г. Чита |
|
17 мая 2023 г. |
дело N А10-7246/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Лободы Оксаны Олеговны на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 февраля 2023 года по делу N А10-7246/2022 по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500) к арбитражному управляющему Лободе Оксане Олеговне (ИНН 380807575983) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие в судебном заседании участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по Республике Бурятия, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к арбитражному управляющему Лободе Оксане Олеговне (далее - арбитражный управляющий Лобода О.О.) с заявлением о привлечении к административной ответственности, 2 предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 февраля 2023 года заявление удовлетворено. Арбитражный управляющий Лобода Оксана Олеговна привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде дисквалификации на срок шесть месяцев.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, арбитражный управляющий Лобода О.О. обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы и дополнений к ней ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного, принятого при неполном исследовании доказательств, при неправильном применении норм материального и процессуального права, по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению арбитражного управляющего Лободы О.О., её действия не имели каких-либо последствий имущественного характера, не повлекли нарушение прав и законных интересов кредиторов должника, допущенные нарушения не несут существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и отсутствия отягчающих вину обстоятельств.
Управление Росреестра по Республике Бурятия в представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу считает её доводы необоснованными. По мнению Управления Росреестра по Республике Бурятия судом первой инстанции в полном объёме исследованы все доказательства по делу. Просит обжалуемое решение оставить без изменения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако арбитражный управляющий Лобода О.О. и административный орган явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, арбитражный управляющий Лобода О.О. является членом саморегулируемой организации Ассоциация "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Меркурий".
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 ноября 2018 года А10-4743/2018 (резолютивная часть определения оглашена 12.11.2018) в отношении должника - общества с ограниченной ответственностью "Байкалремстрой-2" (далее - ООО "Байкалремстрой-2") (ОГРН 1030301950051, ИНН 03170044845) введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена - Лобода О.О.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 июня 2020 года (резолютивная часть оглашена 27.05.2020) А10-4743/2018 должник - ООО "Байкалремстрой-2" признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Лобода О.О.
В рамках дела о банкротстве ООО "Байкалремстрой-2", определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 октября 2021 года (резолютивная часть оглашена 15.10.2021) частично удовлетворено заявление Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия:
- признано недействительным соглашение N 390/16-MPK-3C от 28 мая 2018 года о замене стороны в обязательствах в договоре лизинга, заключенное между ООО "Байкалремстрой-2" (ОГРН 1030301950051, ИНН 0317004484), акционерным обществом "Регионстрой" (ОГРН 1020300795602, ИНН 0317002279) и обществом с ограниченной ответственностью "Балтийский лизинг" (ОГРН 1027810273545, ИНН 7826705374),
- признано недействительным соглашение N 391/16-ИРК-ЗС от 28 мая 2018 года о замене стороны в обязательствах в договоре лизинга, заключенное между ООО "Байкалремстрой-2" (ОГРН 1030301950051, ИНН 0317004484), акционерным обществом "Регионстрой" (ОГРН 1020300795602, ИНН 0317002279) и обществом с ограниченной ответственностью "Балтийский лизинг" (ОГРН 1027810273545, ИНН 7826705374),
- признан недействительным договор уступки (цессии) от 17 мая 2018 года, заключенный между ООО "Байкалремстрой-2", акционерным обществом "Регионстрой" (ОГРН 1020300795602, ИНН 0317002279), обществом с ограниченной ответственностью "Каркаде" (ОГРН 10239005 81П 81 ИНН 3905019765),
- применены последствия недействительности сделок.
Следовательно, обязанность по опубликованию в ЕФРСБ сведений о частичном признании сделок недействительными возникла у арбитражного управляющего Лободы О.О. с момента размещения резолютивной части судебного акта в общем доступе (с 16.10.2021), и должна была быть исполнена не позднее 20 октября 2021 года, тогда как сообщение о судебном акте до настоящего времени в ЕФРСБ арбитражным управляющим Лободой О.О. до настоящего времени не опубликовано.
