отсутствия указанного транспортного средства у должника (в том числе сведения РСА о заключенных договоров ОСАГО в отношении указанного автомобиля и сведения ГИБДД о наличии административных правонарушений с участием зарегистрированных за должником транспортных средств с 2019 года по настоящее время); доказательства снятия указанного транспортного средства с учета в органах ГИБДД;
- сведения налогового и пенсионного органов о трудоустройстве и полученных доходах должника по состоянию на 01.08.2022;
- доказательства уведомления кредиторов должника (в том числе по возбужденным исполнительным производствам) о введении процедуры реализации имущества гражданина;
- мотивированное ходатайство о продлении (завершении) процедуры реализации имущества гражданина;
- отчет о результатах реализации имущества с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества должника и погашение требований кредиторов;
- реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;
- сведения о заблаговременном направлении кредиторам отчета финансового управляющего (пункт 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве).
Кроме того, в решении Арбитражного суда Камчатского края от 16.02.2022 по делу N А24-39/2022 указано об истребовании от Агентства записи актов гражданского состояния Камчатского края (далее - ЗАГС) сведений о государственной регистрации заключения брака должником, расторжении брака, сведения о государственной регистрации перемены имени должника, сведения о рождении ребенка, если гражданин является его родителем, усыновителем или опекуном, а также об истребовании сведений и информации в отношении должника и его супруга (бывшего супруга) от органов, осуществляющих учет и регистрацию движимого имущества (автомототранспорта, плавсредств и маломерных судов, другой техники, в том числе тракторов и самоходных машин, оружия); органов, осуществляющих учет и регистрацию недвижимого имущества; органов, осуществляющих персонифицированный и налоговый учет (сведения об объектах налогообложения, о доходах, об открытых счетах и вкладах (депозитах) в кредитных организациях, о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, руководителя, учредителя (участника) общества, о состоянии индивидуального лицевого счета должника в системе обязательного пенсионного страхования); органов, осуществляющих учет интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
А также указано о том, что истребуемые сведения необходимо предоставить финансовому управляющему в течение трех дней с даты, предъявления решения Арбитражного суда Камчатского края от 16.02.2022 по делу N А24-39/2022.
Из определения Арбитражного суда Камчатского края от 15.08.2022 по делу N А24-39/2022 арбитражным управляющим Никифоровой Н.В. не исполнено решение суда от 16.02.2022 по делу N А24-39/2022. Указанным определением на арбитражного управляющего возложена обязанность в срок до 10.10.2022, исполнить решение суда от 16.02.2022 по делу NА24-39/2022 и представить в суд выше перечисленные документы.
Как следует из определения Арбитражного суда Камчатского края от 12.10.2022 по делу А24-39/2022 арбитражным управляющим, не исполнены решение суда от 16.02.2022 и определение суда от 15.08.2022 по делу N А24-39/2022.
Таким образом, доказательствами выявленного правонарушения являются: решение Арбитражного суда Камчатского края от 16.02.2022, определение Арбитражного суда Камчатского края от 15.08.2022, определением Арбитражного суда Камчатского края от 12.10.2022 по делу N А24-39/2022.
Доказательств, свидетельствующих об исполнении требований арбитражного суда, указанных в решении суда от 16.02.2022 и определении суда от 15.08.2022 по делу N А24-39/2022, арбитражным управляющим суду не представлено.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Учитывая в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд признает доказанным материалами дела факт неисполнения арбитражным управляющим Никифировой Н.В. обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), что образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1 статьи 2.2 КоАП РФ).
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2 статьи 2.2 КоАП РФ).
Устанавливая наличие в бездействии арбитражного управляющего вины, апелляционный суд исходит из того, что в силу требований, которые предъявляются законодательством Российской Федерации о банкротстве к профессиональной подготовке арбитражного управляющего, апеллянт не мог не знать о противоправном характере своих действий, имел реальную возможность добросовестно осуществлять возложенные на него законодательством о несостоятельности (банкротстве) обязанности арбитражного управляющего, но не принял все зависящие от него меры, направленные на обеспечение их надлежащего осуществления.
При определении вины в форме умысла суд апелляционной инстанции отмечает, что апеллянт, осознавая противоправный характер своего поведения, предвидел наступление вредных последствий содеянного правонарушения и безразлично относился к их наступлению.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что арбитражный управляющий имел возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований законодательства о банкротстве, каких-либо объективных препятствий к соблюдению заявителем требований действующего законодательства судом не установлено.
