г. Киров |
|
12 мая 2023 г. |
Дело N А31-7870/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Устюжанинова В.А.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области:
представителя заявителя Батяевой Ю.Е. по доверенности от 01.12.2022,
представителя заинтересованного лица Петрова К.Д. по удостоверению,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 14.02.2023 по делу N А31-7870/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Красавина Дмитрия Юрьевича (ОГРН 315440100005030; ИНН 440128992651)
к Департаменту здравоохранения Костромской области (ОГРН 1024400523564; ИНН 4401004514)
заинтересованное лицо: Прокуратура Костромской области (ОГРН 1034408615230; ИНН 4401011783)
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Костромской области от 18.07.2022 по делу N А31-897/2022 выделены в отдельное производство требования индивидуального предпринимателя Красавина Дмитрия Юрьевича (далее - заявитель, ИП Красавин Д.Ю., Предприниматель) к Департаменту здравоохранения Костромской области (далее - ответчик, Департамент) о признании недействительными:
пункта 1 приказа от 27.12.2021 N 1212 "Об утверждении порядка направления умерших на патологоанатомическое вскрытие на территории г. Костромы и Костромского района";
пунктов 2, 3, 4 Порядка направления тел умерших на патологоанатомическое вскрытие на территории г. Костромы и Костромского района" (приложение N 2 к приказу Департамента от 27.12.2021 N 1212). Делу присвоен N А31-7870/2022.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура Костромской области (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 14.02.2022 (с учетом определения от 16.02.2022 об исправлении описки) заявленные Предпринимателем требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Департамент настаивает на законности оспариваемого приказа, указывает, что приказ издан им в пределах предоставленных полномочий, устанавливает организационные особенности работы подведомственных ему учреждений здравоохранения. Согласно позиции ответчика услуга по транспортировке тел умерших граждан на патолого-анатомические исследования относится к медицинским, а не ритуальным или похоронным услугам, и не входит в основной вид деятельности Предпринимателя. Иные выводы суда, по мнению заявителя жалобы, противоречат Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ). Департамент считает, что оспариваемый приказ не нарушает прав заявителя.
Прокуратура в отзыве на жалобу опровергла доводы ответчика, указала на законность и обоснованность решения суда.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 31.03.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 01.04.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
По ходатайству Прокуратуры судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.
В судебном заседании представитель ответчика настаивала на доводах апелляционной жалобы, представитель Прокуратуры возражал против удовлетворения жалобы.
Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил. На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях организации работы областных государственных медицинских организаций по направлению тел умерших лиц на патолого-анатомическое вскрытие 16.12.2021 Департамент издал приказ N 1164 "Об организации транспортировки тел умерших граждан на патолого-анатомическое вскрытие".
27.12.2021 Департаментом издан приказ N 1212 "Об утверждении порядка направления умерших на патологоанатомическое вскрытие на территории г. Костромы и Костромского района" (т.1 л.д.7-10).
В пункте 1 названного приказа указано, что транспортировку трупов граждан, умерших в стационарах и на дому на территории г. Костромы и Костромского района, следует осуществлять транспортом ОГБУЗ "Автобаза Департамента здравоохранения Костромской области" и санитарной бригадой Центра медицины катастроф ОГБУЗ "Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф".
Пунктом 3 приказа от 27.12.2021 утвержден Порядок направления тел умерших на патолого-анатомическое вскрытие на территории г. Костромы и Костромского района (далее - Порядок) (приложение N 2).
Согласно пункту 2 указанного Порядка при отсутствии у умершего признаков насильственной смерти или при отсутствии объективной информации о насильственном характере смерти сотрудник участковой службы медицинской организации (в рабочие дни за один час до окончания рабочего времени) или сотрудник скорой медицинской помощи (в остальное время, включая выходные и праздничные дни) сообщает дежурному санитару Центра медицины катастроф ОГБУЗ "Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф" по номеру телефона 8 (4942) 31 27 02, 8 920 396 00 20 информацию об умершем с указанием точного адреса его местонахождения и осуществляет вызов санитарной бригады Центра медицины катастроф. Сотрудник участковой службы медицинской организации (в рабочие дни за один час до окончания рабочего времени) оформляет направление на патолого-анатомическое вскрытие, которое передает прибывшему на место дежурному санитару Центра медицины катастроф. Направление на вскрытие выдается при предъявлении сотрудником, осуществляющим перевозку тела умершего, документа, удостоверяющего его полномочия по перевозке тела умершего. После получения направления на патолого-анатомическое вскрытие, оформленного в установленном порядке, санитарная бригада Центра медицины катастроф доставляет тело умершего в патолого-анатомическое отделение ОГБУЗ "Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.".