Таким образом, в нарушение пункта 4 статьи 20.3, пункта 4 статьи 61.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) арбитражный управляющий Лобода О.О. не исполнила обязанность конкурсного управляющего по включению в ЕФРСБ сведений о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления о признании сделки недействительной в установленный законом срок, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В силу пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий ООО "Байкалремстрой 2" Лобода О.О. обязана была проводить собрания кредиторов и представлять собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе, иную информацию не реже чем один раз в три месяца, поскольку собрание кредиторов иное не устанавливало, а именно: в срок до 28 августа 2020 года, 29 ноября 2020 года, 30 февраля 2021 года, 31 мая 2021 года, 01 августа 2021 года, 02 ноября 2021 года, 03 февраля 2022 года, 04 мая 2022 года, 05 августа 2022 года, 06 ноября 2022 года.
Однако, в нарушение указанной нормы Закона о банкротстве арбитражным управляющим Лободой О.О. собрания кредиторов, на которых последняя должна была представлять отчеты о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе, а также иную информацию в установленные законом сроки, проведены - 22 октября 2020 года, 25 февраля 2021 года, 18 июня 2021 года, 15 декабря 2021 года, 10 марта 2022 года.
Таким образом, в нарушение пункта 4 статьи 20.3, пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий Лобода О.О. не исполнила обязанность конкурсного управляющего по представлению собранию кредиторов не реже чем один раз в три месяца отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе в ходе конкурсного производства, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
21 февраля 2022 года арбитражным управляющим Лободой О.О. в ЕФРСБ опубликовано сообщение N 8256196 о проведении собрания кредиторов ООО "Байкалремстрой 2", дата и место проведения: 10 марта 2022 года в 15.00 часов, по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, д.ЗЗ, этаж 2, офис 208.
Сообщение о результатах проведения собрания кредиторов, назначенного на 10 марта 2022 года арбитражный управляющий Лобода О.О. была обязана разместить в ЕФРСБ в срок до 17 марта 2022 года.
По результатам мониторинга сайта ЕФРСБ установлено, что сообщение о результатах проведения 10 марта 2022 года собрания кредиторов ООО "Байкалремстрой 2" в нарушение требований Закона о банкротстве размещено арбитражным управляющим Лободой О.О. с нарушением установленного законом срока 21 марта 2022 года (сообщение N 8421082).
09 августа 2022 года арбитражным управляющим Лободой О.О. в ЕФРСБ опубликовано сообщение N 9391174 о проведении собрания кредиторов ООО "Байкалремстрой 2", форма проведения: заочная, дата и время начала собрания: 26 августа 2022 года в 16.00 часов.
Руководствуясь пунктом 7 статьи 12 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий Лобода О.О, должна была опубликовать в ЕФРСБ сообщение о результатах собрания кредиторов, назначенного на 26 августа 2022 года, в срок до 02 сентября 2022 года.
При этом только 05 сентября 2022 года арбитражным управляющим Лободой О.О. в ЕФРСБ опубликовано сообщение N 9573790, согласно которому Лобода О.О. сообщает "об отложении по ходатайству УФНС по РБ собрания кредиторов на 12 сентября 2022 года, время и место проведения собрания кредиторов остается прежним".
Таким образом, в нарушение пункта 4 статьи 20.3, пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий Лобода О.О. не исполнила обязанность конкурсного управляющего по включению в ЕФРСБ сообщений о результатах проведения собрания кредиторов в установленный законом срок, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
16 сентября 2021 года арбитражным управляющим Лободой О.О. в ЕФРСБ опубликовано сообщение N 7338303 о проведении собрания кредиторов ООО "Байкалремстрой 2", форма проведения: очная, дата и время начала собрания: 30 сентября 2021 года в 11.30 часов по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, д. 33 2 этаж, офис 208.
06 октября 2021 года арбитражным управляющим Лободой О.О. в ЕФРСБ опубликовано сообщение N 7451991 об отложении проведения собрания кредиторов ООО "Байкалремстрой 2" на 15 октября 2021 года, форма проведения: очная, время начала собрания: 11.30 часов по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, д. 33 2 этаж, офис 208.
