город Томск |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А45-34685/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2023 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.
судей Кривошеиной С.В.
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М. без использования средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Новосибирской области (N 07АП-3135/23 (1)) на решение от 22.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья - Гофман Н.В.) по делу N А45-34685/2022 по исковому заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области к обществу с ограниченной ответственностью "Альтар" о взыскании финансовых санкций в размере 6 000 рублей за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по Форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года, за октябрь 2018 года, за ноябрь 2018 года, за декабрь 2018 года, январь 2019 года, за февраль 2019 года, за март 2019 года, за апрель 2019 года, за декабрь 2019 года и по Форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год,
При участии в судебном заседании:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Альтар" (далее - общество, ООО "Альтар") финансовых санкций в размере 6 000 рублей за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по Форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года, за октябрь 2018 года, за ноябрь 2018 года, за декабрь 2018 года, январь 2019 года, за февраль 2019 года, за март 2019 года, за апрель 2019 года, за декабрь 2019 года и по Форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год.
Решением от 22.039.2023 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Отделение фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Новосибирской области в апелляционной жалобе просит состоявшийся судебный акт отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, указывает, что исковое заявление должно быть удовлетворено частично по требованиям от 01.04.2020 и 28.04.2021 в сумме 1000 рублей.
Отзыв на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), от общества не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили.
На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, страхователь ООО "Альтар" представил в Пенсионный фонд исходную форму сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетные периоды декабрь 2018 г. - 21.01.2019 (ООО "СИБМЕТАЛЛ") за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 г.-11.06.2019, январь, февраль, март апрель, 2019 г. - 11.06.2019, декабрь 2019 г. - 19.01.2020.
По результатам проверки были составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций на сумму 500 рублей.
В адрес страхователя истцом были направлены следующие требования: N 064S01190007889 от 27.03.2019 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 16.04.2019; N 064S01190032522 от 15.08.2019 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 03.09.2019; N 2064S01190032524 от 15.08.2019 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 03.09.2019; N 064S01190032525 от 15.08.2019 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 03.09.2019, N 064S01190032526 от 15.08.2019 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 03.09.2019, N 064S01190032527 от 15.08.2019 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 03.09.2019, N064S01190032528 от 15.08.2019 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 03.09.2019, N064S01190032529 от 15.08.2019 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 03.09.2019 N064S01190032530 от 15.08.2019 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 03.09.2019, N064S01200007158 от 01.04.2020 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 21.04.2020, N0064S01210014483 от 28.04.2021 об уплате финансовых санкций в размере 1000 рублей в срок до 20.05.2021.
Поскольку в установленный срок требования пенсионного фонда не исполнены, денежные средства в бюджет Пенсионного фонда РФ до настоящего времени не поступили, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из пропуска установленного законом срока для обращения в суд с соответствующим требованием и отсутствия уважительных причин к восстановлению такого срока в силу части 2 статей 115 и 117 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно преамбуле Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 27 страхователь представляет в соответствующий территориальный орган ПФР сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения представляются в территориальный орган ПФР в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены указанным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВСТАЖ.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Общество в обоснование позиции по делу указывало на пропуск срока на обращение с исковым заявлением.
Федеральный закон N 27-ФЗ согласно вводной его части устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, состоящего из Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
Согласно Закону N 167-ФЗ правоотношения связанные с уплатой страховых взносов, в том числе, осуществление контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 названной статьи.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если задолженность не превышает 3 000 рублей, то заявление о ее взыскании может быть подано в суд только, когда сумма накопленной в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования задолженности превысила 3 000 рублей (заявление должно быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей); в случае отсутствия в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования превышения накопленной задолженности 3 000 рублей, заявление о взыскании задолженности в данном случае может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Правовой позиции, изложенной в ответе на вопрос N 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (далее - Обзор судебной практики), соответствует позиция о том, что применительно к требованиям Пенсионного фонда о взыскании задолженности по штрафам, предусмотренным статьей 17 Закона, действует по аналогии закона порядок, установленный статьей 48 НК РФ и предусматривающий право Пенсионного фонда на обращение в суд с требованием о взыскании штрафа в следующих случаях:
1) превышения суммы штрафа, начисленного страхователю по одному требованию, 3 000 руб.;
2) превышения суммы штрафов, начисленных страхователю по нескольким требованиям, 3 000 рублей (накопления до суммы, превышающей 3 000 руб.);
3) истечения трехлетнего срока с даты истечения срока исполнения самого раннего требования по штрафу, не превышающему сумму 3 000 рублей.
Как следует из материалов дела, в адрес страхователя истцом были направлены следующие требования:
-N 064S01190007889 от 27.03.2019 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 16.04.2019;
-N 064S01190032522 от 15.08.2019 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 03.09.2019;
-N 2064S01190032524 от 15.08.2019 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 03.09.2019;
-N 064S01190032525 от 15.08.2019 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 03.09.2019,
- N 064S01190032526 от 15.08.2019 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 03.09.2019,
-N 064S01190032527 от 15.08.2019 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 03.09.2019
Таким образом, по данным требованиям сумма штрафов, начисленных страхователю, составила 3 000 рублей.
Следовательно, срок исполнения требований Фонда об уплате ответчиком штрафа, превышающего 3 000 руб. истек 04.09.2019, процессуальный срок для обращения в суд истек 04.03.2020.
Позже Фондом в адрес страхователя направлены следующие требования:
- N 064S01190032528 от 15.08.2019 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 03.09.2019,
- N 064S01190032529 от 15.08.2019 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 03.09.2019
- N 064S01190032530 от 15.08.2019 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 03.09.2019,
- N 064S01200007158 от 01.04.2020 об уплате финансовых санкций в размере 500 рублей в срок до 21.04.2020,
- N 0064S01210014483 от 28.04.2021 об уплате финансовых санкций в размере 1000 рублей в срок до 20 05.2021.
Таким образом, по данным требованиям сумма штрафов, начисленных страхователю, составила 3 000 рублей.
Следовательно, срок исполнения требований Фонда об уплате ответчиком штрафа, превышающего 3 000 руб. истек 21.05.2021, процессуальный срок для обращения в суд истек 21.11.2021.
С заявлением о взыскании суммы финансовых санкций Фонд обратился в суд лишь 01.12.2022, то есть с пропуском названного срока.
На основании вышеизложенного, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы о том, что исковое заявление должно быть удовлетворено частично по требованиям от 01.04.2020 и 28.04.2021 в сумме 1000 рублей.
Действующее процессуальное законодательства не предусматривает произвольного, не ограниченного по времени обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых (штрафных) санкций, уважительных причин для пропуска срока не названо. Пропуск срока на взыскание штрафных санкций является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пропуск установленного законом срока для обращения в суд с соответствующим требованием и отсутствие уважительных причин к восстановлению такого срока в силу части 2 статей 115 и 117 АПК РФ являются основаниями для отказа удовлетворения заявления о взыскании финансовых санкций в размере 6 000 рублей.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-34685/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-34685/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новосибирской области
Ответчик: ООО "Альтар
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд