г. Самара |
|
11 мая 2023 г. |
Дело N А72-2858/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Александрова А.И.,
судей Мальцева Н.А., Серовой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Горянец Д.Д.,
с участием:
от ФНС России - представитель Кулагин А.В. по доверенности от 11.01.2023;
иные лица не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 2, апелляционную жалобу ФНС России (УФНС России по Ульяновской области) на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 января 2023 года об отказе в принятии обеспечительных мер, по делу N А72-2858/2021 о несостоятельности (банкротстве) МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение" (ИНН 7310101629, ОГРН 1067310025903),
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.04.2021 по заявлению налогового органа возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение" (ИНН 7310101629, ОГРН 1067310025903).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2021 отказано в удовлетворении заявления о признании муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение" (далее -должник) несостоятельным (банкротом).
Постановлением Одиннадцатого апелляционного суда от 08.02.2022 (резолютивная часть от 01.02.2022) решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2021 по делу N А72-2858/2021 отменено, принят по делу новый судебный акт, МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение", ИНН 7310101629, ОГРН 1067310025903 признан несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника, открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утверждена Ершова Наталья Григорьевна.
Сведения о признании несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника опубликованы в газете "КоммерсантЪ" N 26 от 12.02.2022.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.04.2022 г. Ершова Наталья Григорьевна освобождена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение".
19.01.2023 г. через систему "Мой Арбитр" в арбитражный суд первой инстанции от Федеральной налоговой службы (Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области) (далее - уполномоченный орган) поступило заявление о принятии в рамках дела N А72-2858/2021 обеспечительных мер в виде запрета ООО "РИЦ-Регион" исполнять обязательства по передаче денежных средств, собранных от потребителей за оказанные услуги холодного водоснабжения МУП "ЖКХ МО Калмаюрское сельское поселение", минуя расчетный счет должника (в том числе путем зачетов встречных однородных требований, передачи векселей, наличных денежных средств, оплат на банковские счета третьих лиц).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 20 января 2023 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2023 года апелляционная жалоба оставлена без движения.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2023 года апелляционная жалоба назначена на 02 мая 2023 г. на 11 час 50 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании 02 мая 2023 г. представитель ФНС России апелляционную жалобу поддержал в полном объеме, просил определение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 января 2023 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 01.03.2018 г. МУП "ЖКХ МО Калмаюрское сельское поселение" (поставщик) и ООО "РИЦ-Регион" (оператор) заключили договор N 117-18-АП, в соответствии с которым ООО "РИЦ-Регион" по поручению МУП "ЖКХ МО Калмаюрское сельское поселение", от имени поставщика и за счет поставщика, лично или с привлечением платежных субагентов осуществляет начисление, прием и перечисление денежных средств за услугу "холодное водоснабжение", поступивших от жителей, проживающих в многоквартирных домах и домах индивидуального жилого фонда на территории МО "Калмаюрское сельское поселение" Чердаклинского района.
09.06.2018 заключено соглашение N 95/12/2018 о возложении исполнения обязательства МУП "ЖКХ МО Калмаюрское сельское поселение", согласно которому ООО "РИЦ-Регион" исполняет обязательства МУП "ЖКХ МО Калмаюрское сельское поселение" перед ПАО энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго", по перечислению денежных средств, собранных ООО "РИЦ -Регион" на основании договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц и осуществлению начислений за жилищно-коммунальные услуги (договор N117-18-АП от 01.03.2018).
Согласно данным ООО "РИЦ-Регион" по контракту на энергоснабжение N 240776ЭО от 20.02.2018 за 8 месяцев 2022 года всего было перечислено 255 946 руб.
По мнению уполномоченного органа, данные платежи не относятся к эксплуатационным и подлежат удовлетворению в пятую очередь требований по текущим платежам и придание им приоритета перед обязательными платежами противоречит принципам очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Аналогичные доводы содержаться и в апелляционной жалобе уполномоченного органа.
Исходя из установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отклонении доводов апелляционной жалобы и соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФНС России о принятии заявленных обеспечительных мер, в силу следующего.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 46 Закона о банкротстве арбитражный суд по ходатайству заявителя или по ходатайству иного лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять обеспечительные меры в соответствии с АПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 90 АПК РФ, арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
В силу п. 5 ч. 2 ст. 92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении иска.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Кроме того, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными пунктом 6 части 2 статьи 92 АПК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
По смыслу пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве к эксплуатационным платежам могут быть отнесены расходы на сохранение имущества должника и поддержание его в надлежащем состоянии до момента продажи.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства нарушения очередности платежей в рамках дела о банкротстве, поскольку возложенные обязательства МУП "ЖКХ МО Калмаюрское сельское поселение" на ООО "РИЦ-Регион" по сбору платежей с физических лиц за услуги по водоснабжению, перечисляются АО "Ульяновскэнерго" (до переименования - АО энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго") во исполнение контракта на энергоснабжение N 240776ЭО от 20.02.2018 за потребляемую электроэнергию, в том числе за счет которой работают электрические насосы, обеспечивающие подачу воды жителям поселения.
Как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте, принятие испрашиваемых обеспечительных мер нанесет существенный ущерб интересам жителей муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области как потребителям услуги по водоснабжению, поскольку в случае отключения МУП "ЖКХ" МО "Калмаюрское сельское поселение" от источников электроэнергии за неуплату может прекратиться полностью обеспечение жителей поселения водой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" утверждены требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях данного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Обязанность по перечислению на расчетные счета ресурсоснабжающих организаций поступивших от граждан платежей за коммунальные услуги лежит на управляющей организации, как исполнителе коммунальных услуг. При этом заключение договора с агентом не изменяет объем обязательств исполнителя коммунальных услуг перед РСО.
При таких обстоятельствах, учитывая, что принятие испрашиваемых обеспечительных мер может привести к нарушению прав потребителей услуг по водоснабжению, в отсутствие бесспорных доказательств того, что платежи, перечисленные во исполнение контракта на энергоснабжение N 240776ЭО от 20.02.2018 не являются эксплуатационными, суд первой инстанции пришёл к верному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства Федеральной налоговой службы о принятии обеспечительных мер.
Несогласие заявителя с оценкой, установленных по делу обстоятельств не может являться основанием для отмены судебного акта.
Обращаясь с апелляционной жалобой, заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Так как доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к безусловной отмене судебного акта по статье 270 АПК РФ, не установлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что определение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 января 2023 года по делу N А72-2858/2021 является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 января 2023 года по делу N А72-2858/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в месячный срок, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.И. Александров |
Судьи |
Н.А. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-2858/2021
Должник: МУП "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЛМАЮРСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ", МУП "ЖКХ" МО "Калмаюрское сельское поселение"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЧЕРДАКЛИНСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Ассоциация "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа", Ахсянова Лилия Джамиловна, Ершова Наталья Григорьевна, УФНС России по Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6328/2024
30.05.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5669/2024
17.08.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11697/2023
11.05.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2694/2023
20.03.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18077/2022
08.02.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18833/2021
20.10.2021 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-2858/2021