г. Пермь |
|
12 мая 2023 г. |
Дело N А60-255/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шаламовой Ю.В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица, Хачатуряна Артема Вараздатовича,
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 20 марта 2023 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-255/2023
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Свердловской области
к Хачатуряну Артему Вараздатовичу
о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью "Зеленый лес" Хачатуряна Артема Ваздатовича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2023 года (резолютивная часть от 09 марта 2023 года) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке, просит изменить решение суда первой инстанции, исключив из решения суда: вывод о том, что установлен факт предоставления Заинтересованным лицом недостоверных сведений, на основании которых лицензирующим органом принято решение о предоставлении лицензии ООО "Зеленый лес"; вывод о том, что ввоза оборудования для осуществления лицензируемой деятельности на территорию ЗУ с КП 66:14:0101017:308 не происходило, никто из сотрудников Общества в период с 2020 г. по 2022 г. не посещал территорию базы; вывод о том, что Заинтересованное лицо может осуществлять утилизацию, исключительно, с помощью установки Фортан; вывод о том, что у ООО "Зеленый лес" должно быть собственное санитарно-эпидемиологическое заключение на площадку по адресу: Екатеринбург, ул. Косарева, 24. Изменить основание отказа в удовлетворении заявленных Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора требований, дополнив истечение срока давности привлечение к административной ответственности нарушением процессуальных требований, установленных КоАП РФ и недоказанностью событий вменяемого правонарушения.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на отсутствие события правонарушения. Ссылается на то, что ООО "Зеленый лес" ни на дату оформления акта проверки, ни на дату составления протокола об административном правонарушении, ни на дату вынесение оспариваемого судебного решения от 20.03.2023 не ознакомлено с материалами проверки в полном объеме. Кроме того, полагает, что не опровергнут Заявителем и довод Заинтересованного лица о том, что должностное лицо, составившее и подписавшее протокол об административном правонарушении в отношении руководителя не уполномочено на составление протоколов по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, 06 декабря 2022 года должностным лицом Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по результатам внеплановой выездной проверки, установлено, что директор ООО "Зеленый лес" Хачатурян Артём в нарушение лицензионных требований, осуществляет лицензируемые виды деятельности с нарушением лицензионных требований, предусмотренных пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, что явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении по делу об административном правонарушении N 03-01-18/112-2022 от 09.12.2022 по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, а именно осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Поскольку в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, вышеназванный протокол об административном правонарушении вместе с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, направлены в Арбитражный суд Свердловской области.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях руководителя общества состава вмененного административного правонарушения, однако, установив истечение срока давности привлечения к ответственности, в удовлетворении требований Управления отказал.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с Законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3).
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п.1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно абзацам а, в, г, д Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" лицензионными требованиями предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а так же к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами являются:
а) для работ по сбору отходов I - IV классов опасности:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
в) для работ по обработке отходов I - IV классов опасности:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
г) для работ по утилизации отходов I - IV классов опасности:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ в области обращения с отходами I - IV классов опасности оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе"), а также использование лицензиатом объекта утилизации отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
д) для работ по обезвреживанию отходов I - IV классов опасности:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статей 11 и 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе"), за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также использование лицензиатом объекта обезвреживания отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 06.12.2022 по итогам внеплановой выездной проверки, проведенной на основании решения заместителя руководителя Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 21.11.2022 N 1283-РШ в отношении ООО "Зеленый лес" установлено, что ООО "Зеленый лес" допустило нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования по адресу: 620010, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Косарева, д. 24, выразившееся в осуществлении лицензируемого вида деятельности с нарушением лицензионных требований, а именно в части сбора, обработки, утилизации, обезвреживания-отходов III-IV класса опасности (далее - Лицензия).
Из материалов дела следует, что общество имеет действующую лицензию в области обращения с отходами N (66)-660026-СОУБ от 10.11.2020.
Согласно лицензии, место осуществления лицензируемого вида деятельности: 623317, Свердловская обл. Красноуфимский район, село Чувашково (база минеральных удобрений).
