город Воронеж |
|
12 мая 2023 г. |
Дело N А14-15731/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ФБУ "Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей": Тельпов Д.В. - представитель по доверенности N 158 от 27.12.2022, сроком действия до 31.12.2023, предъявлен паспорт, диплом;
от Верхне-Донского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Магеррамов Р.З.- представитель по доверенности N Д-220-208 от 22.12.2022, сроком действия до 31.12.2023, предъявлен паспорт, диплом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.03.2023 по делу N А14-15731/2022 по заявлению Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей" (ОГРН 1023404365786, ИНН 3448009717), о признании незаконным и отмене постановления Верхне-Донского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1023601536200, ИНН 3665004949) по делу об административном правонарушении N 5/7 от 31.08.2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Верхне-Донскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 5/7 от 31.08.2022.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФБУ "Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать постановление незаконным.
Считает, что уполномоченный орган превысил свои полномочия при проведении проверочных мероприятий и назначении административного наказания.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от Верхне-Донского управления Ростехнадзора.
В судебном заседании представитель ФБУ "Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Верхне-Донского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
12.07.2022 Московской межрегиональной транспортной прокуратурой, совместно со специалистами Верхне-Донского Управления Ростехнадзора проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности в ФБУ "Администрация Волго-Дон".
В ходе проведения проверки было установлено, что филиалом ФБУ "Администрация Волго-Дон" - Верне-Донской район водных путей и судоходства. В зону деятельности филиала входит Воронежский гидроузел, оперативное управление осуществляется ФБУ "Администрация Волго-Дон".
На водосборной плотине Воронежского гидроузла для подъема и опускания затворов в пролетах водосброса применяются два грузоподъемных специальных козловых крана, изготовленных в 1970 году Днепровским механическим заводом зав.N 1 и зав.N 2, рельсовый путь которых обустроен железобетонных подкрановых конструкциях водосбросной плотины, относимым к категории опасных производственных объектов.
К указанным кранам и оборудованию применяются требования подпункта "а" пункта 2 и подпункта "ж" пункта 3 Правил безопасности опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора N 461 от 26.11.2020 (далее - правила ФНП N 461), относящие краны для подъема и опускания затворов гидротехнических сооружений, оборудованные механизмом передвижения крана и несколькими механизмами подъема с осуществлением зацепления крюками, к опасным производственным объектам.
Эксплуатируемые ФБУ "Администрация Волго-Дон" опасные производственные объекты в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрированы (пункт 2 части 2 Закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"), отсутствует поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность при эксплуатации такового, в том числе в части производственного контроля и обеспечения работоспособного состояния (подпункт "и" пункта 22 ФНП N 461), не имеется положительных заключений экспертиз промышленной безопасности, учитывая превышение фактического 20-летнего срока службы кранов и железобетонных конструкций под ними (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 9, часть 5 статьи 13 Закона N 116-ФЗ, подпункт "а" пункта 22 и подпункт "в" пункта 251 ФНП N 461), зарегистрированных в соответствующем реестре, конструкторской или эксплуатационной документации на железобетонные конструкции, воспринимающие нагрузки от установленных на них кранов, отсутствует руководство (инструкция) по эксплуатации таковых (подпункт "и" пункта 251 ФНП N 461).
Кроме того, учреждением в нарушение части 1 статьи 11 Закона N 116 и Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2168, не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности:
- не разработано положение о производственном контроле с учетом особенности эксплуатируемого опасного производственного объекта и условий эксплуатации;
- не обеспечено проведение контроля соблюдения работниками опасного производственного объекта требований промышленной безопасности;
- не разработан план работы по осуществлению производственного контроля в подразделении эксплуатирующей организации; - не проводятся комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности в организации;
- не разработан план мероприятий на 2022 год по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности;
- не осуществляется контроль своевременности проведения необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
- не доведена до сведений работников опасного производственного объекта информация об изменении с 01.01.2021 требований промышленной безопасности, связанных с вступлением в действие ФНП N 461.
Работники ОПО не обеспечены указанным документом.
Подготовленное ООО "Центркран" заключение от 03.11.2020 N 476 комплексного оборудования кранового пути, содержит вывод о возможности дальнейшей эксплуатации кранового пути после устранения изложенных в ведомости дефектов.
