г. Саратов |
|
06 марта 2024 г. |
Дело N А57-5897/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Волковой,
судей О.И. Антоновой, И.М. Заграничного,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грязновой С.П.,
рассматривает в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, ул. Лермонтова М.Ю., д. 30, корп. 2, зал N 3,
апелляционную жалобу Администрации Вольского муниципального района Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 декабря 2023 года по делу N А57-5897/2023,
по исковому заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (ОГРН 1046405027107 ИНН 6450076459)
к Администрации Вольского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401677807 ИНН 6441007410), Комитету по управлению имуществом Саратовской области (ОГРН 1026402196622 ИНН 6450000788), Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (ИНН 6454101145), Финансовому управлению администрации Вольского муниципального района (ОГРН 1106454003028 ИНН 6441006254), Министерству финансов Саратовской области (ОГРН 1036405003227 ИНН 6450030341), Управлению федерального казначейства по Саратовской области (ОГРН 1026403343163 ИНН 6450024002)
третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (ОГРН 1136455002507 ИНН 6455059390)
о взыскании ущерба, причиненного почве на части земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей сторон: - от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям представитель Грунтовская Алла Сергеевна по доверенности от 24.01.2024, выданной сроком до 31.12.2024 г., в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании.
- от Администрации Вольского муниципального района Саратовской области представитель Санина Анастасия Сергеевна по доверенности от 09.02.2024 г., выданной сроком до 31.12.2024 г., в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям, г. Саратов далее по тексту Истец, к Администрации Вольского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, г. Вольск, далее по тексту Ответчик, о взыскании ущерба, причиненного почве на части земельного участка с кадастровым номером 64:42:010458:376 в размере 1137500 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21 декабря 2023 года с Вольского МР Саратовской области в лице Администрации Вольского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, г. Вольск (ИНН 6441007410) за счет средств казны Вольского МР взыскано в пользу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям, г. Саратов сумму ущерба, причиненного почве на части земельного участка с 19 А57-5897/2023 кадастровым номером 64:42:010458:376 в размере 1 137 500 руб. с перечислением денежных средств в доход регионального бюджета на следующие реквизиты: Банк получателя: Отделение Саратов банка России/УФК по Саратовской области БИК ТОФК: 016311121 Номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета (ЕКС)):40102810845370000052 Номер счета получателя (номер казначейского счета): 03100643000000016000 Получатель: УФК по Саратовской области (Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской Пензенской областям л/с 04601780640 ИНН 6450076459 КПП 645001001 КБК 04811611050010000140 ОКТМО 63701000001 КБК 04811611050010000140.
В иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрации Вольского муниципального района Саратовской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель Администрации Вольского муниципального района Саратовской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
От Министерства финансов Саратовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу от 13.02.2024 вх.N 5419/2024, в котором поддержал судебное решение суда первой инстанции, просил оставить его без изменения.
От Комитета по управлению имуществом Саратовской области поступили возражения на апелляционную жалобу от 26.02.2024 вх.N 6913/2024, в которых сторона возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям поступил отзыв на апелляционную жалобу от 27.02.2024 вх.N 6988 /2024, в котором сторона возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.08.2022 Межрегиональным управлением проведено выездное обследование части земельного участка в границах кадастрового номера квартала 64:42:010458:376 (точки координат 51.049533 47.356031, 52.049556 47.355614, 52.049574 47.355431, 52.049367 47.355977, 52.049291 47.356478) в ходе которого установлен факт, складирования на почве без твердого покрытия отходов производства и потребления, указанные обстоятельства зафиксированы протоколом осмотра от 05.08.2022 N 756-25.
Специалистами филиала "ЦЛАТИ по Саратовской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО", с целью определения наличия/отсутствия превышения концентраций загрязняющих веществ на земельном участке, расположенном по адресу: 64:42:010458:376 (точки координат 51.049533 47.356031, 52.049556 47.355614, 52.049574 47.355431, 52.049367 47.355977, 52.049291 47.356478) произведен отбор проб почвы (экспертное заключение N 49-п от 31.08.2022).
