город Воронеж |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А64-3122/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Воскобойникова М.С., |
судей |
Поротикова А.И., |
|
Щербатых Е.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилтехсервис": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Тамбову: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тамбова (ИНН 6829036391, ОГРН 1076829007980) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.02.2023 по делу N А64-3122/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилтехсервис" (ИНН 6829027164, ОГРН 1066829053752) к муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тамбова (ИНН 6829036391, ОГРН 1076829007980) о взыскании задолженности,
третье лицо: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Тамбову,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЖилТехСервис" (далее - ООО "ЖилТехСервис", истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Тамбова Тамбовской области (далее - ответчик, Комитет) о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 5 115,75 руб., пени за просрочку платежа в размере 937,37 руб.
В отношении ООО "ЖилТехСервис" в рамках дела N А64-5635/2020 введена процедура банкротства - конкурсное производство. Конкурсным управляющим ООО "ЖилТехСервис" утверждена Елесина Тамара Викторовна.
Определением суда от 29.04.2022 дело принято к рассмотрению по общим правилам искового производства.
В ходе слушания дела, производство по нему приостанавливалось до разрешения по существу дела N А64-3210/2019.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Тамбову (далее - УМВД России по городу Тамбову).
В процессе рассмотрения дела истцом, в порядке статьи 49 АПК РФ заявлено об уточнении исковых требований в сторону уменьшения, о чем в материалы дела представлено заявление, содержащее требования о взыскании с ответчика задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 5 115,75 руб., пени за просрочку платежа в размере 787,02 руб. Уточненные требования судом приняты к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.02.2023 по настоящему делу исковые требования удовлетворены частично - с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 5 115,75 руб., образовавшаяся за период с апреля по декабрь 2019 года вследствие невнесения платы за жилищно-коммунальные услуги, пеня в размере 729,71 руб., начисленная за периоды с 11.01.2020 по 05.04.2020, с 08.01.2021 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 26.01.2023. В остальной части исковые требования о взыскании пени оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, полагая его незаконным и необоснованным, Комитет обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить данное решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "ЖилТехСервис".
В своей жалобе, ответчик указывает на использование нежилого помещения в спорный период УМВД России по городу Тамбову на основании договора безвозмездного пользования N 422/б от 28.07.2017. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на положения гражданского законодательства, закрепляющие обязанность ссудополучателя несения всех расходов, связанных с содержанием полученной в безвозмездное пользование вещи.
Кроме того, по мнению заявителя апелляционной жалобы, истцом был некорректно составлен способ определения платы жилищно-коммунальных услуг, путем умножения показателя тарифа на площадь помещения; а также не доказан размер задолженности ответчика за ОДН (Электроэнергия).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны явку полномочных представителей не обеспечили.
В материалы дела через электронный сервис подачи документов "Мой Арбитр" от конкурсного управляющего ООО "ЖилТехСервис" Елесиной Т.В. поступил отзыв на апелляционную жалобу, содержащий заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ЖилТехСервис" является организацией, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом, расположенным в городе Тамбове по адресу: бульвар Энтузиастов, дом 41.
По вопросу управления вышеуказанным многоквартирным домом был заключен договор управления с ООО "ЖилТехСервис" N 17 от 01.08.2012, в соответствии с условиями которого Общество обязалось в течение согласованного срока осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, включающий оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, состав и состояние которого указаны в приложении N 1 к договору.
Согласно п. 2.1 Договора управления N 17 управляющая организация по поручению собственников в течение согласованного договором срока, за плату, указанную в разделе 4 договора, обязуется оказывать жилищные услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставлять коммунальные услуги собственнику и лицам, пользующимся его помещением(ями) в этом доме, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
Пунктом 3.1.2 Договора управления N 17 установлено, что управляющая организация обязана оказывать жилищные услуги и выполнять работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с перечнем и периодичностью, указанными в Договоре.
В соответствие с п. 3.1.3 Договора управления N 17 управляющая организация обязана предоставлять необходимые коммунальные услуги Собственникам помещений, а также лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме в соответствии с обязательными требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных правительством Российской Федерации, в том числе:
а) холодное водоснабжение;
б) горячее водоснабжение;
в) водоотведение;
г) электроснабжение;
д) газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах);
е) отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Пункт 3.3.1 Договора управления N 17 устанавливает, что собственник обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В случае невнесения в установленный срок платы за жилищные и коммунальные услуги собственник уплачивает управляющей организации пени в размере, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации (далее также - ЖК РФ).
