г. Тула |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А68-10131/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.05.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Коллегия кадастровых инженеров" (г. Курс, ОГРН 1164632050406, ИНН 4632211074) - Баевой Е.В. (доверенность от 22.04.2022 N 2), Веревкина Н.С. (доверенность от 24.06.2022 N 3), от заинтересованного лица - управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1027100748950, ИНН 7107026090) - Токаревой Е.Н. (доверенность от 07.04.2023), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (г. Тула, ОГРН 1177154000132, ИНН 7106058814) - Николаевой А.И. (доверенность от 07.12.2022 N 163), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коллегия кадастровых инженеров" на решение Арбитражного суда Тульской области от 02.03.2023 по делу N А68-10131/2022 (судья Рыжикова Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коллегия кадастровых инженеров" (далее - ООО "ККИ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Тульское УФАС, управление) о признании незаконным решения от 23.08.2022 N 071/06/104-869/2022 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года информации в отношении заявителя, а также информации в отношении учредителя Веревкина Н.С. и генерального директора Тяпина Е.А.; аннулировании реестровой записи от 05.09.2022 N 22004570.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 02.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "ККИ" обжаловало его в апелляционном порядке. Отмечает, что включение сведений в реестр является санкцией за недобросовестное поведение участника, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений законодательства о закупках. Вместе с тем, общество не отказывалось от заключения или исполнения контракта в срок до 29.08.2022 и не совершало действий, безусловно свидетельствующих о намерении уклониться от его исполнения в установленный срок и установленном объеме; ООО "ККИ" неоднократно обращалось в министерство с предложением урегулирования сложившейся ситуации. При выполнении своих обязательств по заключенному контракту ООО "ККИ" столкнулось с тем, что согласование с лицами, владеющими инженерными коммуникациями, либо согласование с ресурсоснабжающими организациями в Тульской области осуществятся на платной основе, что не было указано заказчиком в расчете НМЦК и иной аукционной документации. В установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пунктом 10.8 контракта десятидневный срок после получения уведомления о расторжении контракта в одностороннем порядке ООО "ККИ" приложило все силы для исполнения своих обязательств по данному контракту, снова обратилось к заказчику о предоставлении необходимых согласований, но заказчиком было отказано в содействии и выполнении обязательств по контракту. При этом после принятия решения о расторжении заключенного контракта в одностороннем порядке представители заказчика не прекратили телефонные переговоры и деловую переписку на предмет вопросов исполнения контракта. Таким образом, общество отнеслось к исполнению контракта с должной степенью ответственности и осмотрительности, действовало добросовестно, причины невыполнения работ по контракту до 29.07.2022 связаны с тем, что согласование формы предоставления топографических планов у заказчика (безрезультатно) заняло некоторое время, а также с более длительным фактическим сроком платного согласования в ресурсоснабжающих организациях (в некоторых случаях до 30 рабочих дней), что, как оказалось, не вполне соответствует плановым срокам в контракте. При этом относительно части объектов контракта (образование и раздел ЗУ) работа заказчиком принята в полном объеме без претензий.
Тульское УФАС России возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в Тульское УФАС России поступило обращение министерства о размещении информации об ООО "ККИ" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение кадастровых работ по формированию земельных участков (закупка N 0366200035622002083), в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта.
Извещение о закупке размещено 25.04.2022 в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 839 500 руб.
По итогам закупки между министерством и обществом 23.05.2022 заключен контракт на сумму 193 000 руб.
Согласно пунктам 1.1 - 1.3 контракта предметом контракта является выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, сведения о которых содержатся в описании объекта закупки (приложение N 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта. Объем работ, их состав, требования к качеству, а также перечень документов, подлежащих оформлению и сдаче подрядчиком государственному заказчику, определяются описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта.
Срок выполнения работ: с момента заключения контракта до 29.07.2022.
Выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков, указанных в пункте 4.2.1. описанию объекта закупки (приложение N 1 к контракту), осуществляется в 2 этапа, сроки исчисления которых определяются следующими периодами времени: 1 этап: с момента заключения контракта и до 30.06.2022; 2 этап: с 1 июля до 29 июля 2022 года.
На основании пункта 12.1 контракта срок действия контракта: с момента заключения контракта до 31.08.2022 (срок действия контракта включает срок выполнения работ, период приемки результатов выполнения работ, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств подрядчиком по контракту, оплаты за выполненные работы). Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по контракту.