Согласно экспертному заключению по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от N 49-п от 31.08.2022 в отобранных пробах почвы обнаружено превышение вредных загрязняющих веществ по сравнению с фоновыми образцами, а именно по нефтепродуктам, цинку, меди, никелю. (ЦЛАТИ по Саратовской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" результаты которых изложены в экспертном заключении N49-п от 31.08.2022, протоколом осмотра от 05.08.2022 N756-25).
Земельный участок, расположенный в границах кадастрового номера 64:42:010458:376 является не разграниченным согласно выписке из ЕГРН от 09.08.2022 N КУВИ-001/2022- 135624271, а также письму администрации Вольского муниципального района Саратовской области (вх. от 22.08.2022 N 8743).
Складирование отходов производства и потребления на почве без твердого покрытия (поверхность не имеет искусственного водонепроницаемого покрытия) недопустимо, и в свою очередь явилось следствием причинения вреда почве, что выразилось в ее загрязнении вредными (загрязняющими) веществами.
Истец произвел расчет размера вреда по Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2010 года N 238.
По результатам расчета размера вреда, причинного земельному участку расположенному адресу: 64:42:010458:376 (точки координат 51.049533 47.356031, 52.049556 47.355614, 52.049574 47.355431, 52.049367 47.355977, 52.049291 47.356478) составляет 1137500 (один миллион сто тридцать семь тысяч пятьсот) рублей.
Истец считает, что причиненный ущерб подлежит возмещению лицом, виновным в ненадлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления, а также ненадлежащем участии в организации мероприятий по охране окружающей среды, обратился в суд с настоящим иском
Принимая законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судебной коллегией установлено, что в материалы дела представлены копии донесения, задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, заявки на отбор проб, лабораторные исследования, измерения и испытания в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, акта выездного обследования N 156 от 05.08.2022, протокола осмотра N 756-25 от 05.08.2022, фототаблицы, плана-схемы от 05.08.2022, Выписки из ЕГРН, экспертного заключения от 31.08.2022 N 49-П, протокола N 214-П/2022 от 31.08.2022, протокола отбора проб (почва, грунт) 214 -п от 05.08.2022, сопроводительного письма N 705 от 15.08.2022 о направлении протоколов испытаний отходов на токсичность, претензии, расчет суммы иска.
В статье 42 Конституции РФ и статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В статье 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
- своевременно производить платежи за землю;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В части 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Статьей 51 Закона об охране окружающей среды установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1).
Запрещаются размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (часть 2).
В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Исходя из положений статьи 13 Закона N 89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Исходя из примечаний к пункту 7.8. ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", в случае, если собственник отходов не установлен (несанкционированная свалка), то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ответчик - Вольский МР Саратовской области в лице Администрации Вольского муниципального района Саратовской области - обязан был обеспечить регулярную очистку от захламления отходами спорного земельного участка, своевременно ликвидировать несанкционированную свалку, а также предпринять меры по предупреждению и предотвращению захламления земель несанкционированной свалкой.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что согласно статье 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (пункт 2).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.1998 N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения", вред, причиненный нарушением экологического законодательства, в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В абзаце 2 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
Конституционный Суд РФ в определении от 21.12.2011 N 1743-О-О отметил, что окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков; в том числе упущенной выгоды (статья 77 Закона об охране окружающей среды).
Довод апелляционной жалобы о том, что проводя проверку земельного участка с кадастровым номером 64:42:010458:376 Межрегиональное управление не приглашало их к участию в проверке, как явно и не извещало о дате и месте проверки является ошибочным и отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 3 статьи 56 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" - без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
Согласно материалам дела истцом было проведено выездное обследование в соответствии с заданием на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом N 412 - ОРД от 05.08.2022 г.