Согласно п. 4.1 Договора управления N 17 цена договора определяется как сумма платы за жилое помещение (жилищные услуги):
а) содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, согласно приложению N 1;
б) техническое обслуживание и страхование лифта;
в) вывоз ТБО;
г) обслуживание газовых сетей;
д) техническое обслуживание общедомовых приборов учета тепловой энергии, ИТП, насосных установок, и платы за коммунальные услуги, которые обязан оплатить собственник помещения Управляющей организации в период действия договора.
Тариф за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается (согласно приложений N 1,2 договора) в размере 6 руб. 70 коп. за один кв.м. общей площади помещения(й) собственника в месяц и складывается из суммы за содержание и техническое обслуживание многоквартирного дома и суммы за текущий ремонт общего имущества (п. 4.2 Договора управления N17).
Тарифы за жилищные услуги, указанные в п. 4.1 (б, в, г, д) устанавливаются согласно договоров, заключенных со специализированными организациями (п. 4.3 Договора управления N 17).
Согласно п. 4.5 Договора управления N 17 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения один раз в год может быть изменен на основании решения общего собрания собственников помещений по предложению Управляющей организации об изменении платы за ремонт и содержание жилого помещения.
В случае, если общее собрание не проводилось или признано несостоявшимся, то Управляющая организация вправе проиндексировать тариф за содержание и ремонт жилья дома (пункт 4.2 настоящего договора) в соответствии с изменением базового индекса потребительских цен (индекса инфляции) по г. Тамбову по данным федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации (п. 4.5 Договора управления N 17).
Пунктом 4.7 Договора управления N 17 установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно, до десятого числа месяца, следующего за расчетным, на основании единого платежного документа, представляемого, Управляющей организацией, в соответствии с условиями Договора.
Пунктом 5.2 Договора управления N 17 установлено, что в случае нарушения собственником (пользователем) сроков внесения платежей, установленных разделом 4 договора, управляющая организация вправе начислить ему пени в размере и в порядке, установленными частью 14 статьи 155 ЖК РФ.
Согласно п. 9.1 Договора управления N 17, указанный договор заключен на один год.
Пунктом 9.4 Договора управления N 17 установлено, что при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора, по окончании срока его действия, такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
В соответствии с пунктом 4 статьи 162 ЖК РФ условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В вышеуказанном многоквартирном доме расположено нежилое помещение N 113 общей площадью 50,5 кв.м., которое принадлежит на праве собственности городскому округу - город Тамбов, что подтверждается выпиской из ЕГРП N 99/2022/462855457 от 21.04.2022.
Муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Тамбова Тамбовской области является собственником нежилого помещения N 113, расположенного по адресу: город Тамбов, бульвар Энтузиастов, дом 41.
ООО ЖилТехСервис" исполняло обязательства управляющей организации спорного многоквартирного дома, в том числе оказав муниципальному образованию - городской округ город Тамбов, как собственнику указанного выше помещения, коммунальные услуги и услуги по ремонту и содержанию общего имущества на общую сумму 5 115,75 руб. за период с апреля по декабрь 2019 года включительно.
Ответчик обязательства по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома не исполнил.
Направленная в адрес ответчика претензия от 28.10.2021 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность в добровольном порядке, оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с заявленными требованиями, уточненными в ходе рассмотрения настоящего дела.
Оценив представленные доказательства и обстоятельства дела в их совокупности и в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ответчика неисполненных обязательств по оплате коммунальных платежей, частично удовлетворив уточненные требования истца.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из следующих способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Из части 3 статьи 161 ЖК РФ следует, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран или изменен в любое время на основании решения этого собрания. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Материалами дела подтверждается, что муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению имуществом города администрации города Тамбова является собственником нежилого помещения N 113, общей площадью 50,5 кв.м., расположенного по адресу: город Тамбов, бульвар Энтузиастов, дом 41.
ООО "ЖилТехСервис" осуществляет управление данного многоквартирного дома на основании договора управления, заключенного с собственниками помещений указанного дома.
Учитывая названные нормы, с момента выбора ООО "ЖилТехСервис" в качестве управляющей организации у истца возникли права и обязанности по содержанию и техническому обслуживанию недвижимого имущества в многоквартирных домах.
В соответствии со статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьей 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии со статьей 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (статья 154 ЖК РФ).
В силу статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, от 12.04.2011 N 16646/10).
Пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 установлено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что расходы по содержанию, текущему ремонту общего имущества должен нести ссудополучатель, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм материального права.
