город Воронеж |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А14-15474/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 мая 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 мая 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Аришонковой Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД": Любых И.А. - представитель по доверенности от 12.01.2023 N 52, сроком на один год, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от Управления Федерального казначейства по Воронежской области: Медведчук И.А. - представитель по доверенности от 17.01.2022 N 31-18-06/638, действительна до 31.12.2023, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", удостоверение;
от Департамента здравоохранения Воронежской области: извещено надлежащим образом, представитель не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2023 по делу N А14-15474/2021 по заявлению бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД" к Управлению Федерального казначейства по Воронежской области о признании недействительным представления от 23.04.2021 N 31-12-43/21-2499, третье лицо - Департамент здравоохранения Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД" (далее - заявитель, Учреждение, Медицинское учреждение) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Воронежской области (далее - ответчик, Управление, УФК по Воронежской области) о признании незаконным представления от 23.04.2021 N 31-12-43/21-2499.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2023 по делу N А14-15474/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, учреждение ссылается на правомерность расходования субсидии для осуществления специальных социальных выплат только тем медицинским работникам, обеспечивающим оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции только работникам, которые осуществляли трудовую деятельность до 01.11.2020, поскольку с 01.11.2020 Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 (далее - Постановление-1762) изменено правовое регулирование оплаты труда за работу с COVID-19 и источники его финансирования, что привело в свою очередь к уменьшению размера установленных законодателем выплат по сравнению с размером ранее выплачиваемых аналогичных стимулирующих выплат только у тех работников, которые осуществляли свою деятельность до 01.11.2020. И именно для смягчения перехода к новой системе выплат распоряжением Правительства РФ от 26.11.2020 N 3118-р (п.1) Минфину России из резервного фонда Правительства РФ в 2020 году выделены бюджетные ассигнования в размере 10000000 тыс. рублей.
Вместе с тем Порядок, условия выплат, равно как и категории работников, которым будут производиться данные выплаты, были определены Постановлением Правительства Воронежской области от 30.11.2020 N 1047 "Об утверждении правил распределения субсидии на осуществление в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам". Указанным Постановлением Правительства Воронежской области от 30.11.2020 N 1047 "Об утверждении Правил распределения субсидии на осуществление в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам" не установлена обязанность осуществлять дополнительные выплаты медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующими с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, принятым на работу после 01.11.2020. В связи с чем, требование казначейства осуществить данные выплаты работникам, принятым после 01.11.2020, является необоснованным
Кроме того, в целях устранения возникших при применении вышеуказанного постановления неясностей постановлением Правительства Воронежской области от 10.06.2022 N 401 в пункт 6 постановления Правительства Воронежской области от 30.11.2020 N1047 были внесены изменения, которыми уточнен субъектный состав получателей дополнительной выплаты, в связи с чем, в настоящее время в условиях нового правового регулирования невозможно исполнить представление от 23.04.2021 и осуществить выплаты работникам, принятым с 01.11.2020.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федерального казначейства по Воронежской области ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, указывая, что принятие постановления Правительства Воронежской области от 10.06.2022 N 401 о внесении изменений в Правила N 1047 и распространение их действий на правоотношения, возникшие с 01.11.2020, не может служить основанием для признания Представления незаконным, поскольку оно вынесено на основании норм, действовавших в момент совершения нарушения. Кроме того, распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N3118-р и Правила N 1047 не устанавливают каких-либо иных ограничений для получателей дополнительных выплат, помимо факта контакта с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, а также отсутствуют указания на обязательность фактического получения субсидии в период до 01.11.2020.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Департамента здравоохранения Воронежской области, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения Департамента здравоохранения Воронежской области, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением федерального казначейства по Воронежской области в отношении Медицинского учреждения проведена проверка осуществления расходования бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" в части использования средств дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р".
В ходе выездной проверки выявлено, что в число получателей дополнительных выплат медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции не были включены 6 работников, вступивших в трудовые отношения с Медицинским учреждением в период с 01.11.2020 по 31.12.2020.
По результатам проведенной проверки 23.04.2021 Управлением вынесено представление N 31-12-43/21-2499, котором учреждению надлежало:
1. принять меры по устранению причин и условий нарушения, указанного в пункте 1 Представления, в срок до 31.12.2021;
2. устранить нарушение, указанное в пункте 2 настоящего Представления, путём произведения расчёта выплат медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, вступившим в трудовые отношения с БУЗ ВО "ВОКЦПИБС" с 01.11.2020 по 31.12.2020, рассчитанных как разница между начисленными за ноябрь - декабрь 2020 года специальными социальными выплатами в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 и расчётным размером стимулирующих выплат по Постановлениям Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 и от 12.04.2020 N 484, и принять меры по осуществлению соответствующих выплат вышеуказанным работникам в срок до 31.12.2021, а также принять меры по устранению причин и условий данного нарушения.