Согласно пункту 3 Порядка в случае констатации биологической смерти при обслуживании вызова скорой медицинской помощи (за исключением случаев, подлежащих судебно-медицинскому вскрытию) в рабочее время поликлиник областных государственных медицинских организаций врачом (фельдшером) станции (отделения) скорой медицинской помощи, выдача направления и транспортировка тела умершего на патолого-анатомическое вскрытие осуществляется в соответствий с пунктом 2 настоящего Порядка. Старший врач дежурной смены ОГБУЗ "Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф" в течение 12 часов направляет сведения об умершем в территориальную поликлинику медицинской организации (по месту прикрепления) через региональную медицинскую информационную систему Костромской области (РМИС).
В пункте 4 Порядка установлено, что в случае констатации биологической смерти при обслуживании вызова скорой медицинской помощи в выходные и праздничные дни, а также в рабочие дни за один час до окончания рабочего времени поликлиник, при отсутствии у умершего признаков насильственной смерти или при отсутствии объективной информации о насильственном характере смерти, сотрудник скорой медицинской помощи сообщает дежурному санитару Центра медицины катастроф ОГБУЗ "Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф" по номеру телефона 8 (4942) 31 27 02, 8 920 396 00 20 информацию об умершем с указанием точного адреса его местонахождения и осуществляет вызов санитарной бригады Центра медицины катастроф. Сотрудник скорой медицинской помощи передает информацию об умершем лице старшему врачу смены ОГБУЗ "Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф" для подготовки направления на патолого-анатомическое вскрытие. Санитарная бригада Центра медицины катастроф, получив вызов от медицинского работника скорой медицинской помощи, осуществляет выезд в адрес умершего лица с заездом в ОГБУЗ "Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф" для получения направления на патолого-анатомическое вскрытие. Старший врач смены ОГБУЗ "Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф" передает дежурному санитару Центра медицины катастроф, при предъявлении документа, удостоверяющего его полномочия по перевозке тела умершего, направление на вскрытие. После получения направления на патолого-анатомическое вскрытие и получения тела умершего санитарная бригада Центра медицины катастроф доставляет тело умершего в патолого-анатомическое отделение ОГБУЗ "Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.".
В соответствии с пунктом 6 Порядка при подозрении на наличие признаков насильственной смерти, признаков потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача или иной объективной информации о наличии признаков насильственной смерти, медицинским работником, констатирующим смерть, вызываются сотрудники правоохранительных органов. Тело умершего направляется сотрудником правоохранительных органов на вскрытие в рамках судебно-медицинской экспертизы.
ИП Красавин Д.Ю., осуществляющий деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, полагая, что пункт 1 Приказа N 1212 и пункты 2, 3, 4 Порядка нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей ответчика и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения (ненормативные правовые акты) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными (недействительными), если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на его принятие, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Предметом спора являются пункт 1 Приказа Департамента и пункты 2, 3, 4 утвержденного им Порядка, которыми на территории г. Костромы и Костромского района определены субъект, обязанный осуществлять транспортировку умерших лиц на патолого-анатомическое вскрытие, и необходимый для этого транспорт, а также установлена последовательность действий по исполнению этим субъектом указанной обязанности. В качестве такого субъекта указана санитарная бригада Центра медицины катастроф ОГБУЗ "Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф", транспорта - транспорт ОГБУЗ "Автобаза Департамента здравоохранения Костромской области". Последовательность действий по транспортировке умерших лиц, установленная в пунктах 2, 3 и 4 Порядка, предусматривает их совершение исключительно санитарной бригадой Центра медицины катастроф.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, проанализировав нормы применимого к рассматриваемым отношениям законодательства, апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемых положений Приказа (пункт 1) и утвержденного им Порядка направления тел умерших лиц на патолого-анатомическое вскрытие (пункты 2, 3, 4).
В соответствии со статьями 14, 67 Закона N 323-ФЗ приказом Минздрава России от 06.06.2013 N 354н утвержден Порядок проведения патолого-анатомических вскрытий (далее - Порядок N 354н).
Согласно пункту 2 Порядка N 354н патолого-анатомическое вскрытие проводится врачом-патологоанатомом в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания.
Направление тел умерших, а также мертворожденных, на патолого-анатомическое вскрытие, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие проведению патолого-анатомического вскрытия, осуществляется после констатации биологической смерти человека медицинским работником медицинской организации или выездной бригады скорой медицинской помощи (пункт 4 Порядка N 354н).