В соответствии с разделом 4 "Права и обязанности сторон" контракта к обязанностям подрядчика, среди прочего отнесены следующие:
- выполнить работы в соответствии с утвержденным государственным заказчиком описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта, и передать государственному заказчику результаты работ в соответствии с описанием объекта закупки, являющимся неотъемлемой частью контракта, в предусмотренный настоящим контрактом срок (и в соответствии с установленными этапами выполнения работ) (пункт 4.3.1 контракта);
- информировать государственного заказчика, по состоянию на 1-е и 15-е числа каждого месяца, о ходе исполнения своих обязательств по контракту, в том числе о проблемах, возникающих при исполнении контракта (пункт 4.3.3 Контракта).
Разделом 3 "Условия и порядок предоставления результатов выполненных работ" контракта предусмотрено, в том числе следующее.
По результатам выполненных работ подрядчик представляет государственному заказчику в срок, установленный контрактом, выходные материалы, указанные в разделе 9 описание объекта закупки (приложение N 1 к контракту), являющегося неотъемлемой частью контракта (пункт 3.1).
Акт сдачи-приемки выполненных работ подписывается государственным заказчиком после устранения подрядчиком всех выявленных при приемке недостатков. Работы считаются выполненными со дня подписания государственным заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ без замечаний (пункт 3.2).
В приложении N 1 к контракту приведено описание объекта закупки на выполнение кадастровых работ.
Разделом 4 приложения N 1 к контракту министерством указано место выполнения работ:
4.1. Земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы расположены на территории Тульской области.
4.2. В соответствии с условиями настоящего технического задания необходимо выполнить кадастровые работы:
4.2.1. По образованию 30 земельных участков (перечисленных в данном пункте).
4.2.2. По разделу следующих земельных участков:
- 71:03:030108:56 площадью 34200 кв. м (собственность Тульской области) местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир административное здание ФГУ "Белевский лесхоз". Почтовый адрес ориентира: обл. Тульская, р-н Белевский, г. Белев, ул. Рабочая, дом 116, с видом разрешенного использования "Для прмышленно-производственной застройки", в целях образования 2-х земельных участков, занятых ОКСами, используемыми на праве оперативного управления ГУ ТО "Белевское лесничество" и ГАУ ТО "Тульское лесохозяйственное объединение".
- 71:05:060101:235 площадью 319514 кв. м (собственность Тульской области) местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 1300 м по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: обл. Тульская, р-н Веневский, д. Сосновка, дом 22, с видом разрешенного использования "Склады, транспорт, магазины", в целях образования земельного участка, занятого автодорогой с кадастровым номером 71:05:000000:2120, находящейся в собственности муниципального образования Веневский район.
4.2.3. По образованию земельного участка на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 7984 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 200 м по направлению на северо-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: Тульская область, г. Тула, Центральный район, ул. Рязанская, дом 36, с видом разрешенного использования "объекты административного назначения, объекты организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров, автомобильные мойки".
В разделе 7 "Требования к технологии выполняемых работ" приложения N° 1 к контракту его сторонами согласованы следующие условия:
7.1. Выполнение кадастровых работ должно осуществляться в МСК 71.1.
7.2. По пункту 4.2.1. настоящего описания объекта закупки в состав работ входит:
1 этап:
- выполнение топографической съемки земельных участков, создание топографического плана масштаба 1:500 в электронном формате dwg или dxf, нанесение на топографический план инженерных коммуникаций (водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и связи), согласование с лицами, владеющими на различном праве указанными инженерными коммуникациями, либо согласование с ресурсоснабжающими организациями отсутствие инженерных коммуникаций на соответствующей территории, изготовление копий топографического плана в электронном виде и на бумажном носителе;
- выполнение фотосъемки территорий, в отношении которых выполняются кадастровые работы;
- разработка схем расположения образуемых земельных участков на кадастровом плане территории, их согласование и утверждение в установленном порядке.
Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории направляются в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области на утверждение одновременно с топографическим планом, согласованным с лицами, владеющими на различном праве инженерными коммуникациями, а также материалами фотосъемки земельных участков, в отношении которых выполняются кадастровые работы.
2 этап:
- подготовка и согласование межевых планов земельных участков;
- передача межевых планов в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Тульской области для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет. Устранение замечаний, которые могут возникнуть при постановке земельных участков на государственный кадастровый учет;
- получение сведений из ЕГРН в отношении земельных участков.
7.3. По пункту 4.2.2. настоящего описания объекта закупки в состав работ входит:
- разработка схем расположения образуемых земельных участков на кадастровом плане территории, их согласование и утверждение в установленном порядке.
- подготовка и согласование межевых планов земельных участков;
- передача межевых планов в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Тульской области для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет. Устранение замечаний, которые могут возникнуть при постановке земельных участков на государственный кадастровый учет;
- получение сведений из ЕГРН в отношении земельных участков.
7.4. По пункту 4.2.3 настоящего описания объекта закупки в состав работ входит:
- подготовка и согласование межевого плана земельного участка;
- передача межевого плана в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Тульской области для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Устранение замечаний, которые могут возникнуть при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет;
- получение сведений из ЕГРН в отношении земельного участка.
7.5. Выходные материалы, сформированные в отдельных папках по каждому земельному участку, доставляются Подрядчиком Государственному заказчику по адресу: г. Тула, ул. Жаворонкова, д. 2, каб. 208.
Разделом 9 приложения N 1 к контракту предусмотрен порядок сдачи и приемки выполненных работ:
Выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков, указанных в пункте 4.2.1. описания объекта закупки (приложение N 1 к контракту), осуществляется в 2 этапа, в установленные сроки.
9.2. По результатам выполнения 1 этапа подрядчик представляет государственному заказчику:
- топографический план масштаба 1:500 с нанесенными инженерными коммуникациями (сети водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и связи), согласованный лицами, владеющими на различном праве указанными инженерными коммуникациями, либо с отметкой соответствующей ресурсоснабжающей организации об отсутствии на соответствующей территории инженерных коммуникаций, на бумажном носителе и в электронном виде (в 1 экземпляре) в отношении каждого земельного участка;
- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденную в установленном порядке, с приложением акта, утверждающего ее (в 1 экземпляре) в отношении каждого земельного участка;
- материалы фотосъемки земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы.
По результатам выполнения 2 этапа подрядчик представляет государственному заказчику:
- межевой план, подготовленный в соответствии с требованиями земельного законодательства (в 1 экземпляре) в отношении каждого земельного участка;
- сведения из ЕГРН в отношении каждого земельного участка.
9.3. По пункту 4.2.2. настоящего описания объекта закупки подрядчик представляет государственному заказчику:
- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденную в установленном порядке, с приложением акта, утверждающего ее (в 1 экземпляре) в отношении каждого земельного участка;
- межевой план, подготовленный в соответствии с требованиями земельного законодательства (в 1 экземпляре) в отношении каждого земельного участка;
- сведения из ЕГРН в отношении каждого земельного участка.
9.4. По пункту 4.2.3. настоящего описания объекта закупки подрядчик представляет государственному заказчику:
- межевой план, подготовленный в соответствии с требованиями земельного законодательства (в 1 экземпляре) в отношении земельного участка;
- сведения из ЕГРН в отношении земельного участка.
9.5. Выходные материалы, сформированные в отдельных папках по каждому земельному участку, доставляются подрядчиком государственному заказчику по адресу: г. Тула, ул. Жаворонкова, д. 2, каб. 208.
9.6. Одновременно с выходными материалами подрядчик представляет государственному заказчику акт сдачи-приемки выполненных работ с приложением к нему счета на оплату.
9.7. Государственный заказчик в течение 10 рабочих дней после проведения экспертизы выполненных работ направляет подрядчику подписанный государственным заказчиком (в случае создания приемочной комиссии -подписанный всеми членами приемочной комиссии и утвержденный государственным заказчиком) акт сдачи-приемки выполненных работ или мотивированный отказ.
В письме от 19.05.2022 общество просило заказчика предоставить контактные данные сотрудника министерства для взаимодействия в рамках исполнения обязательств по контракту.
Заказчик 10.06.2022 направил в адрес общества письмо, в котором указал на сроки выполнения работ, предусмотренные контрактом, а также сообщил контакты сотрудников для разрешения возникающих в ходе исполнения контракта вопросов.
