г. Санкт-Петербург |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А56-118727/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8391/2023) закрытого акционерного общества "Пикалевские Колбасы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2023 по делу N А56-118727/2022, принятое
по иску Государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области"
к закрытому акционерному обществу "Пикалевские Колбасы"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области" (далее - истец, Водоканал, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Пикалевские колбасы" (далее - ответчик, Общество, ЗАО "Пикалевские колбасы") о взыскании 111 988,28 рублей задолженности по договору N 59/2013-ВК от 09.01.2013 г. за период с марта по июль 2022 года, 5 750,17 рублей неустойки, начисленной по состоянию на 29.12.2022, а также неустойку, начисленную с 30.12.2022 по дату фактического исполнения основного обязательства, рассчитанную исходя из п. 6.2 ст. 14 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
В соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в виде резолютивной части от 06.02.2023 (мотивированный судебный акт изготовлен 27.02.2023) уточненные требования истца удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить или изменить полностью или в части, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявленной позиции указано на то, что иск следовало рассмотреть в общеисковом порядке; на то, что в Договоре отсутствуют положения о необходимости оплаты задолженности за негативное воздействие на систему водоотведения; на то, что дополнительного соглашения к договору о переходе прав и обязанностей к МУП "Водоканал Пикалево" к ГУП "Водоканал Пикалево" между сторонами не имеется.
В жалобе ответчик также ссылается на необоснованное применение судом первой инстанции пунктов 118, 119, 123(4) Правил N 644 к настоящему спору, поскольку при наличии мест отбора проб сточных вод истец не лишен возможности делать пробы состава и свойств сточных вод, что в случае выявления негативного воздействия на работу ЦСВ применить в ответчику формулу расчета по пункту 123(4) Правил N 644.
В отзыве истец просит решение оставить без изменения, полагая доводы несостоятельными.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 09.01.2013 между МУП "Водоканал города Пикалево" и ответчиком (Абонент) заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от N 59/2013-ВК (далее - Договор), в силу которого Организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод Абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а Абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Установив, что для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. м, истец произвел в отношении Абонента расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы.
Ссылаясь на то, что в исковой период задолженность по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения составила 111 988,28 рублей, истец, не получив удовлетворение своих требований в претензионном порядке, обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме, правомерно руководствовался следующим.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также при обеспечении учета потребления энергии.
По смыслу пункта 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N644).
Подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами.
Согласно пункту 114 Правил N644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
В соответствии с пунктом 118 Правил N644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 123(4) Правил N644 установлены особенности расчета и взимания платы с объектов абонентов, соответствующих любому из условий, указанных в абзацах 2-5 пункта 123(4) Правил N644:
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (30 куб. м./сутки);
-с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
-расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
-для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Согласно пункту 123(4) Правил N644 для указанных объектов абонентов расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644.
Для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в абзацах 2-5 пункта 123(4) Правил N 644, расчет и взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644, без установления факта несоответствия сточных вод, принимаемых от объекта абонента, требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, в том числе отбор проб сточных вод.
Ответчик подпадает под действие пункта 123(4) Правил N 644, поскольку среднесуточный объем сбрасываемых Абонентом сточных вод менее 30 куб. м./сутки.
Согласно Письму ФАС России от 07.04.2021 N МШ/27138/21 "По вопросам взимания платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод", по пункту 10 Правил N 728 на абонентов возлагается обязанность по:
а) обеспечению возможности проведения визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, установленном Правилами N 728, при условии предварительного уведомления соответствующего абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод (за исключением случаев, если предварительное уведомление абонента в соответствии с Правилами N 728 не осуществляется);
б) содержанию контрольных канализационных колодцев и подходов к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и возможность отбора их проб;
в) обеспечению беспрепятственного доступа представителей организации, осуществляющей водоотведение, к контрольным канализационным колодцам, канализационным колодцам, указанным в декларации, или к последним канализационным колодцам на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (в том числе открытие люков канализационных колодцев);
г) обеспечению наличия мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с Правилами N 728) и идентификации таких мест путем установления различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки контрольных канализационных колодцев и позволяющих определить их положение на местности, а также не препятствовать установке и эксплуатации организацией, осуществляющей водоотведение, автоматического оборудования.
Оборудование абонентами, являющимися владельцами объектов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, мест отбора проб сточных вод, в отношении таких объектов дает абоненту право на подачу декларации и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения согласно пункту 123 Правил N 644.
Аналогично Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 N АКПИ20-722 вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728.
Согласно решению положения пункта 123 (4) Правил N 644 направлены на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. Эти положения имеют целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона N 416-ФЗ. Данные положения определяют условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может осуществляться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, что не исключает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется без проведения анализа проб сточных вод в случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123 (4) Правил N 644. Начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии пунктом 123 (4) Правил N 644 производится без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, то есть без отбора проб сточных вод абонентов.
Таким образом, в случае несогласия Ответчика с начислением платы по п. 123С4) Правил N 644, Ответчик может декларировать сточные воды, что Абонентом сделано не было.
При этом указание в Договоре места и порядка отбора проб не исключает применение п. 123 (4) Правил N 644, поскольку согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" существенными условиями договора водоотведения являются: места и порядок отбора проб сточных вод, порядок доступа к местам отбора проб представителям организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителям иной организации. Соответственно, при наличии на объекте абонента контрольных канализационных колодцев для заключения договора ресурсоснабжающая организация обязана указать колодец в качестве места отбора проб.
Наличие у абонента контрольного колодца не предполагает фактическую возможность проведения отбора проб в соответствие с требованиями Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 и Методическим указаниям по отбору проб для анализа сточных вод ПНД ф 12.15.1-08, поскольку объем сточных вод (30 куб. м./сутки) не дает непрерывного потока сточных вод.
Указанный довод получил отражение в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального-хозяйства Российской Федерации от 28 января 2021 г. п 2812-иа/04, согласно которому порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123(4) Правил N 644, связан с невозможностью либо затруднительностью осуществления мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод в случаях, указанных в пункте 123(4) Правил N 644. При этом негативное воздействие фактически оказывается всеми абонентами. В отношении таких объектов абонентов плата за негативное воздействие на работу централизованной системы рассчитывается и взимается по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что факт исполнения истцом своих обязательств по договору в спорном периоде подтверждается представленными в дело доказательствами (счетами-фактурами с расшифровкой), и ответчиком не опровергнут, произведенный истцом расчет задолженности соответствует условиям договоров и нормам материального права, не опровергнут ответчиком и иными имеющимися в деле документами, иск правомерно удовлетворн в уточненном размере.
Возражения Ответчика о взыскании задолженности в связи с отсутствием в Договоре положения о необходимости оплаты задолженности за негативное воздействие на ЦСВ подлежат отклонению на основании Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения", согласно которому Абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Доводы подателя жалобы о том, что какой-либо договор между истцом и ответчиком не заключался, подлежат отклонению в силу следующего.
На основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 08.08.2016 N 566-р МУП "Водоканал города Пикалево" безвозмездно передано в государственную собственность Ленинградской области и переименовано в ГУП Ленинградской области "Водоканал города Пикалево".
17.04.2018 единственным учредителем ГУП "Леноблводоканал" (распоряжение Правительства Ленинградской области N 203-р от 17.04.2018) принято решение о реорганизации ГУП "Водоканал Ленинградской области" в форме присоединения к нему ГУП ЛО "Водоканал города Пикалево".
30.07.2018 внесены записи в ЕГРЮЛ об окончании процедуры реорганизации ГУП "Леноблводоканал" и прекращении деятельности ГУП ЛО "Водоканал города Пикалево". Таким образом, в силу статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации все права и обязанности по Договору перешли к истцу.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства оплаты ответчиком задолженности по договору в заявленном истцом размере, апелляционный суд приходит к выводу о том, что требование о взыскании задолженности правомерно удовлетворены судом.
Доводы подателя жалобы о необоснованном рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку, установив, что по формальным основаниям дело относится к перечню дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, при этом возражения ответчика о рассмотрении настоящего дела в порядке упрощенного производства не содержит обоснования, позволяющего суду в соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ перейти к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, суд первой инстанции обоснованно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2023 по делу N А56-118727/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-118727/2022
Истец: ГУП "Водоканал Ленинградской области"
Ответчик: ЗАО "ПИКАЛЕВСКИЕ КОЛБАСЫ"