Руководствуясь пунктом 7 статьи 12 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий Лобода О.О. должна была опубликовать в ЕФРСБ сообщение о результатах собрания кредиторов, назначенного на 15 октября 2021 года в срок до 22 октября 2021 года.
При этом только 30 ноября 2021 года арбитражным управляющим Лободой О.О. в ЕФРСБ опубликовано сообщение N 7773389 согласно которому Лобода О.О. сообщает "что собрание кредиторов, отложенное на 15 октября 2021 года в 11.30 часов было отложено на 19 ноября 2021 года по причине неполучения отчета об оценке рыночной стоимости для ознакомления конкурсным кредиторам".
Сообщение о результатах проведения собрания кредиторов, назначенного на 19 ноября 2021 года арбитражный управляющий Лобода О.О. была обязана разместить в ЕФРСБ в срок до 26 ноября 2021 года.
По результатам мониторинга сайта ЕФРСБ установлено, что сообщение о результатах проведения 19 ноября 2021 года собрания кредиторов ООО "Байкалремстрой 2" арбитражным управляющим Лободой О.О. не размещено.
09 августа 2022 года арбитражным управляющим Лободой О.О. в ЕФРСБ опубликовано сообщение N 9391174 о проведении собрания кредиторов ООО "Байкалремстрой 2", форма проведения: заочная, дата и время начала собрания: 26 августа 2022 года в 16.00 часов.
Руководствуясь пунктом 7 статьи 12 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий Лобода О.О. должна была опубликовать в ЕФРСБ сообщение о результатах собрания кредиторов, назначенного на 26 августа 2022 года, в срок до 02 сентября 2022 года.
При этом только 05 сентября 2022 года арбитражным управляющим Лободой О.О. в ЕФРСБ опубликовано сообщение N 9573790 согласно которому Лобода О.О. сообщает "об отложении по ходатайству УФНС по РБ собрания кредиторов на 12 сентября 2022года, время и место проведения собрания кредиторов остается прежним".
Сообщение о результатах проведения собрания кредиторов, назначенного на 12 сентября 2022 года, арбитражный управляющий Лобода О.О. была обязана разместить в ЕФРСБ в срок до 19 сентября 2022 года.
По результатам мониторинга сайта ЕФРСБ установлено, что сообщение о результатах проведения 12 сентября 2022 года собрания кредиторов ООО "Байкалремстрой 2" арбитражным управляющим Лободой О.О. не размещено.
Таким образом, в нарушение пункта 4 статьи 20.3, пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий Лобода О.О. не исполнила обязанность конкурсного управляющего по включению в ЕФРСБ сообщения о результатах проведения собрания кредиторов, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Сообщением N 5390587 от 27 августа 2020 года, включенным в ЕФРСБ, конкурсным управляющим Лободой О.О. размещена информация о результатах проведения инвентаризации имущества, материальных ценностей, основных средств, дебиторской задолженности, числящихся на балансе ООО "Байкалремстрой 2".
Согласно сведениям, размещенным на ЕФРСБ, конкурсный управляющий Лобода О.О. провела оценку имущества должника (сообщения N 7459375 от 06.10.2021, N 7747974 от 26.11.2021).
15 декабря 2021 года собранием кредиторов должника утвержден порядок, сроки, условия продажи имущества должника (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.6 Порядка конкурсный управляющий включает объявление о продаже имущества должника в ЕФРСБ. Однако до настоящего времени сообщения о продаже имущества должника в ЕФРСБ конкурсным управляющим ООО "Байкалремстрой 2" не размещено, что, свидетельствует о бездействии конкурсного управляющего, а также приводит к затягиванию сроков конкурсного производства.
Непринятие должных мер, направленных на своевременную реализацию имущества должника арбитражным управляющим Лободой О.О. в разумный срок, свидетельствует о бездействии арбитражного управляющего Лободы О.О. Меры, направленные на своевременную реализацию имущества должника арбитражным управляющим Лободой О.О. в разумный срок не приняты.