Письмом от 10.06.2022 общество проинформировало заказчика о ходе выполнения работ по контракту, в том числе о том, что подрядчиком получена аккредитация в реестр ЕЭТО для получения исходных материалов планшетов 1:500; полевые работы будут проведены геодезистами в период с 14.06.2022 по 17.06.2022; плановая дата сдачи первого этапа по земельным участкам запланирована на 24.06.2022.
Общество 01.07.2022 направило заказчику письмо, в котором сообщило о проведении полевых работ, подготовке схем и топографических планов по 30 объектам, которые находятся на согласовании с сетевыми организациями, а также просило продлить срок первого этапа по контракту в связи с длительным сроком согласования с ресурсоснабжающими организациями. К письму подрядчик приложил схемы расположения земельных участков на 30 листах, топографическую съемку по участкам на 30 листах и электронные документы.
Заказчик 13.07.2022 направил ответ на письмо общества от 01.07.2022, в котором сообщил о невозможности продления срока контракта, и указал, что в адрес министерства поступили схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в отношении 30 земельных участков, а также топографические планы, не согласованные с лицами, владеющими на различном праве указанными инженерными коммуникациями, и не содержащие отметку соответствующей ресурсоснабжающей организации об отсутствии на соответствующей территории инженерных коммуникаций. Министерство информирует, что в представленном виде схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории не могут быть согласованы заказчиком.
В письме от 29.07.2022 заказчик указал обществу, что в срок до 30.06.2022 в соответствии с условиями контракта подрядчик обязан был предоставить на утверждение в министерство в отношении земельных участков, указанных в пункте 4.2 приложения N 1 к контракту следующие документы:
- топографической план масштаба 1:500 с нанесенными инженерными коммуникациями (водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и связи), согласованный лицами, владеющими на различном праве указанными инженерными коммуникациями, либо с отметкой соответствующей ресурсоснабжающей организацией об отсутствии инженерных коммуникаций на соответствующей территории инженерных коммуникаций на бумажном носителе и в электронном виде (в 1 экземпляре) в отношении каждого земельного участка;
- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении каждого земельного участка;
- материалы фотосъемки земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы.
По состоянию на 29.07.2022 обществом не предоставлены материалы по исполнению контракта.
Заказчик истребовал у подрядчика информацию о предоставлении выходных материалов, предусмотренных разделом 9 приложения N 1 к контракту, а также указал на возможность министерства расторгнуть контракт в одностороннем порядке и взыскать штрафные санкции.
Общество в письме от 29.07.2022 N 137-07/2022 сообщило заказчику о возникшей у него проблеме по согласованию топографических планов в ресурсоснабжающих организациях, поскольку выяснилось, что для такого согласования необходимо оплачивать такие услуги, в связи с чем просило министерство согласовать топографический план с нанесением нескольких земельных участков на один лист для уменьшения стоимости услуг.
В письме от 29.07.2022 N 138-07/2022 общество сообщило министерству о том, что выполнены кадастровые работы по образованию земельного участка на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 7984 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 200 м, по направлению на северо-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: Тульская область, г. Тула, Центральный район, ул. Рязанская, дом 36, с видом разрешенного использования "объекты административного назначения, объекты организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров, автомобильные мойки". Общество направило архив межевого плана для постановки на кадастровый учет.
Заказчик 02.08.2022 в письме указал подрядчику на нарушение срока выполнения этапов работ и не предоставление материалов по исполнению контракта, предусмотренных разделом 9 приложения N 1 к контракту. В связи с данными обстоятельствами сообщил обществу о принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Письмом от 04.08.2022 N ИСХ/143-08/2022 в ответ на письмо министерства общество возражало против решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и указало, что большая часть работ по контракту выполнена, а именно:
- проведены полевые работы и подготовлены схемы по разделу земельных участков, указанных в пункте 4.2.2 приложения N 1 к контракту, и направлены по электронной почте для согласования заказчику;
- подготовлен межевой план по образованию земельного участка на основании утвержденной схемы, указанной в пункте 4.2.3 приложения N 1 к контракту, и направлены по электронной почте для согласования заказчику.