Соответственно, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что нарушений со стороны истца проведению контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом при обследования земельного участка в границах кадастрового номера 64:42:010458:376, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Вольск, по ул. Народная (точки географических координат 51.049533 47.356031, 52.049556 47.355614, 52.049574 47.355431, 52.049367 47.355977, 52.049291 47.356478), в ходе которого установлено несанкционированное складирование отходов производства и потребления на почве без твердого водонепроницаемого покрытия, не имеется.
Довод апеллянта о том, что на земельный участок с кадастровым номером 64:42:010458:376, государственная собственность не разграничена, в связи с чем, собственником земельного участка является Российская Федерация, а не органы местного самоуправления в лице Администрации Вольского муниципального района Саратовской области, в связи с чем Администрации Вольского муниципального района Саратовской области не должна нести ответственность за причиненный вред, также отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно экспертному заключению по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 49-п от 31.08.2022 в отобранных пробах почвы обнаружено превышение вредных загрязняющих веществ по сравнению с фоновыми образцами, а именно земельный участок загрязнен нефтепродуктами, цинком, медью, никелем, что подтверждается результатами заключений ЦЛАТИ по Саратовской области ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" экспертное заключение N 49-П от 31.08.2022, протоколом осмотра от 05.08.2022 N 756-25.
Так, согласно публичной кадастровой карты и согласно выписки из ЕГРН от 09.08.2022 N КУВИ-001/2022-135624271, земельный участок с кадастровым номером 64:42:010458:376, является не разграниченным, ввиду чего распоряжение вышеуказанным земельным участком осуществляется Администрацией в соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2021 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Положения ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее по тексту - ЗК РФ) вопросы содержания в надлежащем состоянии земельных участков относят к правомочиям собственника (лицам, не являющимся собственниками земельных участков).
Согласно положениям статьи 3.3 Федерального закона от 25.10 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого
негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации (ч. 2 ст. 13 ЗК РФ).
На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Судебная практика сформировала позицию по толкованию и применению положений пункта 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", которая допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации(Определение Верховного суда Российской Федерации от 29.01.2020 N 53-КА19-14).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1995 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором на утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца 2 пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Документы, позволяющие определить собственников отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не предоставлены.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что апеллянт обязан обеспечить регулярную очистку от захламления отходами производства и потребления земельного участка с кадастровым номером 64:42:010458:376, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, соответственно ликвидировать несанкционированную свалку, а также предпринять меры по предупреждению и предотвращению захламления земель несанкционированной свалкой, поскольку Администрация не освобождена от обязанности по надлежащему содержанию земель, собственность на которые не разграничена.
Также, согласно постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 30.05.2023 N 27-П установлено, что твердые коммунальные отходы в виде несанкционированных свалок могут быть ликвидированы и региональными операторами, однако с Администраций не снимается обязанность по принятию мер, по ликвидации несанкционированных свалок образованных на земельных участках относящимся к неразграниченным.
Наделяя органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, законодатель предусмотрел в Бюджетном кодексе Российской Федерации зачисление в бюджеты муниципальных образований до разграничения государственной собственности на землю и по нормативам, установленным данным Кодексом, - доходов от продажи и передачи в аренду расположенных в границах этих муниципальных образований земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также платы по соглашениям об установлении сервитута и платы за публичный сервитут в отношении указанных земельных участков (части пятая и шестая статьи 62). Соответствующие доходы относятся к категории неналоговых доходов местных бюджетов и могут использоваться в том числе на осуществление мероприятий по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных на землях и земельных участках, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно взыскал ущерб, причиненный почве на части земельного участка с кадастровым номером 64:42:010458:376 в размере 1 137 500 руб. с Вольского МР Саратовской области в лице Администрации Вольского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, г. Вольск (ИНН 6441007410) в пользу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям, г. Саратов, также суд законно и правомерно отказал в иске к остальным ответчикам.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 декабря 2023 года по делу N А57-5897/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-5897/2023
Истец: Межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям
Ответчик: Администрация Вольского МР Саратовской области, Администрация Вольского МР СО, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Управление федерального казначейства по Саратовской области, ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области