Таким образом, в нарушение пункта 4 статьи 20.3, пункта 5 статьи 139 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий Лобода О.О. не исполнила обязанность конкурсного управляющего по реализации имущества должника в разумные сроки, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления Росреестра по Республике Бурятия в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно части 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 28.3, пункта 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, пункта 1.1 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, приказов Управления Росреестра по Республике Бурятия от 30 декабря 2016 года N434, от 15 сентября 2020 года N 347 л/с, приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13 августа 2010 года N 1733-л, приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 478 и должностному регламенту главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Республике Бурятия, протокол составлен уполномоченным должностным лицом в пределах полномочий.
Процедура привлечения лица к административной ответственности административным органом соблюдена.
Административное правонарушение в понимании статьи 2.1 КоАП РФ это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет; наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ является арбитражный управляющий.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения в сфере банкротства юридических лиц и граждан.
Объективной стороной данного административного правонарушения, является невыполнение арбитражным управляющим любых правил и обязанностей, возложенных на него законодательством о банкротстве.
Субъективная сторона указанного правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах кредиторов и общества.
Согласно положениям действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) сведения о подаче в арбитражный суд заявления о признании сделки недействительной по основаниям, указанным в Законе о банкротстве, о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления и судебных актов о его пересмотре подлежат включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве, не позднее трех рабочих дней с даты, когда арбитражному управляющему стало известно о подаче заявления или вынесении судебного акта, а при подаче заявления арбитражным управляющим - не позднее следующего рабочего дня после дня подачи заявления (пункт 4 статьи 61.1 Закона о банкротстве).
В соответствии со сведениями картотеки арбитражных дел (https://kad.arbitr.ru/), в рамках дела о банкротстве ООО "Байкалремстрой-2" N А10-4743/2018 определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 октября 2021 года (резолютивная часть оглашена 15.10.2021) частично удовлетворено заявление Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия:
- признано недействительным соглашение N 390/16-ИРК-ЗС от 28 мая 2018 года о замене стороны в обязательствах в договоре лизинга, заключенное между ООО "Байкалремстрой-2" (ОГРН 1030301950051, ИНН 0317004484), акционерным обществом "Регионстрой" (ОГРН 1020300795602, ИНН 0317002279) и обществом с ограниченной ответственностью "Балтийский лизинг" (ОГРН 1027810273545, ИНН 7826705374),
- признано недействительным соглашение N 391/16-ИРК-ЗС от 28 мая 2018 года о замене стороны в обязательствах в договоре лизинга, заключенное между ООО "Байкалремстрой-2" (ОГРН 1030301950051, ИНН 0317004484), акционерным обществом "Регионстрой" (ОГРН 1020300795602, ИНН 0317002279) и обществом с ограниченной ответственностью "Балтийский лизинг" (ОГРН 1027810273545, ИНН 7826705374),
- признан недействительным договор уступки (цессии) от 17 мая 2018 года, заключенный между ООО Байкалремстрой-2" (ОГРН 1030301950051, ИНН 0317004484), акционерным обществом "Регионстрой" (ОГРН 1020300795602, ИНН 0317002279) и обществом с ограниченной ответственностью "Каркаде" (ОГРН 10239005815181 ИНН 3905019765),
- применены последствия недействительности сделок. Установлено, что резолютивная часть определения Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 октября 2021 года по делу N А10-4743/2018 о признании сделок недействительными опубликована на официальном сайте суда (http://kad.arbitr.ru): 16 октября 2021 года в 12:58:00 МСК, то есть с указанного момента судебный акт являлся общедоступным.
Арбитражный управляющий Лобода О.О. в судебном заседании, в котором была объявлена резолютивная часть данного судебного акта, участия не принимала, признана судом надлежаще извещенной.
Следовательно, обязанность по опубликованию в ЕФРСБ сведений о частичном признании сделок недействительными возникла у арбитражного управляющего Лободы О.О. с момента размещения резолютивной части судебного акта в общем доступе (с 16.10.2021), и должна была быть исполнена не позднее 20 октября 2021 года, тогда как сообщение о судебном акте до настоящего времени в ЕФРСБ арбитражным управляющим Лободой О.О. до настоящего времени не опубликовано.