Также общество сообщило, что заказчиком ни в контракте, ни в НМЦК не была указана стоимость согласования документов в сторонних организациях и в ходе переговоров сторонами было согласовано размещение нескольких земельных участков на одном топографическом плане и указало, что схемы были направлены 15.07.2022 по электронной почте заказчику. При этом в случае расторжения контракта по соглашению сторон подрядчик готов безвозмездно заказчику передать все результаты работ по контракту.
Общество 04.08.2022 в письме N ИСХ/148-08/2022 просило заказчика утвердить схемы по разделу следующих земельных участков:
- 71:03:030108:56 площадью 34200 кв.м (собственность Тульской области) местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир административное здание ФГУ "Белевский лесхоз". Почтовый адрес ориентира: обл. Тульская, р-н Белевский, г. Белев, ул. Рабочая, дом 116, с видом разрешенного использования "Для промышленно-производственной застройки", в целях образования 2-х земельных участков, занятых ОКСами, используемыми на праве оперативного управления ГУ ТО "Белевское лесничество" и ГАУ ТО "Тульское лесохозяйственное объединение".
- 71:05:060101:235 площадью 319514 кв.м (собственность Тульской области) местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 1300 м по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: обл. Тульская, р-н Веневский, д. Сосновка, дом 22, с видом разрешенного использования "Склады, транспорт, магазины", в целях образования земельного участка, занятого автодорогой с кадастровым номером 71:05:000000:2120, находящейся в собственности муниципального образования Веневский район.
В ответ на письма общества от 29.07.2022, 04.08.2022 заказчик 11.08.2022 сообщил, что поскольку подрядчик не предоставил в предусмотренные контрактом сроки результаты работ по контракту, заказчиком 05.08.2022 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 23.05.2022 N 6 на выполнение кадастровых работ по формированию земельных участков. Указал, что стоимость выполнения кадастровых работ, указанная в приложении N 2 к контракту, не разбивается на составляющие промежуточные этапы, в связи с чем частичная оплата данных этапов контрактом не предусмотрена. При запросе коммерческих предложений перечисляются все составляющие работ, в связи с чем начальная максимальная цена контракта является экономически обоснованной.
Заказчик констатирует факт, что с учетом изложенного к наиболее длительному этапу работ, связанному с согласованием топографических планов с ресурсоснабжающими организациями, подрядчик по окончанию срока контракта так и не приступил.
Заказчик обратил внимание, что в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в течение 10 рабочих дней после опубликования решения об одностороннем отказе от контракта подрядчик может завершить необходимые работы в рамках контракта и сдать их в установленном порядке государственному заказчику для отмены данного решения.
До момента вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта обществом не были представлены результаты работ, предусмотренные пунктом 9.2 приложения N 1 к контракту, в отношении земельных участков, перечисленных в пункте 4.2 приложения N 1 к контракту.
Управление, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, пришло к выводу о том, что обществом не исполнялся надлежащим образом контракт, в связи с чем принято решение от 23.08.2022 N 071/06/104-869/2022 о включении информации об ООО "ККИ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, ООО "ККИ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотребления в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (подрядчиком, исполнителей) Законом N 44-ФЗ предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиком (исполнителей, подрядчиков).
В силу части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной данной статьей.
В силу пункта 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, РНП ведет Федеральная антимонопольная служба в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Порядок и условия изменения, расторжения контракта установлены в статье 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которой расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8); заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9).
Согласно пункту 12.2 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными): отступления подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Государственным заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми; нарушения сроков соблюдения этапов выполнения работ; если подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.
В связи с тем, что общество по состоянию на 05.08.2022 (с учетом конечного срока исполнения обязательств по контракту 29.07.2022) не выполнило в полном объеме свои обязательства по контракту, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте; решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Таким образом, анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что целью соблюдения указанных требований закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Из материалов дела следует, что решение заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано с использованием единой информационной системы 05.08.2022.
Следовательно, датой поступления подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, считается дата размещения такого решения в единой информационной системе - 05.08.2022.
С момента принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления общества о принятии заказчиком такого решения и до момента вступления его в силу, ООО "ККИ" не были устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком указанного решения.
На момент рассмотрения управлением обращения заказчика о размещении информации об ООО "ККИ" в реестре недобросовестных поставщиков решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу и контракт является расторгнутым.
