г. Москва |
|
06 марта 2024 г. |
Дело N А40-231337/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мезриной Е.А., рассмотрев апелляционную жалобу Управления делами Президента Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2023 года по делу N А40-231337/23, принятое судьей в порядке упрощенного производства
по иску Управления делами Президента Российской Федерации
(ОГРН: 1027739643997, ИНН: 7710023340)
к ПАО "Московская Объединенная Энергетическая Компания"
(ОГРН: 1047796974092, ИНН: 7720518494)
о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Управление делами Президента РФ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ПАО "МОЭК" о взыскании задолженности за фактическое пользование земельным участком с кадастровым номером 77:09:0004020:8312, общей площадью 8 кв.м, местоположение: г.Москва, ул. Правды, находящимся в федеральной собственности, в сумме 5 235,62 руб. за период с 01.06.2022 по 07.08.2023 в размере 5 235 руб. 62 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 08.08.2023 по день фактического исполнения обязательств в размере 122 руб. 65 коп.
Определением от 16.10.2023 исковое заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2023 по делу N А40-231337/23 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 77:09:0004020:8312, общей площадью 8 кв.м., местоположение: г. Москва, ул. Правды (далее - Земельный участок) (запись регистрации права собственности N 77:09:0004020:8312-77/012/2017-1 от 17.04.2017).
На вышеуказанном Земельном участке находится объект недвижимости (сооружение тепловой сети надземной прокладки 2D=600 мм) с инвентарным номером 20-002482, местоположение: г. Москва, ул. Правды, д. 21, стр. 1, и г. Москва, ул. Правды, д. 23, находящийся на балансовом учёте у Ответчика.
Земельное законодательство основывается, в частности, на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли в Российской Федерации является платным (п. 7 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (ч. 1 ст. 65 ЗК РФ).
Платность землепользования не зависит от наличия либо отсутствия у землепользователя законного титула на землю, но предопределяется уже самим фактом использования участка, то есть обязанность по оплате землепользования возникает непосредственно из закона.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утверждён Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
Согласно п. 5(1 ).4 Порядка размещения и установки на территории г. Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, утверждённого постановлением Правительства г. Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП (далее - Порядок), на территории города Москвы без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов могут размещаться тепловые сети, транспортирующие водяной пар с рабочим давлением до 1,6 МПа включительно или горячую воду с температурой до 150 градусов Цельсия включительно, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство.
Согласно абз. 1 п. 31 Порядка размещение объектов, указанных в пунктах 5(1) и 5(2) настоящего порядка, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов на основании разрешения на использование земель или земельного участка (далее - разрешение).
Взимание платы осуществляется за использование земель или земельных участков в целях размещения объектов, указанных в п. 5(1) настоящего порядка размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (абз. 5 п. 31 Порядка).
Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 в соответствии с п. 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 установлена ставка арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Истец указывает, что с 01.06.2022 по 07.08.2023 (включительно) Ответчик без внесения оплаты фактически пользовался Земельным участком при эксплуатации принадлежащего ему объекта, тем самым неосновательно сберёг за счёт Российской Федерации денежные средства в размере арендной платы.
Сумма задолженности Ответчика за фактическое пользование Земельным участком в период с 01.06.2022 по 07.08.2023 (включительно) составляет 5235,62 руб.
Истцом также в порядке ст. 395 ГК РФ на сумму неосновательного обогащения начислены проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.06.2022 по 07.08.2023 (включительно), которые составили 122,65 руб.
Истец направил Ответчику претензию от 04.09.2023 N УДИ-2-5555 с требованием об оплате задолженности за фактическое пользование Земельным участком и процентов за пользование чужими денежными средствами. Указанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, указал, что Истец, принимая земельный участок 17.04.2017 г. с кадастровым номером 77:09:0004020:8312, знал о прохождении по указанному участку линейного трубопровода, и соответственно, о наличии ограничений прав на земельный участок. Тепловая сеть проложена на земельном участке в 1988 году, в то время как земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2017 году.
Суд первой инстанции установил, что решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-12805/2021 от 25.05.2021 г. отказано Управлению делами Президента Российской Федерации во взыскании неосновательного обогащения в сумме 2 593 руб. 29 коп. за период с 02.11.2019 г. по 31.05.2020 г., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 20 руб. 67 коп. за период с 02.11.2019 г. по 31.05.2020 г.
В рамках указанного дела (решение от 25.05.2021 г.) суд установил, что тепловая сеть, проходящая на части земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004020:8312, инвентарный номер 20-002482, свидетельство о государственной регистрации права собственности N 77-09-04020-000-Л-170003948, проложена в 1988, то есть до оформления и постановки земельного участка на кадастровый учет, для обеспечения района теплоснабжением и горячим водоснабжением.
Судебный акт вступил в законную силу.
В соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ, суд пришел к выводу, что при рассмотрении Арбитражным судом города Москвы дела N А40-12805/2021 уже рассматривался вопрос законности пользования ПАО "МОЭК" земельным участком с кадастровым номером 77:09:0004020:8312.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования Истца удовлетворению не подлежат.
Апелляционный суд поддерживает вышеуказанные выводы.
