г. Вологда |
|
11 мая 2023 г. |
Дело N А13-16872/2022 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зайцевой А.Я., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества "Лесопромышленный концерн "Кипелово" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 февраля 2023 года (резолютивная часть.
Мотивированное решение от 22 февраля 2023 года).
по делу N А13-16872/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 27; ИНН 3525151968, ОГРН 1053500056136; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к акционерному обществу "Лесопромышленный концерн "Кипелово" (адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Козленская, дом 42, офис 501; ИНН 3525076372, ОГРН 1023500878720; далее - Общество) о взыскании 480 799 руб. ущерба, причиненного уничтожением подроста на площади 21,8 га.
Определением от 22.12.2022 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 10.02.2023 (резолютивная часть, мотивированное решение от 22.02.2023) иск удовлетворен.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы сводятся к следующему. В акте заключительного осмотра лесосеки от 05.10.2022, в материалах дела не указано, в чем заключается нарушение технологии заготовки: какая операция при разработке лесосеки в технологии работ нарушена, когда и в каком месте (выделе) лесосеки имеется нарушение. Лесосечные работы выполнены в соответствии с технологической картой лесосечных работ от 21.10.2021, составленной по форме. В материалы дела предоставлена технологическая карта со схемой разработки лесосеки и технологическими указаниями по ее разработке. Департамент не оспорил данную технологическую карту. Акт заключительного осмотра от 05.10.2022 не содержит сведений: об использовании измерительных приборов и инструментов, с помощью которых измерялись площади, в том числе уничтоженного подроста; расчеты и таблицы, позволяющие проверить расчет площади 21,8 га уничтоженного, по мнению Департамента, подроста; сведения о количестве поврежденного и/или уничтоженного подроста, так как молодые деревья (подрост) учитываются в штуках (пункт 19 Правил лесовосстановления); сведения о нарушении технологии заготовки; расчет 480 799 руб. ущерба; ссылки на оформление в ходе осмотра лесосеки каких-либо документов и материалов (ведомость учета подроста, фотоматериалы и прочее) на приложение к акту и ознакомление с ними Общества. Акт не подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. Общую площадь лесосеки 36,4 га (без 0,3 га НЭП под дорогой) указывают как площадь с потребностью сохранения подроста, это указано и в особых отметках (страница 2 акта от 05.10.2022). Поскольку акт заключительного осмотра лесосеки от 05.10.20122 составлен с нарушением установленных норм лесного законодательства, он не может являться надлежащим доказательством факта уничтожения подроста на площади 21,8 га (с учетом площади под волоками и погрузочными площадками), нарушение Обществом технологии заготовки не подтверждено. Общество уведомило Лесничество о выполнении лесосечных работ в октябре-декабре 2021года, отразило требуемую информацию о проведенных рубках в ежемесячных отчетах об использовании лесов за 2021год. Осмотр лесосек в силу пункта 5 Порядка должен проведен госорганом в течение 8 месяцев, а не 05.10.2022, как это сделало Сямженское лесничество. Общество 19.08.2022 обратилось в Департамент с проектом лесовосстановления в Чивицком участковом лесничестве, квартале 101 выделах 9, 12,13 на площади 36,4 га способом искусственного лесовосстановления. Решением Департамента от 01.09.2022 проект лесовосстановления согласован. Подтвержденные работы Общество выполнило и сдало Департаменту по акту от 30.09.2022. Департамент знал о действиях Общества по выполнению на спорном лесном участке лесовосстановительных работ, одобрил их проведение и произвел их приемку. Суд не учел бездействие госоргана в подсчете подроста. Департамент не учел затраты, понесенные Обществом на восстановление лесного участка в порядке пункта 12 приложения 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Постановление N 1730). Согласно проекту лесовосстановления, акту приемки лесничеством работ от 30.09.2022 Общество фактически возместило вред. Должностные лица, составившие 05.10.2022 акт заключительного осмотра лесосеки, не включены в Перечень лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на территории области согласно постановлению правительства Вологодской области от 06.09.2021 N 1061. В период 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроле (надзора), муниципального контроля" установлен мораторий на проведение контрольных надзорных) мероприятий, проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора).