Не согласившись с вынесенным представлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р, не устанавливает исключений из числа лиц, которые имеют право на получение дополнительных выплат, а именно в отношении медицинских и иных работников, принятых на работу после 01.11.2020. Согласно Правилам N 1047 целью предоставление субсидий является повышение социальных гарантий медицинским и иным работникам, участвующим в оказании медицинской помощи и (или) создающим условия для оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, вне зависимости от факта начала осуществления трудовой деятельности до 01.11.2020.
Оценивая последующие после выдачи оспариваемого представления изменения, внесенные Постановлением Правительства Воронежской области от 10.06.2022 N 401 "О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 30.11.2020 N 1047", в части введения условия для получения спорных дополнительных выплат только в отношении работников, осуществляющих трудовую деятельность до 01.11.2020, суд исходил из того, что данная норма направлена на сужение круга лиц, которые могли бы воспользоваться правом на дополнительные выплаты, она ухудшает положение работников медицинских учреждений, в связи с чем не может распространяться на отношения, возникшие до ее принятия и вступления в законную силу.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества (абзац 1).
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абзац 2).
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем 1 настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации (абзац 3).
Предоставление предусмотренных пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями (абзац 6).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р установлено выделение Минфину России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году бюджетные ассигнования в размере 10000000 тыс. рублей на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (далее - Распоряжение N 3118-р) (в частности, Воронежской области было выделено 135 491,8 тыс. руб.).
Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Воронежской области во исполнение вышеуказанного распоряжения было заключено соглашение от 04.12.2020 N 01-01-06/06-919 о предоставлении бюджету Воронежской области дотации.
Согласно п. 1.2 соглашения от 04.12.2020 N 01-01-06/06-919 дотация предоставляется на осуществление в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
30.11.2020 Правительством Воронежской области было принято постановление N 1047 "Об утверждении правил распределения субсидии на осуществление в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам" (далее - Правила N 1047).
Согласно преамбуле к Правилам N 1047 их целью является повышение социальных гарантий медицинским и иным работникам, участвующим в оказании медицинской помощи и (или) создающим условия для оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Таким образом, указанные нормативные акты не устанавливают каких-либо иных ограничений для получателей дополнительных выплат, помимо факта контакта с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, а также отсутствуют указания на обязательность фактического получения субсидии в период до 01.11.2020.
Как следует из п. 6 Правил N 1047 (в редакции, действовавшей на момент вынесения представления), размер субсидии определяется как расчетная разница между начисленными за ноябрь - декабрь 2020 года специальными социальными выплатами в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 и расчетным размером стимулирующих выплат по закончившим действие с 01.11.2020 Постановлениям Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 и от 12.04.2020 N 484 и рассчитывается получателем субсидии с учетом фактически отработанного времени.
Письмами N 81-12/9799 от 07.12.2020, N 81-12/9876 от 08.12.2020 Департамент разъяснил подведомственным медицинским учреждениям, что для расчета объема выплат медицинским и иным работникам в рамках данных Правил следует учитывать сведения о сотрудниках, принятых на работу только до 01.11.2020.
Установив данное обстоятельство, Управлением Федерального казначейства в адрес Департамента здравоохранения выдано представлением N 31-12-43/21-2205, в котором требовалось принятие мер по устранению причин и условий нарушения, выразившегося в невключении в состав получателей дополнительных выплат медицинских и иных работников, участвующим в оказании медицинской помощи и (или) создающим условия для оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, вступивших в трудовые отношения в период с 01.11.20202 по 31.12.2020.
Законность данного представления была предметом оценки судов в рамках дела А14-11937/2021. Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.05.2022, оставленным без изменения Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022, в удовлетворении требований Департамента здравоохранения о признании незаконным представления от 14.04.2021 N 31-12-43/21-2205 было отказано.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о законности, оспариваемого в рамках настоящего дела преставления, суд апелляционной инстанции учитывает следующее:
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Правительство Российской Федерации постановлением от 30.10.2020 N 1762 утвердило Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - Правила N 1762).
В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) постановлено производить ежемесячно в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), следующим категориям указанных работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
- врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2430 рублей, 1215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену;
- фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену;
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
- водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену; члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 и от 12.04.2020 N 484 (пункты 10 и 11 соответственно) были предусмотрены выплаты либо в твердой денежной сумме, либо в процентном соотношении к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1762 специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена). Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Таким образом, размер выплаты конкретному сотруднику установлен как расчетная разница между фактически начисленными выплатами, исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762, и расчетным размером выплаты, которую он мог бы получить при условии сохранения действия Постановлений Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 и от 12.04.2020 N 484.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021, разъяснено, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (ответ на вопрос N 3).
В этой связи судом первой инстанции сделан верный вывод, что воля законодателя направлена на предоставление дополнительных выплат лицам, фактически оказывающим медицинскую помощь и непосредственно контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой короновирусной инфекции (COVID-19).