Согласно договору аренды недвижимого имущества N 28/2020 от 20.03.2020 ПАО "Красноуфимскаргохимсервис" передает Обществу следующее недвижимое имущество:
- часть помещений общей площадью 250,0 (двести пятьдесят) кв.м., расположенного в складском комплексе;
- производственную площадку 350,0 (триста пятьдесят) кв.м., расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером (далее - ЗУ с КН) 66:14:0101017:308 по адресу: 623317, Свердловская обл. Красноуфимский район, село Чувашково (база минеральных удобрений). Общая площадь земельного участка 59 538 кв.м.
В адрес Общества от АО "Красноуфимскаргохимсервис" направлено уведомление о расторжении договора аренды в одностороннем порядке от 22.05.2020.
Таким образом, в результате проведения контрольно-надзорного мероприятия установлен факт представления Обществом недостоверных сведений, на основании которых лицензирующим органом принято решение о предоставлении лицензии ООО "Зеленый лес".
Кроме того, в представленном пакете документов на предоставление лицензии в части сбора, обработки, утилизации, обезвреживания отходов III-IV класса опасности, Обществом предоставлен договор аренды с ООО "ЭКОС" N 16-12/а движимого имущества (оборудования) от 16.12.2019 - Установка Фортан, акт приема-передачи от 16.12.2019.
Однако, в ходе проведения настоящей проверки установлено, что Общество передало ООО "ЭКОС" оборудование (Установка Фортан), что подтверждается актом возврата от 11.12.2020, спустя месяц со дня получения лицензии.
Сотрудниками Управления 24.11.2022 осуществлен выезд на территорию производственной площадки по адресу: Свердловская обл. Красноуфимский район, село Чувашково (база минеральных удобрений) ЗУ с КН 66:14:0101017:308.
В ходе осмотра производственной площадки, установлено, что лицензируемый вид деятельности, согласно лицензии N (66)-660026-СОУБ от 10.11.2020, в части сбора, обработки, утилизации, обезвреживания отходов III-IV класса опасности, не осуществляется Обществом на территории АО "Красноуфимскагрохимсервис", в соответствии с договором аренды недвижимого имущества N 28/20 от 20.03.2020. Оборудование для осуществления деятельности в части обработки, утилизации, обезвреживания на ЗУ с КН 66:14:0101017:308 отсутствует.
По результатам выезда составлен протокол осмотра N 1 от 24.11.2022 и протокол опроса N 1 от 24.11.2022 представителя АО "Красноуфимскагрохимсервис" заместителя генерального директора Швецова Николая Ивановича.
Протоколом опроса N 1 от 24.11.2022 установлено, что ввоза оборудования для осуществления лицензируемой деятельности на территорию ЗУ с КН 66:14:0101017:308 не происходило, никто из сотрудников Общества в период с 2020 по 2022 не посещал территорию базы.
Доказательств действительного осуществления деятельности по адресу: Свердловская обл. Красноуфимский район, село Чувашково (база минеральных удобрений) материалы дела не содержат.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290, у Общества на момент проведения проверки отсутствуют здания, строения, сооружения и помещения для осуществления деятельности в части сбора, обработки, утилизации и обезвреживания отходов I - IV классов опасности.
При этом, судом апелляционной инстанции отклоняются ссылки руководителя на акт лицензионной проверки от 06.11.2020 N 485-л, поскольку акт проверки составлен при получении лицензии. При проведении настоящей проверки установлены иные обстоятельства, которые не могут быть опровергнуты актом проверки от 06.11.2020.
В 2021-2022 гг. ООО "Зеленый лес" осуществляло деятельность по утилизации отходов на производственной площадке МУП "Водоканал" по адресу 620010, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Косарева, д. 24.
ООО "Зеленый лес" заключило лицензионный договор N 26/01-ЭТГ-2021, согласно которому утилизация отходов должна осуществляться с применением TP 39.00.11-001-2019 от 20.03.2019 "Технологический регламент комплексной утилизации отходов с получением полезной продукции" получившей положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации, утвержденным приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 30.04.2019 N 81-Э.
С учетом полученной лицензии, Общество может осуществлять утилизацию с помощью установки Фортан, но данное оборудование, как указано выше, передано арендатору - ООО "ЭКОС". Использование оборудования для утилизации отходов очистки сточных вод -Ворошитель компоста прицепной ВК-300 с производительностью 800-1400 м3/ч. не соответствует требованиям действующей лицензии, в связи с отсутствием оборудования в представленном пакете документов на предоставление лицензии в части сбора, обработки утилизации, обезвреживания отходов III-IV класса опасности.