В силу статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Ранее судами неоднократно исследовались и устанавливались обстоятельства, имеющие существенное значение в рамках настоящего спора, в аналогичных делах с участием Истца, но за другие периоды.
Судами неоднократно установлено, что, принимая земельный участок 17.04.2017, истец знал о прохождении по участку линейного трубопровода, и соответственно, о наличии ограничений прав на земельный участок.
Судом также установлено, что в силу статей 6, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", части тепловой сети ПАО "МОЭК" проходящие через земельный участок Истца не ограничивают его право владения, пользования и распоряжения земельным участком. Наличие на части земельного участка Истца охранной зоны тепловой сети не свидетельствует о незаконном пользовании ПАО "МОЭК" этим участком, как и о том, что оно неосновательно обогатилось за счет Истца.
В силу указанных обстоятельств, был сделан верный вывод, что основания для взыскания неосновательного обогащения как платы за пользование чужим имуществом отсутствуют.
Вышеприведённые обстоятельства подтверждены вступившими в законную силу судебными актами по делам N А40-12805/2021, N А40- 134762/2021, а также N А40-75912/2022.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции сделал законный и обоснованный вывод, что об отсутствии правовых оснований для взыскания с ПАО "МОЭК" в пользу Истца неосновательного обогащения.
На земельном участке, являющимся федеральной собственностью, размещена тепловая сеть, инвентарный номер 20-002482, на которую имеется свидетельство о государственной регистрации права с присвоением учетного номера N 77-09-04020-000-Л170003948. Данная тепловая сеть принадлежит ПАО "МОЭК" на основании передаточного акта от 12.07.2017 в результате реорганизации в форме присоединения ОАО "МТК" к ПАО "МОЭК" на основании договора о присоединении от 12.07.2012. Тепловая сеть была проложена в 1988 году, в то время как земельный участок с кадастровым номером 77:09:0004020:8312 был оформлен и поставлен на кадастровый учет только 17.04.2017.
Строительство тепловой сети осуществлялось с целью обеспечить район теплоснабжением и горячим водоснабжением. При этом теплосеть была создана раньше, чем был сформирован земельный участок с кадастровым номером 77:09:0004020:8312. Спорная теплосеть, с учетом правовой природы такого имущества, имеет устойчивую связь с земельным участком и не способно функционировать обособлено от него.
Статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Земельный кодекс Российской Федерации определяет, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон (пункты 1 и 3 статьи 56).
В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской
Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы теплоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" линейные объекты топливно-энергетического комплекса - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
По смыслу норм Земельного кодекса Российской Федерации линейные сооружения, к которым относятся и трубопроводы, - это официальное ограничение прав на земельный участок.
Таким образом, у собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов, что было законно и обосновано установлено нижестоящим судом при вынесении решения. Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа в удовлетворении требований Истца.
Нахождение тепловой сети на земельном участке Истца не требует оформления прав ограниченного пользования (аренды, сервитута).
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Перечень объектов). Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.
При этом положения главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Перечня объектов распространяют свое действие на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе находящиеся в федеральной собственности (письмо Минэкономразвития России от 29.06.2015 N Д23и-2992).
Согласно пункту 1 Перечня объектов подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, относятся к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В силу пункту 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в 6 случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 1.2 Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства и реконструкции тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 МПа включительно или горячую воду с температурой до 150 градусов Цельсия включительно.
Тепловая сеть наземного исполнения, расположенная по адресу: г. Москва, ул. Правды, д.21, стр. 1 и ул. Правды, д. 23 с инвентарным номером 20-002482 относится к типу тепловых сетей транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 МПа включительно или горячую воду с температурой до 150 градусов Цельсия включительно.
На основании изложенного следует, что использование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с кадастровым номером 77:09:0004020:8312 для размещения части тепловой сети, в том числе ее наземных элементов, не требует обязательного оформления прав на земельный участок и установления сервитута.
Строительство теплотрассы было осуществлено в полном соответствии с градостроительными нормами.
Доказательств возможности размещения теплотрассы иным способом Истцом не представлено, фактически теплотрасса размещается вдоль земельного участка истца, за границей проходит дорога, на которой размещение теплотрассы невозможно.
В связи с этим неосновательное обогащение как плата за пользование чужим имуществом (статья 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации) в данной ситуации не подлежит взысканию.
ПАО "МОЭК" не приобретало и не сберегало денежные средства, поскольку тепловая сеть наземной прокладки 2D=600 мм с инвентарным номером 20-002482 не является объектом, расположение которого требует обязательного оформления прав на земельный участок и установления сервитута, кроме того размещение теплотрассы иным способом невозможно.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
ПАО "МОЭК" не является лицом, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) и обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии необходимой и предусмотренной статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации совокупности условий для возложения на Ответчика обязанности возвратить Истцу неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), поскольку самого факта такого сбережения Истцом не доказано.
В связи с отказом в иске в части основного требования, судом отклонено и акцессорное требование.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. При рассмотрении дела судом были установлены все существенные обстоятельства, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не имеется.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2023 г. по делу N А40-170456/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Е.А. Мезрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-231337/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"