Данный вывод корреспондирует с п. 4 Правил N 1047, согласно которому условием для получения субсидии является наличие заключенных с Департаментом здравоохранения Воронежской области соглашений о предоставлении субсидий на осуществление дополнительных стимулирующих выплат медицинским и иным работникам, участвующим в оказании медицинской помощи и (или) создающим условия для оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Поэтому медицинские и иные работники, участвующие в оказании медицинской помощи и (или) создающие условия для оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, имеют право на получение субсидии при наличии заключенных с Департаментом здравоохранения Воронежской области соглашений о предоставлении субсидий.
Указанное положение, как и п. 6 Правил N 1047 (в редакции, действовавшей на момент вынесения представления) право на получение дополнительных выплат не ставит в зависимость от осуществления трудовой деятельности до 01.11.2020.
В силу статьи 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Работа медицинских и иных работников в период с 01.11.2020 по 31.12.2020 в условиях контакта с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции является условиями, отклоняющимися от нормальных, за которую положена доплата.
При указанных обстоятельствах, доводы заявителя о том, что из числа лиц, которые имеют право на получение дополнительных выплат, подлежат исключению медицинские и иные работники, принятые на работу после 01.11.2020 и непосредственно участвующие в оказании медицинской помощи и (или) создающие условия для оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, после 01.11.2020, отклоняются судебной коллегией.
Аналогичные выводы были сделаны судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела N А14-11937/2021, в котором в качестве третьего лица также было привлечено БУЗ Воронежской области "Воронежский областной клинический центр профилактики и борьбы по СПИД".
На основании части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Разная оценка одних и тех же обстоятельств не может быть признана объективной и не соответствует принципу правовой определенности (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2016 N 305-ЭС15-17704, от 19.03.2020 N 305-ЭС19-24795).
Учитывая вышеуказанное, принимая во внимание положения части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает правильным то, что при вынесении обжалуемого судебного акта судом первой инстанции правомерно учтена позиция судов, изложенная в судебных актах по делу А14-11937/2021, поскольку обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов настоящего спора, и вменяемые Учреждению нарушения аналогичны нарушениям, вменяемым ранее Департаменту, разница заключается только в порядке исполнения представлений.
В этой связи, учитывая наличие одних и тех же обстоятельств в рассматриваемом деле и в деле А14-11937/2021, принимая во внимание недопустимость противоречий по одним и тем же обстоятельствам в судебных актах по разным обособленным спорам в силу системного толкования положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции правильными.
Ссылка в апелляционной жалобе на тот факт, что в Правила N 1047 в последующем внесены изменения постановлением Правительства Воронежской области от 10.06.2022 N 401, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку внесенные изменения направлены на сужение круга лиц, которые могли бы воспользоваться правом на дополнительные выплаты, то есть изменения ухудшают положение работников медицинских учреждений, следовательно, не могут распространяться на отношения, возникшие до их принятия и вступления в законную силу.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и отмена для них права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, противоречат требованиям, вытекающим из статьи 1 (часть 1), статей 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3), статьи 57 Конституции Российской Федерации.
По смыслу Конституции Российской Федерации, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 1996 года N 17-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах").
При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что недопустимо придание обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение подчиненной (слабой) стороны в публичном правоотношении, поскольку иное означало бы нарушение общих принципов правового регулирования и правоприменения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. N 11-П, от 27 июня 2013 г. N 15-П, от 23 декабря 2013 г. N 29-П и др.).
Поскольку возможность придания обратной силы нормативным правовым актам органов местного самоуправления зависит от действия норм законов или иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, во исполнение которых они приняты, а также ограничивается конституционным запретом на ухудшение и ограничение прав и законных интересов человека и гражданина, несмотря на то, что постановление Правительства Воронежской области от 10.06.2022 N 401 содержит положения о применении его норм с обратной силой, поскольку вышеуказанная норма ухудшает положение работников медицинских учреждений, то не может распространяться на отношения, возникшие до ее принятия и вступления в законную силу.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое Представление подлежит оценке с учетом того правового регулирования, которое существовало в момент его вынесения.
Аналогичный вывод содержит определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2021 N 307-ЭС21-11714 по делу N А56-38382/2020
Довод апелляционной жалобы о том, что предписание Управления не обладает требованием исполнимости, судом отклоняется, поскольку формулировка предписания предоставляет Медицинскому учреждению право выбора способа устранения выявленных нарушений и не свидетельствует о неясности требований, не допускает возможности их двоякого толкования, является доступным для понимания.
Иных аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции в обжалуемой части не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2023 по делу N А14-15474/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15474/2021
Истец: БУЗ ВО "Воронежский областной клинический центр профилактики борьбы со СПИД"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Воронежской области
Третье лицо: Департамент здравоохранения Воронежской области