Таким образом, в нарушение пункта 4 статьи 20.3, пункта 4 статьи 61.1 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий Лобода О.О. не исполнила обязанность конкурсного управляющего по включению в ЕФРСБ сведений о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления о признании сделки недействительной в установленный законом срок, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, а именно, неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу статьи 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
На основании пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий ООО "Байкалремстрой 2" Лобода О.О. обязана была проводить собрания кредиторов и представлять собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе, иную информацию не реже чем один раз в три месяца, поскольку собрание кредиторов иное не устанавливало, а именно: в срок до 28 августа 2020 года, 29 ноября 2020 года, 30 февраля 2021 года, 31 мая 2021 года, 01 августа 2021 года, 02 ноября 2021 года, 03 февраля 2022 года, 04 мая 2022 года, 05 августа 2022 года, 06 ноября 2022 года.
Однако, в нарушение указанной нормы Закона о банкротстве арбитражным управляющим Лободой О.О. собрания кредиторов, на которых последняя должна была представлять отчеты о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе, а также иную информацию в установленные законом сроки, проведены - 22 октября 2020 года, 25 февраля 2021 года, 18 июня 2021 года, 15 декабря 2021 года, 10 марта 2022 года.
Таким образом, в нарушение пункта 4 статьи 20.3, пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий Лобода О.О. не исполнила обязанность конкурсного управляющего по представлению собранию кредиторов не реже чем один раз в три месяца отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе в ходе конкурсного производства, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, а именно, неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель 8 собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим (п.1 ст. 12 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона о банкротстве сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ) в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Согласно пункту 7 статьи 12 Закона о банкротстве сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов - 21 февраля 2022 года арбитражный управляющий Лобода О.О. в ЕФРСБ опубликовала сообщение N 8256196 о проведении собрания кредиторов ООО "Байкалремстрой 2", дата и место проведения: 10 марта 2022 года в 15.00 часов по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, д.33, этаж 2, офис 208.
Сообщение о результатах проведения собрания кредиторов, назначенного на 10 марта 2022 года, арбитражный управляющий Лобода О.О. была обязана разместить в ЕФРСБ в срок до 17 марта 2022 года.
По результатам мониторинга сайта ЕФРСБ установлено, что сообщение о результатах проведения 10 марта 2022 года собрания кредиторов ООО "Байкалремстрой 2" в нарушение требований Закона о банкротстве размещено арбитражным управляющим Лободой О.О. с нарушением установленного законом срока - 21 марта 2022 года (сообщение N 8421082).
09 августа 2022 года арбитражный управляющий Лобода О.О. в ЕФРСБ опубликовала сообщение N 9391174 о проведении собрания кредиторов ООО "Байкалремстрой 2", форма проведения: заочная, дата и время начала собрания: 26 августа 2022 года в 16.00 часов.
Руководствуясь пунктом 7 статьи 12 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий Лобода О.О. должна была опубликовать в ЕФРСБ сообщение о результатах собрания кредиторов, назначенного на 26 августа 2022 года, в срок до 02 сентября 2022 года.
При этом только 05 сентября 2022 года арбитражный управляющий Лобода О.О. в ЕФРСБ опубликовано сообщение N 9573790, согласно которому Лобода О.О. сообщает "об отложении по ходатайству УФНС по РБ собрания кредиторов на 12 сентября 2022 года, время и место проведения собрания кредиторов остается прежним".
Таким образом, в нарушение пункта 4 статьи 20.3, пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий Лобода О.О. не исполнила обязанность конкурсного управляющего по включению в ЕФРСБ сообщений о результатах проведения собрания кредиторов в установленный законом срок, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, а именно неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника -унитарного предприятия, представитель 9 саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим (п.1 ст. 12 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона о банкротстве сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ) в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Согласно пункту 7 статьи 12 Закона о банкротстве сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
30 ноября 2021 года арбитражный управляющий Лобода О.О. в ЕФРСБ опубликовала сообщение N 7773389 следующего содержания: "что собрание кредиторов, отложенное на 15 октября 2021 года в 11.30 часов, было отложено на 19 ноября 2021 года по причине неполучения отчета об оценке рыночной стоимости для ознакомления конкурсным кредиторам".