В обоснование заявленные требований общество указывает, что подрядчиком велись работы, предусмотренные контрактом. Вместе с тем, при выполнении своих обязательств по заключенному контракту ООО "ККИ" столкнулось с тем, что согласование топографического плана масштаба 1:500 с нанесенными инженерными коммуникациями (сети водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и связи) с лицами, владеющими на различном праве указанными инженерными коммуникациями, либо получение отметки ресурсоснабжающих организаций об отсутствии инженерных коммуникаций в Тульской области осуществятся на платной основе, что не было указано заказчиком в расчете НМЦК и иной аукционной документации и данный факт стал известен обществу уже в ходе исполнения контракта.
Общество отмечает, что оно, не уклонялось от исполнения контракта, отнеслось к исполнению контракта с должной степенью ответственности и осмотрительности, действовало добросовестно, но причины невыполнения работ по контракту до 29.07.2022 были связаны с тем, что согласование с заказчиком формы предоставления топографических планов заняло некоторое время, а также с более длительным фактическим сроком платного согласования в ресурсоснабжающих организациях (в некоторых случаях до 30 рабочих дней), что не вполне соответствует плановым срокам в контракте.
Обращает внимание на то, что относительно части объектов контракта (образование и раздел земельных участков) работа заказчиком принята в полном объеме без претензий; по трем объектам в рамках контракта полностью выполнены работы.
Общество обратилось с просьбой к заказчику о продлении сроков исполнения контракта, в чем последним ему было отказано.
Частью 16 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 названного Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, установлено, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона (подпункт "а" пункта 13 Правил).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Как было указано выше, разделом 7 "Требования к технологии выполняемых работ" Приложения N 1 к контракту предусмотрены следующие условия:
По пункту 4.2.1. настоящего описания объекта закупки в состав работ входит:
1 этап:
- выполнение топографической съемки земельных участков, создание топографического плана масштаба 1:500 в электронном формате dwg или dxf, нанесение на топографический план инженерных коммуникаций (водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и связи), согласование с лицами, владеющими на различном праве указанными инженерными коммуникациями, либо согласование с ресурсоснабжающими организациями отсутствие инженерных коммуникаций на соответствующей территории, изготовление копий топографического плана в электронном виде и на бумажном носителе;
- выполнение фотосъемки территорий, в отношении которых выполняются кадастровые работы;
- разработка схем расположения образуемых земельных участков на кадастровом плане территории, их согласование и утверждение в установленном порядке.
Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории направляются в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области на утверждение одновременно с топографическим планом, согласованным с лицами, владеющими на различном праве инженерными коммуникациями, а также материалами фотосъемки земельных участков, в отношении которых выполняются кадастровые работы.
2 этап:
- подготовка и согласование межевых планов земельных участков;
- передача межевых планов в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Тульской области для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет. Устранение замечаний, которые могут возникнуть при постановке земельных участков на государственный кадастровый учет;
- получение сведений из ЕГРН в отношении земельных участков (пункт 7.2). По пункту 4.2.2. настоящего описанию объекта закупки в состав работ входит:
- разработка схем расположения образуемых земельных участков на кадастровом плане территории, их согласование и утверждение в установленном порядке.
- подготовка и согласование межевых планов земельных участков;
- передача межевых планов в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Тульской области для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет. Устранение замечаний, которые могут возникнуть при постановке земельных участков на государственный кадастровый учет;
- получение сведений из ЕГРН в отношении земельных участков (пункт 7.3). По пункту 4.2.3. настоящего описанию объекта закупки в состав работ
входит:
- подготовка и согласование межевого плана земельного участка;
- передача межевого плана в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Тульской области для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Устранение замечаний, которые могут возникнуть при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет;
- получение сведений из ЕГРН в отношении земельного участка (пункт 7.4).
Выходные материалы, сформированные в отдельных папках по каждому земельному участку, доставляются подрядчиком государственному заказчику по адресу: г. Тула, ул. Жаворонкова, д. 2, каб. 208 (пункт 7.5).
Позиция общества основана на его утверждении о том, что в ходе исполнения контракта оно столкнулось с тем, что согласование топографического плана масштаба 1:500 с нанесенными инженерными коммуникациями (сети водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и связи) с ресурсоснабжающими организациями и утверждение их в установленном порядке, предусмотренные первым этапом Контракта осуществляются на территории Тульской области на платной основе. В связи с данными обстоятельствами общество просило министерство предоставить возможность размещения нескольких земельных участков на одном документе.