Согласно материалам дела, между Администрацией города Тамбова Тамбовской области (ссудодатель) и УМВД России по городу Тамбову (ссудополучатель) был заключен договор N 422/б безвозмездного пользования муниципальным нежилым помещением, согласно которому ссудодатель на основании решения Тамбовской городской Думы от 26.07.2017 N 637 передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование нежилое помещение N 113, расположенное по адресу: г. Тамбов, бульвар Энтузиастов, дом 41, для размещения участкового пункта полиции.
По акту приема-передачи от 28.07.2017 указанное нежилое помещение принято УМВД России по городу Тамбову в безвозмездное пользование.
Согласно статье 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Данная правовая норма регулирует отношения между сторонами договора безвозмездного пользования и не является основанием для возникновения у ссудополучателя обязанности оплаты расходов на содержание имущества в пользу третьего лица.
В силу абзаца второго пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Доказательств того, что договор безвозмездного пользования, заключенный с УМВД России по городу Тамбову, содержит условия, предусматривающие исполнение лицом, во владении и пользовании которого находится помещение, обязательств собственника по несению расходов, о взыскании которых заявлено истцом, в дело не представлено.
Исполнитель коммунальных услуг при отсутствии заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется помещением. Поэтому при отсутствии договора между арендатором (ссудополучателем) помещения и ресурсоснабжающей организацией, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике помещения (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015).
Таким образом, учитывая, что ответчик наравне с другими владельцами помещений в многоквартирном доме является потребителем комплекса услуг и работ, выполняемых истцом в процессе технического обслуживания дома (пункт 7, 10 статьи 155 ЖК РФ), у муниципального образования как собственника помещения в многоквартирном доме в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491.
Ответчик не осуществлял оплату истцу за содержание и ремонт общего имущества, в результате чего образовалась задолженность в размере 5 115,75 руб., согласно уточненным исковым требованиям.
Стоимость оказанных услуг определена истцом, исходя из площади спорного помещения, принадлежащего ответчику, и утвержденного в установленном порядке тарифа на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Указанная сумма задолженности со стороны ответчика надлежащими доказательствами не опровергнута.
При этом в материалах дела также отсутствуют доказательства наличия оснований для освобождения от несения расходов на содержание общего имущества в данном многоквартирном доме, либо доказательства оплаты оказанных истцом услуг.
Довод заявителя жалобы о том, что при расчете задолженности истцом применены тарифы иные, чем те, которые установлены общим собранием собственников, а увеличение размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, с учетом ежегодной индексации индекса потребительских цен на жилищно-коммунальные услуги, не является правомерным, также подлежит отклонению апелляционным судом.
Как установлено материалами дела, на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23.01.2012 заключен соответствующий договор управления многоквартирным домом от 01.08.2012 N 17. Протокол общего собрания в установленном порядке не оспорен, недействительным не признаны. Доказательств обратного в материалы дела ответчиком не представлено.
Вышеназванный договор управления многоквартирным домом подписан управляющей организацией и собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Тамбов, бульвар Энтузиастов, дом 41, в отсутствие разногласий по отношению к определенным в нем условиям.
Согласно п. 4.5 Договора управления N 17 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения один раз в год может быть изменен на основании решения общего собрания собственников помещений по предложению Управляющей организации об изменении платы за ремонт и содержание жилого помещения
В случае, если общее собрание не проводилось или признано несостоявшимся, то Управляющая организация вправе проиндексировать тариф за содержание и ремонт жилья дома (пункт 4.2 настоящего договора) в соответствии с изменением базового индекса потребительских цен (индекса инфляции) по г.Тамбову по данным федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации (п. 4.5 Договора управления N 17).
Из системного толкования условий заключенного договора следует, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества и управление многоквартирным домом является согласованным собственниками в момент подписания утвержденного на общем собрании собственников договора и ежегодного собрания собственников помещений путем проведения общего собрания с целью установления изменений в отношении размера платы за обслуживание общего имущества МКД, с учетом предусмотренной пунктом 4.5. ежегодной индексации, не требуется.
Включив в договор условие об индексации, стороны согласились с тем, что последующая индексация будет означать изменение платы по договору по соглашению сторон, а не в одностороннем порядке.
Порядок определения цены размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом (пункт 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ).
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 ЖК РФ).
Из приведенных норм следует, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается общим собранием собственников помещений такого дома, является обязательным для управляющей компании, и не может самостоятельно изменяться управляющей компанией, за исключением случаев, если такая возможность предусмотрена законом и договором управления многоквартирным домом.
В данном случае суд исходит из того, что решение собственников помещений многоквартирного дома, оформленное соответствующим протоколом, и заключенным договором управления предусматривает возможность управляющей компании ежегодно индексировать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на индекс потребительских цен по Тамбовской области, устанавливаемый Тамбовстатом.
В силу изложенного приведенный выше довод жалобы о неправомерности расчета задолженности подлежит отклонению.
Истцом в суде первой инстанции заявлены требования о взыскании с ответчика платы за содержание и ремонт общего имущества, техобслуживание газовых сетей, электроэнергии ОДН (не жилые), водоснабжения ОДН (не жилое), горячего водоснабжения ОДН (не жилое), водоотведения ОДН (не жилое).
Конкретно сумма требования о взыскании задолженности за электроэнергию ОДН за период с апреля по декабрь 2019 года, составила 291, 38 руб.
Расчет платы произведен с учетом площади помещения, занимаемого ответчиком, и с применением действующих в спорные периоды тарифов.
Судебная коллегия, полагает обоснованным взыскание задолженности за электроэнергию на ОДН в названной сумме в силу следующего.
Согласно ст. 154 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения, включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В апелляционной жалобе Комитет выражает несогласие с взысканной на электроэнергию суммой, полагает не подтвержденной сумму задолженности. Но в свою очередь контррасчет задолженности ответчиком в материалы дела не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения в силу части 2 статьи 9 АПК РФ.
Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п.44 Правила N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 48 Правил N354).
При расчете платы за электроэнергию на ОДН, истец исходил из площади помещения, занимаемого ответчиком и с применением действующих в спорные периоды тарифов.
Начисление платы по услуге "Электроэнергия" ОДН производится в соответствии с ЖК РФ, постановлениями Правительства РФ и местных органов законодательной власти. Порядок распределения общедомового электропотребления на потребителей в многоквартирном доме пропорционально площади помещений, принадлежащих потребителю (находящихся в его пользовании), определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
Иной вариант распределения общедомового электропотребления Правилами не предусмотрен.
В соответствии с п.2 ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно п.44 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354), распределяемый в соответствии между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Согласно новому порядку определения размера платы за содержание жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", в котором предусмотрено внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, с 1 января 2017 года включаются в размер платы за содержание жилого помещения.
Комитет в апелляционной жалобе ссылается на отсутствие в материалах дела подробного и корректного расчета счетов за электроэнергию.
Суд апелляционной инстанции полагает представленные истцом акты выполненных работ (оказанных услуг), приобщенные к материалам дела, достаточным и обоснованным доказательством несения расходов за электроэнергию на ОДН.
Поскольку со стороны ответчика имела место просрочка исполнения обязательств по оплате коммунальных услуг, истцом заявлено требование о взыскании пени размере 787 руб. 02 коп., рассчитанной по состоянию на 26.01.2023 по правилам части 14 статьи 155 ЖК РФ.
В соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ за несвоевременную и неполную плату за услуги лица обязаны уплатить пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм, за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Аналогичные санкции предусмотрены договором управления многоквартирным домом.
Истцом в заявлении об уточнении исковых требований от 26.01.2023 установлен период начисления неустойки (пени) с 11.01.2020 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 26.01.2023 с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Однако при этом, суд области правомерно пришел к выводу, что истцом при расчете применена не подлежащая применению ключевая ставка в размере 20% за период с 28.02.2022 по 31.03.2022.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году", начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 г., размер которой составлял 9,5%.
Таким образом, при расчете неустойки (пени) за период с 28.02.2022 по 31.03.2022 истцу следовало применять ключевую ставку в размере 9,5%.
Представленный истцом в материалы дела расчет неустойки со стороны ответчика надлежащими доказательствами не опровергнут. О снижении неустойки в соответствии со статьей 333 ГК РФ с предоставлением необходимых доказательств несоразмерности суммы пени последствиям нарушения обязательства, ответчиком в ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции не заявлялось.
Заявленная истцом к взысканию сумма пени соразмерна характеру и последствиям нарушения обязательства, периоду просрочки исполнения обязательства. Таким образом, оснований для уменьшения размера пени в порядке положений статьи 333 ГК РФ судом не усматривается.
Иных доводов, опровергающих вышеназванные выводы суда и подкрепленных надлежащими доказательствами, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Заявитель апелляционной жалобы в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.02.2023 по делу N А64-3122/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.С. Воскобойников |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3122/2022
Истец: ООО "ЖилТехСервис" КУ Елесина Т.В.
Ответчик: городской округ - г.Тамбов в лице Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Тамбова
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Тамбову