Документы о готовности рельсового пути к эксплуатации после ремонта, связанного с устранением указанных дефектов, не подтверждена актом с прилагаемыми к нему результатами планово-высотной съемки (пункт 203 ФНП N 461).
Помимо прочего, результаты осмотров рельсового пути после каждых 24 смен работы не заносится в паспорт рельсового пути или вахтенные журналы крановщика (оператора) подъемных средств, установленных на рельсовом пути.
Не представлены акты плановых и внеплановых проверок состояния рельсовых путей (пункты 205 - 210 ФНП N 461). При визуальном осмотре кранового пути обнаружены несколько промежуточных скреплений рельсового пути (соединение рельса с подкрановой балкой), имеющие повреждения в виде неполного комплекта болтовых соединений и коррозии прижимных планок, которые своевременно не устранены (пункт 154 ФНП N 461).
Отсутствует документ о назначении крановщиков (операторов), стропальщиков, слесарей, электромонтеров, занятых при содержании и эксплуатации объекта (пункт 151 ФНП N 461).
Осуществляющий управление и обслуживание грузоподъемных кранов персонал не обеспечен производственными инструкциями (пункт 152 ФНП N 461).
Вышеуказанные нарушения зафиксированы в постановлении Воронежского транспортного прокурора от 21.07.2022 в отношении ФБУ "Администрация ВолгоДон", которым возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Указанное постановление в соответствии со статьей 23.30 КоАП РФ направлено для рассмотрения по существу в Верхне-Донское управление Ростехнадзора.
Постановлением Верхне-Донского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 5/7 от 31.08.2022 ФБУ "Администрация Волго-Дон" признано виновным с совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Копия указанного постановления вручена представителю учреждения 31.08.2022.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом указанного административного нарушения являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах.
Объективная сторона состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.
Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяются Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности, Закон N 166-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
Пунктом 5 указанного Постановления предусмотрена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1082 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности (далее - Положение N 1082).
Положение N 1082 устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (далее - федеральный государственный надзор), за исключением федерального государственного надзора, осуществляемого на объектах, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации.
Предметом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований в области промышленной безопасности, установленных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, требований промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов, применяемых на них технических устройств, а также зданий и сооружений на опасных производственных объектах.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю (надзору) в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (утв. Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461) (далее - ФНП N461) устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее - ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения (далее - ПС), в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Согласно подпункту "а" пункта 2 ФНП N 461 требования настоящих правил распространяется на обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых применяются грузоподъемные краны всех типов.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 3 ФНП N 461 требования настоящих правил не распространяется на обеспечение безопасности объектов, на которых используются подъемные сооружения - краны для подъема и опускания затворов гидротехнических сооружений без осуществления зацепления их крюками, оборудованные единственным механизмом подъема и не оснащенные механизмом передвижения крана.
Административный орган и суд первой инстанции правильно исходили из выводов, содержащихся в экспертном заключении ООО "Центркран" N 474 от 03.11.2020, N 475 от 03.11.2020, N 476 от 03.11.2020 о том, что грузоподъемные козловые краны, эксплуатируемые на водосбросной плотине Воронежского гидроузла, оснащены механизмами передвижения, а также имеют два механизма подъема (главный и вспомогательный). Каждая из эксплуатируемых грузоподъемных машин имеет два механизма подъема: главный грузоподъемностью 2х25тс, который расположен на опорной грузовой тележке моста крана, и вспомогательный грузоподъемностью 3 тс, который представляет собой подвесную таль. Механизм главного подъема имеет два грузозахватных органа, которыми являются проушины. Грузозахватным органом механизма вспомогательного подъема является крюк. Для передвижения козловых кранов вдоль кранового пути каждый из них оборудован двумя механизмами передвижения.
В связи с чем, выводы о том, что ФБУ "Администрация Волго-Дон" эксплуатирует опасный производственный объект с нарушениями и его деятельность подконтрольна Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности допущено не было.
Обстоятельств, исключающих вину ФБУ "Администрация Волго-Дон" не усматривается.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не пропущен.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Административный штраф назначен обществу в минимальном размере санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и составил 200 тыс. рублей, что отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Оснований для его уменьшения не имеется.
В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.03.2023 по делу N А14-15731/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15731/2022
Истец: ФБУ "Администрация "Волго-Дон"
Ответчик: Верхне-Донское управление Ростехнадзор