Арбитражный управляющий, являясь лицом, имеющим специальную подготовку в области антикризисного управления и необходимый опыт, позволяющие исполнять обязанности арбитражного управляющего в соответствии с законодательством о банкротстве, должен был осознавать противоправный характер своих действий (бездействий), но относился к ним безразлично.
Доказательств того, что арбитражным управляющим принимались достаточные меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, а также наличие обстоятельств, препятствующих исполнению его обязанностей, подтверждающих отсутствие у него реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на исполнение требования решения суда от 16.02.2022 и определения от 15.08.2022 по делу N А24-39/2022 в части представления сведений о транспортном средстве (автомобиле Дэу Ланос), зарегистрированном за должником, в материалах дела не имеется, в связи, с чем доводы арбитражного управляющего о невозможности представить сведения относительно транспортного средства должника судом первой инстанции обоснованно признаны несостоятельными.
Остальные доводы арбитражного управляющего судом апелляционной инстанции не принимаются поскольку, как следует из определения Арбитражного суда Камчатского от 12.10.2022 по делу N А24-39/2022 к судебному заседанию финансовым управляющим представлен только отчет о своей деятельности, документы, подтверждающие, изложенные в нем сведения, равно как и документы по требованию суда, не представлены, в связи, с чем суд вновь обязал арбитражного управляющего исполнить решение суда от 16.02.2021 и определение суда от 15.08.2022 по делу N А24-39/2022. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Допущенные арбитражным управляющим правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота в Российской Федерации.
Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2005 N 12-П, определениях от 01.11.2012 N 2047-О, от 03.07.2014 N 155-О, особый публично-правовой статус арбитражного управляющего обусловливает право законодателя предъявлять к нему специальные требования, относить арбитражного управляющего к категории должностных лиц (примечание к статье 2.4 КоАП РФ) и устанавливать повышенные меры административной ответственности за совершенные им правонарушения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что в действиях арбитражного управляющего Никифоровой Н.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьей 14.13 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания арбитражного управляющего виновным в совершении вменяемого административного правонарушения.
Нарушения процедуры привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности судом апелляционной инстанции также не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Исследовав в совокупности все обстоятельства совершенного правонарушений, коллегия не установила оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, позволяющих квалифицировать совершенное арбитражным управляющим деяние как малозначительное.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В ходе осуществлении процедуры банкротства арбитражный управляющий не только защищает интересы кредиторов, но и осуществляет защиту публично-правовых интересов, выражающихся в реализации публичной функции и защите стабильности гражданского оборота. В силу этого отсутствие непосредственных негативных последствий для одного кредитора не означает отсутствие признака общественной опасности в деяниях арбитражного управляющего.
Апелляционный суд считает, что выявленные нарушения существенным образом нарушают права кредиторов должника и иных лиц, а также способствуют затягиванию процедуры банкротства.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено отсутствие исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное правонарушение как малозначительное и освободить заявителя от административной ответственности.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заинтересованного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства.
Правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, посягает на установленный порядок осуществления процедуры банкротства, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
В силу части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность.
Согласно части 1 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
По сравнению с другими административными наказаниями, карательное воздействие меры наказания в виде предупреждения минимально, поскольку оно в большей мере носит воспитательно-превентивный характер.
Вынесение предупреждения является преимущественно профилактической мерой, которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенной им же обязанности, способствовать выполнению им правовых обязанностей.
Поскольку санкцией части 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения, учитывая характер и обстоятельства совершенного арбитражным управляющим административного правонарушения, формальный характер правонарушения, совершенное арбитражным управляющим административное правонарушение, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях РФ, не повлекло последствий, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно привлек арбитражного управляющего Никифорову Н.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, с назначением ей административного наказания в виде предупреждения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При этом суд первой инстанции, с учетом всех обстоятельств дела, обоснованно посчитал, что наказание в виде предупреждения сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
По правилам части 2 статьи 204 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление о привлечении к административной ответственности и жалоба на решение о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются. В этой связи вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение жалобы судебной судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 02.03.2023 по делу N А24-6728/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Судья |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-6728/2022
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю
Ответчик: Арбитражный управляющий Никифорова Наталья Валерьевна, Никифорова Наталья Валерьевна
Третье лицо: АУ Никифорова Наталья Валерьевна