Согласно пунктам 5, 6 Порядка N 354н направление на патолого-анатомическое вскрытие тел умерших в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, организует заведующий отделением медицинской организации, в котором находился пациент на момент наступления смерти, а в случае его отсутствия - дежурный врач. В случае наступления смерти вне медицинской организации направление на патолого-анатомическое вскрытие тел умерших организует врач (фельдшер) медицинской организации, в которой умерший получал первичную медико-санитарную помощь, либо медицинской организации, осуществляющей медицинское обслуживание территории, где констатирована смерть.
Согласно пункту 7 Порядка N 354н в случае наступления смерти в стационарных учреждениях социального обслуживания, образовательных организациях, в которых созданы условия для проживания обучающихся, и домах ребенка направление на патолого-анатомическое вскрытие тел умерших организует врач (фельдшер) указанных организаций либо медицинской организации, осуществляющей медицинское обслуживание этих организаций.
Пунктом 8 Порядка N 354н установлено, что медицинский работник в случаях, предусмотренных пунктами 5 - 7 настоящего Порядка, оформляет и подписывает направление на патолого-анатомическое вскрытие в патолого-анатомическое бюро (отделение), в котором указываются следующие сведения: 1) наименование организации, врач (фельдшер) которой осуществляет направление тела умершего в патолого-анатомическое бюро (отделение); 2) фамилия, имя, отчество и дата рождения умершего (фамилия матери плода и дата отделения плода); 3) дата и время наступления смерти (мертворождения).
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 354н патолого-анатомические бюро (отделения), в которые осуществляется доставка тел умерших, определены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Согласно пункту 2.3.9 ГОСТ 32609-2014 "Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения" (утв. приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 551-ст) транспортирование останков и праха умерших или погибших, в том числе перевозка тел, останков умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, входит в перечень основных видов ритуальных услуг.
Организация ритуальных услуг отнесена к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района (пункт 22 статьи 14, пункт 17 статьи 15, пункт 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Основываясь на положениях указанных норм, суд первой инстанции обоснованно признал, что Порядок N 354н определяет исключительно вопросы направления умерших на патолого-анатомическое вскрытие, оформления необходимых для этого документов и его проведения. Оснований для отнесения услуги по транспортированию тел умерших к деятельности по исполнению Закона N 323-ФЗ, медицинской услуге, на чем настаивает ответчик в жалобе, не имеется. Указанные нормы не касаются самого транспортирования тел умерших на патолого-анатомическое вскрытие, не предопределяют субъекта, который будет оказывать такую ритуальную услугу.
Соответственно, Департамент как орган исполнительной власти Костромской области не уполномочен своим приказом определять лицо, которое бы оказывало ритуальную услугу по транспортировке тел умерших лиц на патолого-анатомическое вскрытие на территории г. Костромы и Костромского района, устанавливая исключительно для такого лица порядок действий по транспортировке тел умерших на патолого-анатомическое вскрытие.
Оспариваемые пункт 1 Приказа и пункты 2, 3, 4 Порядка Департамента не соответствуют положениям законодательства.
До издания оспариваемого приказа оказание услуг по транспортировке умерших в патолого-анатомическое отделение, в том числе учреждениям здравоохранения, подведомственным Департаменту, осуществлялось на основании контрактов, заключенных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что исключало возможность определения Департаментом одной организации, оказывающей такую услугу. Соответствующие контракты были заключены и с Предпринимателем, который оказывал такие услуги учреждениям здравоохранения г. Костромы и Костромского района.
С учетом изложенного оспариваемые пункты Приказа и Порядка Департамента обоснованно признаны судом как нарушающие права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Предпринимателем требования.
Необходимо отметить, что оспариваемые пункты Приказа и Порядка были изданы (приняты) Департаментом в развитие его приказа от 16.12.2021 N 1164 "Об организации транспортировки тел умерших граждан на патолого-анатомическое вскрытие", отдельные положения которого были признаны недействительными постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 по делу N А31-897/2022, вступившим в законную силу. Указанный судебный акт является обязательным (часть 1 статьи 16 АПК РФ) и имеет преюдициальное значение для лиц, участвующих в настоящем деле (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы исследованы апелляционным судом в полном объеме и отклонены по вышеизложенным мотивам как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 14.02.2023 по делу N А31-7870/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 14.02.2023 по делу N А31-7870/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.А. Устюжанинов |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-7870/2022
Истец: Красавин Дмитрий Юрьевич
Третье лицо: Арбитражный суд Костромской области, ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ, Прокуратура КО