При этом, как следует из материалов дела, возражений по указанному вопросу от заказчика не поступало.
В соответствии с частью 2 статьи 94 Закона N 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
В силу пункта 4.3.7 контракта к обязанности подрядчика отнесена обязанность своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
В рассматриваемом случае из документов и пояснений подрядчика следует, что он сообщил заказчику о сложностях, связанных с осуществлением на платной основе согласования топографического плана масштаба 1:500 с нанесенными инженерными коммуникациями (сети водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и связи) с сетевыми организациями после срока, предусмотренного первым этапом контракта.
Вместе с тем, несмотря на то, что контрактом предусмотрено предоставление отдельного топографического плана по каждому земельному участку, заказчиком было согласовано в ходе телефонных переговоров размещение нескольких земельных участков на одном топографическом плане для обеспечения возможности обществу продолжать исполнять обязательства по контракту, что не отрицается обществом.
Из материалов дела усматривается, что по состоянию на 30.06.2022 заказчику не были представлены материалы по выполнению первого этапа работ в отношении земельных участков, указанных в пункте 4.2 приложения N 1 к контракту; по состоянию на 29.07.2022 обществом не представлены материалы по исполнению контракта, предусмотренные разделом 9 приложения N 1 к контракту.
Общество пояснило, что в отношении трех объектов были выполнены полностью работы, предусмотренные контрактом по первому этапу, по остальным тридцати объектам выполнена большая часть работ (около 70%).
Вместе с тем, из пояснений и документов, представленных министерством, установлено, что по состоянию как на дату принятия заказчиком решения об одностороннем отказе (05.08.2022), так и на дату вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (16.08.2022) общество не направило в адрес заказчика в нарушение пункта 7.2 Приложения N 1 к контракту исчерпывающего перечня документов, позволяющих заказчику осуществить приемку работ; не представило топографические планы масштаба 1:500 с нанесенными инженерными коммуникациями (сети водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и связи), согласованные со всеми ресурсоснабжающими организациями в рамках первого этапа ни по одному из объектов, указанных в пункте 4.2 приложения N 1 к контракту.
При этом согласно информации, представленной заказчиком в управление, топографические планы направлены обществом на согласование в филиал в Тульской и Рязанской областях ПАО "Ростелеком", АО "Тулагоргаз", АО "Тулгорводоканал", Тулэнерго (МРСК Центра и Приволжья) по большей части объектов лишь 14.08.2022 и 15.08.2022. Ко второму этапу по контракту общество не приступало.
Обществом также не представлены в материалы дела документы, подтверждающие выполнение обществом всех предусмотренных контрактом работ по всем объектам как по первому этапу, так и по второму этапу по контракту. Равно как не представлено и документов, подтверждающих направление схем расположения образуемых земельных участков на кадастровом плане территории в уполномоченные организации для согласования и документов об оплате таких работ.
В этой связи суд первой инстанции по праву не согласился с утверждением общества о том, что в отношении трех объектов были выполнены полностью работы, предусмотренные контрактом, и такие работы приняты заказчиком без замечаний.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, разъяснил, что под существенным недостатком товара (работы, услуги) следует понимать, в том числе недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара (работы, услуги), выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующими обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям), и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используются, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Таким образом, в силу приведенного разъяснения к недостатку, который выявляется неоднократно, относятся различные недостатки, выявляемые во всем товаре (работе, услуге), при этом каждый из указанных недостатков товара (работы, услуги) в отдельности должен делать товар (работу, услугу) не соответствующими или обязательным требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используются.
Согласно статье 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы (оказанной исполнителем услуги) должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам (услугам) соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы (оказанной услуги) должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы (услуги) такого рода.
При исследованных выше обстоятельствах следует признать, что выполнение работ, предусмотренных контрактом, с нарушениями условий исполнения контракта, в рассматриваемом случае является нарушением существенных условий контракта, и нарушение данных условий контракта фактически не позволило заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
Таким образом, у заказчика имелись правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта; указанное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит закону и является обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Между тем, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Доказательств возникновения у общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия контракта, ни управлению, ни суду не представлено.