Департамент в отзыве на жалобу возразил против ее доводов и требований, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление Пленума N 10) апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматриваются судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. Правила абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Пунктом 50 Постановления Пленума N 10 определено, что арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-5 части 4 статьи 270 АПК РФ (часть 2 статьи 272.1 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Департамент (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка 04.08.2008 N 02-02-16/153-2008 (зарегистрирован в Управлении Федеральной службы регистрационной службы по Вологодской области 29.12.2008 за регистрационным номером 35-35-11/012/2008-365).
Согласно пунктам 1, 2, 24 договора Департамент предоставляет Обществу в аренду лесной участок площадью 31 876 га, находящиеся в государственной собственности (целевое назначение - эксплуатационные). Среди прочих передаваемых лесных участков указан лесной участок в Чивицком участковом лесничестве площадью 36,7 га, в квартале 101, лесотаксационных выделах 9, 12, 13, лесосеке N 8, для осуществления заготовки древесины, сроком действия до 15.06.2053.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, договором аренды лесного участка, в том числе соблюдать лесохозяйственные требования при заготовке древесины, предусмотренные действующими Правилами заготовки древесины, Правилами ухода за лесами, Правилами лесовосстановления, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, не допускать причинение вреда лесам вследствие нарушений требований лесного законодательства.
Согласно лесной декларации от 15.10.2021 N 6 лесосечные работы на данном участке выполнялись в период с 26.10.2021 по 25.10.2022.
В результате осмотра мест осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки) в Чивицком участковом лесничестве, в квартале 101, лесотаксационных выделах 9, 12, 13, лесосеке N 8, произведенном 05.10.2022 в соответствии с порядком осмотра лесосеки (приложение 4 к приказу Минприроды России от 17.01.2022 N 23 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки", далее - Приказ N 23) специалисты Сямженского территориального отдела - государственного лесничества Департамента в присутствии представителя Общества Филичева Н.В., действующего на основании доверенности от 08.04.2022 N ЛККИ/0012, в рамках договора аренды лесного участка от 04.08.2008 N 02-02-16/153-2008 установили факт уничтожения подроста на площади 21,8 га с учетом площадей под волоками и погрузочными площадками. Составили акт от 05.10.2022.
Поскольку условиями договора неустойка за уничтожение подроста не предусмотрена, на основании Постановления N 1730 Департамент рассчитал ущерб, причиненный лесному фонду в размере 480 799 руб., 25.10.2022 направил Обществу претензионное письмо с предложением добровольно оплатить ущерб, нанесенный лесному фонду в результате уничтожения подроста, в срок до 30.11.2022 (вручено 28.10.2022).
Претензия оставлена Обществом без удовлетворения.
По расчету истца, размер ущерба составил 480 799 руб.
Поскольку ущерб, причиненный лесам в результате незаконной рубки в добровольном порядке, ответчик не возместил, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" главным администратором доходов бюджета, в том числе по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, определено Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз России).
В соответствии с приказом Рослесхоза России от 23.09.2019 N 1184 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов" (утратил силу с 01.01.2021, новый приказ принят 30.12.2020 N 1206) за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, закреплены полномочия по администрированию платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней, штрафов.
В подпункте 2.3.20 пункта 2.3 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.09.2012 N 1108, предусмотрено, что Департамент предъявляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд и арбитражный суд исковые заявления и заявления по вопросам деятельности Департамента, в том числе о возмещении ущерба, причиненного лесам области.
Как правильно установил суд первой инстанции, Департамент является органом, уполномоченным на предъявление иска в арбитражный суд.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
В силу статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке. Размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со статьей 95 ЛК РФ.
Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Законом N 7-ФЗ.
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из общих принципов деликтной ответственности лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать совокупность следующих условий: наличие и размер убытков, противоправность поведения ответчика, причинную связь между допущенными нарушениями и возникшими убытками. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.
В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 1082 ГК РФ суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что факт причинения Обществом ущерба лесам в результате уничтожения подроста на лесосеке N 8 подтверждается актом осмотра лесосеки от 05.10.2022.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что факт уничтожения подроста не установлен, был предметом исследования в суде первой инстанции и правомерно отклонен как несоответствующий материалам дела. Как указал суд первой инстанции, одной из обязанностей Общества является недопущение причинения вреда лесам вследствие нарушений требований лесного законодательства, однако договором аренды лесного участка не предусмотрена ответственность за причинение вреда лесам. В рассматриваемой ситуации вред причинен не в результате нарушения договорных обязательств, а в результате противоправных действий, заключающихся в уничтожении подроста на лесосеке N 8 на площади 21,8 га.