Сообщение о результатах проведения собрания кредиторов, назначенного на 19 ноября 2021 года арбитражный управляющий Лобода О.О. была обязана разместить в ЕФРСБ в срок до 26 ноября 2021 года.
По результатам мониторинга сайта ЕФРСБ установлено, что сообщение о результатах проведения 19 ноября 2021 года собрания кредиторов ООО "Байкалремстрой 2" арбитражным управляющим Лободой О.О. не размещено.
05 сентября 2022 года арбитражный управляющий Лобода О.О. в ЕФРСБ опубликовала сообщение N 9573790, согласно которому сообщено "об отложении по ходатайству УФНС по РБ собрания кредиторов на 12 сентября 2022 года, время и место проведения собрания кредиторов остается прежним".
Сообщение о результатах проведения собрания кредиторов, назначенного на 12 сентября 2022 года, арбитражный управляющий Лобода О.О. была обязана разместить в ЕФРСБ в срок до 19 сентября 2022 года.
По результатам мониторинга сайта ЕФРСБ установлено, что сообщение о результатах проведения 12 сентября 2022 года собрания кредиторов ООО "Байкалремстрой 2" арбитражным управляющим Лободой О.О. не размещено.
Таким образом, в нарушение пункта 4 статьи 20.3, пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий Лобода О.О. не исполнила обязанность конкурсного управляющего по включению в ЕФРСБ сообщения о результатах проведения собрания кредиторов, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, а именно неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3-19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных указанной статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 названного закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.
В силу пункта 5 статьи 139 Закона о банкротстве имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.
Сообщением N 5390587 от 27 августа 2020 года, включенным в ЕФРСБ, конкурсным управляющим ООО "Байкалремстрой 2" Лободой О.О. размещена информация о результатах проведения инвентаризации имущества, материальных ценностей, основных средств, дебиторской задолженности, числящихся на балансе ООО "Байкалремстрой 2".
Согласно сведениям, размещенным на ЕФРСБ, конкурсный управляющий ООО "Байкалремстрой 2" Лобода О.О. провела оценку имущества должника (сообщения N 7459375 от 06 октября 2021 года, N 7747974 от 26 ноября 2021 года).
15 декабря 2021 года собранием кредиторов должника утвержден порядок, сроки, условия продажи имущества должника. Данное обстоятельство также подтверждено содержанием бюллетеней участников собрания, несмотря на содержание протокола собрания.
Согласно пункту 1.6 утвержденного Порядка конкурсный управляющий включает объявление о продаже имущества должника в ЕФРСБ.
Однако до настоящего времени сообщения о продаже имущества должника в ЕФРСБ конкурсным управляющим ООО "Байкалремстрой 2" не размещено, что свидетельствует о бездействии конкурсного управляющего по принятию мер к реализации имущества должника в соответствии с утвержденным Порядком.
Соответствующие меры не приняты арбитражным управляющим Лободой О.О. и на дату судебного заседания в суде первой инстанции.
Доказательств обратного арбитражным управляющим Лободой О.О. не представлено.
Выполнение арбитражным управляющим мероприятий, предусмотренных Законом о банкротстве, должно осуществляться в наиболее короткие сроки, поскольку недобросовестность и неразумность таких действий влекут затягивание процедуры конкурсного производства, увеличение расходов на ее проведение и. соответственно, нарушение прав и законных интересов кредиторов должника. Непринятие должных мер, направленных на своевременную реализацию имущества должника арбитражным управляющим Лободой О.О. в разумный срок, свидетельствует о бездействии арбитражного управляющего Лободы О.О.
Меры, направленные на своевременную реализацию имущества должника арбитражным управляющим Лободой О.О. в разумный срок не приняты.
Таким образом, в нарушение пункта 4 статьи 20.3, пункта 5 статьи 139 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий Лобода О.О. не исполнила обязанность конкурсного управляющего по реализации имущества должника в разумные сроки, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, а именно, неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу частей 1, 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Административное правонарушение в соответствии с частями 1, 2 статьи 2.2 КоАП РФ признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является виновность действия (бездействия) физического или юридического лица.