В отношении довода общества о том, что заказчиком не включена в начальную (максимальную) цену контракта и не предусмотрена извещением о закупке сумма, предназначенная на согласование топографических планов с ресурсоснабжающими организациями, суд первой инстанции обоснованно указал на следующее.
Как пояснил заказчик, начальная (максимальная) цена контракта на выполнение кадастровых работ, была установлена министерством с учетом стоимости работ, материалов, оплаты всех видов налогов, пошлин и сборов, других накладных расходов, уплаты обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, транспортных и иных расходов подрядчика и составляла 839 500 руб.
Данное требование указано заказчиком в контракте, в частности в пункте 2.2, в соответствии с которым цена контракта включает в себя: стоимость работ, материалов, оплату всех видов налогов, пошлин и сборов, других накладных расходов, уплату обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, транспортных и иных расходов подрядчика.
Как верно отметил суд, обязанности более детально расшифровывать цену контракта законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не установлено.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
Участие общества в электронном аукционе является добровольным и на стадии заключения контракта ООО "ККИ" были известны абсолютно все условия такого контракта. При этом общество должно было оценить все риски исполнения контракта на стадии принятия решения об участии в конкурентной процедуре. Следовательно, подавая заявку на участие в электронном аукционе, общество оценило свои возможности по исполнению контракта и согласилось со всеми его условиями.
В случае несогласия с какими-либо условиями электронного аукциона и подлежащего впоследствии заключению контракта общество вправе было не принимать участие в аукционе либо, в случае возникновения вопросов, связанных с содержанием аукционной документации, вправе направить заказчику запрос о разъяснении положений документации.
При этом такой запрос может быть направлен в случаях, если аукционная документация содержит противоречия, неточности, ошибки либо в ней отсутствует информация, необходимая для подготовки заявки на участие в аукционе.
В данном случае участник аукциона не обращался к заказчику с запросом о разъяснении положений аукционной документации, из чего следует, что обществу до подведения итогов электронного аукциона были понятны и ясны предъявляемые к предмету работ требования.
Напротив, из материалов дела следует, что при участии в аукционе общество снизило начальную максимальную цену контракта на 77%, чем с большой долей вероятности обеспечило себе победу в аукционе, не убедившись, в свою очередь, в своих возможностях исполнить надлежащим образом условия контракта.
Своим бездействием общество не обеспечило соблюдение прав заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, и, в свою очередь, влечет наложение на ООО "ККИ" санкции за недобросовестное исполнение контракта.
С учетом изложенного, суд области по праву заключил, что в рассматриваемом случае общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при исполнении контракта, что в силу действующего гражданского законодательства влечет применение к нему мер как частно-правовой, так и публично-правовой ответственности.
Учитывая, что обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, то включение ООО "ККИ" в реестр недобросовестных поставщиков являлось необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2012 N ВАС-5621/12, включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ООО "ККИ", не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
В рассматриваемом случае основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило неисполнение ООО "ККИ" условий контракта, при этом факт неисполнения условий контракта установлен управлением и подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение обществом условий контракта произошло по вине заказчика ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта, либо по вине третьих лиц, обществом также не представлено.
В обоснование позиции по спору заявителем были представлены в материалы дела топографические съемки, из которых следует, что согласование ресурсоснабжающей организацией были получены им 05.07.2022, 21.07.2022, 22.07.2022, 11.08.2022, 15.08.2022, 16.08.2022.
Между тем, как видно из контракта, срок действия 1 этапа с момента заключения контракта и до 30.06.2022.
Доказательств представления заказчику документов, подтверждающих выполнение 1 этапа работ до 30.06.2022 в полном объеме, заявителем не представлено.
Как верно заключил суд, представленные заявителем доказательства не опровергают выводов антимонопольного органа, изложенных в оспариваемом решении, о наличии оснований для включения заявителя в реестр недобросовестных поставщиков.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие совокупности условий, предусмотренных статьей 200 АПК РФ, в удовлетворении требований ООО "ККИ" о признании незаконным решения управления от 23.08.2022 N 071/06/104-869/2022 о включении в реестр недобросовестных поставщиков судом первой инстанции отказано правомерно.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 02.03.2023 по делу N А68-10131/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-10131/2022
Истец: ООО "Коллегия каастровых инженеров", ООО "Коллегия кадастровых инженеров"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области