Согласно приказу Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки" (действовал на момент проведения осмотра лесосеки N 1; утратил силу с 01.06.2022, новый приказ от 17.01.2022 N 23; далее - Приказ N 367) после завершения лесосечных работ проводится осмотр лесосеки в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения (пункт 3 приложения 4 к Приказу N 367).
В случае заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка, осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 6 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ (пункт 5 приложения 4 к Приказу N 367).
Согласно Порядку осмотра лесосеки (пункт 9 приложения 4 к Приказу N 23), при осмотре лесосек устанавливаются: состояние просеки и прилегающей к лесосеке полосы шириной 50 м; сохранность граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков; наличие не вывезенной древесины; наличие неокоренной или не защищенной другими способами древесины; сохранность семенников, семенных куртин и полос, а также деревьев, не подлежащих рубке (при наличии); наличие зависших деревьев; качество очистки лесосек; проведение лесовосстановительных работ; сохранность подроста, молодняка и лесных культур (при наличии); нарушение целостности почвы, влекущее возникновение эрозии.
В соответствии с пунктом 6 приложения 1 к Приказу N 23 общая площадь под погрузочными пунктами, производственными и бытовыми объектами должна составлять от общей площади лесосеки: на лесосеках площадью более 10 га - не более 5 процентов при сплошных рубках, на лесосеках сплошных рубок площадью более 10 га для создания межсезонных запасов древесины общая площадь погрузочных пунктов, производственных и бытовых площадок - не более 15 процентов от площади лесосеки, с повреждением почвы - не более 3 процентов.
Общая площадь трасс волоков и дорог должна составлять при сплошных рубках не более 20 процентов. На лесосеках сплошных рубок, проводимых с применением многооперационной техники, допускается увеличение площади волоков и дорог до 30 процентов общей площади лесосеки.
Согласно отчету об использовании лесов за январь - декабрь 2021 года (форма 1-ИЛ), представленным Обществом в Сямженский территориальный отдел - государственное лесничество Департамента, площадь вырубки на лесосеке N 8 составила 36,4 га.
Как правильно установил суд первой инстанции, Общество обязано сохранить подрост на площади 21,8 га (с учетом площадей под волоками и дорогами - 30% от общей площади вырубки, и погрузочными площадками - 10% от общей площади вырубки: 100%-30%-10%=60%; 36,4 га*60%=21,8 га).
Из материалов дела видно, что Сямженский территориальным отдел - государственным лесничеством Департамента совместно с представителями Общества 05.10.2022 произвели осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки) на лесосеке N 8.
При осмотре спорной лесосеки 05.10.2022, выполнить подсчет подроста не представилось возможным, так как Общество выполнило работы по искусственному лесовосстановлению, а именно: выполнена вспашка почвы и высажены сеянцы ели с открытой корневой системой. Данные работы приняты Сямженским ТО-ГЛ в рамках проекта по искусственному лесовосстановлению. Количество сохраненного подроста на лесосеке N 8 составляет 0 шт/га.
Ссылки подателя жалобы на допущенные истцом нарушения при проведении проверки, составлении документов и расчета размера вреда документально не подтверждены, опровергаются материалами дела и установленными по делу обстоятельствами.
Расчет размера вреда суд первой инстанции проверил, признал его верным.
Поскольку доказательств возмещения вреда, причиненного лесному фонду, ответчиком в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в соответствии со статьей 1064 ГК РФ, статьей 100 ЛК РФ.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 февраля 2023 года (резолютивная часть, мотивированное решение от 22 февраля 2023 года) по делу N А13-16872/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Лесопромышленный концерн "Кипелово" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-16872/2022
Истец: Департамент лесного комплекса Вологодской области
Ответчик: АО "ЛПК "Кипелово"
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17272/2024
28.08.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4712/2024
03.05.2024 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-16872/2022
29.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9687/2023
11.05.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2041/2023
22.02.2023 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-16872/2022