Арбитражный управляющий Лобода О.О., прошла обучение по утвержденной программе подготовки арбитражных управляющих, знала об обязанностях и сроках их исполнения, не могла не знать о противоправном характере своих действий, имела реальную возможность добросовестно осуществлять возложенные на нее законодательством о несостоятельности (банкротстве) обязанности арбитражного управляющего, но не приняла все зависящие от нее меры, направленные на обеспечение их надлежащего осуществления, что свидетельствует о наличии в действиях арбитражного управляющего вины в форме неосторожности (легкомыслия). Арбитражный управляющий Лобода О.О. предвидела возможность наступления общественно вредных последствий своего бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывала на предотвращение этих последствий.
Таким образом, материалами дела вина арбитражного управляющего Лободы О.О. в форме неосторожности подтверждена.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, в данном случае на момент рассмотрения дела по существу не истек.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.13 КоАП РФ, является формальным. Указанное правонарушение считается оконченным с момента неисполнения арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве). Ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения или не возникновения отрицательных последствий, следовательно, наличие или отсутствие общественно-вредных последствий не имеет правового значения для квалификации деяния по указанной статье КоАП РФ.
Квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, отличающим его от состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ является повторность нарушения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Материалами дела повторность подтверждена:
- решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 апреля 2022 года по делу N А10-663/2022 арбитражный управляющий Лобода О.О. привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде предупреждения,
- решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2022 года по делу N А19-10544/2022 арбитражный управляющий Лобода О.О. привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде предупреждения,
- решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2022 года по делу N А19-17750/2022 арбитражный управляющий Лобода О.О. привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде предупреждения,
Исходя из диспозиций частей 3 и 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, является повторность совершенного правонарушения.
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
После вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 апреля 2022 года по делу N А10-663/2022 арбитражный управляющий Лобода О.О. по второму эпизоду не исполнила обязанность, установленную пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве, по проведению собрания кредиторов и представлению собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе, иной информации не реже чем один раз в три месяца, поскольку собрание кредиторов иное не устанавливало, а именно: в срок до 04 мая 2022 года, 05 августа 2022 года, 06 ноября 2022 года.
По третьему эпизоду после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 апреля 2022 года по делу N А10-663/2022 арбитражный управляющий Лобода О.О. допустила нарушение пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве в виду нарушения срока публикации в ЕФРСБ сообщение о результатах собрания кредиторов, назначенного на 26 августа 2022 года.
По четвертому эпизоду арбитражный управляющий Лобода О.О., будучи привлеченной к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП, допустила нарушение пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве, не опубликовав в ЕФРСБ сообщение о результатах собрания кредиторов, назначенного на 12 сентября 2022 года.
По пятому эпизоду меры к продаже имущества должника в соответствии с пунктом 5 статьи 139 Закона о банкротстве не приняты до настоящего времени.
Следовательно, поскольку совершенные правонарушения имели место в течение одного года с момента вступления в законную силу решения о привлечении к административной ответственности, установленное в рамках настоящего дела правонарушение носит повторный характер, в связи с чем верно квалифицировано административным органом по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Статьей 2.9 КоАП предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В то же время согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 апреля 2005 года N 122-О, Положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Арбитражным управляющим Лободой О.О. доказательств наличия исключительных обстоятельств к освобождению от административной ответственности не представлено.
Более того, нарушения законодательства о банкротстве, допущенные в деле о банкротстве ООО "Байкалремстрой 2" являются многочисленными, свидетельствующими о пренебрежительном отношении к исполнению возложенных на управляющего обязанностей. Нарушение прав и законных интересов кредиторов подтверждается, в том числе поданной жалобой уполномоченного органа.
Суд апелляционной инстанции равно как суд первой инстанции не усматривает оснований для признания совершенного арбитражным управляющим Лободой О.О. административного правонарушения малозначительным.
Наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, материалами дела не содержат.
На основании изложенного, с учётом положений статьи 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно привлёк арбитражного управляющего Лободу О.О. к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ и назначил наказание в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 февраля 2023 года по делу N А10-7246/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7246/2022
Истец: Управление Росреестра по Республике Бурятия
Ответчик: Лобода Оксана Олеговна