Согласно п. 2.2.1 Технологического регламента комплексной утилизации отходов с получением полезной продукции TP 39.00.11-001-2019 от 20.03.2019 производственная площадка для проведения работ по утилизации отходов должна быть обустроена в соответствие с требованиями СанПиН 02.1.7.1322 "Гигиеничекие требования к размещению к обезвреживанию отходов производства и потребления".
Согласно реестру санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, у Общества имеются санитарно-эпидемиологические заключения:
- 66.01.31.000.М.001422.06.20 от 01.06.2020, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемые для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности (сбор, транспортирование, утилизация, обезвреживание отходов II-IV класса опасности, обработка отходов III-IV класса опасности). Производственная площадка, Свердловская область, Красноуфимский район, село Чувашково (база минеральных удобрений). Соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления.";
- 66.01.31.000.М.002528.11.22 от 18.11.2022, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемые ООО "Зелёный лес" для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности (сбор, утилизация отходов II-IV класса опасности). Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Косарева, дом 26 А. Соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Доказательств наличия у общества санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для осуществления деятельности, в части утилизации по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Косарева, д. 24 материалы дела не содержат.
Из представленных в материалы дела договоров между МУП "Водоканал" и обществом следует, что утилизация отходов очистки вод производится по адресу: г. Екатеринбург, ул. Косарева, 24.
При этом, ссылка общества на экологическую экспертизу проекта технической документации "Комплексная технология утилизации отходов с получением полезной продукции" не свидетельствует о получении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для осуществления деятельности, в части утилизации по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Косарева, д. 24.
Иного из материалов дела не следует.
Ссылки общества на дело N А60-3560/2023 не могут быть приняты во внимание, поскольку на решение суда подана апелляционная жалоба.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что должностное лицо ООО "Зеленый лес" осуществляет лицензируемые виды деятельности с нарушением лицензионных требований, предусмотренных п. 3, пп. а) в) г) Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Вопреки доводам жалобы, факт совершения заинтересованным лицом административного нарушения подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы руководителя о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 2 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье.
В части 3 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что помимо указанных случаев протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2, 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Руководствуясь положениями части 3 статьи 28.3 КоАП РФ, пункта 2 положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290, пунктов 1, 4 положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, пунктом 2 перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Росприроднадзора от 19.03.2015 N 224, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - заместитель начальника отдела государственного, экологического надзора, земельного надзора и надзора в области обращения с отходами по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, было наделено соответствующими полномочиями.
Однако согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении 90 дней) со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 КоАП РФ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС", установление административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.1 КоАП РФ, направлено на административно-правовую охрану общественных отношений, регулируемых лицензионным законодательством. Соответственно, и привлечение к административной ответственности предполагается именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Следовательно, если лицу вменяется в вину нарушение лицензионного законодательства, то это в системе действующего правового регулирования исключает возможность распространения на него специального (особого) срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. В связи с чем для суда, рассматривающего дело о привлечении к административной ответственности, подлежит применению трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2019 N 309-ЭС19-1673, от 28.02.2019 N 309-АД18-22561.
На основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности являются пресекательными и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ.
Из приведенных выше обстоятельств следует, что вменяемое правонарушение обнаружено 06.12.2022, в связи с чем срок давности для привлечения руководителя общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ истек на дату принятия резолютивной части решения.
При этом причины пропуска срока давности привлечения к административной ответственности значения не имеют. Как уже указано в постановлении, сроки давности привлечения к административной ответственности являются пресекательными, не подлежащими восстановлению.
К тому же, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о привлечении к ответственности, административный орган может и должен учитывать сроки, установленные АПК РФ, принимать необходимые меры для подачи заявлений с соблюдением требований, установленных статьей 204 АПК РФ, чего в рассматриваемом случае сделано не было.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, которым отказано в удовлетворении требований административного органа о привлечении общества к административной ответственности, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании части 4 статьи 208 АПК РФ данная категория споров государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2023 года (резолютивная часть от 09 марта 2023 года) по делу N А60-255/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-255/2023
Истец: Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора
Ответчик: Хачатурян Артем Вараздатович